СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения» .

Цель программы – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. 

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"»










Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Азбука пешехода»





1 класс







Составитель:

Медведева Наталья Григорьевна

учитель начальных классов














2015-2016 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» разработана на основе авторской программы Р. П. Бабиной «Безопасность дорожного движения» //Программ курса внеурочной деятельности: 1-4 классы/ авт.-сост. Р.П Бабина. – М.: Мнемозина, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Цель программы – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

  • обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

  • развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

  • формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;

  • воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.


Общая характеристика курса

Программа «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Актуальность программы. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Формы, методы, технологии организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная;

  • работа в парах;

  • работа в группах.

Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.

Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные;

  • игровые;

  • проблемного обучения;

  • проектного обучения;

  • ИКТ;

  • системно-деятельностный метод.


Методы контроля: творческие проекты, устный опрос, выставки и конкурсы,

Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Участники дорожного движения 5 часов

Виды пешеходных переходов 4 часа

Ты – пешеход 4 часа

Светофор и его сигналы 2 часа

Дорожные знаки 5 часов

Виды транспорта 6 часов

Мы пассажиры 4 часа

Безопасные места для детских игр 3 часа



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:

личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука пешехода»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

коммуникативные

в процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, практические работы, проекты, экскурсии по городу, ролевые игры, встречи с работниками ГИБДД и др. виды творческих работ.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 33


п/п

Наименование

разделов и тем.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Плано-вые сроки прохож-дения.

Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения.

Участники дорожного движения 5 часов

Родина. Место где мы родились и живем. Наш город. Экскурсия «Мир, в котором я живу»

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения

Знать адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Правила движения пешеходов по тротуару



Что такое «Азбука пешехода».



Зачем нужно знать ПДД. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).



Движение пешеходов и машин (проезжая часть, тротуар). Правила дви-жения пешеходов по тротуару.



Практическое занятие. Самый безопасный путь в школу и обратно домой. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».




ИТОГО




Виды пешеходных переходов 4 часа

Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный)

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.



Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный?



Где и как правильно переходить дорогу? Понятие «зебра»



Практическое занятие. Игра «Найди пешехода-нарушителя»




ИТОГО





Ты – пешеход 4 часа

Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Типы перекрестков.

Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.



Перекресток. Правила перехода перекрестка.



Нас увидят в темноте.



Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». Ролевая игра «Переходим дорогу»




ИТОГО




Светофор и его сигналы 2 часа

Три чудесных цвета. История светофора. Ви-ды светофоров (транс-портный, пешеходный). Необычные светофоры.

Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Пешеходный светофор, его сигналы.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.



Особенности сигналов светофора и действия пешеходов.




ИТОГО




Дорожные знаки 5 часов

Наши друзья – дорожные знаки.

Назначение дорожных знаков, их классификация.

Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движе-ние пешеходов запрещено».

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.



Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено».



Предупреждающие зна-ки: «Пешеходный пере-ход», «Дети»



Дорожная размета. Викторина «Сами не видят, а дорогу указывают».



Практическое занятие. Изготовление макетов дорожных знаков.




ИТОГО




Виды транспорта 6 часов

Что такое транспорт? История появления автомобиля. Виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой).

Понятие «транспортные средства». Виды транспорта.

Различать виды транспорта и транспортных средств

Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.



Виды воздушного транспорта. Водный транспорт.




Виды транспортных средств общего и инди-видуального (личного) пользования.




Виды специальных автотранспортных средств (пожарная маши-на, скорая помощь, ми-лицейская машина, ма-шина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб.



Машины-помощники (строительные, сельско-хозяйственные, для уборки города и др.).



Экскурсия. Знакомство с транспортом города.




ИТОГО




Мы пассажиры 4 часа

Пассажир - его обязан-ности и безопасность. Правила ожидания тран-спортного средства.

Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Правила ожидания транспортного средства. Обозначе-ние остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Поведение пассажиров в салоне автобуса.



Правила посадки и высадки из обществен-ного транспорта. Пове-дение пассажиров в салоне автобуса, трол-лейбуса.



Правила поездки в об-щественном транспорте.



Переход дороги после выхода из обществен-ного транспорта. Опас-ные ситуации. Практи-ческое занятие. Пассажи-ром быть не просто.




ИТОГО




Безопасные места для детских игр 3 часа

Почему дети попадают в дорожные аварии. Где можно, а где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.



Подготовка к проекту ««Правила движения – достойны уважения!»



Презентация проектов «Правила движения – достойны уважения!»




ИТОГО




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Р. П. Бабина. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения». 1 – 4 классы. – М.: Мнемозина, 2010

  2. Р. П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию «Азбука пешехода» 1 класс. – М.: Мнемозина, 2012

  3. Р. П. Бабина. Азбука пешехода. 1 класс: учебное пособие. – М.: Мнемозина, 2013

  4. Р. П. Бабина. Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода». – М.: Мнемозина, 2013





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!