МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от «30» августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________ Билецкая Т.Д. Приказ № от «30» августа 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Гимнастика для ума»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
общеинтеллектуальное
начальное общее образование (1 год)
возраст обучающихся 10 лет
Разработчик: учителя начальных классов
Брыткова Елена Ивановна
Верхопенье 2014
Программа внеурочной деятельности; Программа к факультативному курсу
« Гимнастика для ума»/ И.Ю.Кирилова.-Белгород : Константа, 2014 .- 24 с.
Направление – общеинтеллектуальное
Разработчики программы: Брыткова Елена Ивановна
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «31» августа 2014 г., протокол № 1
Председатель _________ Билецкая Т.Д.
подпись Ф.И.О
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Гимнастика для ума » по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления разработана на основе авторской программы факультатив « Гимнастика для ума»/ И.Ю.Кирилова.- Белгород : Константа, 2014 .- 24 с.
Цель курса: развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несущественных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Содержание факультативного курса основано на авторской книге Любови Кузьминой-Завьяловой «Мозговёртки».
В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии, морфемики, словообразования, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждое занятие предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии).
Материал факультативного курса «Гимнастика для ума» представлен таким образом, что учащиеся вначале знакомятся с каким-либо языковым понятием, а затем на протяжении всех последующих занятий закрепляют изученный материал.
Факультативный курс «Гимнастика для ума» позволяет также организовать с учащимися проектную деятельность. Например, создать электронную книгу «Омонимы» или альбом «Разлибуки в рисунках» и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА
«Гимнастика для ума» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого представлено орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов. В ходе освоения курса развиваются языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение факультатива осуществляется в объёме 33 часа в год (1 час в неделю).
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология».
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
Важными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность; проект как метод познания; научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
• развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку.
Планируемые личностные результаты
1. Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней.
2. Смыслообразование:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
3. Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Целеполагание:
формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
2. Планирование:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий.
3. Осуществление учебных действий:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
4. Прогнозирование:
- предвидеть возможности получения конкретного результата при
решении задачи.
5. Контроль и самоконтроль:
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- осуществлять прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
6. Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
7. Оценка :
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
8. Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
1. Общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели.
2. Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
3. Информационные:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
4. Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
подведение под правило:
анализ, синтез, сравнение, сериация;
классификация по заданным критериям, установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения, обобщения;
- использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
3. Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологичное высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
4. Управление коммуникацией:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Тип и форма занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Дидактические материалы техническое обеспечение |
предполагаемые | фактические | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | | | Разлибуки , или однобувые отличники | игра | 1 | выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителе | знакомство с разлибуками, однобуквыми отличниками, упражнения в создании разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
2 | | | Логогрифы | игра | 1 | •ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи •подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения •проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | знакомство с логогрифами, упражнения в создании логогрифов | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
3 | | | Гимнастика для ума | викторина | 1 | •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков • осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, упражнения в создании логогрифов и разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
4 | | | Шарады | игра | 1 | •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | знакомство с шарадами, упражнения в создании шарад | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
5 | | | Гимнастика для ума | познавательная игра | 1 | •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков •проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, упражнения в создании шарад ■осуществлять поиск необходимой информации | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
6 | | | Омонимы | познавательная игра | 1 | •анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков •осуществлять синтез как составление целого из частей •устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | знакомство с омонимами, упражнения в создании омонимов, упражнения в разгадывании разлибук | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
7 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | •строить речевое высказывание в устной и письменной форме •выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, упражнения в создании омонимов | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
8 | | | Ребусы | научно-исследовательская конференция | 1 | •проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом •обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) | знакомство с ребусами, упражнения в разгадывании ребусов, упражнения в разгадывании разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
9 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи •задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, упражнения в создании ребусов | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
10 | | | Омографы | познавательная игра | 1 | •задавать вопросы •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | знакомство с омографами, упражнения в разгадывании и создании омографов, упражнения в разгадывании разлибук, ребусов | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
11 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | •формулировать собственное мнение и позицию •выделять информацию из сообщений разных видов •осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, упражнения в создании логогрифов | Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
12 | | | ФОК Приставки -фокусницы | познавательная игра | 1 | •задавать вопросы •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | знакомство с приставками-фокусницами, упражнения в разгадывании разлибук, упражнения в создании приставок-фокусников | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
13 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | • строить сообщение о собственном исследовании и представлять его одноклассникам •выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками •воспринимать другое мнение и позицию | Упражнения упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, упражнения в создании омографов | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
14 | | | А Анаграммы | научно-исследовательская конференция | 1 | •задавать вопросы •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач •строить монологическое высказывание •владеть диалогической формой речи | знакомство с анаграммами, упражнения в создании анаграмм, упражнения в разгадывании разлибук | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
15 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | •планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм, упражнения в создании анаграмм | Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
16 | | | Знакомые новички | конкурс | 1 | •анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков 'проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп | знакомство со знакомыми новичками, упражнения в создании знакомых новичков,упражнения в разгадывании разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
17 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | •устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков, упражнения в создании знакомых новичков | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
18 | | | Акростих | научно-исследовательская конференция | 1 | •проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи •строить речевое высказывание в устной и письменной форме | знакомство с акростихом, упражнения в создании акростихов, упражнения в разгадывании разлибук, ребусов | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
19 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | •задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие общения | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, упражнения в создашь акростихов | Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
20 | | | Впихуны | научно-исследовательская конференция | 1 | •устанавливать причинно-следственные связи •строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | знакомство с впихунами, упражнения в разгадывании впихунов и разлибук | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
21 | | | Гимнастика для ума | конкурс | 1 | •проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом •анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков •устанавливать причинно-следственные связи •строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях •строить сообщение в соответствии с учебной задачей •строить сообщение в устной и письменной форме 'строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, упражнения в создашь акростихов | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
22 | | | Загадки | научно-исследовательская конференция | 1 | устанавливать причинно-следственные связи •строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | знакомство с загадками, упражнения в разгадывании загадок и разлибук | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
23 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | •устанавливать причинно-следственные связи •строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях •проводить аналогии между изучаемым материалом и | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, анаграмм, упражнения в создании разлибук | Взаимодействовать и договариваться в процессе Лингвистического эксперимента | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
24 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | строить сообщение в устной и письменной форме 'строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, анаграмм, упражнения в создании разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
25 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | формулировать собственное мнение и позицию •выделять информацию из сообщений разных видов •осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | упражнения в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков, упражнения в создании приставок-фокусниц | Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
26 | | | Гимнастика для ума | игра | 1 | •обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи •задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков, упражнения в создании загадок | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
27 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | •строить речевое высказывание в устной и письменной форме •задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | упражнения в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков, упражнения в создании шарад | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
28 | | | Гимнастика для ума | викторина | 1 | •осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков, упражнения в создании ребусов | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
29 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | строить небольшое сообщение в устной и письменной форме •строить монологическое высказывание •владеть диалогической формой речи | упражнения в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков, упражнения в создании впихунов | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
30 | | | Гимнастика для ума | научно-исследовательская конференция | 1 | •проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи •планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков, упражнения в создании омонимов | Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
31 | | | Гимнастика для ума | дидактическая игра | 1 | •проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи •планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | упражнения в разгадывании разлибук, ребусов, анаграмм, упражнения в создании загадок | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
32 | | | Гимнастика для ума | конкурс | 1 | •проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи •планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | упражнения в разгадывании разлибук, ребусов, упражнения в создании разлибук | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
33 | | | Гимнастика для ума | конкурс | 1 | •проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи •планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | упражнения в разгадывании разлибук, ребусов, упражнения в создании акростиха | Содействовать воспитанию интереса к изучению родного языка | 1.Экспозиционный экран. 2.Персональный компьютер. 3.Мультимедийный проектор. 4.Принтер 5.Тетрадь |
4.Содержание программы
Занятие 1. РАЗЛИБУКИ, ИЛИ ОДНОБУКВЫЕ ОТЛИЧНИКИ
Знакомство учащихся с разлибуками, однобуквыми отличниками. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 2. ЛОГОГРИФЫ
Знакомство с логогрифами.
Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 4. ШАРАДЫ
Знакомство с шарадами.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 6. ОМОНИМЫ
Знакомство с омонимами.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Занятие 8 Л*ЕБУСЫ
Знакомство с ребусами.
Практические задания по разгадыванию ребусов. Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 9. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.
Занятие 10. ОМОГРАФЫ
Знакомство с омографами.
Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Занятие 11. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 12. ПРИСТАВКИ-ФОКУСНИЦЫ
Знакомство с приставками-фокусницами.
Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 13. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию омографов в соответствии с данной моделью.
Занятие 14. АНАГРАММЫ
Знакомство с анаграммами.
Практические задания по созданию анаграмм в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 15. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, анаграмм.
Практические задания по созданию анаграмм в соответствии-с данной моделью.
Занятие 16. ЗНАКОМЫЕ НОВИЧКИ
Знакомство со знакомыми новичками.
Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук.
Занятие 17. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию знакомых новичков в соответствии с данной моделью.
Занятие 18. АКРОСТИХ
Знакомство с акростихом.
Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов.
Занятие 19. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, ребусов.
Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
Занятие 20. ВПИХУНЫ
Знакомство с впихунами.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и впихунов.
Занятие 21. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, знакомых новичков.
Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 22. ЗАГАДКИ
Знакомство с загадками.
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук и загадок.
Занятие 23. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 24. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию логогрифов в соответствии с данной моделью.
Занятие 25. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию приставок-фокусниц в соответствии с данной моделью.
Занятие 26. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Занятие 27. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, загадок, знакомых новичков.
Практические задания по созданию шарад в соответствии с данной моделью.
Занятие 28. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию ребусов в соответствии с данной моделью.
Занятие 29. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, шарад, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию впихунов в соответствии с данной моделью.
Занятие 30. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, логогрифов, ребусов, знакомых новичков.
Практические задания по созданию омонимов в соответствии с данной моделью.
Занятие 31. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов, анаграмм.
Практические задания по созданию загадок в соответствии с данной моделью.
Занятие 32. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию разлибук в соответствии с данной моделью.
Занятие 33. ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА
Учащиеся упражняются в разгадывании разлибук, ребусов. Практические задания по созданию акростихов в соответствии с данной моделью.
5.Средства контроля
1. Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Гимнастика для ума»/ Кузьмина- Завьялова Л.Н., Павлова О.А.И.Ю.Кирилова.-Белгород : Константа, 2014- 118 с.
6. Учебно-методические средства обучения
1.Программа к факультативному курсу
« Гимнастика для ума»/ И.Ю.Кирилова.-Белгород : Константа, 2014 .- 24 с.
2.Методические рекомендации к факультативному курсу «Гимнастика для ума»
/ И.Ю.Кирилова.-Белгород : Константа, 2014 .- 24 с.
3.Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Гимнастика для ума»/ Кузьмина- Завьялова Л.Н., Павлова О.А.И.Ю.Кирилова.-Белгород : Константа, 2014- 118 с.