Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 кл.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 34 ч. по 1 ч. в неделю.
Цели и задачи.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;
овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Задачи обучения биологии в 6 классе:
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа
3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа
Учебный курс состоит из следующих разделов:
№ | Название раздела | кол-во часов |
| Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 |
2 | Жизнь растений | 11 |
3 | Классификация растений | 5 |
4 | Природные сообщества | 2 |
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир.
Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы.
Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Глава 2 «Жизнь растений»
Глава 3 «Классификация растений»
Глава 4 «Природные сообщества»
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые;
Виды учебной деятельности:
Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.
Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом «Биология» в 6 классе изучается 1 час в неделю. При нормативной продолжительности учебного года 34 недели на прохождение программного материала отводится 34 часа в год.
Личностные результаты обучения:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные результаты обучения:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения:
В познавательной сфере:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
распознавать органы цветковых растений;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растений;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
составлять морфологическое описание растений;
сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
оценивать роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
В ценностно-ориентационной сфере:
демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
проводить наблюдения за растениями;
определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;
проводить искусственное опыление, размножать растения;
В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
Основное содержание
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня.
Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа. Макро- и микростроение стебля.
Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз, паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Тематическое планирование курса биологии – 6 кл.
Всего: 34 ч.
№ | Описание раздела | Тема урока | Кол-во ч. | Домашнее задание |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
| | Строение семян | 1 | §1 |
| | Виды корней и типы корневых систем | 1 | §2 |
| | Зоны и участки корня | 1 | §3 |
| | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | §4 |
| | Побег и почки | 1 | §5 |
| | Внешнее строение листа | 1 | §6 |
| | Клеточное строение листа | 1 | §7 |
| | Влияние факторов среды на строение листа | 1 | §8 |
| | Строение стебля | 1 | §9 |
| | Видоизменения побегов | 1 | §10 |
| | Цветок | 1 | §11 |
| | Соцветия | 1 | §12 |
| | Плоды | 1 | §13 |
| | Распространение плодов семян | | §14 |
Жизнь растений |
| | Фотосинтез | 1 | §16 |
| | Дыхание растений | 1 | §17 |
| | Испарение воды растениями | 1 | §18 |
| | Передвижение воды и питательных веществ | 1 | §19 |
| | Прорастание семян | 1 | §20 |
| | Способы размножения растений | 1 | §21 |
| | Размножение споровых растений | 1 | §22 |
| | Половое размножение покрытосеменных | 1 | §23 |
| | Вегетативное размножение покрытосеменных | 1 | §24 |
Классификация растений |
| | Основы систематики растений | 1 | §26 |
| | Класс Двудольные | 1 | §27 |
| | Класс Двудольные | 1 | §28 |
| | Класс Однодольные | 1 | §29 |
| | Культурные растения | 1 | §30 |
Природные сообщества |
29 | | Растительные сообщества | | §31 |
30 | | Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир | | §32 |
31 | | Резервные уроки | 2 | |
Список литературы для учителя.
1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа
3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа