При разработке годовых курсов содержание учебного предмета организуется в крупные блоки, это позволяет использовать разнообразные формы представления учебной информации, что обеспечивает глубокое и сознательное овладение не только знаниями, но и приемами диалектического мышления. При этом затраты учебного времени сокращаются.
И укрупненные дидактические единицы, и использование коллективных форм организации учебной деятельности (взаимообучения) требуют увеличения периодов непрерывного изучения конкретного предмета. Здесь наиболее эффективны недельные «погружения», когда на изучение основного предмета отводится до 20 часов, а завершается погружение зачетом.
При использовании метода «погружений» возможно определение его структуры. Возможная структура выглядит следующим образом:
- первый день повторение материала предыдущих погружений, планирование предстоящей недели;
- второй день – учебная деятельность в составе разновозрастной группы;
- третий день – информатика и иностранные языки;
- четвертый день – работа в микрогруппах разновозрастного состава;
- пятый день – индивидуальные консультации и зачеты;
Такой подход позволяет достаточно долго работать над учебным материалом, делать выводы, обобщения, неоднократно повторять отдельные положения и выводить большее количество информации в долговременную память.
Всю систему обучения необходимо переориентировать с традиционного формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-творческого мышления. Данная проблема наиболее удачно решается в системе развивающего обучения, цели которого могут быть достигнуты только при умелой реализации деятельностного подхода. Ибо он направлен в первую очередь не на приобретение суммы знаний, а на освоение способов мыследеятельности и должен способствовать развитию нового типа мышления. При организации работы на занятиях до 5 учебных часов должны применяться приемы интенсификации умственной деятельности, использоваться такие формы, как «погружение», тренинг, «мозговой штурм». Во избежание монотонности и перегрузок, предусматриваются меры психологического обеспечения. Так, занятия основными предметами во время погружения чередуются с занятиями предметами эмоционально-деятельного характера (физическая культура, музыка, изобразительное искусство).
Ни один вариант существующих учебных планов общеобразовательной школы не подходит для работы в образовательном учреждении с разновозрастным обучением. Это значит, что мы должны разрабатывать «авторский» учебный план. С другой стороны, и изменение формы организации образовательного процесса приводит к соответствующей его трансформации.
Для тех случаев, когда речь идет об организации образовательного процесса методом «погружений в предмет», эмпирически разработана формула для проведения соответствующих расчетов.
Учебный план подростковой школы с разновозрастным обучением может разрабатываться (рассчитываться) с таким учетом, чтобы сохранить образовательные области, определенные региональным учебным планом, и приблизительное количество часов, отведенных на изучение учебных предметов. Особенно это касается расчета количества погружений по предмету и в целом по учебному плану.
Ниже приводится формула для расчета учебного плана образовательного заведения с разновозрастным обучением. За основание принимается региональный базисный учебный план конкретной территории.
, где
N - количество погружений
n – количество недельных часов
34 – количество учебных недель в учебном году
m – количество недельных часов по предмету погружения
z – количество часов, выделенных на мониторинг качества знаний.
Таким образом, в разновозрастной группе( 7-8-9 кл.) число полных погружений составляет- 4(+6 часов) по русскому языку, по литературе -2(+20). Исходя из этих расчетов, мною были составлены рабочие программы по предметам