СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике с использованием компьютера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опробированная мною программа, расчитанная на 4 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике с использованием компьютера»











Программа внеурочной деятельности



«Информатика с компьютером»



для учащихся начальной школы



























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика с компьютером» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Программа «Информатика с компьютером» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 4 года.

Объем курса ­­– 136 часов. Каждый год обучения рассчитан на 34 часа.


Цель и задачи программы

Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

1.Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией организовать информационный процесс).

2.Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.

3.Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

4.Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

5.Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT, Macromedia_Flash_8_Pro

6.Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.

7.Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности

8.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

9.Приобщить к проектно-творческой деятельности.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обуче

ния

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

Введение

Виды информации и действия с ней

Знакомство с компьютером

Учимся рисовать

Создаем текст

Итого:

1

3

9

8

12


33

1

1,5

3

3

3


11,5

-

1,5

6

5

9


21,5

2 год

Введение

Знакомство с компьютером

Графический редактор Paint

Интернет и его возможности

Создаем презентацию

Компьютерные игры

Итого:

1

15

3

4

9

2

34


1

3

1

1

2

0,5

8,5

-

12

2

3

7

1,5

25,5

3 год

Введение

Работа с мышью

Программа WORD

Программа Power Point

Интернет и его возможности

Повторение изученного

Итого:

1

4

15

7

6

1

34

1

1

2

1,5

1,5

-

7

-

3

13

5,5

4,5

1

27

4 год

Вводное занятие.

Программа WORD

Программа Power Point

Программа Macromedia_Flash_8_Pro

Создание простейших мультфильмов

Интернет и его возможности

Повторение изученного

Итого:

1

6

5

5

8

7

2

34

1

1

1

1

2

2

-

8

-

5

4

4

6

5

2

26



  1. Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения

Введение (1 час)

Компьютер и безопасность. (1час)

Виды информации и действия с ней (3 часа)

Человек и информация. Получение и передача информации. (1час)

Поиск и обработка информации. Кодирование информации. (1час)

Игра «Открытие видов информации». (1час)

Знакомство с компьютером (9 часов)

Роль компьютера в жизни человека. (1час)

Основные устройства компьютера. (1час)

Игра «Покупка компьютера» . (1час)

Управляем мышью. (3часа)

Наш помощник – клавиатура. (3часа)

Учимся рисовать (8 часов)

Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов. (2 часа)

Графический редактор Paint. Разработка и редактирование изображения. (2 часа)

Графический редактор Paint. Копирование, печать рисунков. (2 часа)

Игра «Сказочное существо» (2часа)

Создаем текст (12 часов)

Знакомство с программой WORD. (2 часа)

Набор и редактирование текста. (3 часа)

Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки. (2часа)

Работа с фрагментами текста. (2 часа)

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art. (2часа)

Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» . (1час)


2 год обучения


Введение (1 час)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. (1 час)

Знакомство с компьютером (15 часов)

Устройство компьютера. (1час)

Работа с мышью. (1час)

Работа с клавиатурой. Тренажер Stamina . (2часа)

Хранение информации на компьютере. (1час)

Файлы и папки. (1час)

Текстовый редактор. (3часа)

Создание простых текстов. (3часа)

Редактирование и форматирование текста. (3часа)

Графический редактор Paint (3 часа)

Создание и редактирование изображений. (3 часа)

Интернет и его возможности (4 часа)

Интернет и его роль в жизни человека. (1час)

Поиск информации через Интернет. (1час)

Работа с информацией, полученной через Интернет. (1час)

Как защитить компьютер. (1час)

Создаем презентацию (9 часов)

Знакомство с программой Power Point. (1час)

Создание и дизайн слайда. (3часа)

Вставка фигур, рисунков, настройка анимации . (2часа)

Создание презентации на заданную тему. (3часа)

Компьютерные игры (2 часа)

Основные жанры и классификация компьютерных игр. (1час)

Развивающие компьютерные игры. (1час)


3 год обучения

Введение (1час)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. (1час)

Работа с мышью (4часа)

Работа с клавиатурой. Повторение. (2часа)

Хранение информации на компьютере. (1час)

Файлы и папки. (1час)


Программа WORD (15часов)

Текстовый редактор WORD. (2часа)

Создание текстов . (3часа)

Редактирование и форматирование текста. (3часа)

Вставка графических изображений. (2часа)

Создание маркированного списка. (2часа)

Работа с таблицами. (3часа)

Программа Power Point (7часов)

Создание презентаций на заданную тему . (3часа)

Анимация в презентациях. (2 часа)

Знакомство с гиперссылкой. (2часа)

Интернет и его возможности (6часов)

Интернет и его роль в жизни человека. (1час)

Поиск информации через интернет. (2часа)

Работа с информацией, полученной через интернет. (2часа)

Как защитить компьютер. (1час)

Повторение изученного (1час)

Игра «Компьютер – наш друг» (1час)



4 год обучения

Вводное занятие (1час)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. (1час)

Программа WORD (6часов)

Работа с текстом. (6часов)

Программа Power Point (5часов)

Создание презентаций (5часов)

Программа Macromedia_Flash_8_Pro(5часов)

Знакомство с программой. (1час)

Работа в программе Macromedia_Flash_8_Pro. (4часа)

Создание простейших мультфильмов (8часов)

Создание простейших мультимедийных проектов. (8часов)

Интернет и его возможности (7часов)

Сайт и гиперссылка. (3часа)

Безопасность в Интернете. (2часа)

Электронная почта. (2часа)

Повторение изученного (2часа)

Конкурс творческих проектов «Чему я научился за 4 года». (2часа)


ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

  • Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.










Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Информатика с компьютером".


Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.


( базовая ценность-

нравственный выбор)




Воспитательные результаты

1 уровня


Учащийся начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией учащегося. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?»

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.


Воспитательные результаты

3 уровня

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников. Учащийся начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.







Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

-представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

-кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

-одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

-создавать информационные объекты на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов



Методики «Простые аналогии»,

«Схематизация»,

«Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.


Регулятивные УУД:

Ученик научится

осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

сличать результат действий с эталоном (целью),

вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ.

Методика"Корректурная проба"


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.



Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

взаимодействовать (сотрудничать) в паре, в группе;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.






Календарно - тематический план

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата проведения


1

Введение.

Компьютер и безопасность.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.





2


Виды информации и действия с ней.

Человек и информация. Получение и передача информации.

Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации».


3

Поиск и обработка информации. Кодирование информации.


4

Игра «Открытие видов информации»




7

Знакомство с компьютером.

Роль компьютера в жизни человека.

Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы.


8

Основные устройства компьютера.


9

Игра «Покупка компьютера»


10-12

Управляем мышью.


13-15

Наш помощник- клавиатура.


16-17

Учимся рисовать

Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо».



18-19

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.



20-21

Графический редактор Paint.

Копирование, печать рисунков


22-23

Игра «Сказочное существо»



24

Создаем текст

Знакомство с программой WORD

Программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа.

Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье».



25-26

Набор и редактирование текста.



27-28

Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки.


29-30

Работа с фрагментами текста.


31-32

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art.



33

Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»






2 год обучения



п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата проведения


1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.




Знакомство с компьютером



Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы.


2

Устройство компьютера.


3

Работа с мышью.


4-5

Работа с клавиатурой. Тренажер Stamina


6

Хранение информации на компьютере


7

Файлы и папки


8-10

Текстовый редактор


11-13

Создание простых текстов


14-16

Редактирование и форматирование текста



Графический редактор Paint



17-19

Создание и редактирование изображений

Знакомство с графическим редактором Paint. Создание и редактирование изображений.





20

Интернет и его возможности

Интернет и его роль в жизни человека


Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.




21

Поиск информации через интернет


22

Работа с информацией, полученной через интернет.


23

Как защитить компьютер.


24

Создаем презентацию

Знакомство с программой Power Point.

Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Панель инструментов, сохранение документа, завершение работы. Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.

Настройка анимации, вставка фигур. Создание собственной презентации на заданную тему.



25-27

Создание и дизайн слайда.


28-29

Вставка фигур, рисунков, настройка анимации


30-32

Создание презентации на заданную тему.


33

Компьютерные игры

Основные жанры и классификация компьютерных игр.

Основные жанры компьютерных игр. Классификация компьютерных игр по количеству игроков. Работа с развивающими компьютерными играми.



34

Развивающие компьютерные игры.






3 год обучения



п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.



Работа с мышью



2-3

Работа с клавиатурой. Повторение.

Изучение клавиатуры. Создание файлов и папок, их копирование, сохранение. Выполнение практических упражнений.


4

Хранение информации на компьютере.


5

Файлы и папки.



Программа WORD



6-7

Текстовый редактор WORD

Программа WORD, Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста. Работа с таблицами. Использование графических файлов для создания рисунков и фона, вставка фона для листа из файла. Использование графических файлов в проекте.


8-10

Создание текстов


11-13

Редактирование и форматирование текста


14-15

Вставка графических изображений


16-17

Создание маркированного списка


18-20

Работа с таблицами



Программа Power Point



21-23

Создание презентаций на заданную тему

Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.

Настройка анимации, вставка фигур. Создание собственной презентации на заданную тему.


24-25

Анимация в презентациях


26-27

Знакомство с гиперссылкой




28

Интернет и его возможности

Интернет и его роль в жизни человека

Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации.


29-30

Поиск информации через интернет


31-32

Работа с информацией, полученной через интернет.


33

Как защитить компьютер.



34

Повторение изученного.

Игра «Компьютер – наш друг»









4 год обучения

п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.


2-7

Работа с текстом.


8-12

Созданий презентаций


13-17

Знакомство с программой Macromedia_Flash_8_Pro


18-25

Создание простейших мультфильмов


26-28

Интернет. Сайт и гиперссылка


29-30

Безопасность в Интернете


31-32

Электронная почта


33-34

Конкурс творческих проектов «Чему я научился за 4 года».


Содержание деятельности 4 года обучения.

Работа с графической информацией.

Использование графических файлов для создания рисунков и фона, вставка фона для листа из файла. Работа на сканере. Обучение сканированию рисунка. Использование графических файлов в проекте. Разработка проекта “Новогодняя открытка”.

Работа со звуковой информацией.

Запись звука, вставка звука из файла, прослушивание звуковой информации; создание мелодии, вставка музыки из файла, воспроизведение музыки.

Создание простейших мультимедийных проектов.

Создание мультимедийных проектов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Скачки”, “Космос”, “Домик в деревне”, “Регулируемый перекресток”, “Игра хоккей”, “Фигурное катание”; кнопки, оглавление альбома, сохранение альбома.

Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.

Индивидуальная работа по разработке творческого мультимедийного проекта.

Конкурс творческих проектов в среде ПервоЛого.

Защита творческих проектов на конкурсе, награждение победителей дипломами, грамотами, ценными подарками.

Материально-техническое обеспечение

Программы Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint), компьютерная среда ПервоЛого.

Технические средства - мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски.



Рекомендуемая литература.

  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

  4. Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!