Рабочая программа предметного курса по обществознанию для 9 класса
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п. 5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст.48);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 (в ред. от 31.01.2012)
Уставом МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;
Авторской программой Л. Н. Боголюбова для 8-9 классов
Элективными курсами по обществознанию для профильного обучения учащихся 8-9кл..- М.: Глобус, 2009.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 ч.)
Тема 1. Человек и общество.(2 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.(2 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.(4 ч.)
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера(2ч.)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления(3 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.(3ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Тематическое планирование
По обществознанию
Учебный год 2017 – 2018
Класс 9
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 17, в неделю 1
Плановых контрольных работ: 2
Календарно – тематическое планирование :
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Элементы содержания (основные понятия) | Планируемые результаты обучения: требования к уровню подготовки учащихся (знать/понимать) общеуч. Умения, навыки, способы деятельности | Формы контроля |
1 | | | Вводный урок (1 ч.) | Знакомство со структурой курса | . | УО |
| Человек и общество.(2ч.) |
2 | | | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью | СР |
3 | | | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения | Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Анализировать и классифицировать социальную информацию | |
| Сфера духовной культуры.(2 ч.) |
4 | | | Духовная культура. Наука. Образование. | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | характеризовать с научных позиций социальные объекты; | СР |
5 | | | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | применять знания в процессе решения познавательных задач. | |
| Экономика.(4ч) | |
6 | | | Экономика. Экономические системы. Товар. | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Составление плана, тезисов, конспекта. | СР |
7 | | | Рынок. Рыночные отношения. | Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. | Анализировать и классифицировать социальную информацию | СР |
8,9 | | | Экономическая политика государства. | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. | -решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | |
| Социальная сфера.(2 ч.) |
10 | | | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности -осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | СР |
11 | | | Нации и межнациональные отношения | Социальный конфликт и пути его решения Межнациональные отношения. | Анализировать и классифицировать социальную информацию | СР |
| Сфера политики и социального управления.(3 ч.) |
12 | | | Власть. Государство. | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия | осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) |
13 | | | Политические режимы | Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство. | Обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём. | СР |
14 | | | Тестовый практикум по теме | Тренировочное решение тестов. | | |
| Право.(3ч.) | |
15 | | | Право. Правовые нормы. Правонарушение Юридическая ответственность. | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. | Анализировать и классифицировать социальную информацию | СР |
16, | | | Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права, свободы и обязанности граждан. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | -решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | СР |
17 | | | Итоговый тестовый практикум по теме | | | К Р |
5