Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения» .
Цель программы – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение курса.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука пешехода»
1 класс
Составитель:
Медведева Наталья Григорьевна
учитель начальных классов
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения» //Программ курса внеурочной деятельности: 1-4 классы/ авт.-сост. Р.П Бабина. – М.: Мнемозина, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цель программы – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
Общая характеристика курса
Программа «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность программы. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Формы, методы, технологии организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
Методы контроля: творческие проекты, устный опрос, выставки и конкурсы,
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Участники дорожного движения 5 часов
Виды пешеходных переходов 4 часа
Ты – пешеход 4 часа
Светофор и его сигналы 2 часа
Дорожные знаки 5 часов
Виды транспорта 6 часов
Мы пассажиры 4 часа
Безопасные места для детских игр 3 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:
личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука пешехода»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
коммуникативные
в процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, проекты, экскурсии по городу, ролевые игры, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 33
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плано-вые сроки прохож-дения. | Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Участники дорожного движения 5 часов |
| Родина. Место где мы родились и живем. Наш город. Экскурсия «Мир, в котором я живу» | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения Знать адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Правила движения пешеходов по тротуару | | |
| Что такое «Азбука пешехода». | | |
| Зачем нужно знать ПДД. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). | | |
| Движение пешеходов и машин (проезжая часть, тротуар). Правила дви-жения пешеходов по тротуару. | | |
| Практическое занятие. Самый безопасный путь в школу и обратно домой. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». | | |
| ИТОГО | | | |
Виды пешеходных переходов 4 часа |
| Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный) | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. | | |
| Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный? | | |
| Где и как правильно переходить дорогу? Понятие «зебра» | | |
| Практическое занятие. Игра «Найди пешехода-нарушителя» | | |
| ИТОГО | | | |
Ты – пешеход 4 часа |
| Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Типы перекрестков. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. | | |
| Перекресток. Правила перехода перекрестка. | | |
| Нас увидят в темноте. | | |
| Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». Ролевая игра «Переходим дорогу» | | |
| ИТОГО | | | |
Светофор и его сигналы 2 часа |
| Три чудесных цвета. История светофора. Ви-ды светофоров (транс-портный, пешеходный). Необычные светофоры. | Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Пешеходный светофор, его сигналы. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки. | | |
| Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. | | |
| ИТОГО | | | |
Дорожные знаки 5 часов |
| Наши друзья – дорожные знаки. | Назначение дорожных знаков, их классификация. Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23). Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движе-ние пешеходов запрещено». Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки. | | |
| Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено». | | |
| Предупреждающие зна-ки: «Пешеходный пере-ход», «Дети» | | |
| Дорожная размета. Викторина «Сами не видят, а дорогу указывают». | | |
| Практическое занятие. Изготовление макетов дорожных знаков. | | |
| ИТОГО | | | |
Виды транспорта 6 часов |
| Что такое транспорт? История появления автомобиля. Виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой). | Понятие «транспортные средства». Виды транспорта. Различать виды транспорта и транспортных средств Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. | | |
| Виды воздушного транспорта. Водный транспорт. | | |
| Виды транспортных средств общего и инди-видуального (личного) пользования. | | | |
| Виды специальных автотранспортных средств (пожарная маши-на, скорая помощь, ми-лицейская машина, ма-шина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб. | | |
| Машины-помощники (строительные, сельско-хозяйственные, для уборки города и др.). | | |
| Экскурсия. Знакомство с транспортом города. | | |
| ИТОГО | | | |
Мы пассажиры 4 часа |
| Пассажир - его обязан-ности и безопасность. Правила ожидания тран-спортного средства. | Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Правила ожидания транспортного средства. Обозначе-ние остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Поведение пассажиров в салоне автобуса. | | |
| Правила посадки и высадки из обществен-ного транспорта. Пове-дение пассажиров в салоне автобуса, трол-лейбуса. | | |
| Правила поездки в об-щественном транспорте. | | |
| Переход дороги после выхода из обществен-ного транспорта. Опас-ные ситуации. Практи-ческое занятие. Пассажи-ром быть не просто. | | |
| ИТОГО | | | |
Безопасные места для детских игр 3 часа |
| Почему дети попадают в дорожные аварии. Где можно, а где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | | |
| Подготовка к проекту ««Правила движения – достойны уважения!» | | |
| Презентация проектов «Правила движения – достойны уважения!» | | |
| ИТОГО | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Р. П. Бабина. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1 – 4 классы. – М.: Мнемозина, 2010
Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода» 1 класс. – М.: Мнемозина, 2012
Р. П. Бабина. Азбука пешехода. 1 класс: учебное пособие. – М.: Мнемозина, 2013
Р. П. Бабина. Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода». – М.: Мнемозина, 2013