Пояснительная записка
Данный учебный предмет является специфическим для обучения. Его введение в учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида обусловлено значительным отставанием обучающегося в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности.
У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется представление о непосредственно окружающем мире, обогащаются представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекции его мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученик упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь. Учитель руководит речевой деятельностью ребёнка, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у ученика закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
Наблюдая, ученик учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для коррекционного обучения VIII вида (далее – Программа) разработана на основе Примерной программы начального общего образования, на основе общей программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В авторскую программу внесены незначительные изменения с учетом особенностей развития ребенка.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Данная программа позволит обеспечить коррекционно-развивающий характер личностно-развивающего обучение на основе традиций отечественной школы и современных достижений психолого-педагогической науки и школьной практики.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Основными задачами программы являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Содержание рабочей программы
Сезонные изменения в природе (10 ч.). Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. (4 ч.). Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, дорога, семья(10 ч.).
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда(8 ч.). . Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи, фрукты, деревья (10 ч.).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные и раннецветущие растения(6 ч.).
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние и дикие животные(6 ч.).
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы и насекомые (10 ч.).
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья (2 ч.). Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение(2 ч.).. Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта)
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Сезонные изменения в природе | 10 | 5 | 5 |
2 | Школа, пришкольный участок | 4 | 2 | 2 |
3 | Дом, дорога, семья | 10 | 4 | 4 |
4 | Одежда | 8 | 4 | 4 |
5 | Овощи, фрукты, деревья | 10 | 5 | 5 |
6 | Комнатные и раннецветущие растения | 6 | 3 | 3 |
7 | Домашние и дикие животные | 6 | 3 | 3 |
8 | Птицы и насекомые | 10 | 5 | 5 |
9 | Охрана здоровья | 2 | 1 | 1 |
10 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 68 | 33 | 35 |
Основные требования к знаниям и умениям
Знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов
Уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
5. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
6. Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.
Календарно-тематическое планирование
Темы | № | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Сезонные изменения в природе | 1-2 | «Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению | 2 | обобщения и систематизации знаний | упражнения, беседа | Индивид | Рассказ о лете | 03.09 07.09 | |
3-4 | «Начало осени». Упражнения на активизацию словаря | 2 | комбинированный | упражнения, рассказ, работа с учебником | Индивид | Рассказ об осени | 10.09 14.09 | |
Школа, пришкольный участок | 5-6 | «Наша школа». Составление рассказа по плану | 2 | урок-экскурсия. | экскурсия, рассказ, объяснение | Индивид | Рассказ о школе | 17.09 21.09 | |
7-8 | «Пришкольный участок». Составление предложений по картине | 2 | урок-экскурсия. | экскурсия, упражнение | Индивид | Рассказ о пришколь ном участке | 24.09 28.09 | |
Дом, дорога, семья | 9-10 | Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам. «Дом. Квартира» | 2 | обобщения и систематизации знаний | упражнение, объяснения, рассказ | Индивид | Рассказ о доме | 01.10 05.10 | |
11-12 | Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой» | 2 | закрепления знаний | упражнения, рассказ, игра «Помоги девочке найти дорогу» | Индивид | Правила ПДД | 08.10 12.10 | |
13-14 | Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе» | 2 | урок-экскурсия. | Экскурсия, беседа | Индивид | Рассказ об осенних изменениях в природе | 15.10 19.10 | |
15-16 | Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья» | 2 | обобщения и систематизации знаний | Беседа, рассказ | Индивид | Рассказ моя семья | 22.10 26.10 | |
17-18 | Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дома» | 2 | закрепления знаний | Ролевая игра, упражнение | Индивид | Рассказ моя семья | 29.10 09.11 | |
Овощи, фрукты, деревья | 19-20 | Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении. «Деревья: берёза, клён» | 2 | изучения нового материала | Беседа, упражнение, описание | Индивид | С. 24-25 | 12.11 16.11 | |
21-22 | Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания. «Овощи: морковь, репа, лук» | 2 | изучения нового материала | рассказ, беседа, упражнение | Индивид | С.26 | 19.11 23.11 | |
23-24 | Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы» | 2 | Урок-экскурсия. | Экскурсия, беседа | Индивид | Рассказ о зиме | 26.11 30.12 | |
25-26 | Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. Фрукты: лимон, апельсин | 2 | изучения нового материала | Демонстрация, упражнение, беседа | Индивид | С.30 | 03.12 07.12 | |
27-28 | Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты» | 2 | закрепления знаний | дидактическая игра, рассказ- описание | Индивид | С.31 | 10.12 14.12 | |
Сезонные изменения в природе | 29-30 | Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой» | 2 | Урок-экскурсия. | Экскурсия, беседа | Индивид | С. 35-36 | 17.12 21.12 | |
31-32 | Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей» | 2 | обобщения и систематизации знаний | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей» | Индивид | Рассказ о зимних забавах | 24.12 28.12 | |
33-34 | Зима и её особенности | 2 | комбинированный | беседа, рассказ- описание | Индивид | Рассказ о зиме | 14.01 18.01 | |
Одежда | 35-36 | Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода | 2 | комбинированный | упражнение, рассказ | Индивид | С.45 | 21.01 25.01 | |
37-38 | Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда. | 2 | комбинированный | практическая работа | Индивид | Правила ухода за одеждой | 28.01 01.02 | |
39-40 | Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви. | 2 | комбинированный | упражнение, рассказ | Индивид | Правила ухода за убувью | 04.02 08.02 | |
41-42 | Сезонная обувь и уход за ней. Форми-рование умения ухаживать за обувью | 2 | комбинированный | практическая работа | Индивид | С.54-55 | 11.02 15.02 | |
Домашние и дикие животные | 43-44 | Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце | 2 | обобщения и систематизации знаний | упражнение, рассказ по картинному плану | Индивид | С.60-61 | 18.02 22.02 | |
45-46 | Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных | 2 | обобщения и систематизации знаний | упражнение, рассказ по картинному плану | Индивид | С.62-63 | 25.02 01.03 | |
47-48 | Дикие и домашние животные | 2 | закрепления знаний | дидактическая игра | Индивид | С.65 | 04.03 11.03 | |
Комнатные и раннецветущие растения | 49-50 | Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними. | 2 | обобщения и систематизации знаний | беседа, практическая работа | Индивид | С.?0 | 15.03 18.03 | |
51-52 | Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной» | 2 | Урок-экскурсия. | экскурсия | Индивид | Рассказ о весне | 01.04 05.04 | |
53-54 | Раннецветущие растения: медуница, мать-и-мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны | 2 | обобщения и систематизации знаний | беседа, рассказ | Индивид | Рассказ о приметах весны | 08.04 12.04 | |
Птицы и насекомые | 55-56 | Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц | 2 | комбинированный | упражнение, рассказ | Индивид | С.82-83 | 15.04 19.04 | |
57-58 | Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём | 2 | комбинированный | упражнение, рассказ | Индивид | С.84 | 22.04 26.04 | |
59-60 | Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком | 2 | комбинированный | наблюдение, беседа | Индивид | С.85-86 | 29.04 03.05 | |
61-62 | Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых | 2 | комбинированный | рассказ, демонстрация, упражнение | Индивид | С.87 | 06.05 10.05 | |
63-64 | Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие | 2 | закрепления знаний | дидактическая игра | Индивид | Рассказ о птицах | 13.05 17.05 | |
Охрана здоровья | 65-66 | Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание | 2 | изучения нового материала | практич. работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского | Индивид | Правила гигиены | 20.05 24.05 | |
Повторение | 67-68 | Итоговый урок «Здравствуй лето!» | 2 | закрепления знаний | устный журнал | Индивид | | 27.05 31.05 | |