Пояснительная записка
ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева
УЧЕБНИК
ОБЖ. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов. Е.Н.
Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.:
Астрель , 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована программа под общей редакцией Ю.Л. Воробьева.
Для реализации программы на её изучение предусматривается по 1 часу в неделю в 10 классах – 35 часов в год.
Цель:
воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными
проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
- оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья;
- безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
- оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.
Структурно в программе представлены
четыре раздела и одиннадцать тем
Раздел I
«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых, в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Раздел II
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи.
Раздел III
«Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе и основы её безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I.
Безопасность и зашита человека
в опасных и чрезвычайных ситуациях - 13 часов
Глава 1
Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения
( 6 часов)
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных
условиях.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
.
Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
- Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в маршрутном транспорте.
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Рекомендации населению.
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического биологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения
и возможные последствия.
Рекомендации населению.
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Глава 2
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 часов)
Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи
Современные средства поражения и их поражающие факторы
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС защитные сооружения ГО
Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты кожи
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС
Раздел II
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (5 часов)
Сохранение и укрепления здоровья важная забота каждого человека
Основные инфекционные заболевания, классификация и их профилактика
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Значение двигательной активности. Вредные привычки. Их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Раздел III
«Основы военной службы» - 15 часов
Вооруженные силы РФ (3 часа)
Родина ее национальная безопасность.
История создания и развития Вооруженных Сил
Состав Вооруженных Сил РФ
Глава 6
Боевые традиции Вооруженных сил России (3 часа)
Патриотизм, верность воинскому долгу. Дни воинской славы
Глава 7
Символы воинской чести 2 (часа)
Боевое знамя воинской части. Ордена -почетные награды. Ритуалы ВСРФ
Глава 8
Основы военной службы (9 часов)
Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка АК. Тактическая подготовка
Программа предусматривает использование учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель,.
Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ
2021-2022 учебный год
Дата проведения | Вид работы | По теме |
1 | 2 | 3 |
I четверть |
18.10.2020 23.10.2020 | Контрольное тестирование | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). |
II четверть |
20.12.2020 29.12.2020 | Контрольное тестирование | Средства индивидуальной защиты. |
III четверть |
24.01.2021 29.01.2021 | Контрольная работа | Виды Вооруженных сил РФ. |
21.03.2021 26.03.2021 | Тестовая работа | Строевая подготовка. |
IV четверть |
18.04.2021 23.04.2021 | Контрольная работа | Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. |
21.05.2020 23.05.2020 | Контрольная работа | Здоровье человека и его физическое развитие. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
10 КЛАССА
Знать:
- основные понятия ГО;
- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;
- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;
- организацию гражданской обороны в школе.
- основные понятия и структуру ЗОЖ;
- роль питания как составляющей ЗОЖ;
- влияние двигательной активности на здоровье человека;
- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.
- основные понятия, функции и показатели здоровья;
- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;
- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.
- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
- общие черты международного терроризма.
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Республики Бурятия;
- потенциально опасные объекты в районе проживания.
- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;
- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;
- правила поведения при захвате в заложники или похищении.
Уметь:
- определить вид применённого оружия;
- пользоваться убежищем;
- подобрать противогаз и пользоваться им;
- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в лицее - интернате
- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию
- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;
- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.
- работать с правовыми документами.
-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;
- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.
Календарно тематическое планирование
Календарно-тематический план учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе
на 2021 - 2022 учебный год
35 ч (1 ч/н)
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел I Безопасность личности, общества и государства – 12 ч. |
Глава 1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз – 5 ч. |
1. | §1 | Основные направления национальной безопасности России. | 04.09-06.09 | |
2. | §2 | Государственная и общественная безопасность. | 11.09-13.09 | |
3. | §3 | Обеспечение национальной безопасности Росси на международной арене. | 18.09-20.09 | |
4. | §4 | Законы и нормативно-правовые акты | 25.09-27.09 | |
5. | §5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 02.10-04.10 | |
Глава 2 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов) |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | §6 | Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи | 09.10-11.10 | |
7. | §7 | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 16.10-18.10 | |
8. | §8 | Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | 23.10-25.10 | |
9. | §9 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. | 30.10-01.11 | |
10. | §10 | Средства индивидуальной защиты | 06.11-08.11 | |
11. | §11 | Средства защиты кожи | 13.11-15.11 | |
12. | §12 | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения | 20.11-22.11 | |
Раздел II Основы военной службы – 14 часов |
Глава 3 Вооруженные силы РФ – надежная защита нашего Отечества – 5 часов |
13. | §13 | История создания и развития ВС России | 27.11-29.11 | |
14. | §14 | Состав и структура ВС РФ | 04.12-06.12 | |
15. | §15 | Виды ВС РФ и рода войск | 11.12-13.12 | |
16. | §16 | Отдельные рода войск ВС РФ и их предназначение. | 18.12-20.12 | |
17. | §17 | Другие войска, их состав и предназначение. | 25.12-27.12 | |
Глава 4 Правовые основы военной службы – 9 часов |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18. | §18 | Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет. | 10.01-15.01 | |
19. | §19 | Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. | 17.01-22.01 | |
20. | §20 | Основные виды военно-профессиональной деятельности. | 24.01-29.01 | |
21. | §21 | Размещение и быт военнослужащих. | 05.02-07.02 | |
22. | §22 | Суточный наряд. Организация караульной службы. | 12.02-14.02 | |
23. | §23 | Строевая подготовка. | 19.02-21.02 | |
24. | §24 | Огневая подготовка. | 26.02-28.02 | |
25. | §25 | Основы тактической подготовки. | 12.03-14.03 | |
26. | §26 | Учебные сборы – составная часть подготовки к военной службе. | 19.03-21.03 | |
Раздел III Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 3 ч |
Глава 5 Опасные и чрезвычайные ситуации и правила поведения – 3 часа |
27. | §27 | Правила поведения в опасных и ЧС социального характера | 26.03-28.03 | |
28. | §28 | Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | 09.04-11.04 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
29. | §29 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. | 16.04-18.04 | |
Раздел IV Здоровый образ жизни – 6 часов |
Глава 6 Основы формирования здорового образа жизни – 6 часов |
30. | §30 | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. | 23.04-25.04 | |
31. | §31 | Здоровье человека и его физическое развитие | 07.05-14.05 | |
32. | §32 | Культура питания. | 16.05-21.05 | |
33. | §33 | Режим труда и отдыха – составляющая здорового образа жизни. | 23.05-28.05 | |
34. | §34 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 30.05 | |
35. | §35 | Духовно-нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России. | 30.05 | |
Возможные проекты:
Техногенные катастрофы в начале 21 века. Причины и последствия;
Чрезвычайные и опасные ситуации социального характера в современном мире. Государственные меры по их предотвращению и формирование навыков безопасного поведения;
Подготовка к военной службе;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2009
ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2009
Миронов С.К. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: 10 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2011
Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10 класс.- М.: Просвещение, 2010
плакаты «Первая медицинская помощь»
плакаты «Чрезвычайные ситуации природного, социального, техногенного характера»
Нормативно-правовые документы
Технические средства обучения
Средства индивидуальной защиты
Учебные видеофильмы на цифровых носителях