ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»; -АООП НОО для детей с РАС; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность МБОУ Пржевальская СШ; -Устава МБОУ Пржевальская СШ
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Направленность программы
Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.
Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.
5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
Программа реализуется для обучающихся 1-х классов
Общая характеристика речи обучающихся с РАС
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Цели программы:
-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС, - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы: 1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире. 2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении 3. Развивать устную речь:
-развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы ; -формирование правильного физиологического дыхания ;
-создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
-уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; 5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. 6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Методологические и теоретические основы программы.
Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системного подхода -рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности; - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода ; - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально (домашнее обучение). Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 1 занятие в неделю (33 занятия в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. 6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,
Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:
подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
постановка звука
Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом
автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях
дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.
В структуру каждого занятия, как правило, входят: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения; -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа по активизации речевого общения, - работа над расширением и уточнением словарного запаса, - работа над предложением; - развитие связной речи.
Содержание логопедической программы:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики..Практические грамматические упражнения и развитие речи.Фонетика.Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.(Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных с учителем).
Планируемые результаты освоения обучающимся программы:
Личностные результаты должны отражать:
1)осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь. Минимальный уровень:
Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Тематический план:
1 четверть.
I Этап: Диагностический (4 ч.)
1.Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику. Обследование импрессивной и связной речи . Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношений Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов
II Пропедевтический (Добукварный) период.
«Это — я», (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»
«Я- ребёнок» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»
«Ребёнок в семье» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи.
«Моя семья» (1ч.)
«Я-в семье» (1ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я)Формирование представления о звуках речи. «Семь сестрёнок»
2 четверть.
«Ребёнок и его дом» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Пальчиковые игры: «В домике», «Дом и ворота»
III Букварный период.
1 этап: изучение гласных звуков и букв.
11. «Ребёнок и его игрушки» (2 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ а. /и буква Аа. «Рисуночное письмо» «Мячи».
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и букваОо.
Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). «Таня и кукла»
12«Ребёнок в школе» (2 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.
.Звук О. и буква Оо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок)Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. Альтернативное чтение «колючий мяч»
14. «Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. Альтернативное чтение. Пальчиковая игра «Строим дом». Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. «Строим дом»
3 четверть
16. «Ребёнок в мире цвета и звука» (1ч.)
Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Фруктовая ладошка»
2 этап: изучение согласных звуков и букв.
17 «Ребёнок и мир животных» (1ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм.
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Ёжик»
18 «Ребёнок и мир животных и птиц»(1ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Звук с и буква Сс «Домашние птицы»
19. «Ребёнок и мир животных» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква Сс «Моя лошадка»Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква С Пальчиковая игра «Бык у забора»
21. «Ребёнок и мир растений» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук и буква Хх. «Засолка капусты» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы) Звук и буква Хх. «Яблонька»
23«Ребёнок в семье» «Я и мама»(1ч.)
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке маму.
24 «Ребёнок и машины» (1ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке машину. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.
4 четверть.
IV Коррекционный период.
26. «Ребёнок и явления природы». (2ч.)
Обучение глобальному чтению. Работа с альбомом Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Находить картинку по теме «Весна»
28. Звук ш. (2ч.)
Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Повторить пройденные звуки и буквы. «Домашние птицы». Находить картинку Рисуем пальчиками на песке-шарик
30.Звук и буква Шш. (1ч.)
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1
упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке
31.Дифференциация с-ш в слогах. (1ч.)
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. 1
«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке
32.Дифференциация с-ш в словах. (1ч.)
Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. «Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке
33. Диагностика(1ч.)
Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы. Рисуем пальчиками на песке.
Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:
«Логопедические занятия»
Количество занятий: 1раз в неделю, 3-4 занятия в месяц,33 занятия в год.
1класс (33 ч.)
1 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во Ча-сов | Звук и буква | Развитие мелкой моторики | Информационное сопровождение | По плану | По Факту | | | | | | |
| | | | | |
I Этап: Диагностический 4 ч. | | | | | | |
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. | Провести первичную Диагностику. /Диагностика./ | 1 | | | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. | 5.09 | | | | | | | |
2. | Обследование импрессивной и связной речи . | Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. /Обследование речи/ | 1 | | | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. | 12.09 | | | | | | | |
3. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 1 | | | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. | 19. 09 | | | | | | | |
4. | Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. | Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов | 1 | | | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. | 26.09 | | | | | | | |
Пропедевтический (добукварный) период. | | | | | | |
5 | «Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. | 1 | Формирование представления о звуках речи | «Пальчики» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 03.10 | | | | | | | |
6 | «Я- ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми | 1 | . Формирование представления о звуках речи | «Пальчики» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 10.10 | | | | | | | |
7 | «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1 | Формирование представления о звуках речи. | «Моя семья» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 17.10 | | | | | | | |
8 | «Я-в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | 1 | Формирование представления о звуках речи. | «Семь сестрёнок» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 24.10 | | | | | | | |
2 четверть. | | | | | |
9 | «Ребёнок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1 | | «В домике» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 07.11 | | | | | | |
10 | «Ребёнок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1 | | «Дом и ворота» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 14.11 | | | | | | |
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х. | | | | | | | | | | | | |
11 | «Ребёнок и его игрушки» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук/ а. /и буква Аа. «Рисуночное письмо» | «Мячик» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 21.11 | | | | | | |
12 | «Ребёнок и его игрушки» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук О. и букваОо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | «Таня и кукла» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г. | 28.11 | | | | | | |
13 | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | .Звук О. и букваОо.Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | «Дружба» | «Кодовый словарь» Л.Б. БаряевойРазрезная азбука. Кассы букв. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. | 5.12 | | | | | | |
14 | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук У. и букваУу. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ | «колючий мяч» | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. | 12.12 | | | | | | |
15. | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук У. и букваУу. Альтернативное чтение | «Строим дом» | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. | 19.12 | | | | | | |
16 | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук У. и букваУу. | «Строим дом» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. | 26.12. | | | | | | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | | | | | |
17. | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | «Фруктовая ладошка» | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. | 09.01 | | | | | | |
18 | «Ребёнок и мир животных» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);оПвторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | «Ёжик» | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. | 16.01 | | | | | | |
19 | «Ребёнок и мир животных и птиц» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | 1 | Звук с и букваСс | Домашние птицы | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой, | 23.01 | | | | | | |
20. | «Ребёнок и мир животных» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Звук с и букваСс | «Моя лошадка» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. | 30.01 | | | | | | |
21. | «Ребёнок и мир животных» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Звук с и буква С | «Бык у забора» | Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. | 06.02 | | | | | | |
22. | «Ребёнок и мир растений» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Звук и буква Хх. | «Засолка капусты» | Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов | 20.02 | | | | | | |
23. | «Ребёнок и мир растений» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); | 1 | Звук и буква Хх. | «Яблонька» | Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. | 27.02 | | | | | | |
24 | «Ребёнок в семье» «Я и мама» (повторение) | учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | 1 | Звук М и буква Мм. | Рисуем пальчиками на песке-маму | Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов | 05.03. | | | | | | |
25 | «Ребёнок и машины» | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей | 1 | Звук М и буква Мм. | Рисуем пальчиками на песке-машину | Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов | 12.03. | | | | | | |
26 | «Ребёнок и машины» | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей | 1 | Звук М и буква Мм. | Рисуем пальчиками на песке-машину | Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов | 19.03. | | | | | | |
4 четверть. | | | | | |
| | | | | | | | |
27. | «Ребёнок и явления природы». Обучение глобальному чтению.Работа с альбомом | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире | 1 | Повторить пройденные звуки и буквы. | «Весна» | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. | 02.04. | | | | | | |
28. | «Ребёнок и явления природы». Обучение глобальному чтению Работа с альбомом. | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире | 1 | Глобальное чтение.Находить картинку | Домашние птицы | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. | 09.04 | | | | | | |
29. | Звук ш. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. | 1 | Повторить пройденные звуки и буквы. | Домашние птицы | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. | 16.04. | | | | | | |
30. | Звук ш. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. | 1 | Глобальное чтение.Находить картинку | Рисуем пальчиками на песке-шарик | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. | 23.04. | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
31. | Дифференциация с-ш в слогах. | Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 | «Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); | Рисуем пальчиками на песке | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | 7.05 | | | | | | |
32. | Дифференциация с-ш в словах. | Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 | «Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); | Рисуем пальчиками на песке | Раздаточный наглядный материал. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | 14.05 | | | | | | |
33 | Диагностика | Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.Выявить динамику развития. | 1 | «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы | Рисуем пальчиками на песке | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. | 21.05 | | | | | | |
Список используемой литературы
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
Информационно- методическое сопровождение:
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.