СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы "Биология 5 класс" составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование»








Календарно – тематическое планирование



урока


Дата

Тема урока

Цель, содержание урока

Знать/уметь

Планируемые результаты:

Л - личностные

М - метапредметные

П - предметные

Формы организации деятельности. Методы обучения.

Средства обучения

Работа с детьми ОВЗ

Д/З

План

Факт

Глава 1. Биология – наука о живой природе (9 ч)

1.

8.09

8.09

Наука о живой природе.

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Термины: Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

М. Формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.

П. Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Таблицы, иллюстрации, живые объекты, ЭОР /Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу,

значение биологии презентация

ВОПРОСЫ СТР7

§ 1, знать термины.

2.

15.09

15.09

Свойства живого.

Способствовать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов.

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Термины: Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы.





Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

П. Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР.

ВОПРОС1 СТР12

§ 2, ответы на вопросы после параграфа.

3.

22.09

22.09

Методы изучения природы.

Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Обсуждать способы оформления результатов исследования

Термины: Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование

Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

М. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.

П. Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР

Измерительные приборы


Наблюдение за прорастанием фасоли


.ВОПРОСЫ 2,3СТР15.

§ 3, термины. Сообщение об А. Левенгуке.

4.

29.09

29.09

Увеличительные приборы.

Актуализация знаний о необходимости использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом.


Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.

Изучить и запомнить правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Термины:

Штатив, тубус, окуляр, объектив предметный столик, микропрепарат, препаровальная игла, предметное стекло




Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблицы мякоть арбуза, плоды томатов.

Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа



Работают вместе с учителем

§ 4. зарисовать и подписать устройство микроскопа.

5.

6.10

6.10

Строение клетки. Ткани.

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Термины: Ткань, эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая.

Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

М. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

П. Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов.

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа.


Ткани животных организмов

Ткани растений.


РАБОТА С РИС16.СТР 20.

§ 5, заполнить таблицы «Ткани»

6.

13.10

13.10

Знакомство с клетками растений

Создание условий для формирования метапредметных умений осуществления исследовательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лабораторных исследований.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; , готовить простейшие микропрепараты.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Зарисовывать клетки в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторными приборами и инструментами

Термины: Микропрепарат, предметное стекло, покровное, ядро, вакуоли, цитоплазма, пластиды

Л. Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства.

М. Овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.

П.Развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений.

Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Таблицы, микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, элодея.


Строение растительной клетки


Лабораторную работу выполняют вместе с учителем

§ 5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений и животных

7.

20.10

20.10

Химический состав клетки.

Способствовать приобретению знаний о химических веществах клетки. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Термины: Неорганические в-ва, органические, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли

Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

М. Умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

П. Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./

ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.


Вода и минеральные соли в жизни клетки


.




ВОПРСЫ СТР 27

§ 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях.

8.

27.10

27.10

Процессы жизнедеятельности клетки.

Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)

Термины: Размножение, деление, хромосомы, наследственность

Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.

М. Умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

П. Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.

Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный.

Приобретение и контроль знаний, самоконтроль.

Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты.

ПК.


Деление клетки


Жизнедеятельность растительной клетки


Индивидуальная работа по карточкам

§ 7, повторить §§ 1-6

9.

10.11

10.11

Обобщающий урок по теме.

Великие естествоиспытатели.

Диагностика и коррекция ЗУН по теме.

Приобретение знаний о великих учёных- естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).


Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.


Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. Выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты.

Портреты учёных, ЭОР, мультимедиа.



Выполняются задания части А

с.30-32 читать.

Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

10.

17.11

17.11

Царства живой природы.

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять сущность термина «классификация».

Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Термины: Классификация, систематика, вид, бинарная номенклатура, царство вирусы.

Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

М. Умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

П. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, проблемное изложение, беседа.

Приобретение и первичный контроль знаний.


Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф

Царства живой природы



ВОПРОС 3 СТР38

§ 8.

11.

24.11

24.11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Термины: Бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, спора, анабиоз

Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;

М. Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными);

П. Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа. Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература.


Разнообразие бактерий

Иллюстрация



ВОПРОС 1 СТР 42

§ 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

12.

1.12

1.12

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.

Различать бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Термины: Клубеньковые, симбиоз, сапротрофы, паразиты, молочно-кислое брожение, почвенные

Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.

М. Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.

П. Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления.

Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа., работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль.

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.


Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент

Значение бактерий/ Схема


.ВОПРОС4 СТР 45

§ 10. заполнить таблицу «Значение бактерий»

13.

8.12

8.12

Растения.

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы.

Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Термины: Цветковые, голосемянные, папоротники, хвощи, мхи, водоросли, слоевище

Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.

М. Умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.

П. Выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп.

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль.

Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии.


Многообразие растений



Особенности организации низших и высших растений


.составить таблицу по разным группам растений.

§ 11, подготовка к лабораторной работе.

14.

15.12


Лабораторная работа

«Знакомство с внешним строением побегов растения»


Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений

Термины: Побег, корень, почки, стебель, листья, цветки, шишки

Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.

М. Развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

П. Определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.

Работа в парах, индивидуальная. Приобретение и закрепление знаний.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения»

Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений.



.Лабораторная работа выполняется с учителем

§ 11

15.

22.12

22.12

Животные.

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Термины: Простейшие, гетеротрофы, млекопитающие, позвоночные, беспозвоночные

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

М. Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

П. Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, чучела, микропрепараты.


Многообразие многоклеточных животных

Видеофрагмент

Многообразие одноклеточных животных


РАБОТА ПО ВОПРОСАМ СТР 56..

§ 12

Знать термины.

16.

12.01


Лабораторная работа

«Наблюдение за передвижением животных»

Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение

фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных.

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Термины: Простейшие, органоиды движения, раздражимость

Л. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.

М. Умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного.

П. Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Индивидуальная, работа в парах. Закрепление ЗУН.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

Микроскопы, культуры водных микроорганизмов, в/ф о простейших (инфузория туфелька)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

§ 12 повторить §§ 1-11

17.

19.01


Грибы.

Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза.


Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.

Характеризовать питание грибов.

Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Термины: сапрофит, паразит, симбионт, грибокорень, микориза

Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.

М. Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.

П. Выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.

Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный.

Приобретение знаний.

Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень), Таблицы, муляжи, влажные препараты.

ВОПРОСЫ СТР 60.

§ 13, заложить опыт по выращиванию плесени.

18.

26.01


Многообразие и значение грибов.

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Характеризовать значение грибов для человека и для природы

Термины: Пеницилл, пенициллин, мукор, дрожжи, антибиотик, биотехнология.

Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

М. Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.

П. Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.

Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.

Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР.

Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений .





ВОПРОС 4 СТР 65.

§ 14. сделать карточки с грибами – двойниками.

19.

2.02


Лишайники.

Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Термины: Слоевище, индикация, лихеноиндикация

Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.

М. Выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.

П. Выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников.

Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся

Гербарий, таблицы, ЭОР

СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ « ТИПЫ ЛИШАЙНИКОВ.»

§ 15 подготовка сообщений о полезных и вредных организмах.

20.

9.02


Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом

Термины: Биологическое разнообразие

Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.

М. Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе.

П. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе.

Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний.

Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.



ВОПРОСЫ СТР 72.

§ 16

21.

16.02


Промежуточный контроль. Обобщающий урок.

Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»


Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2.

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала



Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

М. Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. Продемонстрировать ЗУН по темам.

Индивидуальная, фронтальная.

Контроль знаний, самоконтроль.

Тесты, карточки с заданиями.

Индивидуальная работа по карточкам


Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

22.

2.03


Среды жизни на планете Земля.

Актуализация знаний о многообразии условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Составлять и защищать мини-проект.

Термины: Наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная.

Л. Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).

М. Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.

П.Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод.

ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации


ВОПРОСЫ 1,2 СТР 77.

§ 17, заполнить таблицу.

23.

9.03


Экологические факторы среды.

Формирование знаний о влиянии экологических факторов на организмы. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.

Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Термины: Экологический фактор, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Л. Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.

М. Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе.

П. Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе.

Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

Таблицы, ЭОР.


Экологические факторы


ВОПРОС 2 СТР 81

§ 18, составить кроссворд с терминами.

24.

16.03


Приспособления организмов к жизни в природе.

Актуализация знаний о влиянии среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания.

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.

Термины: Приспособленность.

Л. Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам.

М. Умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.

П. Выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры.

Приспособления животных к водной среде обитания


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КАРТОЧКАМ.

§ 19

25.

23.03


Природные сообщества.

Способствовать приобретению знаний о пищевых связях в экосистеме, круговороте веществ и превращении энергии.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разрушители», «природное сообщество».

Различать и характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей

Термины: Пищевая цепь, круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты, природное сообщество

Л. Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.

М. Умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).

П. Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, ЭОР


Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели



.ПО ПАРАГРАФУ ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

§ 20, знать термины.

26.

6.04


Природные зоны России.

Формирование понятия природной зоны. Различные типы природных зон. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Объяснять сущность понятия «природная зона».

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

Термины: Природные зоны.

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.

М. Формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

П. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.


Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний.

Таблицы, гербарий, иллюстрации



ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ» ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ»

§ 21. Сообщения о животных различных материков.

Сообщения о видах, занесённых в краснуюкнигуТомской области.

27.

13.04


Жизнь организмов на разных материках.

Актуализация и углубление знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять сущность понятия «местный вид».

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Термины: Местный вид, эндемик.

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.

М. Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

П. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.


Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР.


Зависимость природы материков от географического положения

ВОПРОС1 СТР 98

§ 22. сообщения о жителях морей и океанов.

28.

20.04


Жизнь организмов в морях и океанах.

Формирование умения сопоставлять особенности строения и образа жизни со средой обитания. Условия жизни организмов в водной среде.

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

Термины: Планктон, бентос, свободноплавающие, донные

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..

М. Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

П. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.


Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР.





.ВОПРОСЫ1,2 СТР103.

§ 23 повторить §§ 17-22.

29.

27.04


Обобщающий урок по теме.

Проверка знаний. Оценка достижений обучающихся. Коррекция ЗУН.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Высказывать и аргументировать своё мнение по заданному утверждению.

Обсуждать проблемные вопросы темы в малых группах.

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы

Л. Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации.

М. Умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях.

П. диагностика ЗУН по теме.

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

Выполняют задания А


Глава 4. Человек на планете Земля (4 ч)

30.

4.05


Как появился человек на Земле.

Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о

природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека.

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Термины: Австралопитек, человек умелый, кроманьонец, человек разумный

Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

М. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

П. Аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, ЭОР.


Как человек появился на Земле


.РАБОТА ПО РИС 94,95СТР 108.

§ 24 заполнить таблицу «Эволюция человека»

31.

11.05


Как человек изменял природу.

Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы.

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Термины: Антропогенное влияние, обезлесение, загрязнение, опустынивание.

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

М. Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний.

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации.




.ВОПРОСЫ 3 СТР 112.

§ 25 сообщения о ООТ

32.

18.05


Важность охраны живого мира планеты.

Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Называть животных, истреблённых человеком.

Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Термины: Заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк.

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

М. Умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.

П. Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Экскурсия /виртуальная/

Мультимедиа, ЭОР

Животные Красной книги Мордовии ,презентация.



ВОПРОС 1 СТР116.

§ 26 сочинение о необходимости охраны природы.

33.

22.05


Сохраним богатство живого мира.

Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы.

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.


Термины: Красная книга, МСОП, Гринпис, ЮНЕСКО


Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

М. Умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

П. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Работа в группах. Проектный метод.

Проекты, мультимедиа.


ВОПРОС3 СТР 121.

Повторить §§ -126

Обобщающее повторение (1 ч)

34.

25.05


Итоговая контрольная работа по курсу биологии 5 класса.

Диагностика УУД.

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

М. Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П. Проверка ЗУН за курс 5 класса.

Индивидуальная.

Тесты.

Индивидуальные задания по карточкам




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!