СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 кл.

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 34 ч. по 1 ч. в неделю.

Цели и задачи.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;

  • овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Задачи обучения биологии в 6 классе:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа


Учебный курс состоит из следующих разделов:

Название раздела

кол-во часов

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

2

Жизнь растений

11

3

Классификация растений

5

4

Природные сообщества

2







Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир.

Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы.

Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Глава 2 «Жизнь растений»

Глава 3 «Классификация растений»

Глава 4 «Природные сообщества»

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Формы организации учебного процесса.

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые;

Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа

  • Участие в дискуссии

  • Рефлексия

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.

Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом «Биология» в 6 классе изучается 1 час в неделю. При нормативной продолжительности учебного года 34 недели на прохождение программного материала отводится 34 часа в год.

Личностные результаты обучения:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные результаты обучения:

  •  работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты  объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  •  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  •  самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты обучения:

В познавательной сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;

  • распознавать органы цветковых растений;

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растений;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • составлять морфологическое описание растений;

  • сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

  • характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • оценивать роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека;

  • обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

  • создавать условия, необходимые для роста и развития растений;

  • проводить наблюдения за растениями;

  • определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;

  • проводить искусственное опыление, размножать растения;

В сфере физической деятельности:

  • уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;

В эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Основное содержание

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

(34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня.

Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение листа. Макро- и микростроение стебля.

Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз,  паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Тематическое планирование курса биологии – 6 кл.

Всего: 34 ч.

Описание раздела

Тема урока

Кол-во ч.

Домашнее задание

Строение и многообразие покрытосеменных растений


Строение семян

1

§1

 

Виды корней и типы корневых систем

1

§2

 

Зоны и участки корня

1

§3

 

Условия произрастания и видоизменения корней

1

 §4


Побег и почки

1

§5

 

Внешнее строение листа

1

§6

 

Клеточное строение листа

1

§7

 

Влияние факторов среды на строение листа

1

§8

 

Строение стебля

1

§9


Видоизменения побегов

1

§10

 

Цветок

1

§11

 

Соцветия

1

 §12


Плоды

1

§13


Распространение плодов семян


§14

Жизнь растений

 

Фотосинтез

1

§16


Дыхание растений

1

§17

 

Испарение воды растениями

1

§18

 

Передвижение воды и питательных веществ

1

§19

 

Прорастание семян

1

§20

 

Способы размножения растений

1

§21


Размножение споровых растений

1

§22

 

Половое размножение покрытосеменных

1

§23

 

Вегетативное размножение покрытосеменных

1

 §24

Классификация растений


Основы систематики растений

1

§26

 

Класс Двудольные

1

§27

 

Класс Двудольные

1

§28


Класс Однодольные

1

§29


Культурные растения

1

§30

Природные сообщества

29


Растительные сообщества


§31

30


Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир


§32

31


Резервные уроки

2


Список литературы для учителя.

1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа

2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!