Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основное общее образование
(приложение к ООП ООО МБОУ «Рыжковская средняя школа»)
7 класс
Составитель: Пека Н.Н.,
учитель изо и технологии
д.Титково
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в действующей редакции),
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа»,
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А Горяевой, А.С. Питерских. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 5-8 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского - М. Просвещение.
- Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2021 – 2022 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение».
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство » в 7 классе отводится 34 часа в год.
Форма промежуточной годовой аттестации: итоговое контрольное тестирование.
Учебно-методический комплект
Основная литература
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение».
Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс.-М:ВАКО. -176 с. Авт. О.М.Гусева
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
- уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту;
- понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства;
- освоить стилистику изображений и способов их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки;
- развивать пространственное воображение, понимание учащимися проекционной природы чертежа; -
иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития; -
уметь объяснять, что дизайн вещи одновременно искусство и социальное проектирование;
- определять вещь как объект, несущий отпечаток сегодняшнего и вчерашнего дня;
- понимать и правильно применять в речи новые термины и понятия: метафора, плакат, экологическая тема, иллюстрация;
- создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе;
- осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых при строительстве;
- знать отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально – строительной техники;
- проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы;
- понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; - совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно – пространственной композицией;
- осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище;
- применять навыки сочинения объёмно – пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- приобрести общее представление о технологии создания одежды;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды;
- объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.
Межпредметные понятия:
Регулятивные УУД: - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- формирование гражданского патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Познавательные УУД: Учащийся научится: основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; Учащийся получит возможность научиться:
-основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - осуществлять оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Предметные результаты. в процессе освоения учебного предмета ученик научится:
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
-понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
-понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; - получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); - проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (9ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Буква – строка- текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции.
Многообразие полиграфического дизайна.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (10 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность.
Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятия модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи.
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (7 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.
Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра.
Путь развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город микрорайон, улица.
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Интерьер и вещь в доме.
Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты.
Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.
Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.
Имидж.
Лик или личина?
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1. | Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 8 |
2. | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств . | 10 |
3. | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. | 9 |
4. | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 7 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ УРОКА | Название раздела и тема раздела | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения Урока фактическая |
Раздел 1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств ( 8 часов) |
1 | Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. | 03.09 | |
2 | Прямые линии и организация пространства. | 10.09 | |
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 17.09 | |
4 | Буква – строка- текст. Искусство шрифта. | 24.09 | |
5 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | 01.10 | |
6 | Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие полиграфического дизайна. | 08.10 | |
7 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 15.10 | |
8 | Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 22.10 | |
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.( 10 часов) |
9 | Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 12.11 | |
10 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | 19.11 | |
11 | Соразмерность и пропорциональность. | 26.11 | |
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. | 03.12 | |
13 | Понятия модуля. | 10.12 | |
14 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 17.12 | |
15 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. | 24.12 | |
16 | Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | 14.01 | |
17 | Роль и значение материала в конструкции. | 21.01 | |
18 | Цвет в архитектуре и дизайне. | 28.01 | |
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека ( 9 часов) |
19 | Город сквозь времена и страны. | 04.02 | |
20 | Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. | 11.02 | |
21 | Город сегодня и завтра. | 18.02 | |
22 | Путь развития современной архитектуры и дизайна. | 25.02 | |
23 | Живое пространство города. Город микрорайон, улица. | 04.03 | |
24 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 11.03 | |
25 | Интерьер и вещь в доме. | 18.03 | |
26 | Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства. | 01.04 | |
27 | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 08.04 | |
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование ( 7 часов) |
28 | Мой дом – мой образ жизни. | 15.04 | |
29 | Мода, культура и ты. | 22.04 | |
30 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 29.04 | |
31 | Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды. | 06.05 | |
32 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. | 13.05 | |
33 | Промежуточная аттестация | 20.05 | |
34 | Имидж. Лик или личина? | 27.05 | |
| Всего: | 34 часа | |