СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по финансовой грамотности 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ракитовская средняя общеобразовательная школа»

Рубцовского района Алтайского края








Рабочая программа факультатива


«Финансовая грамотность» 3 класс базовый уровень обучения


на 2021–2022 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы «Финансовая грамотность».Ю.Корглюгова, Е. Гоппе -М.: Вако, 2020







Составитель Гордеева Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

1 квалификационная категория










с. Ракиты

2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщению к общечеловеческим ценностям.

« Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующем интересы учащихся 3 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов.

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);

Учебной программы Ю. Корлюговой и Е.Е. Гоппе «Финансовая грамотность» для 3 класса


Программа предполагает использование УМК в составе:

  1. Юлия Корлюгова, Е.Е. Гоппе. Финансовая грамотность. Учебная программа. - Москва ВАКО, 2020

  2. Георгий Гловели. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 класс. – Москва ВАКО, 2020

  3. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. - Москва ВАКО, 2020

  4. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для родителей. - Москва ВАКО, 2020

  5. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь для учащихся. - Москва ВАКО, 2020


Планируемые результаты:


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:


• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов


Содержание программы для 3 класса


Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от про­фессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взай­мы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработ­ная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен­сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва­ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, день­ги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас­ходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.



Тематическое планирование


3 класс (16 ч)

№ п/п

№ урока по теме

Наименование разделов / темы уроков


Количество часов




Часть 1

8

1

Что такое деньги

1

2

Откуда взялись деньги

1

3

Рассмотрим деньги поближе

1

4

Защита денег от подделок

1

5

Какие деньги были раньше в России

1

6

Современные деньги России и других стран

1

7

Учимся обращаться с деньгами

1

8

Что мы узнали о деньгах?

1



Часть 2

8

1

Откуда в семье берутся деньги

1

2

На что тратятся деньги

1

3

Как с умом управлять своими деньгами

1

4

Как считать доходы и расходы семьи

1

5

Как делать сбережения

1

6

Учимся делать сбережения

1

7

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

8

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

1



Итого

16












Лист внесения изменений в рабочую программу


Темы

Кол-во часов по плану

Действия

Кол-во часов после корректировки /дата проведения

Причина корректировки, основание



 















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!