1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса, М., Просвещение, 2015.
2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. «Музыка»: Учебник для учащихся 6 класса, М., Просвещение, 2015.
3. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса, М., Просвещение, 2015.
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий | Домашнее задание |
Музыка и литература (17ч) |
1 | 02.09 | Что роднит музыку с литературой | 1 | развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | Коллективный контроль. С.9, з.1.2 Исполнение песен хором. | С.9, з.3,4 (по выбору) |
2 | 09 .09 | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… | 1 | формировать умение выявлять родство художественных образов разных искусств (музыки, литературы, живописи). | С.10-11 (работа в группах). РТ, с. 4 | РТ, с.5, з.2-3 |
3. | 16.09 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. | 1 | формирование умения сотрудничества в ходе решения различных музыкально-творческих задач. | С.12-13 РТ, с.20 (индивидуальный контроль). Разыгрывание народной песни. | РТ, с.14-17, з. 1-5; с.79, з.1 |
4 | 23.09 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно... | 1 | развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | Коллективный и индивидуальный контроль. РТ, с.6,7 | РТ, с.8.9 |
5. | 30.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного и музыкального образа. | Индивидуальный контроль С.18-19, з.1-3. (Входной контроль) | Нарисовать «Кикимору А.Лядова». |
6 | 07.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки); овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. | Коллективный контроль. С.21, работа по вопросам. | С.21, з.3 (сочинить сказку). |
7 | 14.10 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. | Коллективная работа с.23 (вопросы и задания). | РТ, с.18-19 |
8. | 21.10 | Вторая жизнь песни. | 1 | формирование умения сотрудничества в ходе решения различных музыкально-творческих задач | Групповая работа с.29, з.1-3 | С.28-29 (читать); РТ, с. 77. |
9. | 28.10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 | формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, импровизация, музыкально-пластическое движение). | Групповая работа по вопросам темы «Звучащие картины». РТ, с.30-31 | РТ, с. 26-29. |
10. | 11.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | умение понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности. | Коллективный контроль. С.43, з.1- 3 | РТ, с. 22-25, з. 1, 2 |
11 | 18.11 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств –звучаний, линий, красок). | Коллективный контроль. С. 49, 53 (работа по вопросам). | С.48-52 –читать. |
12 | 25.11 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | формирование умения раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм , жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности. | Индивидуальный контроль «Песни гостей» (самостоятельная работа). | «Нарисовать эскиз декорации к опере «Садко» |
13 | 02.12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. | Групповая работа С.63, з.1,2 | С.59, з.4. Подготовить вопросы по балету. |
14 | 09.12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности. | Игра в режиссера-постановщика Пластическая импровизация РТ, с.38-41. | РТ, с. 48. |
15 | 16.12 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. | Коллективный контроль. Исполнение песен (хором, ансамблем, сольно). С.67 , з.1-3 | РТ, с. 76. |
16. | 23.12 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | умение выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. | Коллективный контроль. Исполнение песен из мюзикла. Театрализация. | РТ, с.49 (сочинить либретто мюзикла, сделать книжку-малютку) |
17 | | Мир композитора. | 1 | формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. | Индивидуальный контроль. РТ, с.46-48. (тест, викторина). | РТ, с.46-48 |
| | | | Музыка и изобразительное искусство (18ч) | | |
18 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности. | Коллективный контроль. С.79. РТ, с.13, з.1 | С.76-78 (читать). |
19 | | «Небесное и земное» в звуках и красках. | 1 | развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | Коллективный контроль. С.81, з.1-4 | С.82-89 (читать); РТ, с. 50-53. |
20. | | «Звать через прошлое к настоящему». | 1 | умение наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; понимать и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности. | Групповая работа по триптиху П. Корина «Александр Невский», РТ с.56-57, з.3-6 | С.93, з.6; РТ, с.57, з.7 |
21 | | «Звать через прошлое к настоящему». | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных видов искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства. | Индивидуальный контроль с.95. Самостоятельная работа | С.94-97 (читать); РТ, с.54-55. |
22. | | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных видов искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства. | Коллективный контроль. С. 99 з. 1-3. С. 100-101 (вопросы). Песенная импровизация | РТ, с.58-59 |
23. | | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности. | Индивидуальный контроль. с.103.з.1-3; РТ, з.1,3,4-6. С. 61. | РТ, с.60-61 з.2,7 |
24 | | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | наблюдение за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | Коллективный контроль. РТ, с. 30-31 | РТ, с. 26-27, з. 1,2,4,5. |
25 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных видов искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства. | Групповая работа РТ, с.68-69. Индив контроль «Каприс №24 Паганини. (форма музыки) | РТ, с. 32-34, з. 1- 3. |
26. | | Волшебная палочка дирижера. | 1 | формировние умения раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм и жанров; определять средства музыкальной выразительности; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в исполнительской деятельности (дирижирование «оркестром»). | Коллективный контроль. РТ, с.72 Творческое задание «Я - дирижер». | Записать фамилии известных дирижеров. РТ, с. 73. |
27 | | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | формирование умения обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы, строить логическое рассуждение. | Коллективный контроль. РТ, с 63, з.4. | С.122-125 (читать). |
28 | | Застывшая музыка | 1 | формирование умения выявлять родство художественных образов разных видов искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства. | Групповая работа «Музыка, созвучная образам храмов», «Архитектура- застывшая музыка» | Презентация «Храмы России». |
29 | | Полифония в музыке и живописи | 1 | формирование умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | Коллективный контроль. С. 133-134 (работа по вопросам) | С.132-135 (читать). Нарисовать «Фугу». |
30 | | Музыка на мольберте. | 1 | развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | Работа в группах по картинам ( с.136-139). Творческое задание «Я – композитор». | РТ, с.66-67. |
31 | | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | наблюдение за многообразными явлениями жизни и искусства, умение выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, ритмическая импровизация). | Коллективный контроль с.142-143, с.145 в.1-5 (работа по вопросам). Индивидуально – ритмическая импровизация. | С.140-143 (читать); РТ, с.79 |
32 | | О подвигах, о доблести, о славе. | 1 | выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музициривания, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | Коллективный контроль С.147, вопросы 1-3; с. 148. Исполнение песен (хором, ансамблем). | С. 147, з. 4,5 |
33 | | В каждой мимолетности вижу я миры… | 1 | формирование умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | Индивидуальный контроль С.151 (самостоятельная работа). | РТ, с. 78. Индивидуальные задания. |
34 | | Мир композитора | 1 | формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования; осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, | Итоговый контроль по индивидуальным картам. | РТ, с.74 - 77 (по выбору) |
35 | | С веком наравне. | 1 | умение выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музициривания, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | Коллективная работа. Хоровое пение. | |