СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ( для детей 8 вида )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"  ( для детей 8 вида )

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ( для детей 8 вида )»





Пояснительная записка

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения. Его введение в учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида обусловлено значительным отставанием обучающегося в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности.

 У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется представление о непосредственно окружающем мире, обогащаются представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекции его мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученик упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

 Главным компонентом беседы является речь. Учитель руководит речевой деятельностью ребёнка, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у ученика закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

Наблюдая, ученик учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. 

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для коррекционного обучения VIII вида (далее – Программа) разработана на основе Примерной программы начального общего образования, на основе общей программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

В авторскую программу внесены незначительные изменения с учетом особенностей развития ребенка.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования»;

приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

Данная программа позволит обеспечить коррекционно-развивающий характер личностно-развивающего обучение на основе традиций отечественной школы и современных достижений психолого-педагогической науки и школьной практики.

  

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю.


Основными задачами программы являются:

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.



Содержание рабочей программы


      Сезонные изменения в природе (10 ч.). Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      Школа, пришкольный участок. (4 ч.). Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
    Дом, дорога, семья(10 ч.).

  Дом, квартира, домашний адрес.
      Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      Одежда(8 ч.). . Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
   Овощи, фрукты, деревья (10 ч.).

  Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
   Комнатные и раннецветущие растения(6 ч.).

   Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
     Домашние и дикие животные(6 ч.).

 Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
    Птицы и насекомые (10 ч.).

  Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      Охрана здоровья (2 ч.). Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение(2 ч.).. Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
      Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта)


Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам


Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.









Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

1


  Сезонные изменения в природе

10

5

5

2

Школа, пришкольный участок

4

2

2

3

Дом, дорога, семья

10

4

4

4

Одежда

8

4

4

5

Овощи, фрукты, деревья

10

5

5

6

Комнатные и раннецветущие растения

6

3

3

7

Домашние и дикие животные

6

3

3

8

Птицы и насекомые

10

5

5

9

Охрана здоровья

2

1

1

10

Повторение

2

1

1


Итого

68

33

35


Основные требования к знаниям и умениям

 Знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов

Уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
      

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004

2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.

3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.

4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой

5. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

6. Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.



Календарно-тематическое планирование


Темы

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Тип урока

Содержание урока

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

Сезонные изменения в природе

1-2

«Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению

2

обобщения и систематизации знаний

упражнения, беседа

Индивид

Рассказ о лете

03.09

07.09


3-4

«Начало осени». Упражнения на активизацию словаря

2

комбинированный

упражнения, рассказ, работа с учебником

Индивид

Рассказ об осени

10.09

14.09


Школа, пришкольный участок

5-6

«Наша школа». Составление рассказа по плану

2

урок-экскурсия.

экскурсия, рассказ, объяснение

Индивид

Рассказ о школе

17.09

21.09


7-8

«Пришкольный участок». Составление предложений по картине

2

урок-экскурсия.

экскурсия, упражнение

Индивид

Рассказ о пришколь

ном участке

24.09

28.09


Дом, дорога, семья

9-10

Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам. «Дом. Квартира»

2

обобщения и систематизации знаний

упражнение, объяснения, рассказ

Индивид

Рассказ о доме

01.10

05.10


11-12

Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой»

2

закрепления знаний

упражнения, рассказ, игра «Помоги девочке найти дорогу»

Индивид

Правила ПДД

08.10

12.10


13-14

Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе»

2

урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

Индивид

Рассказ об осенних изменениях в природе

15.10

19.10


15-16

Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья»

2

обобщения и систематизации знаний

Беседа, рассказ

Индивид

Рассказ моя семья

22.10

26.10


17-18

Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дома»

2

закрепления знаний

Ролевая игра, упражнение

Индивид

Рассказ моя семья

29.10

09.11


Овощи, фрукты, деревья

19-20

Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении. «Деревья: берёза, клён»

2

изучения нового материала

Беседа, упражнение, описание

Индивид

С. 24-25

12.11

16.11


21-22

Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания. «Овощи: морковь, репа, лук»

2

изучения нового материала

рассказ, беседа, упражнение

Индивид

С.26

19.11

23.11


23-24

Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы»

2

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

Индивид

Рассказ о зиме

26.11

30.12


25-26

Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. Фрукты: лимон, апельсин

2

изучения нового материала

Демонстрация, упражнение, беседа

Индивид

С.30

03.12

07.12


27-28

Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты»

2

закрепления знаний

дидактическая игра, рассказ- описание

Индивид

С.31

10.12

14.12


Сезонные изменения в природе

29-30

Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой»

2

Урок-экскурсия.

Экскурсия, беседа

Индивид

С. 35-36

17.12

21.12


31-32

Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей»

2

обобщения и систематизации знаний

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей»

Индивид

Рассказ о зимних забавах

24.12

28.12


33-34

Зима и её особенности

2

комбинированный

беседа, рассказ- описание

Индивид

Рассказ о зиме

14.01

18.01


Одежда

35-36

Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода

2

комбинированный

упражнение, рассказ

Индивид

С.45

21.01

25.01


37-38

Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда.

2

комбинированный

практическая работа

Индивид

Правила ухода за одеждой

28.01

01.02


39-40

Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви.

2

комбинированный

упражнение, рассказ

Индивид

Правила ухода за убувью

04.02

08.02


41-42

Сезонная обувь и уход за ней. Форми-рование умения ухаживать за обувью

2

комбинированный

практическая работа

Индивид

С.54-55

11.02

15.02


Домашние и дикие животные

43-44

Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце

2

обобщения и систематизации знаний

упражнение, рассказ по картинному плану

Индивид

С.60-61

18.02

22.02


45-46

Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных

2

обобщения и систематизации знаний

упражнение, рассказ по картинному плану

Индивид

С.62-63

25.02

01.03


47-48

Дикие и домашние животные

2

закрепления знаний

дидактическая игра

Индивид

С.65

04.03

11.03


Комнатные и раннецветущие растения

49-50

Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.

2

обобщения и систематизации знаний

беседа, практическая работа

Индивид

С.?0

15.03

18.03


51-52

Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»

2

Урок-экскурсия.

экскурсия

Индивид

Рассказ о весне

01.04

05.04


53-54

Раннецветущие растения: медуница, мать-и-мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны

2

обобщения и систематизации знаний

беседа, рассказ

Индивид

Рассказ о приметах весны

08.04

12.04


Птицы и насекомые

55-56

Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц

2

комбинированный

упражнение, рассказ

Индивид

С.82-83

15.04

19.04


57-58

Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём

2

комбинированный

упражнение, рассказ

Индивид

С.84

22.04

26.04


59-60

Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком

2

комбинированный

наблюдение, беседа

Индивид

С.85-86

29.04

03.05


61-62

Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых

2

комбинированный

рассказ, демонстрация, упражнение

Индивид

С.87

06.05

10.05


63-64

Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие

2

закрепления знаний

дидактическая игра

Индивид

Рассказ о птицах

13.05

17.05


Охрана здоровья

65-66

Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание

2

изучения нового материала

практич. работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского

Индивид

Правила гигиены

20.05

24.05


Повторение

67-68

Итоговый урок «Здравствуй лето!»

2

закрепления знаний

устный журнал

Индивид


27.05

31.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!