СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»; -АООП НОО для детей с РАС; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность МБОУ Пржевальская СШ; -Устава МБОУ Пржевальская СШ

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Направленность программы

  1. Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.

  2. Развитие слухового внимания и восприятия.

  3. Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.

  4. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.

5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

Программа реализуется для обучающихся 1-х классов

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Цели программы:

-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС, - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы: 1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.  2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении 3. Развивать устную речь:
-развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы ; -формирование правильного физиологического дыхания ;
-создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
-уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; 5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. 6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Методологические и теоретические основы программы.
Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системного подхода -рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности; - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода ; - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально (домашнее обучение).  Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 1 занятие в неделю (33 занятия в год).

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. 6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,

Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:

  1. подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

  1. постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

  1. автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

  1. дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения; -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа по активизации речевого общения, - работа над расширением и уточнением словарного запаса, - работа над предложением; - развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики..Практические грамматические упражнения и развитие речи.Фонетика.Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.(Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных с учителем).

Планируемые результаты освоения обучающимся программы:

Личностные результаты должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:

Устная речь. Минимальный уровень:

  • Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;

  • Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;

  • Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;

  • Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

  • Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка

Тематический план:

1 четверть.

I Этап: Диагностический (4 ч.)

1.Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику. Обследование импрессивной и связной речи . Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений Обследование звукопроизносительной стороны речи. Выявить наличие нарушений звукопроизношений Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

II Пропедевтический (Добукварный) период.

«Это — я», (1ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»

«Я- ребёнок» (1ч.)

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи «Пальчики»

«Ребёнок в семье» (1ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи.

«Моя семья» (1ч.)

«Я-в семье» (1ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я)Формирование представления о звуках речи. «Семь сестрёнок»

2 четверть.

«Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Пальчиковые игры: «В домике», «Дом и ворота»

III Букварный период.

1 этап: изучение гласных звуков и букв.

11. «Ребёнок и его игрушки» (2 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ а. /и буква Аа. «Рисуночное письмо» «Мячи».

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и букваОо.

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). «Таня и кукла»

12«Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

.Звук О. и буква Оо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок)Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. Альтернативное чтение «колючий мяч»

14. «Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. Альтернативное чтение. Пальчиковая игра «Строим дом». Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. «Строим дом»

3 четверть

16. «Ребёнок в мире цвета и звука» (1ч.)

Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Фруктовая ладошка»

2 этап: изучение согласных звуков и букв.

17 «Ребёнок и мир животных» (1ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Повторить пройденные звуки и буквы. Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. «Ёжик»

18 «Ребёнок и мир животных и птиц»(1ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Звук с и буква Сс «Домашние птицы»

19. «Ребёнок и мир животных» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква Сс «Моя лошадка»Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы. Звук с и буква С Пальчиковая игра «Бык у забора»

21. «Ребёнок и мир растений» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук и буква Хх. «Засолка капусты» Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы) Звук и буква Хх. «Яблонька»

23«Ребёнок в семье» «Я и мама»(1ч.)

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке маму.

24 «Ребёнок и машины» (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква Мм. Рисуем пальчиками на песке машину. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.

4 четверть.

IV Коррекционный период.

26. «Ребёнок и явления природы». (2ч.)

Обучение глобальному чтению. Работа с альбомом Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Находить картинку по теме «Весна»





28. Звук ш. (2ч.)

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Повторить пройденные звуки и буквы. «Домашние птицы». Находить картинку Рисуем пальчиками на песке-шарик

30.Звук и буква Шш. (1ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1

упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке

31.Дифференциация с-ш в слогах. (1ч.)

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. 1

«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке

32.Дифференциация с-ш в словах. (1ч.)

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. «Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка); Рисуем пальчиками на песке

33. Диагностика(1ч.)

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы. Рисуем пальчиками на песке.























Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:

«Логопедические занятия»

Количество занятий: 1раз в неделю, 3-4 занятия в месяц,33 занятия в год.

1класс (33 ч.)

1 четверть

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во

Ча-сов

Звук и буква

Развитие мелкой моторики


Информационное сопровождение


По плану



По Факту













I Этап: Диагностический

4 ч.







1.





Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную

Диагностику.
/Диагностика./



1










Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

5.09








2.



Обследование импрессивной и связной речи .

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.
/Обследование речи/

1







Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

12.09








3.



Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.


1







Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

19. 09








4.


Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.


Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов


1





Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

26.09








Пропедевтический (добукварный) период.







5





«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

1

Формирование представления о звуках речи

«Пальчики»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

03.10










6

«Я- ребёнок»



Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми

1

. Формирование представления о звуках речи

«Пальчики»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

10.10









7


«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1



Формирование представления о звуках речи.

«Моя семья»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

17.10









8

«Я-в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

1



Формирование представления о звуках речи.

«Семь сестрёнок»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

24.10








2 четверть.







9



«Ребёнок и его дом»


Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1




«В домике»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

07.11








10

«Ребёнок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1


«Дом и ворота»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

14.11







Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х.













11



«Ребёнок и его игрушки»




Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1




Звук/ а. /и буква Аа.

«Рисуночное письмо»

«Мячик»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

21.11







12

«Ребёнок и его игрушки»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1

Звук О. и букваОо.

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво­рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

«Таня и кукла»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

28.11







13

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1



.Звук О. и букваОо.Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво­рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

«Дружба»

«Кодовый словарь» Л.Б. БаряевойРазрезная азбука. Кассы букв.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

5.12







14

«Ребёнок в школе»


Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1

Звук У. и букваУу.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

«колючий мяч»

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

12.12







15.

«Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1

Звук У. и букваУу.

Альтернативное чтение

«Строим дом»

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал.

19.12







16

«Ребёнок в мире цвета и звука»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1

Звук У. и букваУу.

«Строим дом»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С.«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал.

26.12.







3 ЧЕТВЕРТЬ







17.

«Ребёнок в мире цвета и звука»

Повторить пройденные звуки и буквы.




1

Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Фруктовая ладошка»

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

09.01








18

«Ребёнок и мир животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);оПвторить пройденные звуки и буквы.




1

Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Ёжик»

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

16.01








19

«Ребёнок и мир животных и птиц»

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

1

Звук с и букваСс

Домашние птицы

Раздаточный наглядный материал.

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,

23.01







20.

«Ребёнок и мир животных»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.




1

Звук с и букваСс

«Моя лошадка»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой,Разрезная азбука. Кассы букв.

30.01








21.

«Ребёнок и мир животных»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.




1

Звук с и буква С

«Бык у забора»

Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

06.02







22.

«Ребёнок и мир растений»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1

Звук и буква Хх.

«Засолка капусты»

Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов


20.02







23.

«Ребёнок и мир растений»

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

1

Звук и буква Хх.

«Яблонька»

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

27.02







24

«Ребёнок в семье» «Я и мама»

(повторение)

учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

1

Звук М и буква Мм.

Рисуем пальчиками на песке-маму

Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов


05.03.







25

«Ребёнок и машины»

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей

1

Звук М и буква Мм.

Рисуем пальчиками на песке-машину

Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов


12.03.







26

«Ребёнок и машины»

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей

1

Звук М и буква Мм.

Рисуем пальчиками на песке-машину

Раздаточный наглядный материал Пиктограммы..Разрезная азбука. Альбом букв и слов


19.03.







4 четверть.
















27.





«Ребёнок и явления природы».

Обучение глобальному чтению.Работа с альбомом

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

1





Повторить пройденные звуки и буквы.

«Весна»

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

02.04.







28.




«Ребёнок и явления природы».

Обучение глобальному чтению

Работа с альбомом.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

1





Глобальное чтение.Находить картинку

Домашние птицы

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

09.04









29.

Звук ш.

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.




1

Повторить пройденные звуки и буквы.

Домашние птицы

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

16.04.







30.




Звук ш.




Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

1




Глобальное чтение.Находить картинку

Рисуем пальчиками на песке-шарик

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

23.04.























31.


Дифференциация с-ш в слогах.


Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

1


«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка);

Рисуем пальчиками на песке

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

7.05










32.

Дифференциация с-ш в словах.


Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

1

«Найди и покажи»; – У кого картинка? (Поднять руку, если есть картинка);

Рисуем пальчиками на песке

Раздаточный наглядный материал.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.


14.05








33

Диагностика

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.Выявить динамику развития.

1

«Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы

Рисуем пальчиками на песке

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

21.05









Список используемой литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);

  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

  4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей

  6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.

  7. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса

  8. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.

  9. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»

  10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

  11. Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007

  12. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

  13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

  14. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

  15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

  16. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

  17. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

  18. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.

  19. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое сопровождение:

  • Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г

  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!