СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по технологии 1-4 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).



Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания



Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. «Технология» (1-4 класс) (Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией А.А. Плешакова.изд. – М.: Просвещение, 2011).

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования г. Новый Уренгой, МБОУ СОШ № 11

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни­ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эти­ческого и социально-исторического опыта человечества, отражённого в ма­териальной культуре;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Обучающиеся знакомятся:

— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;

— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;

— с логикой развития культуры труда;

— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;

— с различными видами народно-прикладного искусства России.

Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.


МЕСТО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается с 1-го по 4-ый классы. На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю, всего на курс -135 ч. Предмет изучается в 1 классе – 33 ч. в год, во 2- 4 классах – 34 недели в год (при 1 ч. в неделю).

Количество часов, отведённое на изучение тем, может варьироваться, в связи с особенностями природно-климатических условий ЯНАО (актированные дни).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о техническом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следу­ющих результатов.

Личностные результаты

    1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно­го смысла учения.

    5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра­ведливости и свободе.

    6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций.

    8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

      1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осу­ществления.

      2. Освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера.

      3. Формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

      4. Использование знаково-символических средств представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

      5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фик­сировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

      6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами комму­никации и составлять тексты в устной и письменной форме.

      7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, постро­ения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

      9. Овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

        1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

        2. Формирование первоначальных представлений о материаль­ной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельнос­ти человека.

        3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение техно­логическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

        4. Использование приобретённых знаний и умений для твор­ческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организаци­онных задач.

        5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


1 класс

Раздел «Давай познакомимся» (4 ч)

Как работать с учебником (1ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями.

Я и мои друзья (1ч)

Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты (1ч)

Знакомство с понятиями: материалы и инструменты.

Что такое технология? (1ч)

Знакомство со значением слова «технология».

Раздел «Человек и земля» (18 ч.)

Природный материал (1ч)

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними.

Пластилин (1ч)

Знакомство со свойствами пластилина. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина.

Растения (1ч)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Получение и сушка семян.

Бумага (1ч)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой.

Насекомые (1ч)

Знакомство с видами насекомых. Изготовление изделия из различных материалов.

Дикие животные (1ч)

Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж.

Новый год (1ч)

Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Домашние животные (1ч)

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина.

Такие разные дома (1ч)

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Посуда (1ч)

Знакомство с видами посуды и материалами, её изготавливают. Использование посуды. Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина.

Свет в доме (1ч)

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Изготовление модели торшера.

Мебель (1ч)

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Изготовление модели стула из гофрированного картона.

Одежда, ткань, нитки (1ч)

Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.

Учимся шить (4ч)

Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, спиралью.

Передвижение по земле (1ч)

Раздел «Человек и вода» (4ч)

Вода в жизни человека. Уход за комнатными растениями. Осмысление значимости воды для человека и растений.

Вода в жизни растений. Проращивание семян.Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Питьевая вода. Изготовление макета колодца из разных материалов. Анализ конструкции изделия, создание модели параллепипеда при помощи шаблона развертки и природного материала.

Передвижение по воде. Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.


Раздел «Человек и воздух» (3ч)


Использование ветра (1ч)

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление модели флюгера из бумаги.

Полеты птиц (1ч)

Знакомство с видами птиц. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага»

Полеты человека (1ч)

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолета и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой.

Раздел «Человек и информация» (4ч)

Способы общения (1ч)

Изучение способов общения и получения информации. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы для передачи информации.

Важные телефонные номера (1ч)

Правила движения (1ч)

Знакомство со способами передачи информации. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности.

Компьютер (1ч)

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.

Учебно-тематический план


п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Раздел 1

Давай познакомимся

4

Раздел 2

Человек и земля

18

Раздел 3

Человек и вода

4

Раздел 4

Человек и воздух

3

Раздел 5

Человек и информация

4



Итого:

33 часа


2 класс

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Рубрика «Вопросы юного технолога»


Человек и земля (23 ч)

Земледелие. (1 ч)

Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений.

Понятие: земледелие.

Профессии: садовод, овощевод.

Практическая работа: «Выращивание лука»


Посуда. (4 ч)

Виды посуды и материалы, из которых изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин.

Понятия: керамика, глазурь.

Профессии: гончар, мастер-корзинщик.

Изделие: «Корзина с цветами».

Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов.

Изделие «Семейка грибов на поляне».

Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».

Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря и кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста.

Понятия: тестопластика.

Профессии: пекарь, кондитер.

Изделие: «Игрушка из теста».

Изготовление из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приёмам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.

Проект: «Праздничный стол»


Народные промыслы (5 ч)

Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие.

Техника: папье-маше, грунтовка.

Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.

Изделие: «Золотая хохлома».

Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.

Понятия: имитация, роспись, подмалёвок.

Изделие: «Городецкая роспись».

Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.

Изделие: «Дымковская игрушка».

История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вяцкая, загорская, (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.

Профессии: игрушечник, резчик по дереву.

Изделие: «Матрёшка».

Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получение новых оттенков пластилина.

Понятия: рельеф, пейзаж.

Изделие: пейзаж «В деревне».


Домашние животные и птицы (3 ч)

Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.

Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.

Профессии: животновод, коневод, конюх.

Изделие: «Лошадка».

Практическая работа: «Домашние животные»

Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.

Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.

Изделие: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» ( по выбору учителя) .

Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки.

Понятие: развёртка.

Проект: «Деревенский двор»


Новый год (1 ч)

История возникновения ёлочных игрушек и традиций празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд.

Изделие «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки из яиц» (по выбору учителя).


Строительство (1 ч)

Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной».

Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.

Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.

Изделие: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя).

Профессия: плотник.


В доме (4 ч)

Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.

Понятие: циркуль.

Изделие: «Домовой».

Практическая работа: «Наш дом»

Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы её использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по иллюстрации.

Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.

Профессии: печник, истопник.

Изделие: «Русская печь»

Проект: «Убранство избы»

Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.

Понятия: переплетение, основа, уток.

Изделие: «Коврик»

Мебель, традиционная для русской избы. Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проект «Убранство избы»: создание и оформление композиции «Убранство избы».

Изделие: «Стол и скамья»


Народный костюм (4 ч)

Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нитки.

Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.

Изделие: «Русская красавица»

Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки по шаблону.

Изделие: «Костюмы Ани и Вани»

Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.

Изделие: «Кошелёк»

Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации.

Понятие: пяльцы.

Профессии: пряха, вышивальщица.

Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»


Человек и вода (3 ч)

Рыболовство (3 ч)

Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте.

Понятия: рыболовство, изонить.

Профессия: рыболов.

Изделие: композиция «Золотая рыбка».

Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.

Понятие: аквариум.

Изделие «Аквариум»

Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.

Понятия: русалка, сирена.

Изделие «Русалка»


Человек и воздух (4 ч)

Птица счастья (2 ч)

Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.

Понятия: оберег, оригами.

Изделие: «Птица счастья»


Использование ветра. (2 ч)

Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.

Понятие: мельница.

Профессия: мельник.

Изделие: «Ветряная мельница»

Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки.

Понятия: фольга, флюгер.

Изделие: «Флюгер»


Человек и информация (3 ч)

Книгопечатание (1 ч)

История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книга для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке.

Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.

Изделие: «Книжка-ширма».


Поиск информации в Интернете (2 ч)

Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации.

Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»


Учебно-тематический план


п,п

Название раздела

Кол-во

часов

1

Вводный урок.

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником

1

2

РАЗДЕЛ I «Человек и земля

23

3

РАЗДЕЛ II «Человек и вода»

3

4

РАЗДЕЛ III «Человек и воздух»

4

5

РАЗДЕЛ IV «Человек и информация»

3


Итого:

33


Итого:

34 ч.

3 класс


Введение (1 ч)

Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.


Тема 1.   Человек и Земля (17 час)

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Назначение  городских построек,  их архитектурные особенности.  Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта.  Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.

Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Способы складывания салфеток.

Особенности работы магазина. Информация об изделии (продукте) на ярлыке.

Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки.  Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Правила упаковки и художественного оформления подарков.  Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.

 Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).

.Практическая работа:

  1. Коллекция тканей.

  2. Ателье мод.

  3. Кухонные принадлежности.

  4. Стоимость завтрака

  5. Способы складывания салфеток

  6. Человек и Земля

Проект: «Детская площадка»

Тема 2.   Человек и вода (4 часа)

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.

 Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Практическая работа:

  1. Человек и вода

Проекты:

  1. Водный транспорт

  2. Океанариум

Тема 3.   Человек и воздух (4 часа)

История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Кукольный театр.  Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора,  кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Практическая работа:

  1. Условные обозначения техники оригами

  2. Человек и воздух.

Тема 4.   Человек и информация (8 часов)

Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.

Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.

Проект «Готовим спектакль»

Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Человек и земля

17

3

Человек и вода

4

4

Человек и воздух

4

5

Человек и информация

8


Итого:

34 часа


4 класс

Как работать с учебником (1 ч).

Человек и земля (21 ч).

Вагоностроительный завод (2 ч). Проект «Модель вагона». Полезные ископаемые (2 ч).

Автомобильный завод (2 ч). Монетный двор (2 ч). Проект «Медаль». Фаянсовый завод (2 ч). Швейная фабрика (2 ч). Обувное производство (2 ч). Проект «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство (2 ч). Кондитерская фабрика (2 ч). Бытовая техника (2 ч). Тепличное хозяйство(1 ч). Проект «Цветы для школьной клумбы».

Человек и вода (3 ч).

Водоканал (1 ч ). Порт (1 ч). Узелковое плетение (1 ч).

Человек и воздух (3 ч ).

Самолётостроение. Ракетостроение (1 ч). Ракета- носитель (1 ч). Летательный аппарат. Воздушный змей (1 ч).

Человек и информация (6 ч).

Создание титульного листа (1 ч). Работа с таблицами (1 ч). Создание содержания книги (1 ч). Переплётные работы (2 ч).

Заключительный урок (1 ч).

Учебно - тематический план:


Наименование разделов и тем

Всего

1

Введение

1 ч.

2

Человек и земля

21 ч.

3

Человек и вода

3 ч.

4

Человек и воздух

3 ч.

5

Человек и информация

6 ч.


Итого:

34 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для реализации цели и задач обучения технологии по данной программе используется УМК по технологии издательства «Просвещение»:

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 3 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс. М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2011.

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс. М.: Просвещение, 2011.

  • Методические пособия. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1-4 классы. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

  • Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Начальная школа./ Под науч. ред. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.. – М.: Просвещение, 2011.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках технологии, относятся:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедиапроектор;

  • СД диски с программами по технологии;

  • электронное приложение к учебнику «Технология», 1-й класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

  • электронное приложение к учебнику «Технология», 2-й класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

  • электронное приложение к учебнику «Технология», 3-й класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

  • электронное приложение к учебнику «Технология», 4-й класс Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

Интернет-ресурсы.

  • 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  • 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

  • 3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

  • 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



1-2 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.


Ученик научится:


Ученик получит возможность научиться:

• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;


• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;


• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;


• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

• уважительно относиться к труду людей;


• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;


• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,


демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).



2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.


Ученик научится:


Ученик получит возможность научиться:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;


• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;


• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);


• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.


• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;


• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.



3. Конструирование и моделирование


Ученик научится:


Ученик получит возможность научиться:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;


• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);


• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).


соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;


создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.



4. Практика работы на компьютере


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;


• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;


• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.



пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.



3 класс


Планируемые результаты освоения предмета

В третьем классе продолжится формирование личностных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки , в том числе в информационной деятельности , на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-принятие других мнений и высказываний,  уважительное отношение к ним;

-формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметными  результатами изучения курса являются

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

-уметь совместно с учителем  выявлять и формулировать учебную проблему;

-выполнять задания по составленному плану, сверять свои действия с ним

-осуществлять текущий, итоговый контроль общего качества выполнения изделия, задания, проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

-делать выводы на основе полученных обобщённых знаний;- уметь сотрудничать выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем;

-уважительно относиться к позиции  другого, пытаться договориться.

Предметными результатами изучения технологии являются:

  • доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях ,технологической стороне труда, об основах культуры труда;

  • приобретение навыков самообслуживания ,овладение технологическими приёмами обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  • знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий:

  • элементарный опыт  творческой и проектной деятельности(принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, проверка изделия в действии, защита работы)

  • моделирование, конструирование из разных материалов.


4 класс

Требования к результатам освоения учебного предмета обучающимися

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности тре­бованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности само­стоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предло­женных критериев;

  • положительное отношение к преоб­разовательной творческой деятель­ности;

  • осознание своей ответственности за общее дело;

  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

  • уважение к чужому труду и резуль­татам труда;

  • уважение к культурным традициям своего народа;

  • представление о себе как граждани­не России;

  • понимание нравственного содержа­ния собственных поступков и поступ­ков окружающих людей;

  • ориентация в поведении на приня­тые моральные нормы;

  • понимание чувств окружающих людей;

  • готовность следовать в своей дея­тельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отноше­ния к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

  • широких социальных и учебно-по­знавательных мотивов учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов реше­ния учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,

осознания себя как гражданина России;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ста­вить новые учебные задачи;

  • осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

  • самостоятельно находить не­сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном и словесно-логическом уров­нях;

  • адекватно оценивать правиль­ность выполнения действий и вно­сить необходимые коррективы в кон­це действия с учебным материалом.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного по­знавательного материала в дополни­тельных изданиях; в соответствую­щих возрасту словарях и справочни­ках;

  • владеть общими приемами решения задач;

  • работать с информацией, представ­ленной в форме текста, рисунка, схе­мы, чертежа;

  • находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

  • передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной за­дачи;

  • умению смыслового восприятия познавательных текстов;

  • выделять ряд признаков в изучае­мых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с зада­ниями учителя с использованием ре­сурсов библиотек, поисковые систем, медиаресурсоа;

  • делать выписки из используемых источников информации;

  • осуществлять синтез как состав­ление целого из частей;

  • устанавливать причинно-след­ственные связи в изучаемом круге явлений;

  • выделять ряд общих приемов реше­ния задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существо­вания у людей различных точек зре­ния;

  • договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятель­ности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • ориентироваться па позицию парт­нера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и пози­цию;

  • оценивать действия партнера и со­относить со своей точкой зрения;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказы­вание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дис­танционного общения;

  • стремиться к координации пози­ций в сотрудничестве;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с парт­нером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопо­мощь.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • называть и описывать традицион­ные народные промыслы и ремесла своего края или России;

  • выявлять особенности рукотвор­ных предметов с точки зрения их со­ответствия окружающей обстановке;

  • использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

  • соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

  • узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

  • называть новые технологические приемы ручной обработки материа­лов, использовавшиеся в этом году;

  • экономно расходовать используе­мые материалы;

  • применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежны­ми (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

  • выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения дета­лей;

  • изменять способы соединения дета­лей конструкции;

  • изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

  • анализировать конструкцию изде­лия по рисунку, чертежу, эскизу;

  • размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

  • изготавливать заданную конструк­цию по рисунку, чертежу.

  • наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика).



Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать особенности проектной деятельности:

  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать за­мысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организо­вывать защиту проекта.

  • выполнять символические дейст­вия моделирования под руководством учителя;

  • прогнозировать промежуточные практические результаты выполне­ния работы.

  • соотносить объемную конструк­цию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

  • создавать мысленный образ конст­рукции с целью решения определенной конструкторской задачи и вопло­щать его в материале с помощью учителя.

  • писать и отправлять электронное письмо;

  • соблюдать режим и правила работы на компьютере.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!