СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Окружающий мир, 4 класс. УМК Школа 2100.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа



Программа рассмотрена и Согласовано заместитель Утверждаю

одобрена на заседании МО директора по УВР Директор МБОУ Илькинская

Протокол № МБОУ Илькинская СОШ СОШ

от « » 20 г. « » 20 г.

Приказ №

от « » 20 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру

для учащихся 4 А класса





учителя начальных классов: Шиловой Альбины Андреевны



















2016 год





Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ Илькинская СОШ

Место и роль курса в обучении:

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

- примерной программы начального общего образования по окружающему миру;

- на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др., и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников, из расчета 2 часа в неделю – 68 часов в учебный год;

- учебного плана МБОУ Илькинская СОШ.

 

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочно­го, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Вклю­чение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествозна­ния в начальной школе.

Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенций, основные идеи и система ценностей, формируемых учебным предметов  

Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач).

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Рабочая программа учебного курса  окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др., и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира ученик

 -называет  планеты: родную страну и ее столицы; регион, где живут учащиеся; родной город;

- отличает государственную символику России;

- называет государственные праздники;

- называет основные свойства воздуха, воды;

- перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- называет правила сохранения и укрепления здоровья;

- называет основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

-определяет признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

-различает объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различает части растения;

-приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных); раскрывает особенности их внешнего вида и жизни;

-показывает на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);

- показывает границы России, некоторые города России (родной город, столицу и 1-2 города);

-описывает отдельные события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  

-для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

-ориентирования на местности с помощью компаса;

-определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями  в неживой и живой природе;

-уход за растениями;

-выполнение изученных правил охраны и укрепление здоровья, безопасного поведения;

-оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;

-удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Обще учебные умения

Организационные умения

Осознает задачу и пытается решать ее в группе с помощью взрослого.

Определяет цель деятельности на уроке, при решении проблемы (задачи).

Составляет план решения задачи (в том числе план урока) по поставленной проблеме

Высказывает свою версию, если она имеется;

Сопоставляет свою версию с версией, высказанной другими.

Проводит простейшие измерения, использует простейшие приборы и инструменты.

Отбирает знания, необходимые для решения проблемы (задачи), (что уже знает)

Выполняет действия по образцу, инструкции, простейшему алгоритму.

Самостоятельно устанавливает последовательность действий для решения учебной задачи.

Осуществлять контроль и оценку деятельности (такой ли получен результат, все ли действия сделаны, правильно ли это делается?), находит ошибки в работе и исправляет их.

Переносить знания в новую ситуацию для решения проблемы, уметь комбинировать известные средства.

Информационные умения

 Выделяет  новую  информацию   (это   я   не знал раньше) и соотносит ее с имеющейся.

Осознает    потребность в дополнительной информации.

Ориентируется в источниках информации и  способах поиска  в разных источниках, в том числе словарях, справочниках,  энциклопедиях

 Ищет информацию, оценивает

Интеллектуальные умение

 Действует по образцу.

Проводит наблюдения и делает выводы совместно с взрослыми.

Проводит наблюдения и анализ (в том числе по предложенному плану), делает выводы.

Сравнивает, выделяет существенные признаки, находит сходство и различие, группирует.

Устанавливает причинно-следственные связи, строит рассуждение.

Речевые умения

 Осознает смысл произносимых слов, предложений.

Дает полный ответ на простые вопросы.  Задает вопросы.

Составляет короткие рассказы по серии картинок.

Воспринимает информацию на слух, осмысливает ее и адекватно реагирует в зависимости от ситуации.

Читает вслух и про себя учебные тексты (художественные, учебно-научные, тексты заданий и задач, вопросы, инструкции и т.д.).

Строит связные устные и письменные высказывания в разговорном и учебно-научном стилях.

Работает с учебными текстами, доступными для понимания

Умеет построить монологическое высказывание по заданному вопросу, обосновать суждение.

Коммуникативные умения

Оценивает речь, поведение — свое   и другого (можно-нельзя, хорошо-плохо).

Употребляет в речи отдельные формы речь, этикета  (общение, приветствие, прощание, благодарность, извинение...).

Соблюдает    правила этикета в общении

Вступает в диалог, в коллективную беседу в учебных и жизненных ситуациях.

Высказывает и аргументирует      свою точку зрения, выслушивает мнение других.

Адекватно пользуется словесными и несловесными   средствами устной и письменной речи, соотнося их с речевой ситуацией

Социальные умения

 Устанавливает правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Выполняет правила поведения школьников.

Работает в коллективе   (в   том числе   в   малых группах), выполняет  различные роли (лидер, исполнитель, критик).

Сотрудничает в совместном решении проблемы задачи.

Прогнозирует последствия различных решений.

Познавательная деятельность

 Сравнивает предметы по отдельным характерным признакам (чем похожи, чем не похожи), объединяет  по общему признаку, различает целое и части, классифицирует.

Проводит простейшие измерения.

Работает с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями.

Решает творческие задачи на уровне импровизаций, комбинаций (составляет план действий, создает сообщения, графические работы).

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника на развитие умения определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника на развитие умения объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

- отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Данная программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников («ученик научится»), предусматриваемый ФГОС НОО, а так же позволяет осуществлять подготовку, которая является достаточной для повышенного уровня изучения окружающего мира («ученик получит возможность научиться»).

Календарно-тематическое планирование

«Окружающий мир. Начальная школа, 4 класс, авторов А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом».



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Дата

УУД

Примечания

1

Как устроен организм человека (Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма)

1

Вводный урок


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


2

Кожа – «пограничник» организма (Кожа. Строение кожи и её роль в защите организма)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план


3

Как человек двигается (Опорно-двигательная система)

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


4

Путешествие бутерброда (Органы пищеварения)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


5

Как удаляются ненужные вещества (Органы выделения)

1

Текущий



6

Для чего и как мы дышим (Органы дыхания)

1

Текущий


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


7

Волшебная восьмёрка (Органы кровообращения)

1

Текущий



8

Что такое кровь

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


9

Почему наш организм работает слаженно (Неравная система)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


10

Окна в окружающий мир (Органы зрения)

1

Текущий


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


11

Многогранный мир чувств (Органы чувств)

1

Текущий


Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


12

Родители и дети (Размножение – свойство живых организмов)

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


13

Отчего мы иногда болеем (Защитные силы организма)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


14

Наши предки – древесные жители (Предки человека)

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


15

На заре человечества (Появление человека разумного)

1

Текущий



16

Контрольная работа №1

1

Контроль



17

Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


18

На службе у человека (Сельское хозяйство)


Текущий



19

Покорение силы (Изобретения человека)


Текущий


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


20

Как человек использует свойства воды

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.


21

Как человек использует свойства воды

1

Текущий



22

Как человек использует свойства воздуха

1

Текущий


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


23

Горные породы и минералы

1

Текущий


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


24

Металлы

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план


25

Приручение огня

1

Текущий


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


26

Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


27

Контрольная работа №2

1

Контроль



28

Повторение

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


29

Повторение

1

Текущий



30

Повторение

1

Текущий



31

Повторение

1

Текущий



32

Повторение

1

Текущий



33

Повторение

1

Текущий



34

Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ)

1

Текущий




Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


35

Посмотри в своё «зеркало» (Основные качества личности)

1

Текущий


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


36

Как понять, что творится у друга на душе? (Эмоции)

1

Текущий



37

Переживания, испытанные временем (Чувства)

1

Текущий


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


38

Как узнать человека? (Характер)

1

Текущий


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.


39

Что такое общество?

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


40

Как жить в мире людей? (Правила поведения людей в обществе)

1

Текущий



41

Моё общество (Круг общения и социальные группы)

1

Текущий


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


42

Права человека

1

Текущий



43

Повторение

1

Текущий


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


44

Контрольная работа №3

1

Контроль



45

Первобытный мир

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


46

Первобытный мир

1

Текущий


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)


47

Древний мир

1

Текущий



48

Древний мир

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


49

Средние века

1

Текущий



50

Средние века

1

Текущий


Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя


51

Новое время

1

Текущий



52

Новое время

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


53

Новое время

1

Текущий


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


54

Короли, президенты и граждане (Многообразие государств планеты)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


55

Расы и народы

1

Текущий


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя


56

Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести)

1

Текущий



57

Пути духовных исканий

1

Текущий



58

Мировое сообщество государств

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


59

Что человечество ценит больше всего? (Моральные ценности человечества)

1

Текущий


Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


60

Как нам жить? (Глобальные проблемы человечества)

1

Текущий


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


61

Повторение

1

Текущий


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


62

Повторение

1

Текущий


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


63

Контрольная работа №4

1

Контроль


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


64

Повторение

1

Текущий


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


65

Повторение

1

Текущий



66

Повторение

1

Текущий



67

Повторение

1

Текущий



68

Повторение

1

Текущий





Контрольно- измерительные материалы

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Оценивание учащихся следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ и тетради для проверочных и контрольных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум.

Видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

1) таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.

2) портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


Информационно-техническое обеспечение


  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 3 класса. М., «Баласс» 2011.

  2. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова «Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс».

  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Дидактический материал к урокам русского языка. 3 класс»

  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Проверочные и контрольные работы. 3 класс» Тетради на печатной основе

ТСО (средства ИКТ):

  1. Интерактивная доска

  2. Проектор


Методические и учебные пособия:

  • «Окружающий мир. 4 класс» («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть I (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);

  • «Окружающий мир. 4 класс) («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть II (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин);

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс, Часть 1 (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина);

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4 класс, Часть 2 (авторы Н.В.Харитонова, Е.В.Сизова, Е.И.Стойка);

  • «Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3-4 кл. (автор И.И.Курапова, под ред.А.А.Вахрушева);

  • «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н.Бунеев и др.);

  • «Дневник школьника», 4-й класс;


Интернет-ресурсы:

-сайт «Образовательная школа 2100»;

-«Открытый класс»;

-«Proшколу.ru»;

-www.school-collection.edu.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!