1.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса, М., Просвещение, 2012.
2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса, М., Просвещение, 2012
3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2012.
4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса, М., Просвещение, 2012.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты: Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание учебного предмета «Музыка» в соответствии с авторской программой.
• «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (6ч вместо 7ч).
• «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение темы «Оркестр русских народных инструментов. Музыкант - чародей» на два урока.
• «В концертном зале» - (6ч вместо 5ч) добавлен 1 час, т.к. тема «Старый замок. Счастье в сирени живет» разделена для изучения на 2 урока, т.к. имеет объемный материал для изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий |
Музыка вокруг нас (16 часов). |
1. | 02.09 | И муза вечная со мной. Урок-путешествие. | 1 | начать развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, движение). | Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. Пластическая импровизация. РТ, с.4-7 |
2. | 09.09 | Хоровод муз. Урок-концерт. | 1 | начать развивать умение эмоционально откликаться на искусство и выражать свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности (музыкально-пластическое движение). | Пластическая импровизация. |
3. | 16.09 | Повсюду музыка слышна. Урок-экскурсия | 1 | начать развивать умение воплощать художественно-образное содержание в песенных импровизациях. | Песенная импровизация (соло). Музыкально-ритмическая импровизация (ансамбль). |
4. | 23.09 | Душа музыки - мелодия. Урок-путешествие. | 1 | начать развивать умение эмоционально откликаться на искусство и выражать свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности (ритмическая импровизация.). | Ритмическая импровизация (соло, ансамблем). Карточки П, Т, М. |
5. | 30.09 | Музыка осени. Урок-драматизация. | 1 | начать развивать умение воплощать художественно - образное содержание в пении и драматизации. | «Какой бывает осень» устный ответ. Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
6. | 07.10 | Сочини мелодию. Урок-игра. | 1 | начать развивать умение эмоционально откликаться на искусство и выражать свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. Учить реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности (вокальная и ритмическая импровизация). | Вокальная и ритмическая импровизация. РТ, с.12-13. (Индивидуально и в парах). |
7. | 14.10 | Азбука, азбука каждому нужна… Урок-путешествие. | 1 | начать развивать умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. | Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
8. | 21.10 | Музыкальная азбука. Урок-игра. | 1 | начать развивать умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. | РТ, с.8-9. Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
9. | 28.10 | Музыкальные инструменты (свирель, дудочка, рожок, гусли). Урок-концерт. | 1 | начать развивать умение эмоционально откликаться на искусство и выражать свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности (вокальная импровизация). | Проверочная работа: нарисовать линии мелодий; вокальная импровизация. |
10 | 11.11 | «Садко» | 1 | начать формировать умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого инструментального воплощения различных художественных образов. | Определить настроение музыки. Игра на элементарных музыкальных инструментах. |
11. | 18.11 | Музыкальные инструменты. Арфа, флейта. Звучащие картины | 1 | начать развивать умение размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств. | Определить характер произведений (карточки с признаками характера звучания), узнать по тембру инструмент (карточки с изображением музыкальных инструментов). |
12. | 25.11 | Разыграй песню | 1 | начать развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и действах. | Анализ текста и мелодии песни. (Карточки с обозначением средств выразительности). Разыгрывание песни. |
13. | 02.12 | Пришло Рождество, начинается торжество | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и слове. | Песенная импровизация. Исполнение рождественских песен ансамблем и хором. |
14. | 09.12 | Родной обычай старины | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и слове, ценить отечественные народные музыкальные традиции. | Сочинение музыкального пожелания (индивидуально). |
15. | 16.12 | Добрый праздник среди зимы | 1 | продолжить развивать умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | Игра в ансамбле на детских музыкальных инструментах. Танцевальная импровизация. РТ, с.14-15. |
16 | 23.12 | Обобщающий урок | 1 | эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности. | |
Музыка и ты (17 часов). |
17 | | Край в котором ты живешь. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно - образное содержание в пении. | РТ, с.18-19 (карточки П,Т,М). Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
18 | | Поэт, художник, композитор | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального творчества в пении. | Коллективная работа по вопросам учебника с.44-45 (карточки с признаками характера звучания). Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
19 | | Музыка утра. | 1 | продолжать развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении. | Работа с карточками (признаки характера звучания, с обозначением средств выразительности). Песенная импровизация. |
20 | | Музыка вечера | 1 | продолжать развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и рисунке. | РТ, с.20-21. Карточки с признаками характера звучания. Исполнение песни сольно, в ансамбле, хором. |
21 | | Музыкальные портреты | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно - образное содержание в движении, пении. | Коллективная работа по вопросам учебника с.50-51. |
22 | | Музы не молчали | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении. | Исполнение песни по ролям. Сравнить музыкальное произведение со скульптурой и песней (карточки с признаками характера звучания и с обозначением средств выразительности). |
23 | | Разыграй сказку | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и действах. | Групповая работа «Разыграй сказку». |
24 | | Мамин праздник | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и движении. | Сочинить колыбельную песню и подобрать инструмент для исполнения (РТ, с.22-23). |
25 | | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и действах. | РТ, с. 28-29 (карточки с обозначением исполнительских средств выразительности). «Играем в композитора». Разыгрывание песни. |
26 | | Музыкальные инструменты (фортепиано, волынка). | 1 | начать развивать умение следить за процессом и результатом музыкального развития. | Коллективная работа по вопросам учебника с.58-59 (карточки с обозначением средств выразительности |
27 | | Музыкальные инструменты (клавесин, лютня, гитара) | 1 | начать развивать умение соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Индивидуальная работа (карточки с изображением музыкальных инструментов, с обозначением исполнительских средств выразительности). |
28 | | Чудесная лютня Звучащие картины | 1 | продолжить развивать умение размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств. | Индивидуальная и коллективная работа по вопросам учебника с.65,67. |
29 | | Музыка в цирке | 1 | продолжить развивать умение воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. | Работа в парах-пластический этюд, ритмическая импровизация. РТ, с.27,з.2.-индивидуальная работа. |
30 | | Дом, который звучит. Опера-сказка. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров; исполнять музыкальные произведения разных жанров. | Индивидуальная работа с карточками П,Т,М. и карточками опера, балет. РТ,с.26.(самостоятельная работа). |
31 | | Ничего на свете лучше нету. Музыка в кино. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении, движении. | Исполнение песен сольно, в ансамбле, хором. РТ, с.27,з.1- индивидуальная работа. |
32 | | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | 1 | формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | РТ, с.30-32 самостоятельная работа. работа. |
33 | | Заключительный урок-концерт. | 1 | эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности. | Исполнение песен сольно, в ансамбле, хором. Музыкальная викторина. |
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий | Домашнее задание |
Россия – Родина моя (3 ч). |
1 | 07.09 | Мелодия | 1 | начать развивать умение воспринимать музыку, следить за процессом и результатом музыкального развития, выражать свое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, пластическое интонирование). | Придумать название к произведению (парами). Исполнение песен сольно, хором. (Карточки с обозначением средств выразительности). | РТ, с.2-3 |
2. | 14.09 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 | продолжить развивать умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов. | Исполнение песен сольно, ансамблем, хором. Пластическое интонирование. | РТ, с.6 |
3. | 21.09 | Гимн России. Символы ЯНАО. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | коллективная работа (Символы России, ЯНАО, Пуровского района); РТ, с.5. | РТ, с.4, з.2. |
День, полный событий (6ч). |
4. | 28.09 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | продолжить развивать умение сопоставлять различные образцы профессиональной музыки. | Сравнить музыкальные произведения (работа в парах). Карточки с обозначением средств выразительности. | РТ, с.10-11. |
5. | 05.10 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | продолжить развивать умение сопоставлять различные образцы профессиональной музыки. | Работа в парах. Карточки с обозначением средств выразительности. Карточки с признаками характера звучания. | РТ, с.7 |
6. | 12.10 | Танцы, танцы, танцы. | 1 | продолжить развивать умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности (ритмическая импровизация, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). | РТ, с.14. (индивидуально) Исполнить ритмический рисунок танца. (работа в группах). | РТ, с.12 |
7. | 19.10 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | учить умению воспринимать музыку различных жанров (марш), размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности (музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование). | РТ, с.15 (индивидуально). Исполнить ритмы маршей (в группе). Карточки П,Т,М. | С.26-29; РТ, с.13 |
8. | 26.10 | Расскажи сказку. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание в рисунке и слове. | Индивидуальная работа с карточками обозначающими средства выразительности. Нарисовать сказку (индивидуально). | Сочинить сказку к рисунку. |
9. | 09.11 | Колыбельные. Мама. | 1 | продолжить развивать умение ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, воплощать художественно-образное содержание и интонационно мелодические особенности профессионального и народного творчества в пении, пластическом интонировании, слове). | Подобрать сопровождение к колыбельной. Сочинить слова к мелодии. Исполнить песни сольно, ансамблем, хором. | С.32-35 (читать) |
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч) |
10 | 16.11 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Определить характер звучания колоколов (Карточки с признаками характера звучания). | С.38-41 (читать) |
11 | 23.11 | Святые земли русской. Александр невский. Сергий Радонежский. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров; | РТ, с.17, з.1 (самостоятельная работа). Исполнение песен и песнопений (сольно, ансамблем, хором). | С.42-45 (читать) |
12 | 30.11 | Молитва | 1 | продолжить развивать умение сопоставлять различные образцы профессиональной музыки. | Самостоятельная работа РТ, с.17, з.2,3 (сравнить молитву и песню). | С.46-47 (читать) |
13 | 07.12 | С Рождетвом Христовым! Рождество Христово. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности в пении и слове. | Исполнение песен сольно, ансамблем, хором. Пластическое интонирование. Песенная импровизация. | С.49 (учить песню) |
14. | 14.12 | Обобщающий урок | 1 | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Промежуточный контроль | Вспомнить русские музыкальные инструменты. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч). |
15. | 21.12 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | 1 | продолжить развивать умение ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного инструментального воплощения различных художественных образов. | Работа в парах Карточки с изображением русских народных инструментов. Игра на музыкальных инструментах ансамблем. | Сделать шумовой инструмент. |
16 | 28.12 | Разыграй песню. | 1 | продолжить развивать умение ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, воплощать художественно-образное содержание и интонационно мелодические особенности народного творчества в пении, пластическом интонировании, слове. | Разыграть песню. | РТ, с.19 |
17 | 18.01 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | продолжить развивать умение ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, воплощать художественно-образное содержание и интонационно мелодические особенности народного творчества в пении. | Сочинить мелодию к стихам. | Найти сведения о «Масленице» |
18. | 25.01 | Проводы зимы. Встреча весны. | 1 | продолжить развивать умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого (хорового) воплощения различных художественных образов. | Спеть и разыграть песенки – заклички. Озвучить песни игрой на музыкальных инструментах. | РТ. с.18 |
В музыкальном театре (5 ч) |
19. | 01.02 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно мелодические особенности профессионального творчества в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах. | Разыграть сцену из оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля. | Нарисуй рисунок по опере. |
20 | 08.01 | Детский музыкальный театр. Балет. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Определить настроение музыки (Карточки с признаками характера звучания (цветные). РТ, с.20-21. | РТ, с.20-21 |
21 | 15.02 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и выражать свое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности (дирижирование). | Работа в парах. Определить признаки музыки (карточки П,Т,М), определить жанр (карточки опера, балет). | РТ, с.13 |
22 | 22.02 | Опера «Руслан и Людмила». Какое чудное мгновенье! | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Индивидуальная работа с карточками, обозначающими средства выразительности РТ, с.22-23. | С.82-85 (читать) |
23 | | Увертюра. Финал. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | Сравнивать музыкальные номера из оперы (карточки с обозначением средств выразительности). | С.86-87 (читать) |
В концертном зале (5 ч) |
24,25. | | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»). | 2 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций. | Индивидуальная работа РТ, с.24-25. (1 и 2 урок). | Нарисовать героя сказки. РТ, с.25 |
26. | | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 | продолжить развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. | Групповая работа (карточки с обозначением средств выразительности карточки с признаками характера звучания. | Сделать книжку-малышку |
27 | | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 | продолжить развивать умение воплощать художественно-образное содержание в рисунке и движении. | Индивидуальная работа «Нарисовать музыкальную картинку». | С. 96, з.2 |
28 | | Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40. Увертюра. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Индивидуальная работа (карточки с признаками характера звучания). | С. 98-101 (читать) |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч) |
29 | | Волшебный цветик – семи- цветик. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | продолжить развивать умение соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. Начать развивать умение осуществлять собственные музыкально-творческие замыслы в различных видах деятельности. | Индивидуальная работа (карточки с обозначением средств выразительности. Сочинить и исполнить танец клоунов (работа в паре). | Нарисовать рисунок. |
30 | | И все это – Бах. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Индивидуальная работа (карточки с признаками характера звучания). Исполнение песни ансамблем, хором, сольно. | С.110-111 (читать) |
31 | | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Индивидуальная работа по произведениям, (карточки: выражает, изображает). РТ, с. 26-27. | РТ, с.27 |
32 | | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. | РТ, с.28-29. Индивидуальная работа (карточки с обозначением средств выразительности). | Нарисовать смайлы мажора и минора. |
33 | | Печаль моя светла. Первый. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Напой и сравни мелодии песен (групповая работа). Итоговый контроль. | РТ, с.32. |
34 | | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. | Коллективный контроль РТ, с.30-31. | |
№ | Дата | Тема урока | Количество час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий | Домашнее задание |
Россия - родина моя (5ч) |
1 | 03.09 | Мелодия – душа музыки | 1 | продолжить овладевать умением воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Коллективный и индивидуальный контроль. РТ, с.5, з.2 | Р.Т, с.4, з.1,2. |
2 | 10.09 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Самостоятельная работа. Индивидуальный контроль. | Р.Т,с.5, з.1. |
3 | 17.09 | Виват, Россия! Наша слава-русская держава. | 1 | продолжить развивать умение воплощать музыкальные образы при исполнении музыкально-хоровых произведений. | Задание в Р.Т, с.12-13. Исполнение песен (хором, ансамблем). | Р.Т, с.12, з.2; Р.Т, с. 13, з.2. |
4 | 24.09 | Кантата «Александр Невский» | 1 | продолжить формировать умение воплощать художественно-образное и интонационно-мелодические особенности профессионального творчества в пении. | Исполнение хора из кантаты в ансамбле и хором. | Р.Т, с.8-9. |
5 | 01.10 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… | 1 | продолжить учить исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого хорового воплощения различных художественных образов. | Исполнение песен из оперы в ансамбле и хором. | Р.Т, с.21 (письменно). |
День, полный событий (4ч) |
6 | 08.10 | Утро. | 1 | продолжить развивать умение сопоставлять различные образцы профессиональной музыки, продолжить учить размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | Индивидуальный контороль по пьесе Э.Грига «Утро» (карточки с обозначением средств выразительности. Карточки с признаками характера звучания) | Нарисовать «Утро» |
7 | 15.10 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | Продолжить формировать умение воплощать художественно-образное содержание произведения в движении. | Индивидуальная работа «Сравни два произведения». Творческое задание «Передай в движении настроение героя». | Р.Т, с. 30-31. |
8 | 22.10 | В детской. Игры и игрушки. | 1 | учить умению воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Творческое задание «Проиграй сценку из детской жизни». Исполнение песен сольно, в ансамбле и хором. | Нарисовать игрушку. |
9 | 29.10 | На прогулке. Вечер. Обобщение. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Исполнение песен сольно, в ансамбле и хором. Проверочная работа. | РТ, с.6 |
О России петь – что стремиться в храм (4ч) |
10 | 12.11 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. | 1 | продолжить формировать умение устанавливать аналогии между произведениями изобразительного искусства и музыкальными произведениями. | Самостоятельная работа У, с. 42-43. | С.40-43 (читать) |
11 | 19.11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя мама. | 1 | продолжить учить воспринимать и исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | Исполнение песен хором и сольно. | Найти сведения о вербном воскресенье |
12 | 26.11 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, песенная импровизация). | Песенная импровизация (индивидуально). | С.48-51 (читать) |
13 | 03.12 | Святые земли русской. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Исполнение песен хором, в ансамбле и сольно. | С.52-53 (читать) |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) |
14. | 10.12 | Настрою гусли на старинный лад … Былина о Садко и Морском царе. | 1 | продолжать развивать умение обобщать. | Творческое задание Р.Т, с.14-15. | РТ, с.14.з.4 |
15 | 17.12 | Певцы русской старины. | 1 | продолжать развивать умение ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, сопоставлять различные образцы профессиональной музыки. | Самостоятельная работа. | РТ, с.15 |
16 | 24.12 | Лель мой Лель… | 1 | развивать умение воплощать художественно-образное содержание народного творчества в пении и движении. | Творческое задание «Разыграй песню» в Р.Т, с. 16-17. | Найти пословицы о масленице. |
17 | | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Исполнение хора из оперы «Снегурочка». | Нарисовать рисунок |
В музыкальном театре (6ч) |
18. | | Опера «Руслан и Людмила»: Фарлаф. | 1 | понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Самостоятельная работа (Рондо Фарлафа) | С.70-73 (читать) |
19 | | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. | Индивидуальный контроль по произведению | РТ, с.26 |
20. | | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. | 1 | понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого инструментального воплощения художественных образов. | Индивидуальное задание «Составь характеристику Снегурочки в сцене таяния». Озвучить игрой на шумовых инструментах «Пляску скоморохов» (группой). | Рисунок по опере. |
21 | | Океан – море синее. | 1 | продолжить развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций. | Индивидуальная и групповая работа по произведению. | Читатьсказку «Спящая красавица» |
22 | | Балет «Спящая красавица». Две феи. | 1 | продолжать развивать умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему через музыкально-пластическое движение. | Р.Т, с.18. «Подбери краски характеру каждого персонажа». «Предай в движении характер героя». | Р.Т, с.19. |
23 | | В современных ритмах. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация). | Разыграть песню из мюзикла (групповая работа). | Выучить песню |
В концертном зале (6ч) |
24 | | Музыкальное состязание (концерт) | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Сравнить народную песню с мелодией из концерта №1. Исполнение народной песни «Веснянка» сольно. | С.94-95 (читаьть) |
25 | | Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины. | 1 | продолжать развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств. | Творческое задание «Звучащие картины». У,с.98-99. (Карточки с признаками характера звучания). | С.96-97 (читать) |
26 | | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | развивать умение воплощать художественно-образное содержание народного творчества в пении. | Творческое задание «Разыграй песню». | Найти стихи, песни, сказки о скрипке. |
27. | | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. | 1 | продолжать развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств. | Нарисовать схему построения произведения «В пещере горного короля» (карточки с обозначением исполнительских средств выразительности). | Нарисовать рисунок. |
28 | | Севера песня родная. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Нарисовать схему построения произведения «Песня Сольвейг». Р.Т,с.29. Исполнение песни сольно и ансамблем. | РТ, с.26. |
29 | | «Героическая». Призыв к мужеству. Мир Бетховена. | 1 | продолжать развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств. | Карточки с признаками характера звучания. Творческое задание «Я –дирижёр». | С.106-113 (читать) |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.. (5ч) |
30 | | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, инструментальное музицирование). | Исполнить инструментальное сопровождение к песне. Исполнение песен хором, в ансамбле и сольно. | Найти песнио музыке. |
31 | | Мир Прокофьева. | 1 | продолжать развивать умение сопоставлять различные образцы профессиональной музыки. | Индивидуальная работа (Карточки с признаками характера звучания). | Р.Т, с. 24-25. |
32 | | Люблю я грусть твоих просторов. Певцы родной природы. | 1 | развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, импровизация, музыкально-пластическое движение). | Исполнение песен хором, в ансамбле и сольно. | РТ, с 27 |
33 | | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | развивать умение воплощать художественно-образное содержание профессионального творчества в пении. | Групповая работа (Карточки с признаками характера звучания). Исполнение песен хором, в ансамбле. | С.124-125 (читать) |
34 | | Заключительный урок-концерт | 1 | общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. | Исполнение песен хором, в ансамбле, сольно. Музыкальная викторина. | |
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий | Домашнее задание |
Россия - Родина моя (3ч) |
1 | 07.09 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | 1 | продолжить учить умению воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. | Индивидуальная и групповая работа. Р.Т, с. 4-5. Исполнение песен (ансамблем, хором). | Р.Т, с.3. |
2 | 14.09 | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 1 | продолжить развивать умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений (фольклору). Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России. | Групповая работа. Исполнение и разыгрывание народных песен. | Р.Т, с. 6-7. |
3 | 21.09 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | продолжить развивать умение воплощать музыкальные образы при исполнении музыкально-хоровых произведений. | Индивидуальная и групповая работа. Исполнение мелодий из кантаты (сольно, ансамблем). | С. 20-23 (читать). |
О России петь – что стремиться в храм… (1ч) |
4 | 28.09 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | продолжить развивать умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической. | Коллективный контроль с.27-29 (работа по вопросам). | С.27-29 (читать) |
День, полный событий (4 ч) |
5 | 05.10 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 | продолжить учить размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | Индивидуальный контроль С.42-4 (работа по вопросам). | Вспомнить сказки А.С. Пушкина. |
6 | 12.10 | Что за прелесть эти сказки!!! Три чуда. | 1 | продолжить развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Групповая работа. РТ, с. 14. | РТ, с. 15. |
7 | 19.10 | Ярмарочное гулянье. Святогор ский монастырь. | 1 | учить умению воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Групповая работа. Разыграть народную песню. | С.52-55 (читать) |
8 | 26.10 | Приют, сияньем муз одетый…. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Индивидуальная и групповая работа. Исполнение романса (ансамблем, сольно) | Составить программу музыкального вечера. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч) |
9 | 09.11 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | продолжить формирование умения воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Работа с карточками (народные инструменты) РТ, с. 16-17 (разыгрывание песни). | РТ, с. 18-19. |
10 | 16.11 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям в различных видах деятельности. | Групповая работа. Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. | Сделать шумовой инструмент. |
11 | 23.11 | Музыкант - чародей. Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | продолжить формирование умения воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Исполнение и разыгрывание песен. Игра в ансамбле. | Нарисовать рисунок по сказке. |
В концертном зале (5ч) |
12 | 30.11 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 | формировать умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; | Индивидуальный контроль. Рисунок по произведению «Ноктюрн». | С.74-77 (читать) |
13 | 07.12 | Старый замок. | 1 | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Индивидуальный контроль РТ, с. 20 | РТ, с. 21. |
14 | 14.12 | Счастье в сирени живет | 1 | продолжать развивать умение воспринимать музыку различных жанров и размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств. | Коллективный контроль С.81 (работа по вопросам) | С.80-81 (читать)Индивидуальное задание о Ф.Шо пене. |
15 | 21.12 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы… | 1 | формировать умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | РТ,с.22-23 индивидуальный. | С.82-83 (читать) |
16 | 28.12 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | РТ, с. 24-25. Исполнение песен (ансамблем, сольно) | РТ, с. 25. |
День, полный событий (1 ч) |
17 | | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | развивать умение ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. | Промежуточный контроль. Самостоятельная работа «Сравни произведения». Исполнение песен (хором, ансамблем, соло). | Нарисовать рисунок по музыкальному произведению. |
В музыкальном театре (6ч) |
18 | | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля. | 1 | развивать умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Групповая работа. Танцевальная импровизация. Исполнение мелодий из оперы по нотной записи. | РТ, с.23. |
19 | | Сцена в лесу. | 1 | воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; | Коллективный контроль. Исполнение песен и мелодий из оперы (сольно и ансамблем. С.98-99 (работа по вопросам). | С.94-99 (читать). |
20 | | Исходила младешенька. | 1 | знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. | Коллективный контроль. Слушание музыки. Исполнение мелодий по нотной записи. | С.100-101 (читать) |
21 | | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | продолжить развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций. | Индивидуальный контроль. Ритмическая импровизация. Творческое задание «Нарисуй музыку» | Индивидуальное задание « Петрушка» |
22 | | Балет «Петрушка». | 1 | продолжать развивать умение воплощать художественно-образное содержание профессионального творчества в слове. | Индивидуальный. Творческая работа «Я-композитор», «Я – режиссер» | РТ, с. 26-27. |
23 | | Театр музыкальной комедии. | 1 | продолжить развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация). | Групповая работа. Исполнение песен (хором, сольно). | С.108-109 (читать) |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(3ч) |
24 | | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Индивидуальный Игры: «Я – композитор». «Я - дирижер». С.114-115 (работа по вопросам) | С.112-113 (читать). |
25 | | Революционный этюд. Мастерство исполнителя. | 1 | учить воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Групповая работа. Исполнение песен (хором, ансамблем, сольно). Игра: «Я –дирижер» | РТ, с. 32, з.2. |
26 | | Музыкальные инструменты. | 1 | развивать умение исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение). | Коллективный и индивидуальный контроль. Исполнение песен (хором, ансамблем, сольно). | Индивидуальные задания о празднике «Пасха». |
О России петь – что стремиться в храм… (3ч) |
27 | | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | формировать умение эмоционально и осознанно относиться к музыке религиозной традиции, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Индивидуальный. Исполнение молитв с ориентацией на нотную запись. С.32, 34-35 (работа по вопросам). | С.32-33 (читать)Индивидуальные задания |
28 | | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | продолжить формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; учить воспринимать и исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | Групповая работа РТ, с. 10-11. Разыграть песню. | РТ, с.12-13. |
29 | | Кирилл и Мефодий. | 1 | продолжить развивать умение эмоционально и осознанно относиться к музыке религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Индивидуальный. Исполнение песен (сольно, ансамблем). РТ, с. 8. | РТ, с. 9. Индивидуальные задания |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (1ч) |
30 | | Народные праздники. (Троица). | 1 | продолжить развивать умение эмоционально и осознанно относиться к фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Коллективный контроль Песенная импровизация Исполнение хороводов (сольно, ансамблем). | С.70-71 (читать) |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(4 ч) |
31 | | В интонации спрятан человек. | 1 | умение воплощать музыкальные образы в песенных импровизациях. | Песенная импровизация Игра «Я – композитор». | РТ, с. 32, з.1 |
32 | | Музыкальный сказочник. | 1 | развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Групповая работа. С.124-125 (работа по вопросам). | Нарисовать рисунок по музыке. |
33 | | Рассвет на Москве-реке. | 1 | развивать умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Коллективный и индивидуальный контроль. Исполнять мелодию по нотам (сольно и ансамблем). РТ, с. 30-31. | Составить программу урока – концерта. |
34 | | Обобщающий урок. | 1 | формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Итоговый контроль. Исполнение песен (хором, ансамблем, сольно). | |