СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

I.Пояснительная записка.Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

Языковая, а значит, и культурная интеграция – путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает 3 языка: русский, мокшанский, эрзянский.

Многоязычное образование – реальный инструмент интеграции. В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, даёт ему неоспоримые преимущества в познании и развитии.

Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя – помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия.

Рабочая программа по эрзянскому языку составлена по программе по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (пятый год обучения – 6 класс). Авторы – составители: Кочеваткина О.В. , кандидат филологических наук, Ивлюшкина Н. И. , кандидат филологических наук.

Рецензенты: Рузанкин Н.И. , кандидат филологических наук, Дёгтева М.Т. , учитель.


II.Цели и задачи обучения.

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение мордовским языкам имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Основные цели дисциплины:

– соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;

– владение разговорной речью в разных ситуациях общения;

– формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

– обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

Основные задачи дисциплины:

– познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;

– расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;

– сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

– научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).



III.Общая характеристика учебного предмета:

Краткая характеристика предмета

Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).

Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения.


Характеристика этапов обучения.

Фонетика и орфография.

Вводно – фонетический курс. Учащиеся должны научиться:

-чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;

-произносить гласные без редукции;

-не оглушать согласные в конце слова;


Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко–буквенные соответствия; владеть основными правилами эрзянской орфографии.

Лексическая сторона речи.

Учащиеся должны:

-овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);

-знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами – суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).

Морфология

Изучение имени существительного:

-лексическое значение;

-одушевленные и неодушевленные;

-собственные и нарицательные;

-падежи;

-склонение;

-число;

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/-ыне.

Изучение имени прилагательного:

-лексическое значение;

-разряды (качественные и относительные);

-образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/ -ыне;

-образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов –в,й (качественных), -нь (относительных).

Изучение послелогов:

-значение послелогов;

-использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.

Изучение глагола:

-время (настоящее, прошедшее, будущее);

-лицо (первое, второе, третье);

-число (единственное, множественное);

-образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов –мс, ма/-мо/-ме;

-вид (однократный, многократный).

Синтаксис.

Словосочетание:

-«прилагательное +существительное»;

-«глагол +существительное».

Простое предложение.

Лексика

-Синонимы

-Антонимы

-Омонимы


IV.Место учебного предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на изучение предмета «Эрзянский язык» во 6 классе отводится 1 учебных часа в неделю, всего 34 уроков.



V.Результаты освоения учебного предмета.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока:

1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностными результатами изучения предмета «Мордовский язык» являются следующие умения:

–осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Мордовский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РегулятивныеУУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивныхУУД служит проблемно-диалогическая технология.

ПознавательныеУУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательныхУУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

КоммуникативныеУУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является сформированность следующих умений:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста;

выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове,делить слова на слоги, ставить ударение;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;

отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;

выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

VI. В результате изучения эрзянского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:


- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на эрзянском языке;

- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.


Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по эрзянскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:

В области говорения:

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;

- представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.


В области аудирования:

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;

- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.


В области чтения:

- читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.



В области письменной речи:

- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.


Языковая компетенция

Особенностями предлагаемой программы являются:

  1. Принципиальная ориентация на современный эрзянский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.

  1. Ориентация на новую эрзянскую орфографию, принятую в 1993 году.

  2. Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.

  3. Учёт максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.

  4. Разработка лексического минимума с учётом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.

  5. Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.



VII.Содержание учебного предмета

Первая четверть (9 часов)

Повторение пройденного материала. Школав. Кизэньканикулатнеделедстематне.(1 ч.).

Имя существительное. Тонавтнемась-минексехтепокштевенек. Вечкевикспедметтнэ. (1 ч.).

Множественное число существительных. Сасьсёксесь. Сёксентьэсензэмазычизэ. Кудоньтевтне. Тетянень-аваненькудоньтевсэлездамось. (1 ч.)

Существительные собственные. «Масторава» эпосось. Эрзя-мокшоньпазтнэ- фольклороньгеройтне: Вирьава, Ведьава, Толава, Масторава,Паксяава. (1 ч.)

Склонение существительных. Эрзя-мокшоньмасторсоэрямодо. (1 ч.)

Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Монь ялгам. Вейке парта экшсэ. Таговастовинек. (1 ч.)

Единственное и множественное число существительных основного склонения. Эрятано вейке куросо, кудосо.(1ч)

Указательное (определённое) склонение. Падежи имён существительных указательного склонения .

Мордовия Республикась. Мордовия Республиканьоштне. (2 ч.)

Вторая четверть (7 часов)

Повторение пройденного материала. Монь вечкевикс книгам. (1 ч.)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами .Монь вечкевикс ракшам. (1 ч.)

Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Чачомачиньтешкстамось. Кудораськенькойтне. (1 ч.)

Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных. Помощь родителям.Тетянень-аваненькудоньтевсэлездамось.(1ч)

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Монь ялаксом (сазором). Вечкевиксналкшкень.(1ч)

Кудораськеньпрофессиятне. Вечкевикс профессиям. (1ч.)

Вечкевикстаркатнеошсо, велесэ. Монь кудом. (1 ч.)

Третья четверть (10 часов)

Повторение материала, пройденного во второй четверти. Пертьпельксэсьтельня. Теленьтешкстнэ. Телеськаккандыкеняркс.(2 ч)



Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в, -й (качественные); -нь (относительные). Теленьпокшчитне. Од иесь, Роштовась. (1ч.)

Эрзятненьдымокшотненьналксемаст. Кирякснемасьсокссо, конькасо, нурдынесэ. (1 ч)

Послелог. Мордовияньлейтнедыэрькетне. Лееськизнадытельня. (1 ч.)

Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Ванстомслеенть, эрькенть, вирентьваньксчист. (1 ч.)

Однократные глаголы. Тундонтьлексемазо.Пертьпельсэньполавтовомась. Чувтотнетундавирьсэдыпиресэ. (1 ч.)

Многократные глаголы.Наклонение глаголов (изъявительное). Нармунтненьобуцяст. Тейтятанописьмаронькудот. (1 ч.)

Наклонение глаголов (повелительное). Шумбрачись. Ваньксчись. Ломаненьрунгоньпелькстнэ. Шумбрачиньванстомась. Спортоньвечкемась. (1 ч.)

Наклонение глаголов (побудительное). Спортось. Мордовияньсодавиксспортсментнэ (1 ч.)

Четвёртая четверть (8 часов)

Повторение материала, пройденного в третьей четверти. Сасьтундось.(1 ч.)

Лексика. Времена глаголов. Пертьпельксэсьэрямосонть. Экологиясь .(1 ч.)

Синонимы. Тундоньпокшчитне (тешкставитьминекреспубликасодывесеРоссиянькелес). (1 ч.)

Антонимы. Тириньошка, велеваэкскурсият. Чачомаошоонь, велень куротне. Эрьвакодамошкастооймсемантьютавтомась. (1 ч.)

Ононимы. Ошоньванномась. Картанькоряспетешествия. Эсьошонь (велень) географическойтаркась. (1 ч.)

Простое предложение. Класснэкэкскурсиявмолемась. (2 ч.)

Повторение пройденного материала (1 ч.)










VIII.Тематическое планирование



п\п

Наименование тем

Максимальная нагрузка учащегося, часы

1

Повторение пройденного материала. Школав. Кизэньканикулатнеделедстнематне.

1

2

Имя существительное. Тонавтнемась-минексехтепокштевенек. Вечкевикспредметнэ.

1

3

Множественное число существительных. Сасьсёксесь. Сёксентьэсензэмазычизэ. Кудоньтевтне. Тетянень-аваненькудоньтевсэлездамось.

1

4

Существительные собственные. «Масторава» эпосось. Эрзя-мокшоньпазтнэ- фольклороньгеройтне: Вирьава, Ведьава, Толава, Масторава,Паксяава.

1

5

Склонение существительных. Эрзя-мокшоньмасторсонтьэрямодо. Эрзятненьёрокчист.

1

6

Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Монь ялгам. Вейке парта экшсэ. Таговастовинек.

1

7

Единственное число существительных основного склонения. Эрятано вейке куросо, кудосо.

1

8

Множественное число существительных основного склонения. Ломатненьютксосюлмавкстнэ.

1

9

Указательное (определённое) склонение. Падежи имён существительных указательного склонения . Мордовия Республикась. Мордовия Республиканьоштне.


1

10

Повторение пройденного материала. Монь вечкевикс книгам.

1

11

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Монь вечкевикс ракшам.

1

12

Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Чачомачиньтешкстамось. Кудораськенькойтне.

1

13

Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных. Тетянень-аваненькудоньтевсэлездамось. Покшчитнененьанокстамось (ярсамопеленьанокстамось).

1

14

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Моньялаксом (сазором). Вечкевиксналкшкень.

1

15

Кудораськеньпрофессиятне. Вечкевикс профессиям.

1

16

Вечкевикстаркатнеошсо, велесэ. Монь кудом.


1

17

Повторение материала, пройденного во второй четверти. Пертьпельксэсьтельня. Теленьтешкстнэ. Телеськаккандыкеняркс.

1

18

Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в, -й (качественные); -нь (относительные). Теленьпокшчитне. Од иесь, Роштовась, Тириньмастороньванстыцяньчи.

1

19

Значение послелогов. Эрзятненьдымокшотненьналксемаст. Кирякснемасьсокссо, конькасо, нурдынесэ.

1

20

Послелог. Мордовияньлейтнедыэрькетне. Лееськизнадытельня. Калонькундамоськизнадытельня.

1

21

Образование неопределённой формы глагола при помощи суффиксов: -мс,-мо, -ме. Юткошка. Недлячи.

1

22

Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Ванстомслеенть,

эрькенть, вирентьваньксчист.

1

23

Глагол. Тундонтьлексемазо.

1

24

Однократные глаголы. Пертьпельсэньполавтовомась. Чувтотнетундавирьсэдыпиресэ.

1

25

Многократные глаголы. Ковтненьлемест. Нармунтненьобуцяст. Кодамошкась, иесь, ковось, чись, зярошказо.

1

26

Наклонение глаголов (изъявительное). Нармунтненьобуцяст. Тейтятанописьмаронькудот.

1

27

Наклонение глаголов (повелительное). Шумбрачись. Ваньксчись. Ломаненьрунгоньпелькстнэ. Шумбрачиньванстомась. Спортоньвечкемась.

1

28

Наклонение глаголов (побудительное). Спортось. Мордовияньсодавиксспортсментнэ

1

29

Повторение материала, пройденного в третьей четверти. Сасьтундось.

1

30

Лексика. Времена глаголов. Пертьпельксэсьэрямосонть. Экологиясь .

1

31

Синонимы. Тундоньпокшчитне (тешкставитьминекреспубликасодывесеРоссиянькелес).

1

32

Антонимы. Тириньошка, велеваэкскурсият. Чачомаошонь, велень куротне. Эрьва

кодамошкастооймсемантьютавтомась.

1

33

Ононимы. Ошоньванномась. Картанькоряспетешествия. Эсьошонь (велень) географическойтаркась.

1

34

Простое предложение. Класснэкэкскурсиявмолемась.

1


Всего

34

























IX.Календарно – тематическое планирование

уроков эрзянского языка в 6 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

План.

Факт.


Повторение пройденного материала


1




1.

В школу.Школав.Воспоминания о летних каникулах. Кизэньканикулатнеделедстнематне.

Комбинированный урок

1

Работа в парах (диалог) Чтение текста. Ответы на вопросы.




Имя существительное


1




2

Учёба-наша главная задача. Тонавтнемась-минексехтепокштевенек. Любимые предметы. Вечкивекспредметнэ.


Комбинированный урок

1

Составление рассказа. Работа в тетради, запись ответов на вопросы




Множественное число существительных


1




3

Наступила осень. У осени своя красота. Сасьсёксесь. Сёксентьэсензэмазычизэ

Комбинированный урок

1

Подобрать слова с противоположным значением




Существительные собственные


1




4

Эпос «Масторава». «Масторава» эпосось.

Комбинированный урок

1

Работа с текстом (вставить пропущенные слова)Пересказ содержания текста




Склонение существительных


1




5

Жизнь в мордовском крае. Эрзя-мокшоньмасторсоэрямодо..

Комбинированный урок

1

Составление рассказа




Одушевлённые и неодушевлённые существительные


1




6

Мой друг (подруга). Монь ялгам.

Комбинированный урок

1

Расстановка знаков препинания. Перевод текста





Единственноеи множественное число существительных основного склонения.


1




7

Живём на одной улице. Эрятано вейке куросо.

Комбинированный урок

1

Выучить стихотворения. Изменение слов по падежам




Указательное (определённое) склонение. Падежи имён существительных указательного склонения.


2




8

Республика Мордовия.Мордовия Республикась. Города Республики Мордовия. МордовияньРеспубликаньоштне.

Комбинированный урок

1

Составление диалога. Подготовить сообщение



9

Саранск- столица Мордовии. Саранск ошось-Мордовияньпрявтош.

Урок Контроля

1

Контрольная работа







Повторение пройденного материала.


1




10

Мои любимые книги. Монь вечкевикс книгам.

Комбинированный урок

1

Чтение по ролям. Составление плана




Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.


1




11

Монь вечкевикс ракшам. Мои любимые животные.

Комбинированный урок

1

Чтение и перевод стихотворения.Составить рассказ.




Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных


1




12

Празднование дня рождения. Чачомачиньтекшстамось. Семейные традиции. Кудораськенькойтне

Комбинированный урок

1

Работа с текстом, постановка знаков препинания





Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных.


1




13

Помощь родителям.Тетянень-аваненькудоньтевсэлездамось

Комбинированный урок

1

Ответы на вопросы




Образование прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами


1




14

Мой брат(сестра). Монь ялаксом(сазором). Любимая игрушка. Вечкевиксналкшкень.

Комбинированный урок

1

Расстановка знаков препинания. Разгадывание загадок




Любимые профессии


2




15

Профессии нашей семьи. Кудораськеньпрофессиятне. Моя любимая профессия. Вечкивикс профессиям.

Комбинированный урок

1

Работа с текстом, постановка знаков препинания. Составление рассказа «Кем я хочу быть?»



16

Мой дом . Монь кудом.

Урок контроля

1

Контрольная работа




Повторение пройденного материала


2




17

Природа зимой. Пертьпельксэсьтельня. Приметы зимы. Теленьтешкстнэ.

Комбинированный урок

1

Составить рассказ о зимних каникулах



18

Зимние радости. Телеськаккандыкеняркс.

Комбинированный урок

1

Работа в парах «Продолжи диалог»




Образование прилагательных от существительных.


2





19

Зимние праздники. Новый год. Теленьпокшчитне. Од иесь.Рождество. Роштова.

Комбинированный урок

1

Составление ответов на вопросы. Выразительное чтение



20

Эрзятненьдымокшотненьналксемаст.

Комбинированный урок

1

Письменный перевод текста.




Послелог.


2




21

Значение послелогов. Мордовские реки и озёра. Мордовияньлейтнедыэрькетне.

Урок заочная экскурсия

1

Перевод текста



22

Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.Беречь природу. Ванстомспертьпельксэнть. Свободное время. Юткошка. Недлячим.

Комбинированный урок

1

Составление ответов на вопросы




Глагол.


4





23

Весна. Изменения в природе. Тундо. Пертьпельксэньполавтовомась..

Комбинированный урок

1

Составление и запись текста



24

Деревья в весеннем лесу и саду. Чувтотнетундавирьсэдыпиресэ.

Комбинированный урок

1

Составление предложений с данными словами



25

Здоровье. Гигиена. Части тела.Шумбрачись. Ваньксчись. Рунгоньпелькснэ.

Комбинированный урок

1

«Разгадай кроссворд»



26

Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. Спортось. Мордовияньсодавиксспортсментнэ.

Урок контроля

1

Контрольная работа





Повторение пройденного материала.


1




27

Пришла весна. Сасьтундось. Природа весной. Пертьпельксэсьтунда.

Комбинированный урок

1

Выучить стихотворение. Составление ответов на вопросы




Лексика. Времена глаголов.


1




28

Природа в нашей жизни. Пертьпельксэсьэрямосонок. Экология. Экологиясь.

Комбинированный урок

1

Сравнение стихотворения с русским вариантом.




Синонимы.


1




29

Весенние праздники. Тундоньпокшчитне.

Комбинированный урок

1

Составление рассказа, заучивание стихотворения





Антонимы


1




30

Экскурсия по родному селу. Тириньвелева экскурсия.

Комбинированный урок

1

Составление рассказа про село.




Омонимы


1




31

Путешествие по городу. Ошоньванномась.

Урок- заочное путешествие

1

Перевод текста.




Простое предложение


2




32

Экскурсия с классом. Класснэкэкскурсиявмолемась.

Комбинированный урок

1

Перевод текста , составить рассказ «Экскурсия в лес»



33

Летние каникулы. Кизэньканикулатне.

Комбинированный урок

1

Расстановка знаков препинания в тексте.



34

Итоговый урок по теме «Лексика»

Урок контроля

1

Контрольная работа





Итого:


34










X. Материально – техническое обеспечение предмета

1.Учебное пособие «Эрзянский язык. 6класс»/ О.В. Кочеваткина, А. М. Кочеваткин; – Саранск:Мордов. кн. изд-во, 2012г

2.Методические рекомендации к учебному пособию «Эрзянский язык. 5 класс» / О. В. Кочеваткина, А. М. Кочеваткина; МРИО. – Саранск, 2012г

3. Абрамов, К.Г. Люди стали близкими: роман / К.Г. Абра­мов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.

4.Абрамов, К. Г. Степан Эрьзя: роман / К. Г. Абрамов. — Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1977.

5.Ануфриева, И.А.Родиноведение. Учебник для 5 класса/ Н.А. Ануфриева — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.

6Астрадамов, В. И. Особо охраняемые природные терри­тории Республики Мордовия / В.И. Астрадамов, Л.Д. Аль- ба, Т.Б. Силаева и др. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.

7.Бузакова, Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка / Р.Н.Бузакова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.

8.Беззубова-Кипайкина, Н.А.Тесттэрзянькеленькоряс. 10-це — 11-це класснэнь/ Н.А. Беззубова-Кипайкина/Ко-вылк. тип. — Саранск, 2004.

9.Богатырев, П. Г. Фольклор как особая форма творчества/ П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.

10.Вейсэ, башка, тешке вельде: валке / Н.А. Агафонова, М.Д. Имайкина, М.В. Мосин дылият. — Саранск: Тип. «Кр. Окт.», 2002.

11.Водясова, Л.П.Текстэнтькелензэванномакужотне / Л.П. Водясова, Е.П. Прокаева / Мордов.гос.пед. ин-т. — Саранск, 2003.

12.Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Ор­фография. Морфология / под ред. Д.В. Цыганкина. – Са­ранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.

13.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. — М - Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.

14.Зиновьев, Н.В. Человек и время / Н.В. Зиновьев. — Са­ранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.





Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»

http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].




Материально-техническое обеспечение учебного предмета.



  • Папки с иллюстрациями

  • Учебно-наглядные пособия

  • Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

  • Учебные диски («Живи, родной язык !»

  • Учебные фильмы, мультфильмы

  • Диски с мордовскими народными сказками

  • Компьютер

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!