СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта на основании примерной программы по учебным предметам с использованием методических рекомендаций О.Т. Поглазовой к УМК «Окружающий мир» для 3 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учетом регионального компонента и основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса»




Рабочая программа по окружающему миру

на 2013-2014 учебный год для 3 класса

реализация ФГОС















учитель:



г. Морозовск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта на основании примерной программы по учебным предметам с использованием методических рекомендаций О.Т. Поглазовой к УМК «Окружающий мир» для 3 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учетом регионального компонента и основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.


Цели курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.


Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.



Место учебного предмета в учебном плане


Согласно календарному учебному графику МБОУ гимназии №5 г. Морозовска предмет «Окружающий мир» реализуется в объёме 67 часов из расчёта 2 часа в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Содержание программы курса


Изменения в природе и в жизни человека (8 ч.)

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.) Наблюдения – источник знаний о природе и способ ее изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года.

Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

До свидания, лето, здравствуй, осень! (4 ч.)

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе.

Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».

Экскурсия в лес (в парк, к водоему).

Путешествие в мир веществ (14 ч.)

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

Значение воздуха для живого. Физические свойства воздуха. Состав чистого воздуха. Различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате. Источники загрязнения воздуха. Чистый воздух и здоровье. Меры по охране воздуха от загрязнения. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Соленая и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и ее значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и ее плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха и воды, состава почвы; очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Экскурсия на поле, к водоему (к водонапорной башне, к колодцу).

Идёт волшебница зима (6 ч.)

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда.

Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов. Зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств снега и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев. Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).

Организм человека. (13 ч.)

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при

переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и ее роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение ее состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Нервная система и ее назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения.

Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

Навстречу весне. (12 ч.)

Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развертывание листьев, цветение растений. Особенности ухода весной за комнатными растениями. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.

Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка праздника птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору). Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.

Как жили наши предки (11 ч.)

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры

« Встречают по одежке», «В семье крестьянина (ремесленника)». Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, поселку).




Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Личностные:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

  • умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра);

  • находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Регулятивные:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе,

  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы,

  • определять цели и задачи усвоения новых знаний,

  • оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы,

  • подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

Познавательные:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;

  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Коммуникативные:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,

  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе,

  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению,

  • осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.


К концу 3 класса обучающиеся научатся:

- объяснять значение понятий «явление», «погода», «осадки», «тело», «вещество», «частица», «клетка», «орган», «организм», «прошлое и насто­ящее», «исторический источник», «исторический центр», «предки», «крестьянин», «ремесленник»;

- понимать сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ле­достав, ледоход, оттепель, капель, листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелеты); причины природных явлений, перехода воды в разные состояния, круговорота воды в природе;

-наблюдать свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, теку­честь);

-рассказывать о строении и функции органов человеческого и растительного организмов, последовательность развития цветкового рас­тения;

-отличать деревни от города, старинного города от современ­ного, труда крестьянина и ремесленника;

-называть условия, необходимые для развития и жизни организмов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; правила безопасного пове­дения в природе в разные сезоны, правила сохранения и укрепления здоровья;

-характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);

- различать органы растения, организма человека, природные I явления;

наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, последовательность развития растения и вести дневник на­блюдений;

экспериментировать, проводить простые опыты по опреде­лению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; пользоваться термометром, лупой, определять пульс;

- пользоваться условными обозначениями предметов и явле­ний, схемами, таблицами, различными источниками инфор­мации;

- выявлять, анализировать и оценивать изменения в окружа­ющем мире, их причины; негативные последствия деятель­ности человека, опыт предыдущих поколений людей, нрав­ственно-этические нормы поведения в природе и обществе;

-осознавать значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений и животных в природе и в жизни человека; природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств и создания произведе­ний искусства;

-осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологичес­ки грамотного и безопасного поведения в природе и куль­турного поведения в обществе; необходимость и важность природоохранных мероприятий;

-осознавать изменения в окружающем мире с течением времени; измене­ния, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в не­живой природе, от которых в свою очередь зависят сезон­ные изменения в жизни растений, животных, человека; быт и культура наших предков в прошлом зависела от при­роды в гораздо большей степени, чем в настоящее время; земледелие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси; деятельность человека может приводить к загрязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия; опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой.


Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений обучающихся 1-4 классов» приказ №1 от 30.08.2013г.

Индивидуальный уровень достижения обучающихся при устных ответах фиксируется в виде «фишки» (синего цвета) по учебному предмету в дневниках обучающегося (пояснения к оцениванию производятся учителем вербально).

Количественная оценка достижений обучающихся фиксируется в «Портфолио ученика» и дневниках обучающихся.

Процентное отношение выставляется учителем в «Сводную ведомость учащихся». Анализ работы по каждому заданию отслеживается в «Листах индивидуальных достижений учащихся».

Текущий контроль: аудиторные занятия, домашняя работа

Тематический: контроль усвоения знаний проводится в форме тестирования и контрольных работ



Тематический план


Тема раздела

Количество часов

1.

Изменения в природе и в жизни человека

8

2.

До свидания, лето, здравствуй, осень!

4

3.

Путешествие в мир веществ.

14

4.

Идёт волшебница зима.

6

5.

Организм человека.

13

6.

Навстречу весне.

13

7.

Как жили наши предки.

9






















Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Деятельность учащихся



Изменения в природе и в жизни человека (8 ч)


1

Земля — наш общий дом.

Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, Наблюдать и сравнивать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Объяснять, что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.


2

Всё изменяется под солнцем.


3

Времена года.


4

Природные явления и погода.


5

Экскурсия «Погода осенью»


6

Необычные природные явления


7

Тепло и холод


8

Прогноз погоды.



До свидания, лето, здравствуй, осень! (4 ч)


9

Осень в природе. Экскурсия

Наблюдать осенние изменения в неживой и живой природе, труд людей осенью Характеризовать осенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.


10

Осенние изменения в жизни растений


11

Осенние изменения в жизни животных.


12

Осенняя пора в жизни людей



Путешествие в мир веществ. (14 ч)


13

Тела и вещества.

Различать понятия «тело» и «вещество». Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, свойства воздуха, воды и сравнивать их.

Определять растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.





14

Тела и вещества.


15

Удивительные открытия.


16

Воздух и его свойства.


17

Движение воздуха.


18

Замечательное вещество-вода


19

Вода и ее свойства.


20

Превращения воды.


21

Превращения воды.


22

Круговорот воды в природе.


23

Круговорот воды в природе.


24

Плодородный слой земли


25

Обитатели почвы


26

Почва — кормилица



Идёт волшебница зима. (6 ч)


27

Зима в природе

Наблюдать зимние изменения в неживой и живой природе, труд людей зимой

Характеризовать зимние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.


28

Зимние явления.


29

Растения зимой


30

Зимняя пора в жизни животных.


31

Как зимовали наши предки


32

Январь — зиме середина



Организм человека. (13ч)


33

Организм человека.

Называть части тела и части скелета человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

Характеризовать строение и основные функции нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной, органов чувств

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню.

Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.


34

Надежная опора и защита.


35

Мышцы и их назначение.


36

Органы дыхания.


37

Органы пищеварения.


38

Как питались наши предки


39

Удивительная жидкость-кровь.


40

Органы очистки организма.


41

Органы чувств.


42

Нервная система.


43

Память. Развитие памяти.


44

Как лечились наши предки.


45

Повторение по теме «Организм человека»



Навстречу весне. (13 ч)


46

Весна света

Наблюдать весенние изменения в неживой и живой природе, труд людей весной

Характеризовать весенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.






47

Как на Руси провожали зиму и встречали весну


48

Развитие животных


49

Развитие животных


50

Стадии развития насекомых


51

Развитие цветковых растений


52

Развитие цветковых растений


53

Корни и стебли растений


54

Листья растений


55

Для чего цветёт цветок


56

Весна воды, тепла и цвета


57

Весенние заботы людей.


58

Весенние заботы людей.



Как жили наши предки. (9 ч)


59

История вокруг тебя.

Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках.

Сравнивать устройство старинной избы и утвари с современными домами, квартирами, предметами быта. Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.


60

Природа в жизни наших предков.


61

Уклад жизни на Руси.


62

Жизнь на селе в старину.


63

Старинные города.


64

Занятия горожан в старину.


65

Торговое дело на Руси.


66

Одежда наших предков.


67

Как учились дети в прошлом.











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

Печатные пособия

1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. «Ассоциация ХХΙ век»

2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради в 2-х частях. «Ассоциация ХХІ век»


Серия таблиц «Организация рабочего места»

Школьный гербарий для начальной школы.

Школьная коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений».

Глобус.

Карта «Природные зоны России».

«Карта полушарий».

«Физическая карта России».

Коллекция для начальной школы. Лён.

Коллекция для начальной школы. Шерсть.

Коллекция для начальной школы. Хлопок.

Коллекция «Почва и её состав».

Коллекция «Полезные ископаемые».

Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями.

  • Земля, Солнце, Луна и звёзды.

  • Природа.

  • Живая и неживая природа.

  • Растения.

  • Дерево и его значение в жизни.

  • Времена года.

  • Животные.

  • Домашние и дикие животные.

Мир насекомых.

Коллекции шишек, плодов, семян деревьев и кустарников.

Набор хим. посуды и принадлежностей для демонстрационных работ в начальной школе.

Набор хим. посуды и принадлежностей для лабораторных работ в начальной школе.

Комплект плакатов по ПДД для школьников.

Комплект плакатов по правилам пожарной безопасности для школьников.

Комплект плакатов по физическому воспитанию и охране здоровья детей.




Технические средства

- Мобильный компьютерный класс для начальной школы.

- Интерактивный комплекс




Цифровые образовательные ресурсы

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- Методический центр: http://numi.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

- www.1september.ru

- http://festival.1september.ru и другие.

Диск «Анатомия для детей».

Компакт-диск «Весна». Учебный видеофильм на DVD.

Компакт-диск «Зима». Учебный видеофильм на DVD.

Компакт-диск «Лето». Учебный видеофильм на DVD.

Компакт-диск «Осень». Учебный видеофильм на DVD.

Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Окружающий мир.

Диск «История донского казачества»

Учебное-лаборатоное оборудование

Коробка для изучения насекомых с лупой.

Штатив лабораторный.

Электронные микроскопы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!