Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой МБОУ Быстрянской СОШ.
Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 7 класса, реализуется в объеме 34 часа 1 раз в неделю. Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Быстрянской СОШ на 2019 -2020 учебный год, данная программа будет реализована в объеме 33 часа.
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.
Фотография является наиболее популярным и доступным видом художественного искусства и одним из важных средств воспитания молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъему общей художественной культуры обучающихся.
Данная программа дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный. Программа формирует у учащихся целостное представление об искусстве получения фотоснимков, а главное - воспитывает личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что имеет значительные творческие перспективы и предусматривает изменение свойств и качеств личности обучающегося в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий дети получают знания и навыки, которые не даются в школе, изучают работу фототехники, сохраняют историю с помощью современных методов работы с фотографией.
Цель программы внеурочной деятельности
Целью данной программы является развитие творческих технических и художественных способностей детей, с учетом индивидуальности каждого, посредством изучения фотодела.
Задачи программы внеурочной деятельности.
Образовательные
обучить основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
познакомить с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии;
познакомить с историей развития фотографии;
познакомить с различными жанрами художественной фотографии и их спецификой;
обучить работе с фототехникой и другой техникой: ПК, сканером, принтером;
обучить приемам проведения фотосъемки;
обучить методам правильного композиционного расположения изображения в кадре;
обучить приемам и изобразительно - выразительным средствам для усиления художественной выразительности фотографии.
Развивающие
развить познавательный интерес обучающихся к фотоделу;
развить познавательную активность, самостоятельность и инициативность обучающихся;
развить смекалку, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
развить у воспитанников художественный вкус и творческие способности, расширить кругозор.
Воспитательные
содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
воспитать эстетический вкус;
воспитать творческую, духовную и культурно развитую личность.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что к концу обучения обучающиеся будут знать:
основные понятия и определения, принятые в цифровой фотографии;
основы функционирования цифровых фотокамер;
историю фотографии, жанры художественной фотографии и их специфику;
направления современной художественной фотографии;
правила фотографирования объектов, основные приемы съемки;
основные средства для работы с графической информацией.
К концу обучения обучающиеся будут уметь:
проводить фотосъемки при помощи ЦФК;
пользоваться основными настройками ЦФК;
пользоваться различным светом при создании снимков;
передавать снимки на ПК разными способами.
В течение обучения обучающиеся также получат развитие личностных качеств:
познавательного интереса к фотоделу;
познавательной активности, самостоятельности и инициативности;
смекалку, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
эстетический вкус;
отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и определения. ТБ. | 5 |
2 | История фотографии. | 4 |
3 | Из чего состоит фотокамера. | 4 |
4 | Жанры художественной фотографии и их специфика. | 4 |
5 | Цвет и свет в фотографии. | 5 |
6 | Композиция в фотографии. | 5 |
7 | Изобразительные средства для усиления художественной выразительности. Подготовка к выставке. | 6 |
| Итого: | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Сроки |
По плану | фактически |
1 | Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой. | 1 | Беседа | 06.09 | |
2 | Введение в курс программы. ОТ и ТБ при работе с техникой. | 1 | Беседа | 13.09 | |
3 | Сведения об истории возникновения и развития фотографии; | 1 | Игра-викторина, беседа | 20.09 | |
4 | Сведения об истории возникновения и развития фотографии; Изучение способов фиксации снимков; | 1 | просмотр и обсуждение фотографий в статьях из газет | 27.09 | |
5 | Изучение фототехники прошлых лет. | 1 | Познавательная деятельность | 04.10 | |
6 | Механизм получения изображения; | 1 | Познавательная деятельность | 11.10 | |
7 | Основные части фотокамеры. | 1 | Познавательная деятельность | 18.10 | |
8 | Жанры фотографии и их специфика. | 1 | просмотр и обсуждение фотографий | 25.10 | |
9 | Съемка в различных жанрах; | 1 | Практическая деятельность | 08.11 | |
10 | Фотографирование в свободном стиле. | 1 | экскурсии с практической работой; | 15.11 | |
11 | Анализ фотографий с фотосъемок; | 1 | Обсуждение, групповая работа | 22.11 | |
12 | Участие в школьных мероприятиях, в качестве репортажных фотографов. | 1 | Групповая работа | 29.11 | |
13 | Разнообразие творческих приемов съемки | 1 | Познавательная деятельность | 06.12 | |
14 | Методы создания правильной композиции в фотографии; | 1 | Групповая работа | 13.12 | |
15 | Основные законы композиции. | 1 | Познавательная деятельность | 20.12 | |
16 | Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве. | 1 | просмотр и обсуждение фотографий, беседа, диалог | 27.12 | |
17 | Фотографирование свободной композиции. | 1 | экскурсии с практической работой; | 10.01 | |
18 | Фотографирование коллективной композиции. | 1 | просмотр и обсуждение фотографий | 17.01 | |
19 | Цвет и свет в фотографии — как выразительное средство; | 1 | Познавательная деятельность | 24.01 | |
20 | Просмотр фотографий известных фотографов, анализ влияния цвета и света на зрителя. | 1 | просмотр и обсуждение фотографий | 31.01 | |
21 | Студийная съемка. Создание фотографий в помещении с разным смысловым содержанием при помощи различных источников света; | 1 | Практическая деятельность | 07.02 | |
22 | Съемка на улице. Создание фотографий на улице с разным смысловым содержанием при помощи различных источников света; | 1 | экскурсии с практической работой; | 21.02 | |
23 | Фотографирование на свободную тему. | 1 | Практическая деятельность | 28.02 | |
24 | Выездные съемки пейзажной фотографии; | 1 | экскурсии с практической работой; | 13.03 | |
25 | Цвет и свет в фотографии — как выразительное средство; | 1 | Познавательная деятельность | 20.03 | |
26 | Фотосъемка в помещении. | 1 | Практическая деятельность | 03.04 | |
27 | Фотосъемка на природе. | 1 | Практическая деятельность | 10.04 | |
28 | Выставка фотографий, обсуждение. | 1 | Практическая деятельность, диалог | 17.04 | |
29 | Композиция и изобразительные средства в изобразительном искусстве, фотографии, компьютерной графике. | 1 | Познавательная деятельность | 24.04 | |
30 | Фотографирование; | 1 | Познавательная деятельность | 08.05 | |
31 | Анализ удачных и неудачных снимков, исправление дефектов. | 1 | | 15.05 | |
32 | Съемки на заданные и свободные темы; | 1 | | 22.05 | |
33 | Отбор, обработка снимков для подготовки к печати к выставке | 1 | Подведение итогов за год | 29.05 | |
| Итого: 33 занятия | | | | |
Итогом реализации программы курса внеурочной деятельности является отчёт (в форме выставки на заданные и свободные темы, подготовка и защита проектов по заданным темам), представить свои портфолио, олимпиады по компьютерной графике, выставки пейзажных фотографий.