Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (автор А.Я.Данилюк — М.: Просвещение, 2011), с ), авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», (автор Кураев А.В. – М.: «Просвещение», 2012г).
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ориентирована на учебно-методический комплект:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2015.
- Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева.
В 4 классе на изучение курса «Основы православной культуры» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по модулю «Основы православной культуры»с учетом содержания примерных рабочих программ.
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Формы контроля. Измерители |
предметные результаты | метапредметные | личностные |
1 | 6.09 | Россия – наша Родина. | 1 | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России. | Текущий. Творческая работа. Сочинение «С чего начинается Родина?» |
2 | 13.09 | Культура и религия. | 1 | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечают на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. | Текущий. |
3 | 20.09 | Человек и Бог в православии. | 1 | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Регулятивные:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Познавательные:адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; Коммуникативные:уметь договариваться, вести дискуссию | ценить и принимать ценности. | Участие в беседе, работа с текстом, работа с изобразительным рядом, составление словаря терминов, эссе «Что значит быть православным человеком», | Текущий. |
4 | 27.09 | Православная молитва. | 1 | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Коммуникативные:умение слышать, слушать и понимать партнера | ценить и принимать ценности. | Участие в беседе, работа с текстом, работа с изобразительным рядом, составление словаря терминов , интервью, драматизация (театрализация), диалог, творческие задания | Текущий. |
5 | 4.10 | Библия и Евангелие. | 1 | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные:овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Коммуникативные:уметь вести дискуссию | ценить и принимать ценности. | Составление словарика по теме, принимать участие в беседе, работа с текстом драматизация (театрализация), диалог,. | Текущий. |
6 | 11.10 | Проповедь Христа. | 1 | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:уметь вести дискуссию | нравственно-эстетическое оценивание. | Участие в беседе, работа с текстом, работа с изобразительным рядом, составление словаря терминов Эссе «О чем я хочу спросить Иисуса Христа», | Текущий. |
7 | 18.10 | Христос и Его крест. | 1 | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Познавательные:умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Коммуникативные:уметь вести дискуссию | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
8 | 25.10 | Пасха. | 1 | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Регулятивные: адекватно оценивать поведение свое и окружающихПознавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | нравственно-эстетическое оценивание. | Составление словарика по теме. Участие в беседе, работа с текстом, работа с изобразительным рядом, драматизация (театрализация), диалог | Текущий. |
9 | 8.11 | Православное учение о человеке. | 1 | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные:овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Коммуникативные: признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ценить и принимать ценности. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | Составление словарика по теме, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. Творческая работа. Мини-сочинение «Когда на душе светло и радостно». |
10 | 15.11 | Совесть и Раскаяние. | 1 | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом, драматизация (театрализация), диалог, | Текущий. |
11 | 22.11 | Заповеди. | 1 | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ценить и принимать ценности. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Составление словарика по теме, Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом. | Текущий. |
12 | 29.11 | Милосердие и сострадание. | 1 | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Регулятивные: оценканравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные:сотрудничать в совместном решении проблемы. | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом, составление загадки-притчи. | Текущий. Творческая работа. Мини-сочинение «Ближний для меня – это…». |
13 | 6.12 | Золотое правило этики. | 1 | Знать: Что такое «этика».Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Регулятивные:саморегуляция; оценканравственных норм Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом., проблемная пресс-конференция | Текущий. |
14 | 13.12 | Храм. | 1 | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя | ценить и принимать ценности; развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом учебника и справочников, словарей. | Текущий. |
15 | 20.12 | Икона. | 1 | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации;построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ценить и принимать ценности; бережно относится к материальным и духовным ценностям | Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом. | Текущий. |
16 | 27.12 | Творческие работы учащихся. | 1 | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. | Регулятивные:саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера; оформлять свои мысли в устной и письменной речи | оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Презентация самостоятельной работы. | Текущий. Творческая работа. |
17 | 10.01 | Подведение итогов. | 1 | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные:умение слышать, слушать и понимать партнера; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | оформлять свои мысли в устной и письменной речи; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | Презентация самостоятельной работы. | Текущий. Взаимоконтроль. |
18 | 17.01 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Знать: Что такоеЕвангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:умение слышать, слушать и понимать партнера | нравственно-эстетическое оценивание | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, разговор с замещённым собеседником , работа с текстом. | Текущий. |
19 | 24.01 | Подвиг. | 1 | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Регулятивные:саморегуляция; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения Коммуникативные: выражение своих мыслей; признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | личностное переживание; развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом. | Текущий. Творческая работа. Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…). |
20 | 31.01 | Заповеди блаженств. | 1 | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Регулятивные:саморегуляция; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом. | Текущий. |
21 | 7.02 | Зачем творить добро? | 1 | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Регулятивные:понимать значение добра и зла. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | эмоциональное переживание; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ценить и принимать ценности. | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом, разговор с замещённым собеседником. | Текущий. |
22 | 14.02 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения Коммуникативные: выражение своих мыслей; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя | личностное пережива ние; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Составление словарика по теме Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. Творческая работа. Какие добродетели вы видите в себе. |
23 | 21.02 | Православие о Божием суде. | 1 | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие.творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | личностное пережива ние; развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
24 | 28.02 | Таинство причастия. | 1 | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные:поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ценить и принимать ценности. | Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
25 | 7.03 | Монастырь. | 1 | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. Познавательные:адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
26 | 14.03 | Отношение христианина к природе. | 1 | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Составление словарика по теме, разговор с замещённым собеседником. Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. Творческая работа. «Экологический кризис». |
27 | 21.03 | Христианская семья. | 1 | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Регулятивные:саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные:умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Составление словарика по теме. Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
28 | 4.04 | Защита Отечества. | 1 | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; | Беседа, работа в паре, группе, работа с текстом, разговор с замещённым собеседником. | Текущий. Творческая работа. Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском. |
29 | 11.04 | Христианин в труде. | 1 | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные: оценканравственных норм. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные:умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности; бережно относится к материальным и духовным ценностям | Беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. |
30 | 18.04 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные:саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Составление словарика по теме, драматизация (театрализация), диалог, беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. | Текущий. Творческая работа. Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» |
31 | 25.04 | Подготовка творческих проектов учащихся. Виды творческих проектов. | 1 | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные:уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя . | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | диалог, беседа, работа в паре, группе, составление рассказа, работа с текстом. Подготовка к презентации самостоятельной работы. | Текущий. Творческая работа. |
32 | 2.05 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 | Знать: всестороннетему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | Умение излагать свое мнение | Презентация самостоятельной работы | Текущий. Творческая работа. |
33 | 16.05 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 | Знать: всестороннетему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Презентация самостоятельной работы | Текущий. Творческая работа. |
34 | 23.05 | Подведение итогов курса. | 1 | Уметь: Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные:умение слышать, слушать и понимать партнера, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | оформлять свои мысли в устной и письменной речи; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях | | Текущий. Взаимоконтроль. |