«Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка
с. Михайловка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ под ред.Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса МОУ «СОШ с.Михайловка» Саратовского района Саратовской области и составлена из расчета 4 ч. в неделю, 140 часов в год.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности
к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и служебных частей речи.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
- признаки текста (целостность, связность, законченность, членимость, заглавие или его возможность, тема и основная мысль);
- самостоятельные части речи ( причастие, деепричастие), их грамматические признаки
- служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова, их отличие от самостоятельных частей речи
- узнавать изученные в 7 классе самостоятельные части речи (причастие, деепричастие) и служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова;
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить их морфологический разбор;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте
- совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
- уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
- анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
- подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных стилей и типов..
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные), пользоваться всеми видами словарей.
№ урока | Наименование изучаемой темы | Дата проведения урока | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Информационное сопровождение, ЭОР | Элементы дополнитель-ного содержания1 | Д/з |
план | факт | Планируемые образовательные результаты | Контрольно – оценочная деятельность |
вид | форма | | | |
Введение (1 час). Метапредметные УУД: Личностные УУД: формирование положительной мотивации к изучению русского языка Регулятивные УУД: постановка цели, прогнозирование результата Познавательные УУД: формирование основ ознакомительного, изучающего чтения |
1 | Русский язык в современном мире | | | Научиться осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире | | | | | |
Речь (9 часов). Метапредметные УУД: Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов; проявлять речевые действия, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать себя движущей силой своего научения; формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Личностные УУД: формирование навыков анализа слова и устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, творческой деятельности. |
2 | Текст. Тема широкая и узкая | | | Знать признаки текста. Уметь определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). | | | | | |
3 | Простой и сложный план | | | Уметь делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного) | | | | | |
4 | Чтение – основной вид речевой деятельности | | | Уметь оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности | | | | | |
5 | Входной диагностический контроль | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | контроль | диктант | | | |
6 | Типы и стили речи | | | Уметь различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Научиться сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств | | | | | |
7 | Научно-учебный и научно-популярный стили речи | | | Научиться устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. | | | | | |
8 | Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся | | | Уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | | | | | |
9 | Обобщение и систематизация материала по теме «Речь» | | | Уметь оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. | | | | | |
10 | Проверочная работа по теме «Речь» | | | Уметь создавать письменные высказывания | | сочинение | | | |
Повторение изученного в 5-6 классах (14 ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов; проявлять речевые действия, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать себя движущей силой своего научения; формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического, морфемного, лексического состава слова. Личностные УУД: формирование навыков анализа слова и устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, творческой деятельности. |
11 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь» | | | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова.Уметь делать работу над ошибками | | | | | |
12 | Повторение. Морфемика. Словообразование. | | | Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способы словообразования. | | | | | |
13 | Повторение. Лексика и фразеология. | | | Знать, что такое слово, уметь определять его значение. Знать, что такое фразеологизмы, их признаки и значение, уметь находить их в тексте. | | | | | |
14 | Развитие речи. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова | | | Уметь анализировать текст | | | | | |
15 | Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. Контрольный словарный диктант | | | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | контроль | словарный диктант | | | |
16 | Повторение. Имя прилагательное. | | | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | | | | | |
17 | Повторение. Глагол. | | | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | | | | | |
18 | Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие. | | | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | | | | | |
19 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест. | | | Знать материал о синтаксисе и пунктуации и уметь выполнять задания. | | | | | |
20 | Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах». | | | | | | | | |
21 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах» с языковым анализом текста. | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | контроль | диктант | | | |
22 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать приемы самодиагностики и взаимодиагностики. | | | | | |
23 | Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина (стр.101-102) | | | | | | | | |
24 | Развитие речи. Написание контрольного изложения. | | | Уметь подробно излагать текст с сохранением авторского стиля. | контроль | изложение | | | |
Морфология. Орфография (100ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования части речи. Личностные УУД: формирование познавательного интереса в ходе коллективной проектной деятельности; формирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности. |
Причастие (31 ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, составления и выполнения алгоритма, творческого задания; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекций; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий, тестирования и аналитической деятельности. Личностные УУД: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности; формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания. |
25 | Место причастия в системе частей речи | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. | | | | | |
26 | Признаки глагола у причастия. Контрольный словарный диктант | | | Уметь распознавать грамматические признаки глагола у причастия. Знать изученные слова | контроль | словарный диктант | | | |
27 | Признаки прилагательного у причастия | | | Уметь распознавать грамматические признаки прилагательного у причастия | | | | | |
28 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | | | Знать правила склонения и написания окончаний причастия и уметь применять их на письме | | | | | |
29 | Причастный оборот. | | | Уметь правильно употреблять причастия с определяемыми словами | | | | | |
30 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | | | Знать, что такое причастный оборот. Уметь обособлять причастный оборот | | | | | |
31 | Действительные и страдательные причастия | | | Уметь распознавать действительные и страдательные причастия | | | | | |
32 | Образование действительных причастий настоящего времени | | | Знать и уметь образовывать действительные причастия настоящего времени | | | | | |
33 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
34 | Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | | | Уметь создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи | | | | | |
35 | Развитие речи. Написание контрольного сочинения. | | | Уметь создавать письменные высказывания по картине | | | | | |
36 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | | | Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени | | | | | |
37 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
38 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | | | Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени | | | | | |
39 | Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
40 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | | | Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени | | | | | |
41 | Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
42 | Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
43 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Л.Н.Толстого) | | | Уметь создавать текст (рассуждение) в соответствии с нормами построения данного типа речи. | | | | | |
44 | Полные и краткие причастия | | | Уметь распознавать полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. | | | | | |
45 | Морфологический разбор причастия. | | | Уметь производить морфологический разбор причастия. Знать морфологические признаки причастия. | | | | | |
46 | Причастия и отглагольные прилагательные | | | Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные | | | | | |
47 | Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
48 | Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
49 | Написание НЕ- с причастиями. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
50 | Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
51 | Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант | | | Научиться правильно употреблять причастия в речи. Знать правописание изученных слов | контроль | словарный диктант | | | |
52 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». | | | Знать материал о причастии и уметь выполнять задания. | | | | | |
53 | Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста. | | | Уметь применять правило на письме | контроль | диктант | | | |
54 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать приемы самодиагностики и взаимодиагностики. | | | | | |
55 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» | | | Уметь создавать текст в соответствии с нормами построения данного типа речи. | | | | | |
Деепричастие (14 ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, составления и выполнения алгоритма творческого задания, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать себя как движущую силу своего научения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастия, тестирования и аналитической деятельности. Личностные УУД: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности; формирование устойчивой мотивации |
56 | Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | | | Уметь анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. | | | | | |
57 | Написание НЕ- с деепричастиями. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
58 | Деепричастный оборот. | | | Уметь правильно употреблять деепричастия с определяемыми словами | | | | | |
59 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | | | Знать, что такое деепричастный оборот. Уметь обособлять деепричастный оборот | | | | | |
60 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | | | Уметь распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида | | | | | |
61 | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант | | | Уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Знать правописание изученных слов | контроль | словарный диктант | | | |
62 | Морфологический разбор деепричастия. | | | Уметь производить морфологический разбор деепричастия. Знать морфологические признаки деепричастия. | | | | | |
63 | Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие» | | | Уметь выполнять задания теста | контроль | тест | | | |
64 | Употребление деепричастий в речи. | | | Научиться правильно употреблять деепричастия в речи. | | | | | |
65 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» | | | Уметь создавать сжатое изложение | | | | | |
66 | Развитие речи. Написание сжатого изложения. | | | Уметь создавать сжатое изложение | | | | | |
67 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». | | | Знать материал о деепричастии и уметь выполнять задания. | | | | | |
68 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста. | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | контроль | диктант | | | |
69 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать алгоритм работы над ошибками. | | | | | |
Служебные части речи. Междометия. (55ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, составления и выполнения алгоритма творческого задания, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать себя как движущую силу своего научения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимения, тестирования и аналитической деятельности. Личностные УУД: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности; формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе алгоритма выполнения задания; формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности; формирование способностей к рефлексии. |
70 | Служебные части речи. Междометия. | | | Уметь различать предлог, союз, частицу. | | | | | |
| Предлог (14ч.) | | | | | | | | |
71 | Предлог как служебная часть речи. | | | Знать предлог как служебную часть речи | | | | | |
72 | Значения предлогов. | | | Знать значения предлогов | | | | | |
73 | Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. | | | Уметь распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. | | | | | |
74 | Производные и непроизводные предлоги. | | | Знать производные и непроизводные предлоги | | | | | |
75 | Основные различия производных и непроизводных предлогов. | | | Уметь различать производные и непроизводные предлоги | | | | | |
76 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | | | Уметь различать производные предлоги от самостоятельных частей речи | | | | | |
77 | Морфологический разбор предлога. | | | Уметь производить морфологический разбор предлога. Знать морфологические признаки предлога. | | | | | |
78 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» | | | Знать специфику и особенности сочинения-рассуждения, уметь писать его. | | | | | |
79 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Тест | | | Уметь применять правило на письме и выполнять задания теста | | | | | |
80 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
81 | Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант | | | Научиться правильно употреблять предлоги в речи. Знать правописание изученных слов | контроль | словарный диктант | | | |
82 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». | | | Знать материал о предлогах и уметь выполнять задания. | | | | | |
83 | Контрольный диктант по теме «Предлог» с языковым анализом текста | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | контроль | диктант | | | |
84 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать приемы самодиагностики и взаимодиагностики. | | | | | |
| Союз (19ч.) | | | | | | | | |
85 | Союз как служебная часть речи. | | | Знать союз как служебную часть речи | | | | | |
86 | Простые и составные союзы. | | | Уметь распознавать простые и составные союзы | | | | | |
87 | Союзы сочинительные и подчинительные. | | | Уметь распознавать союзы сочинительные и подчинительные. | | | | | |
88 | Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов. | | | Уметь распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. | | | | | |
89 | Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами. | | | Уметь конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов | | | | | |
90 | Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами. | | | Уметь конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов | | | | | |
91 | Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов. | | | Уметь распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. | | | | | |
92 | Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами. | | | Уметь конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов | | | | | |
93 | Морфологический разбор союза. | | | Уметь производить морфологический разбор союза. Знать морфологические признаки союзов. | | | | | |
94 | Слитное и раздельное написание союзов. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
95 | Слитное написание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
96 | Союзы и омонимичные слова других частей речи. | | | Научиться различать союзы и омонимичные слова других частей речи | | | | | |
97 | Союзы и союзные слова. | | | Уметь различать союзы и союзные слова | | | | | |
98 | Употребление союзов в речи. | | | Научиться правильно употреблять союзы в речи. | | | | | |
99 | Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова | | | Уметь создавать письменные высказывания по предложенному тексту | | | | | |
100 | Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения. | | | Уметь писать сжатое изложение | контроль | сжатое изложение | | | |
101 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». | | | Знать материал о союзах и уметь выполнять задания. | | | | | |
102 | Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | контроль | диктант | | | |
103 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать алгоритм работы над ошибками. | | | | | |
| Частица (16ч.) | | | | | | | | |
104 | Частица как служебная часть речи. | | | Знать частицу как служебную часть речи | | | | | |
105 | Разряды частиц. | | | Уметь распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. | | | | | |
106 | Формообразующие частицы. | | | Уметь распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. | | | | | |
107 | Смысловые частицы | | | Уметь распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. | | | | | |
108 | Раздельное написание частиц. Повторение. Фонетика, орфография. | | | Соблюдать правила правописания частиц | | | | | |
109 | Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
110 | Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования. | | | Уметь распознавать частицы по значению | | | | | |
111 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов | | | Научиться различать написание частиц не и ни | | | | | |
112 | Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
113 | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при- | | | Научиться различать написание частицы ни, приставки ни-, союза ни-ни | | | | | |
114 | Морфологический разбор частицы. | | | Уметь производить морфологический разбор частицы. Знать морфологические признаки частиц. | | | | | |
115 | Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах | | | Научиться употреблять частицы в речи | | | | | |
116 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». | | | Знать материал о частицах и уметь выполнять задания. | | | | | |
117 | Контрольный диктант по теме «Частицы» с языковым анализом текста | | | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания. | контроль | диктант | | | |
118 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | | Знать алгоритм работы над ошибками. | | | | | |
119 | Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. | | | Уметь создавать письменные высказывания повествовательного типа | | | | | |
| Междометия и звукоподражательные слова (5ч.) | | | | | | | | |
120 | Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий. Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор. | | | Научиться определять грамматические особенности междометий. Уметь распознавать междометия разных семантических разрядов. | | | | | |
121 | Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант | | | Уметь правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Знать правописание изученных слов | контроль | словарный диктант | | | |
122 | Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. Лексика. Фразеология. | | | Уметь распознавать междометия разных семантических разрядов. | | | | | |
123 | Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи. | | | Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы | | | | | |
124 | Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению. | | | Уметь создавать письменные высказывания на лингвистическую тематику | | | | | |
Повторение изученного в 7 классе (14ч.) Метапредметные УУД: Коммуникативные: показать сформированность навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; управлять своим поведением (контроль, самокррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе обобщения и систематизации материала. Личностные УУД: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности; формирование устойчивой мотивации к самодиагностике результатов изученного материала, к самопроверке и взаимопроверке. |
125 | Причастие. Образование и правописание причастий. | | | Уметь образовывать причастия. Уметь применять правило на письме | | | | | |
126 | Знаки препинания при причастном обороте. | | | Знать правила постановки знаков препинания при причастном обороте | | | | | |
127 | Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269). | | | Уметь анализировать текст | | | | | |
128 | Деепричастие. Образование и правописание деепричастий. | | | Уметь образовывать деепричастия. Уметь применять правило на письме | | | | | |
129 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | | | Знать правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте | | | | | |
130 | Развитие речи. Задание по выбору. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Моя республика» или «Мой родной край» (стр.275) | | | Уметь создавать текст (описание) в соответствии с нормами построения данного типа речи. | контроль | сочинение | | | |
131 | Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
132 | Союз. Слитное и раздельное написание союзов. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
133 | Частица. Правописание частиц НЕ и НИ. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
134 | Правописание НЕ с разными частями речи. | | | Уметь применять правило на письме | | | | | |
135 | Междометия и звукоподражательные слова. | | | Знать отличия междометий и звукоподражательных слов. Уметь употреблять их в речи | | | | | |
136 | Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». | | | Знать материал, изученный в 7 классе, и уметь выполнять задания. | | | | | |
137 | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». | | | Уметь выполнять задания контрольной работы | контроль | диктант | | | |
138 | Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» | | | Уметь защищать созданный проект | | | | | |
Резерв (2ч.) |