МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла_____/Н.М.Аметова/ Протокол № ___ от «__» _________ 2016г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____ /И.Ш.Кодирова/ «__»______________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ _______/Е.П.Шафрановская/ Приказ №______ от «__»___________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Тайны русского языка»
для 5 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов:
5 класс – 34
Составитель: Кодирова Ильмира Шабаевна
с. Курское, 2016 г.
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности _____________
Содержание курса внеурочной деятельности____________________
Тематическое планирование __________________________________
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Тайны русского языка» разработана для 5 класса МКОУ «Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым.
Рабочая программа составлена на основе документов:
Учебный план МКОУ «Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым на 2016-2017 учебный год;
ООП ООО (ФГОС);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 № 1897.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. Используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(2 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (2ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
III. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Презентация | Лабораторная работа | Мониторинг проверки знаний |
1 | Организационное занятие. | 1 | | | |
1 | Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) | 7 | | | |
2 | Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) | 7 | 1 | | |
3 | Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 5 | | | |
4 | Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 5 | | 1 | |
5 | Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) | 5 | | | 1 |
6 | Речевой этикет. | 2 | | | |
7 | Обобщающее занятие. | 2 | | | |
| Итого | 34 | 1 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата | Коррекция |
| |
1. | Организационное занятие | 1 | | | |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч) |
2-3. | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | 1 | | |
4-5. | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 | 1 | | |
6-7. | Какова роль интонации в устной речи. | 1 | 1 | | |
8. | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | 1 | | | |
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) |
9. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 0,5 | 0,5 | | |
10. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 0,5 | 0,5 | | |
11. | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. | 0,5 | 0,5 | | |
12. | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | | |
13. | Сказочные превращения. | 0,5 | 0,5 | | |
14. | Презентация творческой работы. | 1 | | | |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч) |
15. | Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | | |
16. | В чём секрет правописания морфем | 0,5 | 0,5 | | |
17. | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 0,5 | 0,5 | | |
18. | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 0,5 | 0,5 | | |
19. | Бенефис знаний. | 0,5 | 0,5 | | |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) |
20. | На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | | |
21. | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 0,5 | 0,5 | | |
22. | О чём рассказывают фразеологизмы. | 0,5 | 0,5 | | |
23. | Фразеология в художественных произведениях. | 0,5 | 0,5 | | |
24. | Лабораторная работа. | 0,5 | 0,5 | | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) |
25. | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 0,5 | 0,5 | | |
26. | В чём секрет глагола и его форм. | 0,5 | 0,5 | | |
27. | Как отличать грамматические омонимы. | 0,5 | 0,5 | | |
28. | Какими бывают предложения. | 0,5 | 0,5 | | |
29-30. | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | 1 | | |
Речевой этикет.(2 ч) |
31. | Правила речевого этикета. | 0,5 | 0,5 | | |
32. | Формулы речевого этикета. | 1 | | | |
Обобщающее занятие. (2ч) |
33. | Аукцион знаний | 1 | | | |
34. | Аукцион знаний | 1 | | | |
| Итого часов | 34 | | | |
Список литературы для педагога
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.