СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа 10-11 класс 3 часа в неделю. учебник Криксунова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Биология 10-11 (профильный уровень)

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии предназначена для реализации в профильных химико-биологических 10-11 классах.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) образования и авторской программа курса биологии «Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Профильный уровень. Автор В.В. Пасечник. «Дрофа» 2011г. Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10—11классы.– М.: Дрофа, 2009– 367 с.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, направлена формирование целостной системы знаний о живой природе, ее уровневой организации и эволюции.

Основу отбора содержания на профильном уровне составляет подход, в соответствии с которым учащиеся должны получить достаточную базу для продолжения образования, освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Основу структурирования курса биологии в10-11 классах на профильном уровне составляют следующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Данная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных навыков и умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для реализации данной рабочей программы являются: сравнение объектов, анализ, оценка и поиск информации по различным источникам. Большое внимание уделено самостоятельной работе с источниками информации.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках биологии и в реальной жизни для решения практических задач.

При реализации данной рабочей программы предусмотрено систематическое блоковое повторение на которое используется резервное время, предусмотренное программой. Данная рабочая программа подкреплена элективным курсом.

Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить учащимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Согласно учебному плану гимназии рабочая программа для 10-11-х классов предусматривает обучение на профильном уровне биологии в объеме 3 часа в неделю. Всего в 10 классе 105 часов в год, в 11 классе - 102 часа.

Отличие рабочей программы от примерной программы В.В.Пасечника заключаются в следующем.

№ п/п

Изменение

Обоснование

10 класс

1.

В теме «Основы цитологии», лабораторные работы объедены вместе

С целью рационального использования времени, и схожестью тем.


2.

В теме «Основы цитологии» 3 урока – зачета, 1 урок – контрольно- обобщающий;

в теме «Основы генетики» 1 урок – семинар,

в теме «Генетика человека» - 1 урок зачет, в резерве 1-контрольно- обобщающий;

добавлена пр. работа

«Сравнительный анализ полового и бесполого размножения».

Разнообразные формы контроля ЗУН обеспечивают выполнение стандарта образования, приобретаются навыки работы с разными формами тестовых заданий, развивается устная речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

11 класс

1.

В теме произошли изменения: «Развитие эволюционного учения» 1 час добавлен из темы «Борьба за существование»; из темы «Вид, его критерии» 2 часа добавлены в тему «Естественный отбор и его формы»; из темы «Видообразование» 3 часа добавлены в тему «Макроэволюция»; из темы «Влияние загрязнений на живые организмы» 2 часа добавлены в тему «Среда обитания организмов».

В разделах количество часов осталось без изменений, как в авторской программе, но в некоторых темах разделов добавлены часы для более глубокого понимания закономерностей происходящих в живой природе, влияния разных факторов среды обитания; расширение тем позволит осознанному восприятию данного материала.

2.

В разделе «Основы селекции и биотехнологии» 1 урок контрольно- обобщающий, 1 урок – консультация, 2 урока – экзамен.

Разнообразные формы контроля ЗУН обеспечивают выполнение стандарта образования, приобретаются навыки работы с разными формами, развивается устная речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.


При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, деятельности в парах при проведении лабораторных и практических работ, большое внимание уделяется индивидуальной работе по отработке навыков работы с заданиями в тестовой форме. Разнообразные формы контроля ЗУН обеспечивают выполнение стандарта образования (уроки – зачеты, уроки – обобщение, уроки – семинары, проектные работы).

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. – М.: Дрофа, 2012, 367с.

2. Биологии. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Экзамен,2008. – 286с.

3. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника /И.В. Лысенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 217с.


2.Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

В том числе

Лабораторных,

практических

контрольных

10 класс

1

Введение.

6



2

Основы цитологии

41

5

4

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

18

5


4

Основы генетики

25

6

1

5

Генетика человека

6

2

1

6

Повторение (резерв)

9


1


Итого

105 часов



11 класс


Раздел 6. Основы учения об эволюции

28

9

2

Тема 6.1. Развитие эволюционного учения

3



Тема 6.2. Вид, его критерии. Популяции

8



Тема 6.3. Борьба за существование и ее формы

3



Тема 6.4. Естественный отбор и его формы

3



Тема 6.5. Видообразование

5



Тема 6.6. Макроэволюция

6




Раздел 7. Основы селекции и биотехнологии

13


1

Тема 7.1. Основные методы селекции

8



Тема 7.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии

5




Раздел 8. Антропогенез


11

1


Тема 8.1. Положение человека в системе животного мира

2



Тема 8.2. Основные стадии антропогенеза

3



Тема 8.3. Движущие силы антропогенеза

2



Тема 8.4. Прародина человека

2



Тема 8.5. Расы и их происхождение

2




Раздел 9. Основы экологии

29

7

2

Тема 9.1. Понятие о биосфере. Среда обитания организмов и ее факторы

5



Тема 9.2. Основные типы экологических взаимодействий

8



Тема 9.3. Экологические сообщества

12



Тема 9.4. Влияние загрязнений на живые организмы

4




Раздел 10. Эволюция биосферы и человек

18

2

1

Тема 10.1. Гипотезы о происхождении жизни

6



Тема 10.2. Основные этапы развития жизни на Земле

5



Тема 10.3. Эволюция биосферы

7



Резерв (повторение)

3




Итого

102







3. Содержание

10 класс

РАЗДЕЛ 1

Введение в биологию (6 часов)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математи­кой, географией, астрономией и др.). Роль биоло­гических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии — биологические систе­мы. Общие признаки биологических систем.


Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютер­ных программ: «Связь биологии с другими наука­ми», «Биологические системы», «Уровни органи­зации живой природы», «Методы познания живой природы».


РАЗДЕЛ 2

Основы цитологии (41 час)


Предмет, задачи и методы исследования совре­менной цитологии. Значение цитологических ис­следований для других биологических наук, меди­цины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биоло­гии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неор­ганические вещества, их роль в жизнедеятельнос­ти клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в ре­гуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена ве­ществ. Пластический и энергетический обмен. Ос­новные этапы энергетического обмена. Отличи­тельные особенности процессов клеточного дыхания. Мето­ды познания живой природы. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — ис­точник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Об­разование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био­синтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов пре­вращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток расте­ний и животных; моделей клетки; опытов, иллюст­рирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ: «Элементар­ный состав клетки», «Строение молекул воды, уг­леводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация моле­кулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки», «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Об­мен веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хе­мосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».


Лабораторные и практические работы:

Строение эукариотических (растительной, жи­вотной, грибной) и прокариотических (бактериаль­ных) клеток.

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клет­ках эпидермиса лука.

Наблюдение клеток растений, животных, бакте­рий под микроскопом, их изучение и описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Опыты по определению каталитической актив­ности ферментов.

Изучение хромосом на готовых микропрепара­тах.

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Сравнение строения клеток растений, живот­ных, грибов и бактерий.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосин­теза.


РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (18 часов)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство жи­вого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и био­логическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматоге­нез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности опло­дотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогене­за) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез жи­вотных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размноже­нии.


Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоноч­ных животных, процессов митоза и мейоза.


Лабораторные и практические работы:

Сравнение процессов митоза и мейоза.

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.


РАЗДЕЛ 4 Основы генетики (25 часов)


История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менде­лем. Гибридологический метод изучения наследст­венности. Моногибридное скрещивание. Закон до­минирования. Закон расщепления. Полное и не­полное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные ал­лели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимо­го комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологи­ческие основы генетических законов наследова­ния.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование при­знаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцеп­ление генов. Генетические карты хромосомы в расти­тельных клетках. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, не­полное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосом­ные и геномные мутации. Соматические и генера­тивные мутации. Полулетальные и летальные му­тации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эво­люционное значение комбинативной изменчивос­ти. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная из­менчивость. Роль условий внешней среды в разви­тии и проявлении признаков и свойств. Статисти­ческие закономерности модификационной измен­чивости. Управление доминированием.


Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследствен­ности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на измен­чивость организмов; гербарных материалов, кол­лекций, муляжей гибридных, полиплоидных рас­тений.


Лабораторные и практические работы:

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изуче­ние фенотипов растений.

Решение генетических задач.


Генетика человека (6 часов)


Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетиче­ские данные о происхождении человека и челове­ческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влия­ние среды на генетическое здоровье человека. Гене­тические болезни. Генотип и здоровье человека. Ге­нофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое кон­сультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.


Практическая работа

Составление родословных.


Резерв времени 9 часов.



11 класс

РАЗДЕЛ 6

Основы учения об эволюции (28 часов)


Сущность эволюционного подхода и его методо­логическое значение. Основные признаки биологи­ческой эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и ме­тоды эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы Значение данных других наук для доказательст­ва эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная еди­ница. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор — движущая и направляю­щая сила эволюции. Предпосылки действия есте­ственного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за сущест­вование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основ­ные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как ре­зультат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управле­ния природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользо­вания.

Понятие о макроэволюции. Соотношение мик­ро- и макроэволюции. Макроэволюция и филоге­нез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основ­ные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической де­ятельности человека.


Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних жи­вотных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофиль­мов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и со­отношение путей прогрессивной биологической эволюции.


Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к сре­де обитания. Выявление приспособлений у организмов к сре­де обитания.

Наблюдение и описание особей вида по морфоло­гическому критерию. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

Сравнение процессов движущего и стабилизи­рующего отбора.

Сравнение процессов экологического и геогра­фического видообразования.

Сравнительная характеристика микро- и макро­эволюции.

Сравнительная характеристика путей эволю­ции и направлений эволюции.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у расте­ний и животных.



РАЗДЕЛ 7

Основы селекции и биотехнологии (13 часов)


Задачи и методы селекции. Генетика как науч­ная основа селекции организмов. Исходный мате­риал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Поро­да, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полипло­идия в селекции растений. Достижения современ­ной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объ­екты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышлен­ности. Микробиологическое производство пище­вых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.


Демонстрация живых растений, гербарных эк­земпляров, муляжей, портретов известных селек­ционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллю­стрирующих результаты селекционной работы, ме­тоды получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологиче­ского производства, продуктов микробиологиче­ского синтеза.


РАЗДЕЛ 8

Антропогенез (11 часов)


Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от живот­ных. Движущие силы антропогенеза. Биологиче­ские и социальные факторы антропогенеза. Основ­ные этапы эволюции человека. Прародина челове­чества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида. Адаптивные типы человека. Развитие материаль­ной и духовной культуры, преобразование приро­ды, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу. Демонстрация моделей скелетов человека и по­звоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компью­терных программ, иллюстрирующих основные эта­пы эволюции человека.


Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхож­дения человека. Анализ и оценка различных гипотез формирова­ния человеческих рас.


РАЗДЕЛ 9

Основы экологии (29 часов)


Экология как наука. Среды обитания. Экологи­ческие факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Эколо­гическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимо­действия. Демографические показатели популя­ции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Био­ценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искус­ственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Проду­центы. Консументы. Редуценты. Детрит. Кругово­рот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыха­ние сообщества. Природные ресурсы. Экологиче­ское сознание.


Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фраг­ментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий характеристики популяций и сообществ, экологи­ческие сукцессии.


Лабораторные и практические работы

Наблюдение и выявление приспособлений у ор­ганизмов к влиянию различных экологических факторов. Выявление абиотических и биотических компо­нентов экосистем (на отдельных примерах).

Выявление антропогенных изменений в экосис­темах своей местности.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Описание агроэкосистем своей местности (видо­вая и пространственная структура, сезонные изме­нения, наличие антропогенных изменений). Исследование изменений в экосистемах на био­логических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.


РАЗДЕЛ 10

Эволюция биосферы и человек (18 часов)


Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Орга­нический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Ос­новные направления эволюции различных групп растений и животных.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные про­граммы оздоровления природной среды.


Демонстрация окаменел остей, отпечатков расте­ний и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превраще­ния энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппли­кации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.


Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка глобальных антропогенных из­менений в биосфере.

Экскурсия. История развития жизни на Земле.

Резерв времени – 3 часа.


4.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

·  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

·  строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

·  сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

·  современную биологическую терминологию и символику;

уметь

·  объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

·  устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

·  решать задачи разной сложности по биологии;

·  составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

·  описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

·  выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

·  исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

·  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение. Формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

·  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

·  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  грамотного оформления результатов биологических исследований;

·  обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

·  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·  определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


5. Формы контроля

Название формы

1 полугодие

2 полугодие

10 класс


Лабораторная работа

4

3

Практическая работа

1

10

Зачет

3

2

Семинар

1

1

Самостоятельная работа

3

3

Устный и письменный опрос

5

5

Минипроекты

2

2

Контрольные работы

3

4


11 класс

Лабораторная работа

4


Практическая работа

6

7

Контрольно – обобщающий

2

1

Экзамен

1


Тест


2





6.Литература

Учебник:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

для учителя:

  1. Аила Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  3. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.

  5. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  6. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Экл.М.: Дрофа, 2008.

  7. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  8. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  9. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  1. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

  2. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.



для учащихся:

  1. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. - 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010. - 816с.: ил.

  2. Биология в 3 томах. Том 3. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. 2004 г.



Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

  1. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  2. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  3. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.

  5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  6. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.

  7. Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – www.bio.msu.ru


7. Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Дата

Тема




Введение (6 часов)


  1. 1


Краткая история развития биологии.

  1. 2


Методы исследования в биологии.

  1. 3


Сущность жизни.

  1. 4


Свойства живого.

  1. 5


Уровни организации живой материи

  1. 6


Взаимосвязь живой материи различных уровней.



Основы цитологии (41 час)


  1. 8


Методы цитологии.

  1. 9


Клеточная теория.

  1. 10


Значение клеточной теории.

  1. 11


Особенности химического состава клетки

  1. 12


Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

  1. 13


Минеральные вещества и их роль в организме.

  1. 14


Функции различных элементов в живых организмах.

  1. 15


Органические вещества. Углеводы: особенности строения, разнообразие.

  1. 16


Липиды особенности строения, разнообразие.

  1. 17


Роль липидов в жизнедеятельности клетки.

  1. 18


Строение белковой молекулы.

  1. 19


Разнообразие белков.

  1. 20


Функции белков. Лабораторная работа по определению активности ферментов.

  1. 21


Нуклеиновые кислоты. Особенности строения ДНК.

  1. 22


Функции ДНК в клетке.

  1. 23


РНК. Особенности строения РНК.

  1. 24


АТФ и другие соединения клетки.


Зачетно-обобщающий урок по теме: Химическая организация клетки.

  1. 25 26


Зачетно-обобщающий урок по теме: Химическая организация клетки

  1. 27


Строение клетки. Клеточная мембрана. Лабораторная работа Наблюдение плазмолиза. Наблюдение движения цитоплазмы.

  1. 28


Ядро. Лабораторная работа по изучению хромосом.

  1. 29


Митохондрии. Пластиды.

  1. 30



Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуолярная система клетки.

  1. 31


Органоиды движения. Клеточный центр. Рибосомы.

  1. 32


Рибосомы.

  1. 33


Практическая работа по определению сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

  1. 34


Лабораторная работа по определению сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.


Лабораторная работа по определению сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

  1. 35


Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

  1. 36


Клетка - структурная единица живого.

  1. 37


Урок – зачет по теме « Строение клетки».

  1. 38


Обмен веществ и энергии в клетке.

  1. 39


Энергетический обмен в клетке.

  1. 40


Этапы энергетического обмена.

  1. 41


Питание клетки.

  1. 42


Автотрофное питание.

  1. 43


Фотосинтез.

  1. 44


Значение фотосинтеза.

  1. 45


Хемосинтез. Практическая работа по сравнению фотосинтеза и хемосинтеза.

  1. 46


Пластический обмен.

  1. 47


Биосинтез белков. Этапы биосинтеза.



Размножение и индивидуальное развитие организмов (18 часов)


  1. 48


Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки.

  1. 49


Способы деления клетки.

  1. 50


Митоз. Лабораторная работа по изучению митоза в корешках лука.

  1. 51


Этапы митоза.

  1. 52


Значение митоза.

  1. 53


Способы деления клетки. Мейоз.

  1. 54


Мейоз.

  1. 55


Этапы мейоза.

  1. 56


Значение мейоза. Практическая работа по сравнению митоза и мейоза.

  1. 57


Амитоз.

  1. 58


Виды бесполого размножения.

  1. 59


Вегетативное размножение и его виды.

  1. 60


Половое размножение. Развитие половых клеток.

  1. 62


Оплодотворение. Практическая работа по сравнению развитие половых клеток растений и животных.

  1. 63


Онтогенез. Эмбриональный период развития.

  1. 64


Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

  1. 60


Сравнительный анализ бесполого и полового размножения.

  1. 65


Факторы, влияющие на онтогенез.



Основы генетики (25 часов)


  1. 66


Становление генетики как науки.

  1. 67


Основные генетические закономерности и понятия.

  1. 68


Моногибридное скрещивание.

  1. 69


Анализирующее скрещивание.

  1. 70


Цитологические основы моногибридного скрещивания.

  1. 71


Решение задач на моногибридное скрещивание.

  1. 72


Дигибридное скрещивание.

  1. 73


Цитологические основы дигибридного скрещивания.

  1. 74


Решение задач на дигибридное скрещивание.

  1. 75


Виды взаимодействия генов. Взаимодействие аллельных генов.

  1. 76


Виды взаимодействия генов. Взаимодействие неаллельных генов.

  1. 77


Решение генетических задач (семинар-практикум).

  1. 78


Хромосомная теория наследственности.

  1. 79


Сцепленное наследование. Исследования Т.Моргана.

  1. 80


Решение генетических задач на сцепленное наследование.

  1. 81


Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

  1. 82


Сцепленное с полом наследование.

  1. 83


Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование.

  1. 84


Генетические карты.

  1. 85


Изменчивость.

  1. 86


Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа по изучению фенотипов. Построение вариационной кривой.

  1. 87


Наследственная изменчивость.

  1. 88


Мутационная изменчивость.

  1. 89


Роль мутаций.

  1. 90


Обобщающий урок- семинар по теме: «Основы генетики».



Генетика человека (6 часов)

  1. 91


Методы исследования генетика человека.

  1. 92


Метод родословных. Генетика и здоровье. Практическая работа по составлению родословных.

  1. 93


Наследственные заболевания

  1. 94


Проблема генетической безопасности.

  1. 95


Решение генетических задач по теме: «Генетика человека».

  1. 96


Зачетно-обобщающий урок по теме: «Генетика человека».



Повторение (9 часов)


  1. 97


Особенности строения клеток эукариот.

  1. 98


Особенности строения клеток прокариот.

  1. 99


Фотосинтез.

  1. 100


Обмен веществ и энергии в клетке.

  1. 101


Способы деления клетки.

  1. 102


Онтогенез.

  1. 103


Основные генетические закономерности.

  1. 104


Особенности изучения генетики человека.

  1. 105


Значение общей биологии.



Календарно-тематическое планирование

11 класс

Часов


Название темы/урока

План

Дата


28


Эволюционное учение.

02.09


Сущность эволюционного подхода. Основные признаки эволюции.

02.09


Основные этапы развития эволюционных идей.

09.09


Развитие эволюционных идей Ч.Дарвина.

09.09


Личность и научные труды Ч.Дарвина.

14.09


Вид. Развитие учения о виде.

16.09


Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода».

16.09


Популяция.

21.09


Генетический состав популяций.

23.09


Изменение генофонда популяции.

23.09


Борьба за существование.

28.09


Формы борьбы за существование.

30.09


Естественный отбор. Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

30.09


Формы естественного отбора. Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора».

05.10


Изоляция.

07.10


Приспособленность организмов. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

07.10


Относительный характер приспособленности. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

12.10


Географическое видообразование.

14.10


Экологическое видообразование. Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования».

14.10


Макроэволюция и ее доказательства. Практическая работа «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».

19.10


Палеонтологические доказательства.

21.10


Сравнительно-анатомические доказательства.

21.10


Эмбриологические доказательства.

26.10


Систематика как отображение эволюции.

28.10


Главные направления эволюции. Практическая работа "Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции".

28.10


Взаимодействие главных направлений эволюции.

02.11


Биологический прогресс и регресс.

11.11


Главные ароморфозы органического мира. Лабораторная работа «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».

11.11


Контрольный урок по теме «Эволюция».

11


Антропогенез.

16.11


Положение человека в системе органического мира.

18.11


Движущие силы антропогенеза.

18.11


Биологические и социальные факторы антропогенеза.

23.11


Основные этапы эволюции человека.

25.11


Практическая работа. Доказательства происхождения человека от животных. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

25.11


Древнейшие люди.

30.11


Древние люди.

02.12


Первые современные люди.

02.12


Расселение человечества и расообразование.

07.12


Критика расизма.

09.12


Современный этап в эволюции человека.

13


Основы селекции и биотехнологии.

09.12


Селекция как наука.

14.12


Задачи селекции.

16.12


Методы селекции. Закон гомологических рядов.

16.12


Центры происхождения культурных растений. Н.И.Вавилов.

21.12


Консультация по теме: "Эволюционное учение. Антропогенез."

23.12


Экзамен.

23.12


Экзамен.

28.12


Достижения селекции растений. Методы селекции растений.

13.01


Методы селекции животных.

13.01


Селекция микроорганизмов.

18.01


Контрольно- обобщающий урок по теме «Селекция».

20.01


Современное состояние и перспективы биотехнологии.

20.01


Селекция и эволюция.

29


Основы экологии.

25.01


Экология как наука.

27.01


Роль экологии в современном обществе.

27.01


Закон Гаузе.

01.02


Важнейшие факторы и адаптации организмов. Вода.

03.02


Экологические факторы. Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».

03.02


Важнейшие факторы и адаптации организмов. Свет.

08.02


Важнейшие факторы и адаптации организмов. Тепло.

10.02


Среды жизни.

10.02


Экологические ниши.

15.02


Популяция. Экологические характеристики популяций.

17.02


Динамика популяций.

17.02


Основные типы экологических взаимодействий. Нейтрализм и комменсализм.

22.02


Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция.

24.02


Основные типы экологических взаимодействий. Симбиоз.

24.02


Аменсализм, паразитизм, хищничество.

01.03


Биогеоценоз. Практическая работа «Описание экосистем своей местности».

03.03


Искусственные экосистемы. Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах. Описание агроэкосистем своей местности».

03.03


Практическая работа: "Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза".

15.03


Видовая структура сообщества. Практическая работа «Решение экологических задач».

17.03


Морфологическая структура сообщества

17.03


Трофическая структура сообщества

05.04


Взаимосвязь организмов в сообществах.

07.04


Пищевые сети. Практическая работа «Составление схем передачи энергии и веществ в экосистемах».

07.04


Биогенные элементы. Круговорот веществ.

12.04


Важнейшие биогеохимические циклы.

14.04


Экологическая пирамида численности и продукции.

14.04


Сукцессия первичная, вторичная.

19.04


Обобщение по теме: "Основы экологии" .

21.04


Основы рационального природопользования.

18


Эволюция биосферы и человек.



Пути решения экологических проблем.



Ноосфера, ноосферное мышление. Охрана биосферы.



Международные и национальные программы оздоровления среды.

21.04


Развитие представлений о возникновении жизни.

26.04


Гипотезы происхождения жизни. Практическая работа "Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле".

28.04


Теории биогенеза и абиогенеза.

28.04


Гипотезы вечности жизни во Вселенной.

05.05


Неорганическая эволюция возникновения жизни на Земле.

05.05


Пути к возникновению первичных организмов.

12.05


История Земли и методы её изучения.

12.05


История развития жизни на Земле (заоч. экскурсия). Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

17.05


Развитие жизни в палеозое.

19.05


Развитие жизни в мезозое.

19.05


Развитие жизни в кайнозое.

24.05


Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и его функции.

26.05


Практическая работа «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере».

26.05


Глобальные биогенные круговороты.

31.05


Основные экологические проблемы современности.

3


Резерв. Повторение.



Повторение темы: "Эволюционное учение".



Повторение темы: "Антропогенез".



Повторение темы: "Основы селекции и биотехнологии".

всего

102





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!