СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 2 класс, УМК Школа Россиии, составлена в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от 29.08.2016 № 188

___________Шмелева Н.С.







Рабочая программа


по Русскому языку______________________________


Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 2 «б» класс


Количество часов 165____________________________


Учитель Доля Елена Анатольевна_______________





Программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной «Русский язык» («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – Москва: Просвещение, 2014)




2016 год




Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); областного закона от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2016-2017 уч. год; базисного учебного плана лицея на 2016-2017 уч. год, Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – Москва: Просвещение, 2014).


Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружаю­щего мира и самого себя.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положения­ми науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

  1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

  1. Орфография и пунктуация.

  2. Развитие речи.


Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообра­зовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного со­става и синтаксического строя речи младших школьников её диагностической и монологиче­ской форм; способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной фор­ме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие де­тям по тематике.


МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русско­му языку в 1 классе рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю (34 учебные недели).






Предметные результаты освоения учебного предмета


В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, во­просительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительно­го, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, при­лагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без тер­минологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно употреблять прописную букву.


В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практическом деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему:

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели выска­зывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям):

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов:

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделитель­ным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропус­ков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Предложение

Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопроситель­ные, побудительные).

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (слово­сочетания) ;

  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, во­просительные и побудительные;

  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зави­симости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;

  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;

  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;

  • списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;

  • письменно отвечать на вопросы к тексту;

  • писать под диктовку;

  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения.

В процессе работы по теме «Предложение)» дети учатся:

  • понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интона­ция, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

  • составлять предложения, различные по цели высказывания;

  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;

  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);

  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосоче­тания), с вопросами;

  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопро­сов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? - Маленький щенок игра­ет шариком;

  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;

  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;

  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

  • различать текст-пословицу и текст-загадку;

  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составлен­ному плану.

Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и без­ударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных со­гласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Раз­делительный мягкий знак.

В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

  • слушать, анализировать звучащее слово;

  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;

  • подбирать слова с заданными первым и последним звуком;

  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в конце слова;

  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и пар­ных согласных (изменением формы числа слова), применять эти знания на практике;

  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;

  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;

  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;

  • различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мяг­кий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфо­графически-правильного письма.

Части речи

Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и на­рицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изме­нение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени при­лагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существитель­ные, отвечающие на вопрос что?;

  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;

  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существи­тельные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем сущест­вительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички жи­вотных, названия городов, рек и т.д.);

  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл - Орёл, пушок - Пушок и т.д.);

  • писать имена собственные по правилам;

  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предме­тов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?;

  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилага­тельное;

  • изменять имя прилагательное по числам;

  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);

  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопро­сам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);

  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; ис­пользовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);

  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и от­вечают на вопросы что делать? что сделать?;

  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

  • определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;

  • изменять глаголы по числам;

  • писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?;

  • изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;

  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от фор­мы числа имени существительного;

  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и ис­пользовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

  • понимать значение предлогов в речи.

Состав слова

Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непрове­ряемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Пра­вописание парных согласных в конце слова.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;

  • выделять корень в однокоренных словах;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные сло­ва», «разные формы одного и того же слова».











Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Предложение (Наша речь)

15

2

Звуки и буквы

60

3

Части речи

38

4

Состав слова

25

5

Связь слов в предложении

13

6

Повторение

7

7

Резерв

12


Итого:

170 часов



Содержание учебного предмета


Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся


НАША РЕЧЬ (3 ч)


Виды речи (2 ч)

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Родной язык, его значение в жизни людей.

Роль русского языка как национального

языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи.

Требования к речи.


Диалог и монолог (1 ч)

Речь диалогическая и монологическая.





Развивать познавательный интерес к происхождению слов.


*Слова с непроверяемым написанием:

здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте)


Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».





Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог.

Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению


ТЕКСТ (3 ч)


Текст (2 ч)

Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Тема и главная мысль текста.

Заглавие.

Части текста (1 ч)

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.


Воспроизведение прочитанного текста.


Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.


*Слово с непроверяемым написанием: сентябрь.


Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.


Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса

русского языка).

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.


Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.


Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.




Составлять рассказ по рисунку, данному на-

чалу и опорным словам.


Оценивать результаты выполненного задания

«Проверь себя» по учебнику и электронному

приложению


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)


Предложение (3 ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.





Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии).

Логическое (смысловое) ударение в предложении.



Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).


Члены предложения (8 ч)

Главные члены предложения (основа).


Второстепенные члены предложения (без деления на виды).


Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.




Распространённые и нераспространённые

предложения.




Связь слов в предложении.





Развитие речи. Коллективное составление

рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в «Картинной галерее» учебника.

*Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко, (яблочко), яблоня.

Проверочная работа

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.


Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.


Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.


Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.


Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень», используя

данное начало и опорные слова.


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению


СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (18 ч)


Слово и его значение (4 ч)

Номинативная (назывная) функция слова.

Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.


Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Работа с толковым и орфографическим словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), лопата (лопатка), дорога(дорожка), ягода (ягодка).

Синонимы и антонимы (4 ч)

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.


Работа со словарями синонимов и антонимов.


*Слова с непроверяемым написанием: осина (осинка), до свидания.


Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.






Однокоренные слова (4 ч)

Родственные (однокоренные) слова.

Корень слова (первое представление).

Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение корня в однокоренных словах.

Работа со словарём однокоренных слов учебника.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).


Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.





Слог. Ударение. Перенос слова (повторение и уточнение представлений)/(6 ч)

Слог как минимальная произносительная единица.

Слогообразующая роль гласных звуков.


Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.






Работа с орфоэпическим словарём.

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.



*Слова с непроверяемым написанием: извини(те), капуста.


Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-

ка).

*Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда.

Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника).

Проверочная работа.

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.


Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.


Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать за этимологией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.


Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и

соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.



Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.




Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.


Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.


Определять способы переноса (ко-локольчик,

коло-кольчик, колоколь-чик).



Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам


ЗВУКИ И БУКВЫ (60 ч)

Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений) (2 ч)

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.

Условные звуковые обозначения слов.

Замена звука буквой и наоборот.


*Слово с непроверяемым написанием: октябрь.

Русский алфавит, или Азбука ( 2 ч ) /(3

ч)/(3 ч) Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

Употребление прописной (заглавной) буквы.






Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь.

Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.




Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Проверочная работа.


Гласные звуки (повторение и обобщение представлений) (2 ч)

Признаки гласного звука.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук.













Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.



Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.


Развитие речи. Работа с текстом. Запись

ответов на вопросы к тексту.



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука

в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).





Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор

однокоренных слов с ударным гласным).










Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

*Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.




Проверочный диктант.




Развитие речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».





Согласные звуки (повторение и углубление представлений) (1 ч)

Признаки согласного звука.

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

*Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный).

Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь.

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.


Согласный звук [й’] и буква «и крат-

кое» (1 ч)

*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).








Слова с удвоенными согласными (2 ч)

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).


Развитие речи. Коллективное составление

рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.





Твёрдые и мягкие согласные звуки и бук-

вы для их обозначения (2 ч)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.


Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.



Мягкий знак (Ь) (3 ч)

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком (ь) на

конце и в середине перед согласным.




*Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки.

Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости.



Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.



Проект «Пишем письмо».



Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч).

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч (4 ч).

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

*Слова с непроверяемым написанием: тарелка.


Развитие речи. Работа с текстом.



Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.




Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (4 ч).

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.




*Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.



Проверочный диктант.




Развитие речи. Работа с предложением и

текстом.




Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их

обозначение буквами.






Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 ч)

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным


Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед

согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

*Слова с непроверяемым написанием: народ, вдруг, завод, сапог.





Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч)

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных

на конце слова и в корне перед согласным.

Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы).




Проверочный диктант.


Развитие речи. Составление поздравитель-

ной открытки; письменное изложение тек-

ста по вопросам.


Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч)

Использование на письме разделительного мягкого знака (ь).


Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь).

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.

*Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Проверочная работа

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.


Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.


Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.


Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работать со cтраничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.).

Составлять рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).


Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.



Соотносить звуковой и буквенный состав

слов (роса, река).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.


Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться со сведениями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.



Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.


Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).






Наблюдать за единообразным написанием

корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов

с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении

орфографической задачи (обозначение буквой

безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным

гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.


Различать проверяемые и непроверяемые

орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах,

предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомиться со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.


Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении

заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».



Составлять предложения из слов, данных в

начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й’] и гласный

звук [и].

Различать способы обозначения согласного

звука [й’] буквами.


Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).


Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.


Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.


Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).


Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.


Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объяснять причины расхождения количества

звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким зна-

ком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (ь) (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


Работать c текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.


Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.


Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши,

ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с

такими буквосочетаниями.


Применять правило при написании слов с

буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.


Оценивать свои достижения при выполнении

заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.


Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).


Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.


Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).


Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.


Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова».


Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.


Наблюдать за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком (ь).

Различать слова с мягким знаком (ь) показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком (ь).

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного мягкого знака (ь) в словах.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению


ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч)


Части речи (2 ч)

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Формирование умений работать с графической информацией.

*Слово с непроверяемым написанием: месяц.



Имя существительное (17ч)

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи ((2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.




Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (3 ч).

Формирование представлений о профессиях и людях труда.

*Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).




Собственные и нарицательные имена существительные (5 ч).

Заглавная буква в именах собственных.

Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города (посёлка).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, Россия, город, улица.





Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам


Число имён существительных (3ч).

Изменение существительных по числам. Имена существительные,

употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

*Слово с непроверяемым написанием: топор.





Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).


Обобщение знаний об имени существительном (4 ч).

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного.







Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.





Проверочная работа.




Глагол (12 ч)

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) (4 ч).

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике.




Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».






Число глагола (2 ч).

Изменение глагола по числам.

Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть).

*Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.

Правописание частицы не с глаголом (1 ч).

Обобщение знаний о глаголе (2 ч).


Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.




Текст-повествование и роль в нём глаголов (2 ч).

Понятие о тексте-повествовании.

Роль глаголов в тексте-повествовании.


Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.



Проверочная работа (1 ч).



Имя прилагательное (13 ч)

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

(6 ч).






Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.


Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.


Сравнение как одно из выразительных

средств языка


Единственное и множественное число

имён прилагательных (2 ч).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.

Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

*Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.


Текст-описание и роль в нём имён прилагательных (3 ч).

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».



Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч).







Проверочная работа.


Местоимение (5 ч)

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) (3 ч).


Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.

Составление по рисункам текста-диалога.

*Слово с непроверяемым написанием: платок


Формирование экологических представлений (природу надо беречь).



Текст-рассуждение (2 ч).

Структура текста-рассуждения




Развитие речи. Работа с текстом.


Проверочная работа.




Предлоги (5 ч)

Роль предлогов в речи.

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Правописание предлогов с именами существительными.

*Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.


Проверочная работа.

Проект «В словари — за частями речи!»

(1 ч)

Контрольный диктант (2 ч)


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.


Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.



Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).



Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга — книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

Работать с орфоэпическим словарём.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.


Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.



Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя)

по картине рассказ, записывать рассказ.



Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.


Распознавать текст-повествование.

Наблюдать за ролью глаголов в повествовательном тексте.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.


Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.


Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.





Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.




Распознавать текст-описание.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).


Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.




Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.


Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить

в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.




Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения



Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.


Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.


Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.


Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий



ПОВТОРЕНИЕ (18 ч)



Формы учебной деятельности учащихся:

- индивидуальная,

- групповая,

- фронтальная,

- парная,

- коллективная.


Формы организации учебных занятий:

Урок как основная форма обучения

Урок приобретения новых знаний (теоретический)

Урок формирования умений и навыков (практический)

Комбинированный урок

Урок проверки знаний

Урок-путешествие

Урок –игра

Урок- проект


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата

1 четверть (41 час, Р/р – 3, Сп. – 1, Д. – 2, Пр. р. – 2)


НАША РЕЧЬ (3 ч)

Виды речи (2 ч)


1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

2.09

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

5.09

Диалог и монолог (1 ч)

3

Диалог и монолог.

6.09

ТЕКСТ (4 ч)

Текст (2 ч)


4

Текст. Признаки текста.

7.09

5

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

8.09

Части текста (2 ч)

6

Части текста.

9.09

7

Обобщение знаний о тексте. Списывание текста с дополнительным заданием.

12.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение (3 ч)


8

Что такое предложение?

13.09

9

Как из слов составить предложение?

14.09

10

Диктант «Повторение пройденного в 1 классе»

15.09

Члены предложения (9 ч)

11

Что такое главные члены предложения?

16.09

12

Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды)

19.09

13

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

20.09

14

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

21.09

15

Как установить связь слов в предложении?

22.09

16

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень»

23.09

17

Члены предложения. Закрепление.

26.09

18

Контрольный диктант «Предложение».

27.09

19

Работа над ошибками.

28.09

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (18 ч)

Слово и его значение (4 ч)


20

Что такое лексическое значение слова?

29.09

21

Что такое лексическое значение слова?

30.09

22

Что такое однозначные и многозначные слова?

3.10

23

Что такое прямое и переносное значение слов?

4.10

24

Что такое синонимы?

5.10

25

Что такое антонимы?

6.10

26

Р/р Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

7.10

27

Обобщение знаний о значении слова.

10.10

Однокоренные слова (4 ч)

28

Что такое родственные слова?

11.10

29

Что такое однокоренные слова?

12.10

30

Что такое корень слова?

13.10

31

Обобщение.

14.10

32

Какие бывают слоги?

17.10

33

Как определить ударный слог?

18.10

34

Как переносить слова с одной строки на другую?

19.10

35

Р/р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков.

20.10

36

Проверочная работа «Слог. Ударение. Перенос слова».

21.10

37

Упражнения в переносе слов

24.10


ЗВУКИ И БУКВЫ (59 ч)

Звуки и буквы (1 ч)


38

Как различить звуки и буквы?

25.10

39

Как мы используем алфавит?

26.10

40

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

27.10

41

Проверочная работа «Русская азбука или алфавит».

28.10


2 четверть (35 часов, Р/р – 3, Сп. – 1, Д. – 3)



Гласные звуки (2 ч)

42

Как определить гласные звуки?

7.11

43

Как определить гласные звуки?

8.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)

44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

9.11

45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

10.11

46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

11.11

47

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

14.11

48

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

15.11

49

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

16.11

50

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

17.11

51

Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

18.11

52

Работа над ошибками.

21.11

53

Списывание.

22.11

54

Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

23.11

55

Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

24.11

56

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов.

25.11

57

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов.

28.11

58

Диктант «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением».

29.11

Согласные звуки (1 ч)

59

Работа над ошибками. Как определить согласные звуки?

30.11

Согласный звук Й и буква Й ( 1 ч)

60

Согласный звук [ Й ] и буква И краткое.

1.12

Слова с удвоенными согласными (2 ч)

61

Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз».

2.12

62

Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам

5.12

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч)

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

6.12

64

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

7.12

Мягкий знак (3 ч)

65

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

8.12

66

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо".

9.12

67

Р/р Обучающее изложение по коллективно составленному плану

12.12

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (8 ч)


68

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ.

13.12

69

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

14.12

70

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

15.12

71

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

16.12

72

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

19.12

73

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

20.12

74

Проверочный диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

21.12

75

Работа над ошибками. Проект «Рифма».

22.12

76

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

23.12

77

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.



3 четверть (52 часа, Р/р – 6, Сп. – 1, Д. – 3)


78

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

9.01

79

Проверка парных согласных в корне слова.

10.01

80

Проверка парных согласных в корне слова.

11.01

81

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

12.01

82

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

13.01

83

Проверка парных согласных в корне слова.

16.01

84

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

17.01

85

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

18.01

86

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

19.01

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

20.01

88

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

23.01

89

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

24.01

90

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

25.01

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч)

91

Проверочный диктант «Слова с парными глухими и звонкими согласными»

26.01

92

Работа над ошибками.

27.01

Разделительный мягкий знак (4 ч)

93

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

30.01

94

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

31.01

95

Контрольное списывание

1.02

96

Р/р Составление рассказа по серии рисунков.

2.02

ЧАСТИ РЕЧИ (58 ч )

Части речи (2 ч)


97

Что такое части речи?

3.02

98

Что такое части речи?

6.02

Имя существительное (19 ч)

99

Что такое имя существительное?

7.02

100

Что такое имя существительное?

8.02

101

Роль имен существительных в нашей речи

9.02

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

10.02

103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

13.02

104

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

14.02

105

Р/р Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

15.02

106

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

16.02

107

Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей.

17.02

108

Заглавная буква в написании кличек животных.

20.02

109

Заглавная буква в географических названиях.

21.02

110

Р/р Обучающее изложение.

22.02

111

Единственное и множественное число имён существительных.

27.02

112

Единственное и множественное число имён существительных.

28.02

113

Обобщение знаний об имени существительном.

1.03

114

Диктант «Имя существительное».

2.03

115

Работа над ошибками.

3.03

116

Р/р Обучающее изложение.

6.03

117

Обобщение знаний об имени существительном.

7.03

ГЛАГОЛ (12 ч)


118

Что такое глагол? (Общее представление)

9.03

119

Что такое глагол?

10.03

120

Упражнения в распознавании глаголов.

13.03

121

Р/р Составление рассказа по репродукции картины художника.

14.03

122

Единственное и множественное число глаголов.

15.03

123

Единственное и множественное число глаголов.

16.03

124

Правописание частицы НЕ с глаголами.

17.03

125

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

20.03

126

Диктант «Глагол».

21.03

127

Работа над ошибками.

22.03

128

Р/р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

23.03

129

Что такое текст – повествование?

24.03


4 четверть (37 час, Д. – 2, Сп. – 1, Пр. р. – 3)


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (13 ч)


130

Что такое имя прилагательное?

3.04

131

Что такое имя прилагательное?

4.04

132

Связь имени прилагательного с именем существительным.

5.04

133

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

6.04

134

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

7.04

135

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

10.04

136

Единственное и множественное число имён прилагательных.

11.04

137

Единственное и множественное число имён прилагательных.

12.04

138

Проверочная работа «Имя прилагательное».

13.04

139

Обобщение знаний об имени прилагательном.

14.04

140

Что такое текст-описание?

17.04

141

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте - описании.

18.04

142

Списывание.

19.04

МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)

143

Что такое местоимение?

20.04

144

Что такое местоимение?

21.04

145

Что такое текст - рассуждение?

24.04

146

Проверочная работа «Местоимение».

25.04

ПРЕДЛОГИ ( 6 ч + 2 ч контрольный диктант и проект «В словари-за частями речи!» )

147

Общее понятие о предлоге.

26.04

148

Раздельное написание предлогов со словами. Итоговая комплексная работа

27.04

149

Правописание предлогов с именами существительными.

28.04

150

Правописание предлогов с именами существительными.

2.05

151

Контрольный диктант «Части речи».

3.05

152

Работа над ошибками.

4.05

153

Проверочная работа «Части речи».

5.05

154

Проект «В словари - за частями речи!»

8.05

ПОВТОРЕНИЕ (16 ч)

155

Повторение по теме «Текст».

10.05

156

Повторение по теме «Предложение».

11.05

157

Повторение по теме «Слово и его значение».

12.05

158

Повторение по теме «Части речи».

15.05

159

Повторение по теме «Части речи».

16.05

160

Повторение по теме «Части речи».

17.05

161

Повторение по теме «Звуки и буквы».

18.05

162

Итоговый контрольный диктант.

19.05

163

Работа над ошибками.

22.05

164

Повторение по теме «Звуки и буквы».

23.05

165

Повторение по теме «Правила правописания».

24.05

166

Повторение и закрепление изученного материала.



За год – 165 часов.
























Выполнение программы



Кол-во недель

Часы

Развитие речи

Списывание

Диктанты

Проверочные работы

I

40

41

3

1

2

2

II

35

35

3

1

3

-

III

55

52

6

1

3

-

IV

40

37

-

1

2

3

год

170

165

12

4

10

5


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета


МБОУ лицей №1


от 26.08.2016 № 1

Удодова Е.М.

(подпись рук. МО)


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР




Лысак Т.И

(ФИО)


_________2016 года













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!