«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2017г.
Рабочая программа
по курсу
«Изобразительное искусство»
в 6 классе
на 2017– 2018 учебный год
Составитель:
учитель изобразительного искусства Кузнецова Л.В.
п. Красный Текстильщик
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса общеобразовательного учреждения «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией Б.М. Неменского (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства, входящего в предметную область «Искусство», является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Срок реализации программы – 2017 – 2018 уч.год
Предполагаемые результаты обучения в 6 классе.
Обучающиеся научатся:
Разбираться в жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- распознавать роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- разбираться в процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- разбираться в поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- разбираться роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- узнавать роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
-
Обучающиеся получат возможность научиться:
- узнавать об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- разбираться в сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; - получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирования
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» предоставляет возможность ученику 6 класса научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Учебно-тематический план:
Наименование раздела. | Элементы содержания |
| Изобразительное искусство и семь пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи саратовских художников. Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Саратова Основы языка изображения. |
Мир наших вещей. Натюрморт. | Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве саратовских художников. Изображение предметного мира – натюрморт.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). |
Вглядываясь в человека. Портрет. | Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-саратовцы |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-саратовцы. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. |
Планирование по изобразительному искусству
№ урока | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Дата |
план | факт |
1 | Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства | УОНЗ | Устный опрос. Практическая работа. | | |
2 | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства | УОНЗ | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
3 | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
4 | Черное и белое– основа языка. Графики. Линия и ее выразительные возможности. Пятнокак средство выражения. | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
5 | Черное и белое – основа языка графики. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. | УРК | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
6 | Цвет – основа языка живописи | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
7 | Цвет – основа языка живописи | УРК | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
8 | Объёмные изображения в скульптуре | УОНЗ | Устный опрос. Практическая работа. | | |
9 | Объёмные изображения в скульптуре | УРК | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
2 четверть |
10 | Объёмные изображения в скульптуре | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
11 | Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
12 | Отношение художника к миру природы. | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
13 | Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр. | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
14 | Пейзаж в графике | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
15 | Пейзаж в графике | УРК | Устный опрос. защита проекта. | | |
16 | Художник выражает свое понимание красоты природы | УОНЗ | Фронтальный опрос. защита проекта. | | |
17 | Построение пространства в пейзаже. | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по темеурока. | | |
18 | Построение пространства в пейзаже. | УРК | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
19 | Роль колорита в пейзаже | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ, защита проекта. | | |
3 четверть |
20 | Мы и мир наших вещей. Отношение человека к миру вещей | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
21 | Отношение художника к миру вещей | УРК | Творческое обсуждение работ, | | |
22 | Отношение художника к миру вещей | УРК | Устный опрос. защита проекта. | | |
23 | Натюрморт в графике | УОНЗ | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
24 | Это – мы: вглядываясь в человека. | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
25 | Портрет в графике | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
26 | Композиция в портрете | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
4 четверть |
27 | Композиция в портрете | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
28 | Композиция в портрете | УР | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
29 | Портрет в живописи | УОНЗ | Устный опрос. Практическая работа. | | |
30 | Музеи мира | УОНЗ | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | | |
31 | Музеи мира | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | |
32 | Музеи мира | УР | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
33 | Государственная Третьяковская галерея | УОНЗ | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
34 | Государственная Третьяковская галерея | УРК | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». | | |
35 | Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. | УОНЗ | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | |
35 | Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. | УОМН | Творческое обсуждение работ, защита проекта. | | |
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № от ___. . 2017г. руководитель ШМО_______________ /Комарова Л.А./ | Зам. директора по УВР _____________________ Иноземцева Е.Г. ___. .2017г. |