СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ТУЧКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Занятия адаптивной физической культурой для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

ПО ПРОФЕССИИ «Повар, кондитер» КОД 19.01.17(260807.01)



Тучково 2019



ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании методической комиссии

Заведующий Тучковским филиалом

Протокол №



ГБПОУ МО «КК»

от «


»


2016 г.



Председатель МК

от «


»


2016 г.






СОГЛАСОВАНО

Работодатель


ФИО


Подпись


от «


»


2016 г.



Программа учебной дисциплины ФК.00 «Физическая культура» «Занятия адаптивной физической культурой для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:

Повар, кондитер» КОД 19.01.17(260807.01) Организация разработчик: Тучковский филиал. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение МО «Красногорский колледж» Разработчик: Мухамедзянова И.А. преподаватель физического воспитания.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование программы

«Занятия адаптивной физической культурой для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Вид программы

дополнительная общеобразовательная:

общеразвивающая

Направленность программы 1

физкультурно-спортивная

Форма обучения

очная

Категория обучающихся 2

обучающиеся 1, 2 и 3 курсов

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

99 часов

Количество часов в неделю

3-4 часа

После освоения образовательной программы студенту выдается

справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

                           



















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Программа «Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»  имеет физкультурно-спортивную направленность, то есть направлена на укрепление и восстановление здоровья студентов (разного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту), а именно: на формирование потребности и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

 По своему  функциональному предназначению – эта программа является оздоровительной и общеразвивающей; по форме организации – групповая и индивидуальная; по времени реализации – годичная

1.2. Автор программы Мухамедзянова Ирина Анатольевна

1.3. Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  у большинства обучающихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.

  Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из студентов отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.

Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Педагогическая целесообразность программы.

Данная программа  поможет обучающимся формировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление,  а также содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, способствовать развитию психических процессов и свойств личности обучающихся с отклонением здоровья.        

  1.5. Цель  и задачи программы.

Цель: Овладение студентом основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории студентов, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Задачи: Формировать у студентов устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление.

Дать студентам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

  1. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

  2. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности студента с отклонениями здоровья.

1.6.   Возраст и количество слушателей.

1.7.   Сроки реализации программы. С 01.09.16 г. по 30.06.19 г.

1.8.   Распределение часов:

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

99

            14

        85


1.9.  Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии.

 1.10.  Ожидаемы  результаты освоения программы.

 знать: о технике безопасности при выполнении упражнений;

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности студента;

  • о способах изменения направления и скорости передвижения;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о правилах составления комплексов утренней зарядки; 

  • о правилах поведения на занятиях физической культурой;

  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;

  • о технике выполнения физических упражнений;

  • о значении упражнения на развитие двигательных качеств;

  • о правилах судейства спортивных и подвижных игр;

  •  о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.

  уметь: выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов),            направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

• выполнять комплексы дыхательных упражнений;

• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• выполнять строевые упражнения.

  1.11. Аттестация по итогам освоения программы.

        (аттестация не предусмотрена)


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план программы «Занятия адаптивной физической культурой для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

 

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1   Введение. Общие основы ЛФК                                   8

1.1

Техника безопасности на занятиях.

2



1.2

Основы лечебного действия физических упражнений.Общеукрепляющие упражнения.


6


Раздел 2 ЛФК  при травмах и заболеваниях

опорно-двигательного аппарата.                                              26

2.1

ЛФК при нарушении осанки.

2

4


2.2

ЛФК при сколиозах.


4


2.3

Комплекс упражнений при шейно-грудном остеохондрозе.


3


2.4

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм  плоскостопия


3


2.5

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника:


4


2.6

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.


3


2.7

Упражнения для развития координации.


3


Раздел 3 ЛФК при заболеваниях сердечно                                   22

сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы.

3.1

Содержание учебного материала

ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы

2

4


3.2

Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой  системы


6


3.3

Комплекс упражнения при ВСД по смешонному типу


5


3.4

Комплекс упражнений при врожденных пороках сердца


5


Раздел 4 ЛФК при заболеваниях органов

              Дыхания                                                                16

4.1

ЛФК дыхательной системы.

комплексЛ.Г при бронхите и пневмонии

2

4


4.2

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики


4


4.3

Комплекс упражнений при бронхиальной астме


4


Раздел 5 ЛФК при заболеваниях обмена                                   11

веществ и центральной нервной системы (ЦНС).

5.1

Воздействие ФУ на нервную систему. Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

2

3


5.2

Общеразвивающие упражнения, Комплекс упражнений при  невритах,


3


5.3

Общеукрепляющие упражнения. Комплекс упражнения при ДЦП


3


Раздел 6 ЛФК при заболеваниях органов                                  8

             зрения.

6.1

Характеристика и виды   заболеваний глаза и профилактика.

2

2


6.2

Комплекс специальных упражнений для глаза


2


6.3

Специальные упражнения при миопии


2


Раздел 7.ЛФК  для беременных                                           8

7.1

 Комплекс  упражнений для беременных.

2

3


7.2

Комплекс упражнения послеродовой период.


3


                                                                         Итого

14

85



2.2. Содержание программы.

 

  Введение. Общие основы ЛФК                                

 Тема 1.1 Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Содержание и значение утренней гимнастики. Название спортивного инвентаря.

Тема 1.2. Основы лечебного действия физических упражнений  Общеразвивающие упражнения  без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).

Раздел ЛФК  при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.  

Тема 2.1 ЛФК при нарушении осанки.

 Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища,

Тема 2.2 ЛФК при сколиозах. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Сколиоз. Определение, классификация, этиология, патогенез. Клинические проявления. Стереотипы движения при данной патологии. Диагностика. Принципы коррекции патологии с помощью физических упражнений. Формы ЛФК при сколиозах. Применение отрезов, принципы медицинской реабилитации

Тема 2.3 Комплекс упражнений при шейно-грудном остеохондрозе. Коррекционная гимнастика на осанку.  Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации

Тема 2.4 Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм  плоскостопия. Профилактика плоскостопия: ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам; упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

Тема 2.5 Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника: ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

Тема 2.6 Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

Тема 2.7 Упражнения для развития координации. Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки; подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.

Раздел 3 ЛФК при заболеваниях сердечно  сосудистой системы (ССС)

Тема 3.1 ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы.

Основным видом физической активности является дозированная ходьба, умеренные физические нагрузки являются эффективнным средством.

Тема 3.2. Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой  системы. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление.

Тема 3.3 Комплекс упражнения при ВСД по смешанному типу. Включаются общеразвивающие, дыхательные и упражнения с гантелями, у гимнастической стенки. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам: медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин.; подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения.

Тема 3.4 Комплекс упражнений при врожденных пороках сердца. В зависимости от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры.

Раздел 4 ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Тема 4.1 ЛФК дыхательной системы. Комплекс Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному дыханию: брюшной и грудной тип дыхания; полное дыхание; упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

Тема 4.2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, чередовать грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох

Тема 4.3 Комплекс упражнений при бронхиальной астме. В комплекс ЛФК включают общеразвивающие, дыхательные упражнения и упражнение на расслабление (сидя, стоя и лежа). Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдохе.

Раздел 5 ЛФК при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).

Тема 5.1 Воздействие ФУ на нервную систему. Характеристика  физических упражнений. Формы применения ЛФК. Дозирование физических упражнений. Виды тренировки в ЛФК Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

Тема 5.2 Общеразвивающие упражнения, Комплекс упражнений при  невритах, Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др.; совершенствование ранее изученных упражнений.

Тема 5.3 Общеукрепляющие упражнения. Комплекс упражнения при ДЦП. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности  нервов. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог. 
Раздел 6 ЛФК при заболеваниях органов  зрения.

Тема 6.1. Характеристика и виды   заболеваний глаза и профилактика. Упражнения для наружных мышц глаза:  упражнения для прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц глаза.

Тема 6.2. Комплекс специальных упражнений для глаз. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

 Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Тема 6.3. Специальные упражнения при миопии. В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие,  так и  специальные  упражнения  для  глаз.

Раздел 7. ЛФК  для беременных.

Тема 7.1. Комплекс  упражнений для беременных.  ЛФК применяют как общеукрепляющее, профилактическое средство  во время беременности и в послеродовом периоде. Включаются общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления. Предпочтительно выполнять упражнения в положении лежа на спине, на четвереньках. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому желательно выполнять упражнения под музыку.

Тема 7.2   Комплекс упражнения послеродовой период.

Послеродовой период используют общеразвивающие, дыхательные, специальные упражнения для мышц тазового дна и брюшной полости. Дыхательные упражнения устраняют застойные явления в печени. Селезенке м других органах брюшного полости, а упражнения для брюшного пресса и тазового дна  укрепляют мышцы этой области (повышается их тонус и сила).

                                       

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса:

Оборудование спортивного зала: гимнастический инвентарь,  индивидуальные аптечки,  мяч, скакалки, обруч, гимнастические палки, шведская стенка, беговая дорожка, весы, тренажеры.

Технические средства компьютер, магнитофон, телевизор.



3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:



№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1.

Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2010г.. – 680 стр.с.ил.


2.

Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и спорт, 2011 г.-351 стр. с ил.





3.

М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 2012г. – 175 стр. с.ил.






4.

М.В.Девятова. Нет – остеохондрозу. Санкт-Петербург. ИК «Комплект» 2005г. - 224 стр.с.ил.



5.

М.В.Девятова. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Лекции Ленинград. 2011г.



6.

М.С.Панаев. Массаж при заболевании опорно-двигательного аппарата. Ростов на Дону, Феникс, 2013г. – 128 стр. с.ил.



7.

6. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 2005, - 528 стр. с.ил.




IV ПРИЛОЖЕНИЕ


ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,

ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ


Примерные вопросы:


1. Что такое "здоровый образ жизни"?

2. Что значит "рациональный режим питания"?

3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"?

4. Чем характеризуется здоровый досуг?

5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья

отнесены к специальной медицинской группе?

6. Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом тво

его заболевания?

7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей

гимнастики при твоем заболевании?

8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики

при твоем заболевании?

9. Как

сформировать правильную осанку?

10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги),

полученной во время занятий физической культурой?

11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?

12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?

13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?

14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?

15. Что такое физич

еская подготовленность и как ее оценивают?

16. Какие ты знаешь основные физические качества?

17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?

18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?

Примерные вид

ы практических заданий

(выполняются при отсутствии противопоказаний)

1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.

2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).

4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног; спины; брюшного пресса).

5. Комплекс упражнений для развития координации движений.

6. Комплекс упражнений для развития быстроты.

7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.

8. Комплекс упражнений для развития гибкости.

9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного

набора физических упражнений) и выполнить

его.

12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.

13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.

14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо;

ведение мяча в

баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного

бега и т.п.).

15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).



ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ


Физические упражнения

Потенциально опасное
воздействие на организм ребенка

Кувырки через голову вперед и
назад

Избыточное давление на шейный отдел
позвоночника: компрессия межпозвонковых
дисков, нервов и сосудов шеи; повышение
внутричерепного давления.
Высокий риск травмы шейного отдела
позвоночника.

Упражнение "мостик"

Переразгибание в шейном и поясничном
отделе позвоночника с патологическим
раздражением рецепторов; повышение
внутричерепного давления.
Высокий риск компрессии корешков
спинномозговых нервов и сосудистых
нарушений.

Стойка на голове, на руках.
Упражнение "березка", "плуг"
- из исходного положения
(далее - и.п.) лежа на спине
поднимание выпрямленных ног и
опускание их за голову

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника, повышение
артериального и внутричерепного давления.
Риск нарушения кровообращения, травмы
шейного отдела позвоночника и
возникновения грыжи.

Высокоамплитудные и (или)
резкие движения головой:
круговые движения, повороты в
стороны, наклоны, особенно
запрокидывание головы назад

Переразгибание в шейном отделе
позвоночника с патологическим раздражением
рецепторов.
Высокий риск компрессии корешков
спинномозговых нервов и сосудов шеи с
последующими неврологическими и сосудистыми
нарушениями.

Высокоамплитудные и (или)
резкие движения туловища
(круговые, наклоны), особенно
с отягощением (утяжеленный
мяч, гантели)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника, повышение
внутрибрюшного давления, особенно при
резком глубоком наклоне вперед с
выпрямленными ногами.
Риск смещения межпозвонковых дисков и
возникновения грыжи.

Глубокий прогиб туловища
назад, в том числе из и.п.
лежа на животе: упражнения
"качалка", "лодочка", "лук".

Разгибательная перегрузка шейного и
поясничного отдела позвоночника,
компрессия корешков спинномозговых нервов.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, возникновения
неврологических и сосудистых нарушений.

Висы без опоры, подтягивание
на перекладине и др.
спортивных снарядах. Лазанье
по канату

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника и верхних
конечностей, повышение внутрибрюшного
давления, большая нагрузка на
сердечно-сосудистую систему.
Риск травмы плеча, возникновения грыжи,
опущения внутренних органов.

Высокоамплитудные и (или)
резкие маховые движения
ногой, особенно махи назад с
прогибом туловища из и.п.
сидя с опорой на голени
и кисти

Избыточная нагрузка на поясничный отдел
позвоночника: значительное растяжение
связочно-мышечного аппарата позвоночника,
сдавливание межпозвонковых дисков;
повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, возникновения грыжи.

Многократно повторяющееся в
быстром темпе одновременное
поднимание выпрямленных ног
из и.п. лежа на спине

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат нижней половины туловища и нижних
конечностей, повышение внутрибрюшного
давления.
Риск возникновения грыжи и патологической
подвижности почек.

Многократно повторяющийся в
быстром темпе подъем туловища
из положения лежа на спине в
положение сидя, особенно при
фиксации выпрямленных ног и
из и.п. сидя на скамейке
опускание и поднимание
туловища с глубоким прогибом
назад

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат шейного и поясничного отдела
позвоночника, повышение артериального и
внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, возникновения грыжи и
патологической подвижности почек.

Высокоамплитудные и (или)
резкие повороты туловища
(скручивающие) из разных
и.п., в том числе из и.п.
лежа на спине опускание
согнутых ног вправо-влево до
касания пола

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника, повышение
внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, смещения межпозвонковых
дисков, ущемления спинномозговых нервов,
возникновения грыжи.

Упражнения:
- "удержать угол"
- "ножницы"

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат нижней половины туловища и нижних
конечностей, повышение внутрибрюшного
давления.
Риск повреждения связок в паховой области,
возникновения грыжи, патологической
подвижности почек и сосудистых нарушений
(в т.ч. варикозного расширения вен).

Глубокий выпад с сильным
сгибанием в коленном суставе,
сед в "полушпагат"

Риск повреждения связок в паховой области.
Риск повреждения связок коленного сустава,
смещения надколенника.

Бег в быстром темпе, особенно
на средние и длинные
дистанции

Значительная нагрузка на опорно-
двигательный аппарат, сердечно-сосудистую
и дыхательную систему.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
нижних конечностей, прогрессирования
отклонений костно-мышечной системы.
Риск возникновения острой сердечной
недостаточности, обострения хронических
заболеваний.

Прыжки в быстром темпе
продолжительное время
(особенно асимметричные, с
поворотами); спрыгивание на
твердую поверхность

Значительная нагрузка на опорно-
двигательный аппарат, сердечно-сосудистую
систему, повышение внутричерепного
давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
нижних конечностей, прогрессирования
отклонений костно-мышечной системы,
обострения хронических заболеваний.

Прыжки через спортивные
снаряды (через коня, козла)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника и конечностей,
повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы позвоночника (особенно
копчика), повреждения связок в паховой
области, возникновения грыжи.






ПРОЦЕНТИЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЙ ЧСС У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возраст
(лет)

Пол

Процентильное распределение ЧСС, уд./мин.

5

10

25

50

75

90

95

15

М

62

67

70

76

86

92

98

Д

62

66

75

78

88

96

100

16

М

62

68

70

80

88

94

97

Д

63

66

71

76

86

89

100

17

М

63

66

73

76

79

90

98

Д

62

69

72

77

84

90

101


ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКА АД


Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80 - 100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16 - 21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22 - 26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13 x 26 см).

Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.

Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей, - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.

Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.

При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.

При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука

Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) - 110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее чем через 2 - 3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).


Оценка артериального давления


Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.

Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10 - 89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.

Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.


Процентильное распределение значений АД у детей

и подростков (НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)



Возраст
(лет)

Пол

Процентильное распределение САД, мм рт.ст.

5

10

25

50

75

90

95

15

М

55

56

66

72

76

82

86

Д

55

57

60

66

70

76

80

16

М

54

58

65

72

76

80

85

Д

57

60

64

65

74

79

78

17

М

60

60

66

71

77

81

86

М

54

56

61

65

72

79

81


Определение уровня физической подготовленности юношей


N
п/п

Контрольное
упражнение

Возраст,
лет

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

высокий

выше
среднего

средний

ниже
среднего

низкий

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Прыжок в длину
с места, см

15

217

204 - 216

191 - 203

175 - 190

174

16

228

215 - 227

202 - 214

186 - 201

185

17

238

225 - 237

212 - 224

196 - 211

195

2.

Медленный бег в
сочетании с
ходьбой в течение
6 мин., м

15

1400

1300

1200

1100

1000

16

1450

1350

1250

1150

1050

17

1500

1400

1300

1200

1100

3.

Броски и ловля
теннисного
мяча с расстояния
1 м от стены за
30 с, раз

15

42

37

32

27

22

16

43

38

33

28

23

17

45

40

35

30

25


Определение уровня физической подготовленности девушек


N
п/п

Упражнения для
определения
уровня
физической
подготовленности

Возраст,
лет

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

высокий

выше
среднего

средний

ниже
среднего

низкий

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Прыжок в длину с
места, см







15

194

180 - 193

166 - 179

150 - 165

149

16

198

184 - 197

174 - 183

160 - 173

159

17

204

191 - 203

178 - 190

162 - 177

161

2.

Медленный бег в
сочетании с
ходьбой в течение
6 мин., м







15

1300

1200

1100

1000

900

16

1350

1250

1150

1050

950

17

1400

1300

1200

1100

1000

3.

Броски и ловля
теннисного
мяча с расстояния
1 м от стены за
30 с, раз







15

37

32

27

22

17

16

38

33

28

23

18

17

40

35

30

25

20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!