Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на ШМО _______Потапчук Т.Н. « »____ 2016 г.______ | Согласовано Заместитель директора по УР____Кустова Н.В. « » .2016 г. | Утверждаю Директор ________Пятакова Е.Н. « » 2016 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
для 5 класса
Учебник: Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Общее количество часов по плану (в год) - 35 ч.
Составитель: учитель истории
высшей квалификационной категории
Пушкарев Д.Б.
Г. Кыштым
2016 г.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2. Содержание учебного курса
Глава I. Человек – 5 часов.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья – 7 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа – 7 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд – 6 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве
Глава V. Родина – 7 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражданства.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
3. Тематическое планирование
№ уро-ка |
№ урока внутри темы |
Тема урока |
НРК |
Дата |
Человек (5 ч.) |
1 | 1 | Загадка человека | | |
2 | 2 | Загадка человека | | |
3 | 3 | Отрочество – особая пора жизни | | |
4 | 4 | Отрочество – особая пора жизни | | |
5 | 5 | Практикум по главе I | | |
Семья (7 ч ) |
6 | 1 | Семья и семейные отношения | | |
7 | 2 | Семья и семейные отношения | | |
8 | 3 | Семейное хозяйство | | |
9 | 4 | Семейное хозяйство | | |
10 | 5 | Свободное время | | |
11 | 6 | Практикум по главе II | | |
12 | 7 | Повторение по теме «Человек и его ближайшее окружение» | | |
Школа (7 ч ) |
13 | 1 | Образование в жизни человека | | |
14 | 2 | Образование в жизни человека | Образование в нашем городе | |
15 | 3 | Образование и само-образование | | |
16 | 4 | Образование и само-образование | | |
17 | 5 | Одноклассники, сверстники, друзья | | |
18 | 6 | Практикум по главе III | | |
19 | 7 | Повторение по теме» Школьное окружение» | | |
Труд (6 ч) |
20 | 1 | Труд – основа жизни | | |
21 | 2 | Труд – основа жизни | Предприятия нашего города | |
22 | 3 | Труд и творчество | | |
23 | 4 | Труд и творчество | | |
24 | 5 | Практикум по главе IV | | |
25 | 6 | Повторение по теме «Труд в жизни человека» | | |
Родина (7 ч) |
26 | 1 | Наша Родина – Россия | | |
27 | 2 | Наша Родина – Россия | | |
28 | 3 | Государственные символы России | Символы нашего города | |
29 | 4 | Гражданин России | | |
30 | 5 | Мы – многонациональный народ | | |
31 | 6 | Практикум по главе V «Конституция основной закон государства» | | |
32 | 7 | Повторение по теме: «Россия- Родина моя» | | |
Итоговое повторение (3 ч) |
33 | 1-2 | Практикум «Примени знания на практике» | | |
34 | 2 | К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» | | |