Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 3 класса. УМК Школа России»
Пояснительная записка.
Статус документа:
Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Ши- пиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском) / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2013.
Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс I Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
Технология. Рабочие программы. 1-4 классы / Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. - М.: Просвещение, 2012.
Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс / Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. - М.: Просвещение, 2013.
Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Е.Н. Тюшкина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Согласно Образовательной программе школы, на изучение технологии в третьем классе отводится 1 час в неделю, итого за год - 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 ч |
2 | Человек и земля | 21 ч |
3 | Человек и вода | 4ч |
4 | Человек и воздух | Зч |
5 | Человек и информация | 5ч |
| ИТОГО | 34 часа |
Раздел I.
Планируемые результаты освоения предмета
Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального обещго образования, программы начального образования с учетом требований стандартов второго поколения ФГОС. К концу 3 класса учащиеся, освоившие учебный материал данной программы, должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Усвоение курса «Технология» в третьем классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметными результатами изучения технологии в третьем классе являются:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев;
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах);
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Раздел II.
Содержание учебного предмета. Краткая аннотация содержания каждой темы. (34 часа)
Наименование разделов и тем / Всего часов | Часы | Содержание программного материала | Вид работы | Универсальные учебные действия |
Как работать с учебником (1 час). | 1 | Вопросы юного технолога. Путешествие по городу. | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. | Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символи- ческие средства. |
Человек и земля (21 час). | 1 | Архитектура. | Конструирование из бумаги дома. | Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. |
1 | Городские постройки | Конструирование из проволоки телебашни. |
1 | Парк. | Композиция из природных материалов (городской парк). |
2 | Проект «Детская площадка». | Конструирование из бумаги объектов детской площадки. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. |
2 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. | Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация из ткани. |
1 | Изготовление тканей. | Плетение гобелена. |
1 | Вязание. | Вязание крючком воздушных петель. |
1 | Одежда для карнавала. | Работа с тканью. |
1 | Бисероплетение. | Бисероплетение. |
1 | Кафе. | Конструирование из бумаги модели весов. |
1 | Фруктовый завтрак. | Приготовление пищи. |
1 | Колпачок- цыплёнок. | Работа с тканью (колпачок для яиц). |
1 | Бутерброды. | Приготовление пищи. |
1 | Салфетница. | Конструирование из бумаги салфетки. |
1 | Магазин подарков. | Работа с пластичным материалом (тестопластика). |
1 | Золотистая соломка. | Аппликация из соломки. |
1 | Упаковка подарков. | Работа с бумагой и картоном. |
1 | Автомастерская. | Конструирование из бумаги с использованием пластилина и крышек для колёс. |
1 | Грузовик. | Работа с металлическим конструктором. |
Человек и вода (4 часа). | 1 | Мосты. | Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
1 | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». | Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора. |
1 | Океанариум. Проект «Океанариум». | Мягкая игрушка из подручных материалов. |
1 | Фонтаны. | Конструирование из пластичных материалов фонтана. |
Человек и воздух (3 часа). | 1 | Зоопарк. | Работа с бумагой (оригами). | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
1 | Вертолётная площадка. | Конструирование из бумаги с использованием пробки. |
1 | Воздушный шар. | Техника папье-маше. |
Человек и информация (5 часов). | 1 | Переплётная мастерская. | Переплёт книги. | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
1 | Почта. | Заполнение бланка почтового отправления. |
2 | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». | Работа с тканью, шитьё. |
1 | Афиша. | Работа на компьютере. |
Раздел III.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Сроки с___ по___ |
Диагностика. Итоговая (дата) |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу (селу). | 1 час | | |
2 | Архитектура. Изделие «Дом» | 1 час | | |
3 | Городские постройки. Изделие «Телебашня» | 1 час | | |
4 | Парк. Изделие «Городской парк» | 1 час | | |
5-6 | Проект «Детская площадка» Изделия «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели» | 2 часа | | |
7 -8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Практическая работа «Коллекция тканей» Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука» | 2 часа | | |
9 | Изготовление тканей. Изделие «Гобелен» | 1 час | | |
10 | Вязание. Изделие «Воздушные петли» | 1 час | | |
11 | Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама» | 1 час | | |
12 | Бисероплетение. Изделие Браслетик «Цветочки», браслетик «Подковки» Практическая работа «Кроссворд «Ателье мод» | 1 час | | |
13 | Кафе. Изделие «Весы» Практическая работа Тест «Кухонные принадлежности» | 1 час | | |
14 | Фруктовый завтрак Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по выбору учителя). Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака» | 1 час | | |
15 | Колпачок–цыпленок Изделие «Колпачок-цыпленок» | 1 час | | |
16 | Бутерброды Изделие «Бутерброды» «Радуга на шпажке» (по выбору учителя) | 1 час | | |
17 | Салфетница Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток» | 1 час | | |
18 | Магазин подарков Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей» | 1 час | | |
19 | Золотистая соломка Изделие: «Золотистая соломка" | 1 час | | |
20 | Упаковка подарков Изделие: «Упаковка подарков" | 1 час | | |
21 | Автомастерская Изделие: «Фургон «Мороженое» | 1 час | | |
22 | Грузовик Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа: «Человек и земля» | 1 час | | |
23 | Мосты Изделие, модель «Мост» | 1 час | | |
24 | Водный транспорт Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя) | 1 час | | |
25 | Проект «Океанариум» Изделие: «Осьминоги и рыбки». Практическая работа: «Мягкая игрушка» | 1 час | | |
26 | Фонтаны Изделие: «Фонтам». Практическая работа: «Человек и вода» | 1 час | | |
27 | Зоопарк Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами» | 1 час | | |
28 | Вертолетная площадка Изделие: «Вертолёт «Муха» | 1 час | | |
29 | Воздушный шар Изделие: «Воздушный шар». Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность) Изделия: «Композиция «Клоун». Практическая работа: «Человек и воздух» | 1 час | | |
30 | Переплетная мастерская Изделие: «Переплётные работы» | 1 час | | |
31 | Почта. Изделие «Заполняем бланк» | 1 час | | |
32- 33 | Кукольный театр Проект «Готовим спектакль» Изделие: «Кукольный театр» | 2 часа | | |
34 | Афиша Изделие «Афиша» | 1 час | | |
Система оценки достижения планируемых результатов ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета- предметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности;
соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
чёткость, полнота и правильность ответа;
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
"4" («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты творческой работы;
"3" («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала;
"2" («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.