Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозёрновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _________ «_____»_________2015год | «Согласовано» Зам. директора по УВР Глущенко Н.С. _______________ «_____»_________2015год | «Утверждаю» Директор школы Тузова М.В. _______________ Приказ № _____________ «_____»_________2015год |
Рабочая программа
Окружающий мир
для 2 класса
Учитель: Шевцова Татьяна Петровна
п. Новоозёрный
2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: «Просвещение», 2012)
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, во 2 классе – 68 часов (34 учебные недели).
ЦЕЛОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе построения курса лежат следующие принципы:
личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач)ю
Воспитание у школьника уважительного отношения к природе и к себе, обучение ответственному, бережному обращению к окружающему миру, умелому его использованию во благо человечества следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на
ходить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6)готовность слушать собеседника и вести диалог;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Второклассник научится:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Содержание программы учебного предмета
№п/п | Раздел | Содержание разделов | Кол-во часов |
1 | Где мы живём? | Родная страна. Символы России(герб, флаг, гимн) Город. Село. Проект «Родной город (село)» Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. Наше отношение к миру. Проверка знаний и умений по разделу. | 4ч |
2 | «Природа» | Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени (экскурсия). Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух….и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту» Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 20ч |
3 | Жизнь города и села | Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии» В гости к зиме (экскурсия) Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии» | 10ч |
4 | Здоровье и безопасность | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 9ч |
5 | Общение | Наша дружная семья. Проект «Родословная» В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья . Мы- зрители и пассажиры. Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 7ч |
6 | Путешествия | Посмотри вокруг. Ориентация на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Проект «Города России» Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира» Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Презентация проектов «родословная», «Города России», «Страны мира». | 18ч |
| | Итого: | 68ч |
Учебно – методические средства обучения
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
Контрольно- измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс. Составитель И.Ф.Яценко. М: ВАКО,2012
Методические рекомендации. Окружающий мир. Авторы А.А.Плешаков, А.Е.Соловьёв. М:Посвещение,2012
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" ААПлешакова, Автор Т.Н. Максимова, М: ВАКО, 2013.
Тесты по предмету Окружающий мир" Автор ЕМ. Тихомирова, М: Экзамен, 2013
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
Глобус.
Модели светофора, дорожных знаков.
Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
Коллекция полезных ископаем
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Колчас | Планируемые результаты | Дата планируемая | Дата по факту |
Предметные | Метапредметные |
1. | «Где мы живём?» | Родная страна. Инструктаж по ТБ | 4ч 1 | Называть полное имя нашей страны(Российская Федерация); различать государственные символы России(герб, флаг, гимн); приводить примеры народов России; объяснять, почему все народы России называют братскими; | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | 4.9 | |
2. | | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; рассказывать о своём селе; сравнивать городской и сельский дом; рассказывать о своём доме по плану | Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта. | 5.9 | |
3. | | Природа и рукотворный мир. | 1 | .знать, что такое природа (давать определение); различать объекты природы и предметы рукотворного мира; приводить примеры объектов природы и рукотворного мира; использовать слова, несущие этический смысл; для характеристики отношения к миру | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Классифицировать объекты окружающего мира; использовать знаково-символические средства. | 11.9 | |
4. | | Наш адрес в мире. Наше отношение к миру. | 1 | Называть свой домашний адрес с использованием сведений о федеративном устройстве страны | формулировать выводы | 12.9 | |
5. | Проверим и оценим свои достижения по разделу | «Проверим и оценим свои достижения по разделу Где мы живем?» | 1ч | Выявить знания и умения, приобретённые в процессе изучения раздела «Где мы живём?»; оценивать свои учебные достижения; исправлять допущенные ошибки | Формирование адекватной самооценки. | 18.9 | |
6. | «Природа». | Неживая и живая природа | 20ч 1 | . знать, что такое живая и неживая природа (давать определение); различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры объектов живой и неживой природы; | Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал. | 19.9 | |
7. | | Явления природы. | 1 | Знать, что такое явления природы; приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных; проводить опыты с термометром; измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Использовать знаково- символические средства; формулировать выводы; | 25.9 | |
8. | | Что такое погода. | 1 | Знать составляющие части погоды, заполнять дневник наблюдений за погодой; | Сопоставлять научные и природные предсказания погоды. | 26.9 | |
9. | | В гости к осени (экскурсия). | 1 | Проводить наблюдения сезонных изменений в неживой и живой природе; по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе; узнавать изученные природные объекты | Оценивать результаты своих действий на экскурсии. | 2.10 | |
10. | | В гости к осени | 1 | Заполнять таблицу в тетради, определять природные объекты по атласу- определителю | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 3.10 | |
11. | | Звездное небо. | 1 | Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 9.10 | |
12. | | Заглянем в кладовые земли. | 1 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них. | 10.10 | |
13. | | Про воздух…. | 1 | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха. | Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | 16.10 | |
14. | | Про воздух...и про воду. | 1 | Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды. | Описывать эстетическое воздействие водных просторов на человека. | 17.10 | |
15. | | Какие бывают растения. | 1 | Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека. | Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку. | 23.10 | |
16. | | Какие бывают животные. | 1 | Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. | 24.10 | |
17. | | Невидимые нити. | 1 | Знать, что невидимые нити – это связи в окружающем мире; находить связи в природе, между природой и человеком ( на основе личных наблюдений, учебного текс та, иллюстраций); различать 4 группы связей ( между неживой природой и живой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком | Читать и обсуждать стихотворение Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения к природе и сохранения природных связей | 30.10 | |
18. | | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры. сочинять сказочную историю о дикорастущем или культурном растении. Находить новую информацию в текстах о растениях | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. работать в группе. классифицировать культурные растения по определённым признакам. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. | 31.10 | |
19. | | Дикие и домашние животные. | 1 | Приводить примеры диких и домашних животных. рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. находить в тексте нужную информацию. Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить . сравнивать и различать диких и домашних животных. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 13.11 | |
20 | | Комнатные растения | 1 | Узнавать комнатные растения на рисунках. Находить в атласе – определителе информацию о них. оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека, осваивать приёмы ухода за комнатными растениями. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Осуществлять самопроверку. Работать в паре; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения. | 14.11 | |
21. | | Животные живого уголка. | 1 | Рассказывать о животных живого уголка. Определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя. рассказывать о своём отношении к животным из живого уголка. Осваивать приёмы работы ха животными из уголка. Характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Работать в паре; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения. | 20.11 | |
22. | | Про кошек и собак. | 1 | Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека. Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Работать в паре; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения. | 21.11 | |
23. | | Красная книга. | 1 | Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для выполнения заданий | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Работать в паре; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения. | 27.11 | |
24. | | Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту» | 1 | Знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева « Сидел в траве кузнечик». составлять собственную Красную книгу, презентовать её в классе. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. По схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. | 28.11 | |
25. | | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | Проверка знаний и умений. Выполнять тестовые задания учебника. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 4.12 | |
26. | «Жизнь города и села» | Что такое экономика. | 10ч 1 | . Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях своего региона. Готовить сообщение на эту тему. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Анализировать взаимосвязи отраслей при производстве определённых продуктов. Оценивать свои достижения | 5.12 | |
27. | | Из чего что сделано. | 1 | Составлять рассказ, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Работать в группе: по рисункам в учебнике прослеживать производственные цепочки, моделировать их, | 11.12 | |
28 | | Как построить дом. | 1 | Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы. | Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников. | 12.12 | |
29 | | Какой бывает транспорт. | 1 | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию | 18.12 | |
30. | | Культура и образование. | 1 | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека. | Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни. | 19.12 | |
31. | | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта. | Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | 25.12 | |
32. | | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | Наблюдение над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. | 26.12 | |
33. | | В гости к зиме. | 1 | Зимние явления в неживой и живой природе. | Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». | 15.1 | |
34. | | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 16.1 | |
35. | | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии» | 1 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 22.1 | |
36. | Здоровье и безопасность | Строение тела человека. | 9ч 1 | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 23.1 | |
37. | | Если хочешь быть здоров. | 1 | Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника. | 29.1 | |
38. | | Берегись автомобиля! | 1 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. | 30.1 | |
39. | | Школа пешехода. | 1 | Освоение правил безопасности пешехода. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 5.2 | |
40. | | Домашние опасности. | 1 | Правила безопасного поведения в быту. | Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. | 6.2 | |
41. | | Пожар! | 1 | Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. | 12.2 | |
42. | | На воде и в лесу. | 1 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. | 13.2 | |
43. | | Опасные незнакомцы. | 1 | Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 19.2 | |
44. | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 20.2 | |
45. | «Общение» | Наша дружная семья. | 7ч 1 | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. | 26.2 | |
46. | | Проект «Родословная» | 1 | Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы. | Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева. | 27.2 | |
47. | | В школе. | 1 | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками. | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения. | 4.3 | |
48. | | Правила вежливости. | 1 | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. | Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | 5.3 | |
49. | | Ты и твои друзья. | 1 | Правила поведения в гостях. | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. | 11.3 | |
50. | | Мы- зрители и пассажиры. | 1 | Правила поведения в общественных местах. | Формулировать правила поведения в общественных местах. | 12.3 | |
51 | | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 18.3 | |
52 | Путешест вия | Посмотри вокруг. | 18ч 1 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 19.3 | |
53 | | Ориентация на местности. | 1 | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта. | Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | 1.4 | |
54 | | Формы земной поверхности. | 1 | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Описывать красоту гор. | 2.4 | |
55 | | Водные богатства. | 1 | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края. | Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | 8.4 | |
56 | | В гости к весне (экскурсия). | 1 | Наблюдение за весенними явлениями в природе. | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить. | 9.4 | |
57 | | В гости к весне | 1 | Весенние явления в неживой и живой природе. | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. | 15.4 | |
58 | | Россия на карте. | 1 | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте. | 16.4 | |
59 | | Проект «Города России» | 1 | Подготовка к выполнению проекта. | Распределение обязанностей по выполнению проекта. | 22.4 | |
60 | | Путешествие по Москве. | 1 | Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 23.4 | |
61 | | Московский Кремль. | 1 | Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. | 29.4 | |
62 | | Город на Неве. | 1 | Санкт – Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 30.4 | |
63 | | Путешествие по планете. | 1 | Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. | 6.5 | |
64 | | Путешествие по материкам. | 1 | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | 7.5 | |
65 | | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. Соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран, приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Сравнивать политическую и физическую карты. Формулировать выводы из изученного материала. | 13.5 | |
66 | | Впереди лето. | 1 | Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных. определять цветущие травы летом. Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Осуществлять самопроверку. Формулировать выводы. | 14.5 | |
67 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Путешествия | 1 | Представление результатов проектной деятельности. Выполнять тестовые задания учебника. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | 20.5 | |
68 | | Презентация проектов Родословная, Города России, Страны мира. | 1 | Представление результатов проектной деятельности. Выступать с подготовленными сообщениями. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 21.5 | |
17