Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
02-25
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от «29» августа 2018г.№ 2
Введено приказом
от «29» августа 2018г. № 155
Директор МАОУ «СОШ№17»
___________ Ганиева Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ГЕОГРАФИЯ для 5-х классов
(базовый уровень)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Василова Р.О. (учитель географии и биологии)
«Согласовано»
Заместитель директора __________ Богачёва Н.В. от «28» августа 2018г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от «27» августа 2018г. № 1
Руководитель МО __________ Скочкова Н.Р.
г. Набережные Челны
2018г.
Планируемые результаты изучения предмета география , 5 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Источники географических информации. | -выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; | -создавать простейшие географические карты различного содержания; -моделировать географические объекты и явления; -работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; -подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; | -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -выделять главное, существенные признаки понятий; -участвовать в совместной деятельности; -высказывать суждения, подтверждая их фактами; | -формирование ответственного отношения к учёбе. Развитие личностной рефлексии, толерантности. -формирование мотивации в изучении наук о природе. -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. -формирование целостного мировоззрения. -воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
| -представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; | -ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; | -умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий; -организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; | -формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. -формирование навыков организации своей деятельности в группе. -формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
| -ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): -находить и извлекать необходимую информацию; -определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; -выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; | -подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; | -искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; -составлять описания объектов; -составлять простой и сложный план -работать с текстом и нетекстовыми компонентами: -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; -оценивать работу одноклассников; -выявлять причинно-следственные связи; -составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.. | -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. -формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. -формирование навыков организации своей деятельности в группе. -формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
Природа Земли и человек | -использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: -выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); -расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; -составление простейших географических прогнозов; -принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; | -использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; | -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме; -осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | -формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. -формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. |
Содержание учебного предмета.
Название раздела | Краткое содержание | Кол - во часов |
Источники географической информации | Развитие географических знаний о Земле. Что изучает география.Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Современные географические методы исследования Земли. Практическая работа №1.Освоение приемов работы с контурной картой Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. Практическая работа №1. Освоение приемов работы с контурной картой Практическая работа №2.Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки Практическая работа №3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 17ч |
Природа Земли и человек | Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Практическая работа №4. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий К.Р.№1 «Земля во Вселенной» | 17 |
| Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа Практическая работа №5. Определение горных пород и описание их свойств. Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Годовая контрольная работа | |
Всего | | 34ч |
Календарно-тематическое планирование по географии (ФГОС)
-УМК (. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012.)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планир. сроки | Фактич. сроки |
I | Источники географических информации | 17 ч. | | | |
| Тема 1. 1 Развитие географических знаний о Земле | 6ч | | | |
1 | Что изучает география. | 1 | 5А-6.09 5Б-6.09 | 5А- 5Б- | Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом; формулирование определения «география», выявление различий природных и антропогенных объектов, поиск информации в других источниках о роли географии |
2 | Развитие представлений человека о мире | 1 | 5А-13.09 5Б-13.09 | 5А- 5Б- | Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках Древнего мира и Средневековья |
3 | Выдающиеся географические открытия: плавания Х. Колумба, В. да Гамы, Ф. Магеллана | 1 | 5А-20.09 5Б-20.09 | 5А- 5Б- | Научатся определять понятие «Великие географические открытия», характеризовать важнейшие путешествия того времени, значение новых знаний о Земле. Получат возможность научиться использовать географическую карту при характеристике важнейших путешествий эпохи ВГ |
4 | Практическая работа №1.Освоение приемов работы с контурной картой. | 1 | 5А-27.09 5Б-27.09 | 5А- 5Б- | Получат возможность освоить приемы работы с контурными картами |
5 | Выдающиеся географические открытия: открытия Австралии и Антарктиды, первое русское кругосветное путешествие. | 1 | 5А-4.10 5Б-4.10 | 5А- 5Б- | Научатся характеризовать результаты европейских экспедиций, занятых поисками Австралии и Антарктиды, первого русского кругосветного плавания. Получат возможность научиться использовать географическую карту при характеристике важнейших путешествий. |
6 | Современный этап научных географических исследований. Географические методы изучения окружающей среды. | 1 | 5А-11.10 5Б-11.10 | 5А- 5Б- | Научатся определять понятия: физическая география, космические методы исследования, географические информационные системы (ГИС), электронные карты. Получат возможность научиться пользоваться информацией ГИС, интернет-порталом Google «Планета Земля». |
| Тема 1.2Глобус | 2 ч. | | | |
7 | Способы изображения земной поверхности. Глобус, план местности, географическая карта. | 1 | 5А-18.10 5Б-18.10 | 5А- 5Б- | Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. |
8 | Масштаб и его виды. | 1 | 5А-25.10 5Б-25.10 | 5А- 5Б- | Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. |
| Тема 1.3 План местности | 4ч | | | |
9 | План местности. Условные знаки. Способы изображения рельефа земной поверхности. | 1 | 5А-8.11 5Б-8.11 | 5А- 5Б- | Распознавать условные знаки планов местности |
10 | Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. | 1 | 5А-15.11 5Б-15.11 | 5А- 5Б- | Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности |
11 | Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. | 1 | 5А-22.11 5Б-22.11 | 5А- 5Б- | Распознавать условные знаки планов местности. Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и познавательных задач |
12 | Практическая работа №2.Составление простейшего плана местности способом глазомерной полярной съемки. | 1 | 5А-29.11 5Б-29.11 | 5А- 5Б- | Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки. |
| Тема 1.3 Географическая карта -особый источник информации | 3ч | | | |
13 | Глобус. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. | 1 | 5А-6.12 5Б-6.12 | 5А- 5Б- | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли |
14 | Географическая карта – особый источник информации. Разнообразие карт | 1 | 5А-13.12 5Б-13.12 | 5А- 5Б- | Определение местоположения географических объектов, абсолютных высот |
15 | Практическая работа №3.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1 | 5А-20.12 5Б-20.12 | 5А- 5Б- | Получат возможность закрепить понятие «географические координаты», умение определять географические координаты объектов по карте, научатся составлять прямые и обратные задачи на определения географических координат |
| Тема 1.4.Географические методы изучения окружающей среды | 2ч | | | |
16 | Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов | 1 | 5А-10.01 5Б-10.01 | 5А- 5Б- | Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Географические атласы. Значение карт в жизни человека |
17 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Источники географической информации». | 1 | 5А-17.01 5Б-17.01 | 5А- 5Б- | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. |
II | Природа Земли и человек | 17ч | | | |
| Тема 2.1 Земля –планета Солнечной системы | 7ч | | | |
18 | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | 5А-24.01 5Б-24.01 | 5А- 5Б- | Научатся определять понятия: Вселенная, космос, галактика; планеты-гиганты, планеты земной группы, общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. |
19 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | 5А-31.01 5Б-31.01 | 5А- 5Б- | Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю |
20 | Форма и размеры Земли, их географические следствия. | 1 | 5А-7.02 5Б-7.02 | 5А- 5Б- | Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора |
21 | Движения Земли, их географические следствия: осевое вращение Земли. | 1 | 5А-14.02 5Б-14.02 | 5А- 5Б- | Наблюдать действующую модель (теллурий) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси |
22 | Практическая работа №4.Движения Земли, их географические следствия: обращение Земли вокруг Солнца. | 1 | 5А-21.02 5Б-21.02 | 5А- 5Б- | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. |
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 1 | 5А-28.02 5Б-28.02 | 5А- 5Б- | Отвечают на вопросы, работают с тестами. |
24 | К.Р.№1 «Земля во Вселенной» | 1 | 5А-7.03 5Б-7.03 | 5А- 5Б- | Выполняют тест |
| Тема 2.2.Земная кора и литосфера | 4ч. | | | |
25 | Внутреннее строение Земли, методы его изучения. | 1 | 5А-14.03 5Б-14.03 | 5А- 5Б- | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой |
26 | Горные породы и полезные ископаемые Практическая работа. №5. Определение горных пород и описание их свойств. | 1 | 5А-21.03 5Б-21.03 | 5А- 5Б- | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения |
27 | Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. | 1 | 5А-4.04 5Б-4.04 | 5А- 5Б- | Анализировать схемы строения земной коры, сравнивать типы земной коры |
28 | Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. | 1 | 5А-11.04 5Б-11.04 | 5А- 5Б- | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма |
| Тема 2.3 Рельеф Земли | 3ч | | | |
29 | Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. | 1 | 5А-18.04 5Б-18.04 | 5А- 5Б- | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику |
30 | Основные формы рельефа суши. Рельеф дна мирового океана.Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | 1 | 5А-25.04 5Б-25.04 | 5А- 5Б- | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их |
31 | Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. | 1 | 5А-2.05 5Б-2.05 | 5А- 5Б- | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа |
| Тема 2.4 Человек и литосфера | 3 | | | |
32 | Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу | 1 | 5А-10.05 5Б-10.05 | 5А- 5Б- | Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность |
33 | Годовая контрольная работа . | 1 | 5А-16.05 5Б-16.05 | 5А- 5Б- | Отвечают на вопросы, работают с тестами. |
34 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа Земли и человек». | 1 | 5А-23.05 5Б-23.05 | 5А- 5Б- | Отвечают на вопросы, работают с тестами. |
Лист корректировки
№ п/п | Дата | Тема заменённого урока | Тема фактически проведённого урока | Подпись администрации |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка устных ответов:
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.
Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических работ:
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - работа выполняется в полном объеме, учащиеся используют указанные учителем источники знаний, могут допускать неточности в их использовании и небрежности в оформлении работы, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Отметка «3» - работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя, на выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний, полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Демонстрируется плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и неэффективны по причине плохой подготовки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
Рекомендации по оценке результатов тестирования
% верных ответов | 90-100 | 70-89 | 50-69 | Менее 50 |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Тесты, состоящие из 5 вопросов, можно использовать после изучения каждого урока.
Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из 5 вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
для теста из 10 вопросов
• 9-10 правильных ответов — оценка «5»;
• 7-8 правильных ответов — оценка «4»;
• 5-6 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 5 правильных ответов — оценка «2».
для теста из 30 вопросов:
• 27—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 21—26 правильных ответов — оценка «4»;
• 15—20 правильных ответов — оценка «З»;
• менее 15 правильных ответов — оценка «2».
Оценка контурных карт:
Отметка «5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Отметка «3»выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка «2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена неверно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.