СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа подготовлена для учащихся школ Республики Мордовия с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно – методического комплекта, в который входят:

  • Учебное пособие «Эрзянский язык. 5 класс»/ О.В. Кочеваткина, Н.И. Ивлюшкина, С.Ю.Дмитриева. – Саранск:Мордов. кн. изд-во, 2010 – 144с.

  • Методические рекомендации к учебному пособию «Эрзянский язык. 5 класс» / О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин; МРИО. – Саранск, 2013 – 96с.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.

Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя – помочьученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия. Именно такой тип билингвизма исторически сложился во многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредником между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.

Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Мордовский (мокшанский и эрзянский) язык наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Изучение курса «Эрзянский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

  • соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;

  • владение разговорной речью в разных ситуациях общения;

  • формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

  • обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • знакомство учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;

  • формирование знаний учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

  • формирование у учащихся лексических, фонетических, морфологических особенностей мордовских языков, раскрытие путей языкового обогащения;

  • формирование представления о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

  • овладение у учащихся связной речи на эрзянском языке.

Программа опирается на принципы:

  • коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);

  • перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);

  • комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо;

  • синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;

  • применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии республики на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».



III.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №24» на изучение мордовского (эрзянского) языка в 5 классе отводится 68 ч. (2 ч. в неделю). В классах с углубленным изучением отдельных предметов программа была уплотнена путем объединения аналогичных тем. На изучение предмета отводится 1 учебный час, всего 34 уроков.





IV.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Освоение курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Изучение курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:

Регулятивные УУД

Уметь:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

уметь:

    • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Коммуникативные УУД

уметь:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.

Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.

Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.

Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами – суффиксацией:

  • применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

  • ориентироваться в письменном и аудиотексте на эрзянском языке;

  • выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

  • понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;

  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

  • давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

Фонетика и орфография

Вводно-фонетический курс.

  • чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;

  • произносить мягко мягкие согласные;

  • оглушать согласные в конце слога, слова;

  • не смягчать согласные перед гласными переднего ряда [и], [э];

  • правильно писать и выговаривать [о].

Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, владеть основными правилами эрзянской орфографии.


V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.

Тематический аспект:

1. Моя семья и я. День рождения. Семейные традиции. Профессии.

2. Мои друзья и я. Портрет друга, подруги. Зимние забавы. Мой воскресный день.

3. Моя школа. Школьные принадлежности. Характеристика класса. Распорядок дня. Здоровье.

4. Мир вокруг меня.Времена года. Путешествие. Виды транспорта. Мой город. Моё село. Праздники.

5. Республика Мордовия. Писатели и поэты Мордовии. Национальный костюм. Национальные напитки, еда. Мордовские народные игры. Журналы.

Грамматический аспект:

Имя существительное:

постоянные признаки:

  • собственное и нарицательное

  • одушевленное и неодушевленное;

непостоянные признаки:

  • число;

  • склонение;

  • падеж.

  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне.

Имя прилагательное:

  • лексическое значение;

  • разряды (качественные и относительные);

  • образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами-ине/ -ыне;

  • образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -в,(качественных), -нь(относительных).

Глагол:

  • образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма / -мо / -ме;

  • вид (однократный, многократный);

  • наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное).

  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

  • лицо (первое, второе, третье);

  • число (единственное, множественное)

Послелог:

  • значение послелогов;

  • использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.

Синтаксис:

Словосочетания:

  • «прилагательное + существительное»;

  • «глагол + существительное».

Простое предложение:

  • предложения с простым глагольным сказуемым;

  • предложения с составным глагольным сказуемым;

  • предложения с простым именным сказуемым;

  • предложения с составным именным сказуемым.

Коммуникативные типы предложения:

  • утвердительные;

  • вопросительные;




VI.Тематическое планирование



п\п

Наименование тем

Максимальная нагрузка учащегося, часы

1

Повторение пройденного материала.Ютазентьмельследстямось.

1 ч

2

Кизэньканикулат.Летние каникулы.

3

Времена года. Дары осени.Иеньшкатне. Сёксеньказнетне.

4

Школьные принадлежности. Школанькедьенкстнэ.


1 ч

5

Путешествие. Виды транспорта. Ошоньванномась. Транспортось.


1 ч

6

Словари и разговорники эрзянского языка.Эрзянькеленьвалкстнэдыкортамолезкстнэ.


1 ч

7

Семейные традиции. Празднование дня рождения.

Кудораськенькойтне. Чачомачиньтешкстамось.


1 ч

8

Мой город, мое село. Монь ошом,моньвелем.


1 ч

9

Писатели и поэты Мордовии. Мордовияньсёрмадыцятнедыпоэтнэ.


1 ч

10

Повторение пройденного материала.Ютазентьмельследстямось.


11

Мой друг (моя подруга).Монь ялгам.


1 ч

12

Встреча с журналом «Чилисема». Работас журналом «Чилисема».

«Чилисема» журналонтьмартовастовомась. «Чилисема» журналонтьмартоважодемась.

1 ч

13

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия.

Кудораськеньпрофессиятне. Вечкевикс профессиям.

1 ч

14

Мой класс.Монь классом.

1 ч

15

Приметы зимы. Зимние забавы. Теленьтешкстнэ. Теленьналксематне.


1 ч

16

Мордовская национальная одежда. Мокшэрзянь национальной оршамопельтне.


1 ч

17

Повторение и обобщение темы «Имя существительное».

Мельследстямось «Существительной»

1 ч

18

Зимние праздники.Теленьпокшчитне.


2 ч

19

Распорядок дня. Чиньютавтомась.


1 ч

20

8 марта – Международный женский день. Эйсюрковонь 8-це чись – Аваньпокшчи.

21

Приметы весны.Тундоньтешкстнэ.

1 ч

22

Птицы. Повадки птиц. Нармунтне. Нармунтненьобуцяст.


1 ч

23

Национальные еда и напитки.

Эрзяньдымокшоньярсамопельтнедысимемапельтне

1 ч

24

Мой воскресный день. Недлячим

1 ч

25

Знакомство с мордовскими народными сказками.

Эрзяньдымокшононьёвкстнэньмартосодавтомась.

1 ч

26

Повторение пройденного материала.Ютазентьмельследстямось.


1 ч

27

Весенние праздники. 1 апреля – День смеха. Пасха.

Тундоньпокшчитне. Чадыковоньвасенцечись – Пейдеманьчи. Инечи.

1 ч

28

Знакомство с журналом «Сятко». «Сятко» журналонтьмартосодавтомас.


1 ч

29

Одежда и обувь.Оршамопельтнедыкарсемапельтне

1 ч

30

Экскурсии по родному городу. Тириньошкаэкскурсиятне.

1 ч

31

Мордовские народные игры. Мокшэрзяньналксематне.

1 ч

32

Здоровье. Гигиена. Части тела. Шумбрачись. Ваньксчись.

1 ч

33


Мы собираемся на каникулы: планы на лето.Кизэньканикулат.

1 ч







VII.Календарно – тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

УУД

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая


I четверть







1

Ютазентьмельследстямось

Комбинированный урок

1

Анализируют чужую речь людей (при анализе текстов),

тестирование составляют собственные диалоги, с целью решения заданной

коммуникативной задачи, используя изученные речевые клише

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу



2.

Кизэньканикулат.

Комбинированный урок

1

Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте и ставить к ним вопрос



3.

Иеньшкатне.Сёксеньказнетне.

Комбинированный урок

1

Овладение первоначальными навыками нахождения существительных в тексте и ставить к ним вопросы, выделяют грамматические признаки имени существительного

П:овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Р:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала




Продолжение таблицы.






К:планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Л: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности



4.

Школанькедьенкстнэ.

Комбинированный урок

1

Нахождение на заданные вопросы ответов

П:выявляют историю возникновения своего имени

Р:осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К:вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л:осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



5.

Ошоньванномась.Транспортось.

Комбинированный урок

1

Нахождение на заданные вопросы ответов

, высказывание на заданную тему, соблюдая нормы речевого этикета, выделяют грамматические признаки имени существительного

П: запоминают лексику по данной теме

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л:осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений








П:сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.

Р: оценивают свою работу на уроке;




Продолжение таблицы.

6.

Эрзянькеленьвалкстнэдыкортамолезкстнэ.


Комбинированный урок

1

Подготавливают сообщения, выделяют грамматические признаки имени существительного

анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

К:сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.

Л: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность



7

Чачомачиньтешкстамось.Кудораськенькойтне.

Комбинированный урок

1

составляют собственные диалоги, с целью решения заданной

коммуникативной задачи,

П: выясняют информацию о семейных традициях

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



8

Монь ошом.Монь велем.

Комбинированный урок

1

произносят различают на слух звуков, слов, словосочетаний, и предложений эрзянского языка;

П: находят информацию на данную тему

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей



Продолжение таблицы.





соблюдают интонации повествовательных и восклицательных предложений;

деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом





9

Мордовияньсёрмадыцятнедыпоэтнэ.


Комбинированный урок .

1

Готовят сообщение, оформляют книжку малышку сообщение, готовятся читать с полным пониманием прочитанного

П: находят информацию о писателях, поэтах нашей республики

Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества










Продолжение таблицы.


II четверть







10

Ютазентьмельследстямось.

Комбинированный урок

1

Обобщают и систематизируют изученный материал

соотносят картинки с содержанием текста, располагая их в логической последовательности;

П: читают художественный текст, используя разные стратегии;

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



11

Монь ялгам.

Комбинированный урок

1

Составляют словесный портрет друга



12

«Чилисема» журналонтьмартовастовомась.

Комбинированный урок

1

Упражняются в чтении переводе рассказов и сказок из журнала

П: рассматривают журнал, готовят сообщение о его создании

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



Продолжение таблицы.

13

Кудораськеньпрофессиятне.Вечкевикс профессиям.

Комбинированный урок

1

составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

П:выявляют интересные сведения о профессиях своих родителей

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



14

Монь классом.

Комбинированный урок

1

Составляют характеристику класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса).

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию




Продолжение таблицы.






К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



15

Теленьналксематне.Теленьтешкстнэ.


Комбинированный урок

1

составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

П: находят информацию о зимних играх

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



16

Мокшэрзянь национальной оршамопельтне.

Комбинированный урок

1

К.р, повторение и систематизация изученного

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.



Продолжение таблицы.






Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу




III четверть







17

Ютазентьмельследстямось.


Комбинированный урок

1

Тестирование, повторение и систематизация изученного

П: овладевают целостными представлениями об истории родного края; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности



18


Од иентеньдыРоштовантеньанокстамось.

Комбинированный урок

1

Повторение и систематизация материала. составление из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

П: выявляют историю возникновения праздника нового года и рождества и традиции его встречи мордовским народом

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.






Продолжение таблицы.

19

Даволковонь 23-це чись – Отечестваньванстоманьчи.

Комбинированный урок

1

Составление поздравления на эрзянском языке, изготовление открытки

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

П: находят информацию о праздниках

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности





Продолжение таблицы.






К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



20

Чиньютавтомась.

Комбинированный урок

1

Составление текста из нескольких предложений

П: составляют режим дня

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 



21

Эйсюрковонь 8-це чись – Аваньпокшчи.

Комбинированный урок

1

Составление поздравления на эрзянском языке, изготовление открытки

П: находят информацию о праздниках

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности





Продолжение таблицы.






К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



22

Тундоньтешкстнэ

Комбинированный урок

1

Чтение текста, перевод, ответы на вопросы

П: устанавливают, чем отличаются письмо и счет народов мордовского края

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



23

Нармунтне. Нармунтненьобуцяст.

Комбинированный урок

1

Ведение диалога, понимание на слух текст с опорой на иллюстрацию, введение грамматического материала



24

Эрзяньдымокшоньярсамопельтнедысимемапельтне

Комбинированный урок

1

Подготовка сообщения, рассматривание иллюстраций, составление текста

П: выявляют , когда появились города и села нашей республики

Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий





Продолжение таблицы.






К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества



25

Недлячим.

Комбинированный урок

1

Подготовка сообщения, рассматривание иллюстраций, составление текста




26

Эрзяньдымокшононьёвкстнэньмартосодавтомась.

Комбинированный урок

1

Чтение, просмотр сказки, анализ

П: упражняются в построении и чтении текста

Р: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества




Продолжение таблицы.


IV четверть







27

Ютазентьмельследстямось.

Комбинированный урок

1

Повторение, систематизация изученного материала, упражнение в закреплении грамматических понятий

П: повторение и обобщение лексического и граммат. материалов

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические








высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия, вступают в коллект. учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоц. состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



Продолжение таблицы.

28

Тундоньпокшчитне. Чадыковоньвасенцечись – Пейдеманьчи.

Комбинированный урок

1

Чтение, перевод текста, ответы на вопросы, уяснение новых грамматических понятий

П: выявляют чем богат духовный мир народов Мордовии

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

К: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Л: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом



29

«Сятко» журналонтьмартосодавтомас.

Комбинированный урок

1

Составление высказывание с использованием изученного материала, готовят сообщение

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию




Продолжение таблицы.






К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



30

Оршамопельтнедыкарсемапельтне.

Комбинированный урок

1

Тестирование, составление высказывание с использованием изученного материала

П: систематизирует грамматический материал

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



31

Тириньошкаэкскурсиятне.

Комбинированный урок

1

Ведение диалога, понимание на слух текст

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

К: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



32

Мокшэрзяньналксематне.

Комбинированный урок

1

Составление высказывание с использованием изученного материала

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самост. выделяют и формул. цель; составляют план действий.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.



Окончание таблицы.






Л: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную деятельность; выражают положительное отношение к процессу



33

Шумбрачись. Ваньксчись.

Комбинированный урок

1

Повторение и систематизация материала

П: овладевают целостными представл. об укреплении здоровья человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Л: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности










34

Кизэньканикулат.

Комбинированный урок

1

Тестирование, описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки

П: повторяют и систематизируют изученный материал

Р: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

К: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.

Л: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений



ИТОГО

34






Сетка контрольных работ



Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 четв.

1

Контрольная работа №1: Имя существительное

1

2 четв.

1

Контрольная работа №2: Имя прилагательное

1

3 четв.

1

Контрольная работа №3: Глагол

1

4 четв.

1

Контрольная работа №4: Части речи

1



VIII.Учебно-методическое обеспечение предмета эрзянский язык во 5 классе школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся

1.Учебное пособие «Эрзянский язык. 5 класс» / О. В. Кочеваткина, Н. И. Ивлюшкина, С. Ю. Дмитриева – Саранск :Мордов. кн. из-во, 2010. – 144 с.

2.Методические рекомендации к учебному пособию «Эрзянский язык. 5 класс» / О. В. Кочеваткина, А. М. Кочеваткин; МРИО. – Саранск, 2013. – 96 с.


3.Абрамов, К. Г. Степан Эрьзя: роман / К. Г. Абрамов. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1977.

4.Брыжинский, А. И., Пашутина О. В., Чернов Е. И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. –Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2001.

5.Брыжинский, B. C. Серебряные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. Книга для учителя и руководителя художественного творчества детей и молодежи. –Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2002.

6.Все о Мордовии. Справочно- энциклопедическое издание / Сост.: Е. М. Голубчик, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1998.

7.Грамматика мордовских языков: Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / под ред. Д.В. Цыганкина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1980

8.Изобразительное искусство Мордовии. –Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1984.

9.Липатов, С. И., Адушкина Н. С. Методика преподавания мордовских (мокшанского и эрзянского) языков: учеб. пособие / С. И. Липатов, Н. С. Адушкина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1989. – 72 с.

10.Маскаев, А. И. Мордовская народная эпическая песня / А. И. Маскаев. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1964.

11.Мордовские народные песни / сост. Г. И. Сураев-Королев; под ред. В. М. Беляева. – М: Наука, 1957.

12.Пинясов, Я. М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я. М. Пинясов. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1961.

13.Самородов, К. Т. Мордовские пословицы и присловья / К. Т. Самородов. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1968.

14.Устно - поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. Т. 1. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1963. – 400 с.

Журнал «Чилисема»

Журнал «Сятко»


Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»

http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].



Материально-техническое обеспечение учебного предмета.



  • Папки с иллюстрациями

  • Учебно-наглядные пособия

  • Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

  • учебные диски («Живи, родной язык !»

  • учебные фильмы, мультфильмы

  • диски с мордовскими народными сказками

  • Компьютер



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!