Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, программы общего начального образования, авторской программы О.В Узоровой «Технология». Москва.: АСТ, Астрель, 2012 год. (УМК «Планета знаний»)
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, примерной программы по технологии, авторской программы курса «Технология», 1 класс (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В 1 классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю, всего 33 часов (33 учебные недели). В данной рабочей программе представлено 33 час.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом МБОУ Алексеевской сош, познавательных интересов и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места. Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке. Отпечатывание. Процарапывание. Приёмы лепки (скатывание). Способы скрепления. Сравнительные характеристики приёмов лепки (раскатывание, заострение, вытягивание, сплющивание, складывание волной). Способы лепки (скульптурный, конструктивный и комбинированный). Каркасный способ создания поделок. Вырезание из пластины. Создание кубических форм. Конструктивное создание макета. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изготовлением мозаики. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Мятая бумага и поделки из неё. Скручивание бумаги. Скатывание из мятой бумаги. Мозаика. Витраж. Калейдоскоп. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Обрывная мозаичная аппликация. Приёмы обрыва по контуру. Техника обрыва по намётке. Отделение от общего листа. Обрывная аппликация по контуру. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. Секреты работы с ножницами. Прямая линия разреза. Изогнутая линия разреза. Длинные и короткие линии разреза. Ломаные и кривые линии разреза. Вырезание крупных и мелких фигур. Поделки из вырезанных деталей. Плоскостная аппликация. Аппликация на объёмном предмете. Витраж. Бумажный конструктор. Танграм. Аппликация из полукругов. Экспресс-метод вырезания. Аппликация из различных геометрических фигур. Аппликация из кругов. Объёмные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги. Растяжные украшения из бумаги с прорезами. Симметричные прорезные украшения из бумаги. Комбинированная аппликация. Профессии людей, связанные с применением ножниц.
История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из неё. Линия сгиба – «гора» и «долина». Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Воспитание аккуратности и точности при изготовлении поделки. Рассмотрение свойств бумаги, позволяющих применять её для техники оригами. Базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы. Продолжение традиций патриотического воспитания. Актуализация роли каждого члена общества в защите отечества, своей семьи, заботливого отношения к окружающим, любви и внимания к близким, помощи членам своей семьи и соотечественникам. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Установление пространственных отношений между частями плоского листа бумаги и их расположением на объёмном готовом изделии. Самостоятельное декорирование и доработка поделок по собственному замыслу. Ознакомление учащихся с традициями праздника 8 Марта. Обобщение знаний, умений и навыков по технике оригами. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги и их декоративное оформление в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру. Самостоятельный произвольный раскрой деталей, продумывание последовательности этапов работы, разработка композиции и воплощение этого плана в жизнь. Самоконтроль и оценка своей работы.
Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Причудливые формы, созданные природой. Скрепляющие материалы, материалы для декорирования. Использование силуэтов растений и цветов для создания художественного образа. Правила безопасной работы с семенами растений и ягодами. Продумывание замысла: от образа к материалу; от материала к образу. Способы скрепления природных материалов. Скульптуры из природных материалов. Объёмная аппликация из природных материалов. Сравнение плоскостных материалов – листа бумаги и листа засушенного растения. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. Листовая крошка, её свойства и применение. Аппликация из листовой крошки на объёмном предмете. Способы создания аппликации из семян (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из семян. Изготовление пособия для уроков математики. Имитация наскальной росписи. Объёмное конструирование. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Изготовление нитей и верёвок ручным методом. Особенности работы с ватой. Знакомство с иглой, шилом, их практическое назначение, навыки работы с ними. Технология завязывания узелков, вдевание нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц на картонной основе. Первичные сведения о роли узлов и пуговиц. Освоение последовательности технологических операций при шитье и пришивании пуговиц. Ознакомление с видами швов. Формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенности их изготовления и обработки. Определение лицевой и изнаночной сторон. Изготовление плоскостной аппликации из текстильных материалов, моделирование из ткани и нитей в технике лоскутной пластики. Осуществление разметки и раскроя ткани по шаблону – выкройке. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора.
Продолжение знакомства с традициями оригами. Отработка технологических навыков при изготовлении нестандартных поделок. Техника прорезания бумаги. Пространственное конструирование из плоского листа с прорезями. Отработка технологии работы с новыми материалами. Приёмы закрепления бумажного цилиндра. Наблюдение за сочетаемостью и контрастом круп, исходя из их размера, формы, фактуры. Технология оклеивания скорлупы крупой по одному зёрнышку и поточным методом. Изготовление объёмной поделки на основе куриного яйца и различных природных искусственных материалов небольшого размера. Технология складывания бумаги гармошкой. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами из различных видов бумаги.
№ п/п | Тема урока | Дата | Ко-во часов | Планируемые результаты | Виды характеристики деятельности учащихся | Формы контроля |
| | | | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | | |
1 | Вводный урок Пластилиновый мир и его законы | 2.09 | 1 | Уметь работать с учебником. Знать: - правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами; - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, его свойства, делать оттиски – отпечатки | Усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, наблюдать связи человека с природой и предметным миром | Формировать уважительное отношение к иному мнениюИспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка |
2 | Пластилиновый мир и его законы | 09.09 | 1 | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, используя изученные приемы (раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание) | Организовывать свою деятельность подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты | Формировать эмоционально – нравственную отзывчивость | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование, безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка, самоконтроль |
3 | Волшебные превращения комочка пластилина | 16.09 | 1 | Знать приемы лепки. Уметь изготавливать изделия из пластилина, выполнять их отделку, используя изученные приемы (кубик, конус, вырезание из пластилина) | Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; развивать ассоциативное мышление. | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка |
4 | Пластилин-строитель | 23.09 | 1 | Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь выполнять декоративное оформление изделий из пластилина | .Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу декоративного оформления изделий из пластилина | Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из пластичных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка |
5 | Пластилиновая сказка | 30. 09 | 1 | Знать: - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. Уметь выполнять работу аккуратно, технологически правильно, эстетично, лепить по образцу, на заданную тему | Усвоить элементарные правила и овладеть технологическими приемами ручной обработки доступных материалов | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия | Применять информацию при решении различных задач. Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | Текущий Самоконтроль |
6 | Калейдоскоп заданий | 07.10 | 1 | Усвоить правила рациональной безопасной работы ручными инструментами | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка |
7 | История бумаги. Законы бумажного мира | 14.10 | 1 | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий. |
8 | Мозаика бумажной мостовой | 21.10 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач | Использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Исследовать материалы (бумагу), физические свойства (цвет, фактуру, форму). Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из бумаги по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе; использование безопасных приёмов работы с инструментами | Текущий Взаимопроверка |
9 | Бумажные силуэты | 28.10 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач | Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Экономно расходовать материалы. Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе | Текущий Самоконтроль |
10 | Бумажная история | 11.11 | 1 | Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | | Текущий Самоконтроль |
11 | Сокровища природной кладовой | 18.11 | 1 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму) | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий Самоконтроль |
12 | Конструктор- природа | 25.11 | 1 | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий |
13 | Кружево листьев | 02.12 | 1 | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий Взаимопроверка |
14 | Мозаика семян | 09.12 | 1 | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из природных материалов; осуществлять сотрудничестве - в совместной работе | Текущий Взаимопроверка |
15 | Калейдоскоп заданий | 16.12 | 1 | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении несложных проектов | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Применять информацию при решении различных практических задач | Текущий Взаимопроверка |
16 | История возникновения ножниц. Золотые ножницы | 23.12 | 1 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Использовать безопасные приёмы работы с инструментами | |
17 | Зимняя сказка из бумаги | 13.01 | 1 | Использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий Взаимопроверка |
18 | Волшебная снежинка | 20.01 | 1 | Проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий Взаимопроверка |
19 | Бумажный карнавал | 27.01 | 1 | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи | | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий |
20 | От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков | 03.02 | 1 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | Текущий Взаимопроверка |
21 | Иголка-вышивальщица | 10.02 | 1 | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | Текущий Взаимопроверка, самоконтроль |
22 | Пришивание пуговиц | 17.02 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | Текущий, самоконтроль |
23 | Царство ткани | 03.03 | 1 | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Использовать безопасные приёмы работы с инструментами | Текущий |
24 | Калейдоскоп заданий | 10.03 | 1 | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей Подбирать информацию из различных источников. | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Применять информацию при решении различных практических задач | Текущий.Само-оценка |
25 | Родом из Японии. Волшебный квадрат | 17.03 | 1 | Подбирать информацию из различных источников. | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | Текущий Взаимопроверка, самоконтроль |
26 | Цветочное оригами | 24.03 | 1 | Подбирать информацию из различных источников. | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | Текущий Взаимопроверка |
27 | Бравая бумага | 07.04 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги | Текущий |
28 | Калейдоскоп заданий | 14.04 | 1 | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи | Применять информацию при решении различных практических задач | Текущий (самопроверка) |
29 | Веселые проделки бумаги Урок-игра | 21.04 | 1 | Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Использовать безопасные приёмы работы с инструментами. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии | Текущий |
30 | Играем с поделками | 28.04 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Применять информацию при решении различных практических задач | Текущий |
31 | Урок-игра Подарок курочки Рябы | 05.05 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания различных предметов из природных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий (самопроверка) |
32 | Бумажные вестники мира | 12.05 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе. Оценивать результат деятельности | Текущий Взаимопроверка |
33 | Калейдоскоп заданий | 19.05 | 1 | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач | | Применять информацию при решении различных практических задач | Итоговый тест |