СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс география»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

02-25


«Принято»

Педагогическим советом

протокол от «29» августа 2018г.№ 2


Введено приказом

от «29» августа 2018г. № 155

Директор МАОУ «СОШ№17»

___________ Ганиева Н.В.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ГЕОГРАФИЯ для 5-х классов

(базовый уровень)

(1 час в неделю, 34 часа в год)



Составитель: Василова Р.О. (учитель географии и биологии)










«Согласовано»

Заместитель директора __________ Богачёва Н.В. от «28» августа 2018г.


«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от «27» августа 2018г. № 1

Руководитель МО __________ Скочкова Н.Р.











г. Набережные Челны

2018г.

Планируемые результаты изучения предмета география , 5 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Источники географических информации.

-выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;


-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления;

-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;


-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-участвовать в совместной деятельности;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;


-формирование ответственного отношения к учёбе. Развитие личностной рефлексии, толерантности.

-формирование мотивации в изучении наук о природе.

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

-формирование целостного мировоззрения.

-воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.



-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;



-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;


-умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;


-формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

-формирование навыков организации своей деятельности в группе.

-формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.


-ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): -находить и извлекать необходимую информацию;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

-выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;



-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;


-искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях;

-составлять описания объектов;

-составлять простой и сложный план

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

-оценивать работу одноклассников;

-выявлять причинно-следственные связи;

-составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста..

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

-формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

-формирование навыков организации своей деятельности в группе.

-формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

Природа Земли и человек

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

-выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

-расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;

-составление простейших географических прогнозов;

-принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;


-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;


-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

-осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

-формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

-формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.












Содержание учебного предмета.

Название раздела

Краткое содержание

Кол - во часов

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Что изучает география.Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Современные географические методы исследования Земли.

Практическая работа №1.Освоение приемов работы с контурной картой

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Практическая работа №1. Освоение приемов работы с контурной картой

Практическая работа №2.Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки

Практическая работа №3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.



17ч



Природа Земли и человек

Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Практическая работа №4. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий

К.Р.№1 «Земля во Вселенной»

17


Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа

Практическая работа №5. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Годовая контрольная работа


Всего


34ч






Календарно-тематическое планирование по географии (ФГОС)

-УМК (. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012.)


Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планир.

сроки

Фактич.

сроки

I

Источники географических информации

17 ч.





Тема 1. 1 Развитие географических знаний о Земле




1

Что изучает география.


1

5А-6.09

5Б-6.09

5А-

5Б-

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом; формулирование определения «география», выявление различий природных и антропогенных объектов, поиск информации в других источниках о роли географии

2

Развитие представлений человека о мире

1

5А-13.09

5Б-13.09

5А-

5Б-

Исследовать по картам маршруты из­вестных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках Древнего мира и Средневековья

3

Выдающиеся географические открытия: плавания

Х. Колумба, В. да Гамы, Ф. Магеллана

1

5А-20.09

5Б-20.09

5А-

5Б-

Научатся определять понятие «Великие географические открытия», характеризовать важнейшие путешествия того времени, значение новых знаний о Земле.

Получат возможность научиться использовать географическую карту при характеристике важнейших путешествий эпохи ВГ

4

Практическая работа №1.Освоение приемов работы с контурной картой.

1

5А-27.09

5Б-27.09

5А-

5Б-

Получат возможность освоить приемы работы с контурными картами

5

Выдающиеся географические открытия: открытия Австралии и Антарктиды, первое русское кругосветное путешествие.

1

5А-4.10

5Б-4.10

5А-

5Б-

Научатся характеризовать результаты европейских экспедиций, занятых поисками Австралии и Антарктиды, первого русского кругосветного плавания.

Получат возможность научиться использовать географическую карту при характеристике важнейших путешествий.

6

Современный этап научных географических исследований. Географические методы изучения окружающей среды.


1

5А-11.10

5Б-11.10

5А-

5Б-

Научатся определять понятия: физическая география, космические методы исследования, географические информационные системы (ГИС), электронные карты.

Получат возможность научиться пользоваться информацией ГИС, интернет-порталом Google «Планета Земля».


Тема 1.2Глобус

2 ч.




7

Способы изображения земной поверхности. Глобус, план местности, географическая карта.

1

5А-18.10

5Б-18.10

5А-

5Б-

Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли.

8

Масштаб и его виды.

1

5А-25.10

5Б-25.10

5А-

5Б-

Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.


Тема 1.3 План местности




9

План местности. Условные знаки. Способы изображения рельефа земной поверхности.

1

5А-8.11

5Б-8.11

5А-

5Б-

Распознавать условные знаки планов местности

10

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.

1

5А-15.11

5Б-15.11

5А-

5Б-

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности

11

Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.

1

5А-22.11

5Б-22.11

5А-

5Б-

Распознавать условные знаки планов местности. Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и познавательных задач

12

Практическая работа №2.Составление простейшего плана местности способом глазомерной полярной съемки.

1

5А-29.11

5Б-29.11

5А-

5Б-

Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки.


Тема 1.3 Географическая карта -особый источник информации




13

Глобус. Градусная сетка.

Географические координаты, их определение.

1

5А-6.12

5Б-6.12

5А-

5Б-

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли

14

Географическая карта – особый источник информации. Разнообразие карт

1

5А-13.12

5Б-13.12

5А-

5Б-

Определение местоположения географических объектов, абсолютных высот

15

Практическая работа №3.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

1

5А-20.12

5Б-20.12

5А-

5Б-

Получат возможность закрепить понятие «географические координаты», умение определять географические координаты объектов по карте, научатся составлять прямые и обратные задачи на определения географических координат


Тема 1.4.Географические методы изучения окружающей среды




16

Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов

1

5А-10.01

5Б-10.01

5А-

5Б-

Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Географические атласы. Значение карт в жизни че­ловека

17

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Источники географической информации».

1

5А-17.01

5Б-17.01

5А-

5Б-

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

II

Природа Земли и человек

17ч





Тема 2.1 Земля –планета Солнечной системы




18

Земля – планета Солнечной системы.

1

5А-24.01

5Б-24.01

5А-

5Б-

Научатся определять понятия: Вселенная, космос, галактика; планеты-гиганты, планеты земной группы, общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.

19

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1

5А-31.01

5Б-31.01

5А-

5Б-

Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближ­него космоса на Землю

20

Форма и размеры Земли, их географические следствия.

1

5А-7.02

5Б-7.02

5А-

5Б-

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора

21

Движения Земли, их географические следствия: осевое вращение Земли.

1

5А-14.02

5Б-14.02

5А-

5Б-

Наблюдать действующую модель (теллу­рий) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси

22

Практическая работа №4.Движения Земли, их географические следствия: обращение Земли вокруг Солнца.

1

5А-21.02

5Б-21.02

5А-

5Б-

Наблюдать действующую модель движе­ния Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы».

1

5А-28.02

5Б-28.02

5А-

5Б-

Отвечают на вопросы, работают с тестами.

24

К.Р.№1 «Земля во Вселенной»

1

5А-7.03

5Б-7.03

5А-

5Б-

Выполняют тест



Тема 2.2.Земная кора и литосфера


4ч.




25

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

1

5А-14.03

5Б-14.03

5А-

5Б-

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

26

Горные породы и полезные ископаемые

Практическая работа. №5. Определение горных пород и описание их свойств.

1

5А-21.03

5Б-21.03

5А-

5Б-

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

27

Состав земной коры,

ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.

1

5А-4.04

5Б-4.04

5А-

5Б-

Анализировать схемы строения земной коры, сравнивать типы земной коры

28

Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

1

5А-11.04

5Б-11.04

5А-

5Б-

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулка­низма


Тема 2.3 Рельеф Земли




29

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.

1

5А-18.04

5Б-18.04

5А-

5Б-

Распознавать на физических и топографи­ческих картах разные формы рельефа и составлять их характеристику

30

Основные формы рельефа суши. Рельеф дна мирового океана.Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

1

5А-25.04

5Б-25.04

5А-

5Б-

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географиче­ского положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их

31

Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

1

5А-2.05

5Б-2.05

5А-

5Б-

Составлять и анализировать схему, демон­стрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа


Тема 2.4 Человек и литосфера

3




32

Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу

1

5А-10.05

5Б-10.05

5А-

5Б-

Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

33

Годовая контрольная работа

.

1

5А-16.05

5Б-16.05

5А-

5Б-

Отвечают на вопросы, работают с тестами.

34

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа Земли и человек».

1

5А-23.05

5Б-23.05

5А-

5Б-

Отвечают на вопросы, работают с тестами.








Лист корректировки

№ п/п

Дата

Тема заменённого урока

Тема фактически проведённого урока

Подпись администрации


















































Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Оценка устных ответов:

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.


Оценка практических работ:

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - работа выполняется в полном объеме, учащиеся используют указанные учителем источники знаний, могут допускать неточности в их использовании и небрежности в оформлении работы, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Отметка «3» - работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя, на выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний, полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Демонстрируется плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и неэффективны по причине плохой подготовки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Рекомендации по оценке результатов тестирования


% верных ответов

90-100

70-89

50-69

Менее 50

Отметка

5

4

3

2


Тесты, состоящие из 5 вопросов, можно использовать после изучения каждого урока.

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.


При оценивании используется следующая шкала:

для теста из 5 вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».


для теста из 10 вопросов

• 9-10 правильных ответов — оценка «5»;

• 7-8 правильных ответов — оценка «4»;

• 5-6 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 5 правильных ответов — оценка «2».


для теста из 30 вопросов:

• 27—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 21—26 правильных ответов — оценка «4»;

• 15—20 правильных ответов — оценка «З»;

• менее 15 правильных ответов — оценка «2».


Оценка контурных карт:

Отметка «5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Отметка «3»выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка «2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена неверно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!