ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями).
2. Примерной основной образовательной программы, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru/node/2068.
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (действует в течение трёх лет), с изменениями на 26 января 2016 (Приказ Минобрнауки от 26 января 2016 года №38).
4. Письма Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08.548 г. № «О федеральном перечне учебников». Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош».
5. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош»
6. Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 202 2-2023 учебный год.
7. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош»
8. Учебника В.А. Никонова и С.В. Девятова «История России 1914 – начало XXI века» для 10-11 классов.
9. Учебника Н.В. Загладина и Л.С. Белоусова «Новейшая история 1914 – начало XXI века» для 10 – 11 классов.
10. Примерной Рабочей программы к учебнику В.А. Никонова и С.В, Девятова « История России 1914 – начало XXI века» для 10-11 классов.
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 11 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России и мира рассчитан на 68 часов учебного времени.
Статус документа
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования.
Данная рабочая программа позволяет получить представление о целях и содержании учебного предмета, а также предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. На её основе учитель самостоятельно может разработать свою рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и т.п.
Цели и задачи:
Основной целью курса «История Россия и мир» в 11 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно – ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России и в мире с 1945 года до начала XXI века в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:
- ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная
солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- идее преемственности этапов российской истории;
- воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной
роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия
государств и народов в новейшей истории;
Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, являются:
многоуровневое представление истории;
многоаспектный (многофакторный) характер истории;
человек в истории;
историко-культурологический подход: пространство диалога
Планируемые результаты освоения курса
Методологической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
— многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
— исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
— антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Личностными результатами освоения курса истории являются:
• сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса истории представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД).
1. Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать
• способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;
• умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД:
• умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
3. Коммуникативные УУД:
• способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
• способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом уровне обучающиеся научатся:
• характеризовать этапы становления исторической науки;
• раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;
• формулировать принципы периодизации истории развития человечества;
• определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества;
• владеть современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
• характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;
• анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Содержание курса
68 часов
Введение – 1час
РАЗДЕЛ I. СССР в мировой истории после Второй мировой войны. 5 часов
Истоки «холодной войны» и создание военно – политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны». Советский Союз в 1945 – 1953 годах. Внешняя политика СССР в 1946 -1953 годах
Раздел II. СССР в 1953 – 1964 гг. 7 часов
Политическое развитие СССР в 1953 -1964 годах. Экономическое развитие СССР в 1953 -1964 годах. Культурная и духовная жизнь СССР в конце 1940 – х – начале 1960 – х годов. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 годах.
РАЗДЕЛ III. СССР в 1964 -1985 гг. 10 часов
Брежневская эпоха: достижения и проблемы. Экономическое развитие СССР в 1964 -1982 годах. СССР в 1982 -1985 годах. Духовная жизнь советского общества в 1970-х – начале 1980 –х годов. Советское общество времён «оттепели». Советское общество времён «развитого социализма». Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации.
Раздел IV. СССР в 1985 -1991 гг. 7 часов.
Перестройка и кризис советской политической системы. Социально – экономическое развитие СССР в 1985 -1991 годах. «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР. Кризис и распад СССР.
Раздел V. Мир во второй половине XX – начале XXI века. 10 часов.
Становление социально – ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США. Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества. Восточная Европа: долгий путь к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америки. Развитие государств в постсоветском пространстве. Япония и новые индустриальные страны. Индия, Китай во второй половине XX – начале XXI века. Исламский мир: единство и многообразие. Африка и Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.
Раздел VI. Россия в 1992 -1999 гг. 11 часов.
Начало рыночных реформ в России 1992 года. Политико –конституционый кризис 1993 года. Новая Конституция 1993 года. Экономика России в 1992 -1995 годах. Политика России в 1992 -1995 годах. Национальные проблемы России в 1990 –х годах. Социальные проблемы России в 1990 –х годах. Второе президентство Б.Н. Ельцина 1996 -1999 гг. Внешняя политика РФ в 1990 –е годы.
Раздел VII. Россия в 2000 – 2021 гг. 12 часов.
Политическое развитие России в 2000 -2016 годах. Экономика России в 2000 -2016 годах. Социальное развитие России в 2000 -2016 годах. Внешняя политика России в начале XXI века. Образование, наука, культура России в конце XX – начале XXI века. Россия в 2016 – 2021 годах.
Раздел VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия. 4 часа.
Научно – технический прогресс и общественно – политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура. Основные проблемы развития современного общества.
Итоговое обобщение – 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Кол-во контрол. работ | Дата | Планируемые предметные результаты |
1 | Введение. Мир после Второй мировой войны. | 1 | | | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие мира и страны. Выделять особенности развития России. Сравнивать с ведущими странами мира. |
Раздел I. СССР в мировой истории после Второй мировой войны. 5 часов |
2 | Истоки «Холодной войны и создание военно – политических блоков. | 1 | | | Характеризовать причины, истоки и последствия политики «холодной войны». Работать с понятиями. Делать сравнительный анализ. Работать с картой. |
3 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопаснось. | 1 | | | Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников. Сравнивать исторические явле-ния. Работать с картой. |
4 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны. | 1 | | | Анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты высказывать и отстаивать свою точку зрения на события и факты; Работа с картой Знание хронологии событий и основных дат темы урока. |
5 | Советский Союз в 1945 -1953 гг. | 1 | | | Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат. |
6 | Внешняя политика СССР в 1946 -1953 гг. | 1 | | | Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников; Восприятие и анализ информа -ции, сообщаемой учителем, и текста учебника. |
Раздел II. СССР в 1953 -1964 гг. 7 часов. |
7-8 | Политическое развитие СССР в 1953 -1964 гг. | 2 | | | Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ информации o развитии СССР в 1953 – 1964 гг. Составление харак -теристики личности. |
9-10 | Экономическое развитие СССР в 1953 -1964 гг. | 2 | | | Выполнение заданий, направ -ленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значений понятий темы урока. Организация работы с истори -ческими документами. |
11 | Культурная и духовная жизнь в СССР в конце 1940-х – середине 1960-х гг. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на диагностику и контроль знаний, полученных на преды –дущем уроке. Подготовка опережающих заданий уч – ся. |
12 | Внешняя политика СССР в 1953 -1964 гг. | 1 | | | Работа с картой. Анализ причин-но следственных связей. Состав-ление хронологической табли- цы. Составление харак теристики личности. |
13 | Обобщение: «СССР в 1953 -1964 гг.». | 1 | 1 | | Анализировать исторические документы о периоде «оттепели» в СССР. Работать с картой. Составлять синхронистическую таблицу. Обобщать и сравнивать полученные знания. |
Раздел III. СССР в 1964 -1985 гг. 10 часов. |
14 | Брежневская эпоха: достижения и проблемы. | 1 | | | Работа с картой. Анализ причин-но следственных связей. Состав-ление хронологической табли- цы. Составление харак теристики личности. |
15-16 | Экономическое развитие СССР в 1964 -1982 гг. | 2 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на диагностику и контроль знаний, полученных на преды- дущем уроке. Выявление причин необходимости экономических реформ. |
17 | СССР в 1982 -1985 гг. | 1 | | | Составление таблицы на осно ве материала, предложенного учителем. Высказывание оценочных суждений о деятельности глав государства периода 1982 -1985 гг. |
18 | Духовная жизнь советского общества в 1970- - начале 1980-х гг. | 1 | | | Выполнение заданий, направ -ленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Подготовка сообщений. |
19 | Советское общество времён «оттепели». | 1 | | | Выполнение заданий, направ -ленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. |
20 | Советское общество времён «развитого социализма». | 1 | | | Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем; характеристика исторической личности на основе текста учебника и исторических источников; сравнение различных исторических версий. |
21-22 | Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации. | 2 | | | Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагмен -тами исторических источников; Восприятиеи анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. |
23 | Обобщение: «СССР в 1964 -1985 гг.» | 1 | 1 | | Самостоятельная работа в группах. Подготовка сообщений, поиск дополнительной инфор-мации о периоде «оттепели» в СССР. |
Раздел IV. СССР в 1985 -1991 гг. 7 часов. |
24-25 | Перестройка и кризис советской политической системы. | 2 | | | Характеризовать политическое, развитие СССР к 1985 году. Выделять особенности развития и необходимости изменения политической системы страны. |
26 | Социально – экономическое развитие СССР в 1985 -1991 гг. | 1 | | | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие страны. Выделять особенности развития СССР. Сравнивать с ведущими странами мира. Знать даты и понятия. |
27-28 | «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР. | 2 | | | Высказывание оценочных суждений о внешней политике эпохи «перестройки». Объясне-ние основных понятий и дат темы урока. |
29 | Кризис и распад СССР. | 1 | | | Составление таблицы на основе материала, предложенного учите-лем, Высказывание оценочных суждений о причинах распада СССР. |
30 | Обобщение: «СССР в 1985 - 1991 гг.» | 1 | 1 | | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие страны. Выделять особенности развития СССР. Сравнивать с ведущими странами мира. Знать даты и понятия. |
Раздел V. Мир во второй половине XX – начале XXI века. 10 часов. |
31 | Становление социально – ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США. | 1 | | | Объяснение основных понятий темы урока. Выявлять причины, методы, итоги развития зарубежных стран после Второй мировой войны. |
32 | Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества. | 1 | | | Объяснение основных понятий темы урока. Выявлять причины, методы, итоги развития стран Запада. Характеризовать основные источники финансирования данного процесса. |
33 | Неоконсервативный поворот и возникновение информационного общества. | 1 | | | Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Высказывание оценоч- ных суждений о причинах неоконсервативного поворота в развитии информационного общества. |
34 | Восточная Европа: долгий путь к демократии. | 1 | | | Высказывание оценочных суждений об изменениях политики стран восточной Европы во второй половине XX века. |
35 | Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. | 1 | | | Анализировать причинно- след-ственные связи данного процесса. Характеризовать масштабность, продолжительность интеграционных процессов. |
36 | Развитие государств в постсоветском пространстве. | 1 | | | Характеризовать развитие государств бывшего Советского Союза. Интеграционные процессы стран СНГ. |
37 | Япония и новые индустриальные страны. | 1 | | | Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Усвоение новых понятий. |
38 | Индия, Китай во второй половине XX – начале XXI века. | 1 | | | Анализировать альтернативные пути выхода Индии и Китая из колониальной системы.. Харак-теризовать реформы в данных странах. |
39 | Исламский мир: единство и многообразие. | 1 | | | Устанавливать причинно- след-ственные связи в развитии исламского мира. Проводить сравнение и выделять особенное в развитии исламских стран. |
40 | Африка и Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на контроль знаний, полу -ченных на предыдущем уроке. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. |
Раздел VI. Россия в 1992 -1999 гг. 11 часов. |
41 | Начало рыночных реформ в России 1992 года. | 1 | | | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие страны к 1992 году Выделять особенности развития России. Сравнивать с ведущими странами мира. Знать даты и понятия. Причины рыночных реформ. |
42 | Политико – конституционный кризис 1993 года. | 1 | | | Устанавливать причинно- след-ственные связи в развязывании политического кризиса 1993 года и пути выхода из него. |
43 | Новая Конституция 1993 года. | 1 | | | Анализ, сопоставление и обоб -щение исторических фактов, исторических документов. Работа с текстом Конституции. |
44 | Экономика России в 1992 -1995 гг. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на контроль знаний, получен- ных на предыдущем уроке. Развитие монологической речи учащихся. |
45 | Политика России в 1992 -1995 гг. | 1 | | | Знание дат, работа с историчес- кой картой. Анализ исторических источников. |
46 | Национальные проблемы России в 1990-Х гг, | 1 | | | Подготовка сообщений учащи-мися. Работа в группах, создание презентаций. Анализ истори- ческих источников. |
47 | Социальные проблемы России в 1990- х гг, | 1 | | | Восприятие и анализ информа -ции, полученной из видео- фрагмента. Работать с картой, определять причинно-следствен -ные связи. |
48 | Второе президентство Б.Н. Ельцина 1996 -1999 гг, | 1 | | | Анализировать экономическое, политическое развитие страны в 1996 -1999 гг. |
49-50 | Внешняя политика РФ в 199 –е гг, | 2 | | | Выполнение заданий, направлен -ных на контроль знаний, полу -ченных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информа -ции, сообщаемой учителем, и текста учебника. |
51 | Обобщение: «Россия в 1992 -1999 гг, | 1 | 1 | | Выполнение заданий, направлен -ных на контроль знаний, полу -ченных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информа -ции, сообщаемой учителем, и текста учебника. |
Раздел VII. Россия в 2000 – 2021 гг. 12 часов. |
52-53 | Политическое развитие России в 2000 – 2016 гг. | 2 | | | Выполнение заданий, на- правлен ных на контроль знаний, полученных на преды -дущем уроке. Работа с картой. Восприятие и анализ информа- ции, сообщаемой учителем, и тек-стом учебника. |
54-55 | Экономика России в 2000 – 2016 .гг | 2 | | | Анализ, сопоставление и обоб -щение исторических фактов, исторических документов. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. |
56-57 | Социальное развитие России в 2000 -2016 гг. | 2 | | | Восприятие и анализ информа -ции, полученной из видео- фрагмента. Работать с картой, определять причинно-следствен -ные связи. |
58-59 | Внешняя политика РФ в начале XXI века. | 2 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление характерис- тики личности. |
60-61 | Образование, наука, культура России в конце XX – начале XXI века. | 2 | | | Анализ, сопоставление и обоб -щение исторических фактов, исторических документов. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. |
62 | Россия в 2016 -2021 гг. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен- ных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление характе -ристики личности. |
63 | Обобщение: «Россия в 2000 – 2021 гг». | 1 | | | Характеризовать экономическое, политическое, социальное развитие страны в 2000 -2016 гг. |
Раздел VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия. 4 часа. |
64 | Научно – технический прогресс и общественно – политическая мысль. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен -ных на контроль знаний, полу- ченных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложен- ного учителем. |
65 | Основные направления в искусстве и массовая культура. | 1 | | | Выполнение заданий, на- правлен ных на контроль знаний, полученных на преды -дущем уроке. Работа с картой. Восприятие и анализ информа- ции, сообщаемой учителем, и тек-стом учебника. |
66 | Основные проблемы развития современного общества. | 1 | | | Анализ, сопоставление и обоб -щение исторических фактов, исторических документов. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. |
67 | Обобщение: «Россия и мир в начале XXI века» | 1 | | | Выполнение заданий, направлен -ных на контроль знаний, полу -ченных на предыдущих уроках. Восприятие и анализ информа -ции, сообщаемой учителем, и текста учебника. |
68 | Итоговое обобщение. | 1 | | | Выполнение заданий, направлен -ных на контроль знаний, полу -ченных на предыдущих уроках. Восприятие и анализ информа -ции, сообщаемой учителем, и текста учебника. |