Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №6»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Роменская Н. П. / Протокол№___от «____» ______________ 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/Герасимова В.А. / «___» _________________2022 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 6» _________/Яковлев И.И./ Приказ № ______ от «___» ____________________2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
______________________________Гладковой Ольги Сергеевны_____________________________
Ф.И.О. автора (ов)
_____________________соответствие занимаемой должности_____________________
квалификационная категория
по _______________________________алгебре_____________________________________
(указать предмет, курс)
Уровень общего образования _____________основное______________________________
(начальное, основное, среднее)
Класс ____9_____(СКК для детей с ЗПР)_____________
Количество часов ____102_________
Программа разработана на основе авторской программы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонского, М.С.Якир, Е.В.Буцко «Математика: программы: 5-9 классы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко» /. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 112 с., базисного учебного плана образовательного учреждения на 2020-2021 уч. год
2022- 2023 учебный год
г. Благодарный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптированная программа курса математики для детей с задержкой психического развития составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике, программы основного общего образования по математике: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко – М.: Вентана-Граф, 2014.
Данная программа предусматривает переход на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, платформы Учи.ру, РЭШ и других электронных ресурсов.
Особенности адаптации рабочей программы по алгебре
У обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), при изучении предмета возникают серьёзные проблемы, связанные с тем, что объём знаний по математике минимален, приёмы общеучебной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ЗПР непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учёбе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ЗПР важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приёмы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приёмам организации мыслительной деятельности.
Цели обучения математике для детей с ЗПР:
овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
развитие логического мышления, ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование основных предметных и общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся.
При ведении коррекционной работы нужно:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) использовать методы, позволяющих активизировать познавательную деятельность детей;
г) проявлять особый педагогический такт, подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащение детей математическими знаниями, используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами.
В 9-х классах МОУ СОШ №6 с задержкой психического развития, которым ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, обучаются инклюзивно. Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегчённом варианте, однако не опускается ниже обязательного уровня обязательных требований к изучению математики. Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 9 класса были внесены изменения в объём теоретических сведений для этих детей. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информации у детей с ЗПР, большая часть времени отводится на выполнение практических заданий с использованием опорных схем, памяток, алгоритмов.
Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.
Виды деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, парах.
Формы контроля знаний: устная и письменная.
Методы контроля знаний: фронтальный опрос, индивидуальный, групповой, тесты.
Виды контроля: текущий, промежуточный, входной и итоговый.
Содержание учебного курса
Содержание курса алгебры в 9 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Функции», «Элементы прикладной математики».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывает прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Неравенства Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.
Числовые функции
Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.
квадратичная функция, её свойства и графики.
Элементы прикладной математики
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных процентов. Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
самостоятельно определять цели своего обучения
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
определять понятия
устанавливать причинно-следственные связи,
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Ученик получит возможность:
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и, символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать неравенства, системы неравенств;
решать текстовые задачи с помощью составления и решения уравнений, систем
уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего
мира и создания соответствующих математических моделей;
проводить практические расчеты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми
последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение
приближённых вычислений;
решать простейшие комбинаторные задачи.
исследовать функции и строить их графики.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа, зачетные домашние работы.
Тематика контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы |
1 | Входная контрольная работа №1 |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Неравенства» |
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратичная функция» |
4 | Контрольнаяработа № 4 «Квадратичная функция» |
5 | Контрольная работа №5 по теме «Элементы прикладной математики» |
6 | Контрольная работа №6 по теме «Числовые последовательности» |
7 | Итоговая контрольная работа |
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | подготовка к ГИА |
1 | | Повторение. | 1 | |
2 | | Повторение. | 1 | |
3 | | Повторение. | | |
Глава 1 Неравенства (22 часа) |
4 | | Числовыенеравенства | 1 | |
5 | | Числовыенеравенства | 1 | |
6 | | Основные свойства числовыхнеравенств | 1 | |
7 | | Основные свойства числовыхнеравенств | 1 | |
8 | | Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 1 | |
9 | | Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 1 | |
10 | | Неравенствас однойпеременной | 1 | |
11 | | Неравенствас однойпеременной | 1 | |
12 | | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 | |
13 | | Входная контрольная работа №1 | 1 | |
14 | | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 | |
15 | | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 | |
16 | | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 | |
17 | | Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки | 1 | |
18 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
19 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
20 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
21 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
22 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
23 | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Неравенства» | 1 | |
24 | | Контрольная работа №2 по теме «Неравенства» | 1 | |
25 | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Неравенства» | 1 | |
Глава 2 Квадратичная функция (35 часов) |
26 | | Свойства функции | 1 | |
27 | | Свойства функции | 1 | |
28 | | Свойства функции | 1 | |
29 | | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
30 | | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
31 | | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
32 | | Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
33 | | Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
34 | | Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 1 | |
35 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
36 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
37 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
38 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
39 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
40 | | Квадратичная функция, её график и свойства | 1 | |
41 | | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратичная функция» | 1 | |
42 | | Решение квадратных неравенств | 1 | |
43 | | Решение квадратных неравенств | 1 | |
44 | | Решение квадратных неравенств | 1 | |
45 | | Решение квадратных неравенств | 1 | |
46 | | Решение квадратных неравенств | 1 | |
47 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
48 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
49 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
50 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
51 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
52 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
53 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
54 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
55 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
56 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
57 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
58 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
59 | | Контрольнаяработа № 4 «Квадратичная функция» | 1 | |
60 | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Квадратичная функция» | 1 | |
Глава 3 «Элементы прикладной математики» (21час) |
61 | | Математическое моделирование | 1 | |
62 | | Процентныерасчёты | 1 | |
63 | | Процентныерасчёты | 1 | |
64 | | Приближённые вычисления | 1 | |
65 | | Основные правила комбинаторики | 1 | |
66 | | Основные правила комбинаторики | 1 | |
67 | | Частота и вероятность случайного события | 1 | |
68 | | Частота и вероятность случайного события | 1 | |
69 | | Классическое определениевероятности | 1 | |
70 | | Классическое определениевероятности | 1 | |
71 | | Начальные сведения о статистике | 1 | |
72 | | Начальные сведения о статистике | 1 | |
73 | | Контрольная работа №5 по теме «Элементы прикладной математики» | 1 | |
Глава 4 числовые последовательности (18 часов) |
74 | | Числовые последовательности | 1 | |
75 | | Арифметическая прогрессия | 1 | |
76 | | Арифметическая прогрессия | 1 | |
77 | | Арифметическая прогрессия | 1 | |
78 | | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 1 | |
79 | | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 1 | |
80 | | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 1 | |
81 | | Геометрическая прогрессия | 1 | |
82 | | Геометрическая прогрессия | 1 | |
83 | | Геометрическая прогрессия | 1 | |
84 | | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 1 | |
85 | | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 1 | |
86 | | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 1 | |
87 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 1 | |
88 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 1 | |
89 | | Контрольная работа №6 по теме «Числовые последовательности» | 1 | |
Повторение систематизация учебного материала |
90 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
91 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
92 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
93 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
94 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
95 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
96 | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
97 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
98 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
99 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
100 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
101 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |
102 | | Упражнения для повторения основных вопросов курса алгебры 9 класса | 1 | |