МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СОШ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МС | с заместителем директора | Директор школы |
Протокол № 01 | _____ Е. Е. Полюхова | ___ Е. С. Корнилова |
от «31» «08» 2012 г. | «31» «08» 2012 г | Приказ № 72от «01» «09» 2012 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс
2012-2013 учебный год
Составитель: Киселева Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
с. Сторожевое 2-е
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по данному курсу ОБЖ для 6 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Данная программа соответствует единой программе общеобразовательных учреждений Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы/А. Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. А.Т.Смирнова. - М: Просвещение, 2009г; учитывает методические рекомендации по преподаванию курса ОБЖ во 2 - 11 классах (А.Г. Волков, В.Н.Касьянов.Кафедра безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий, г. Киров. - 2009г).
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
• об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства,
• о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС,
• об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС,
• о здоровом образе жизни,
• об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
• о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
• предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления и на
основе анализа специальной информации,
• принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с
учетом своих возможностей.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска
в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера
и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и ЧС, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации и
действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Структура курса ОБЖ в программе 6 класса представлена в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определённый федеральным компонентом Государственного стандарта. Модульная система позволяет рационально распределить учебный материал.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства состоит из двух разделов:
- основы комплексной безопасности (обеспечивает формирование у обучаемых комплексной
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС).
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни состоит из двух разделов:
-основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (решает задачи духовно -нравственного воспитания обучающихся, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь).
Для реализации программы на её изучение предусматривается по 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Критерии оценки ответов обучающихся:
Устные ответы:
«5» - Ответ полный, уверенный, без уточнений. Ученик хорошо ориентируется в данном материале, отвечает на вопросы по теме.
«4» - Ответ полный, с несущественными замечаниями. Ученик может ответить не на все дополнительные вопросы.
«3» - Ответ не полный, с уточнениями и дополнениями. Ученик путается в ответах на дополнительные вопросы.
«2» - Ученик отказывается отвечать совсем или пропускает основные (важные) моменты в данном вопросе. Не отвечает на дополнительные вопросы.
Письменные ответы:
1) домашнее письменное задание оценивается по полноте выполнения и его качеству;
2) тесты - по количеству набранных баллов и шкале оценки для каждого конкретного теста;
3) проверочные работы оцениваются в соответствии с конкретными требованиями к ним, о чём заранее сообщается обучающимся.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа 5-11 классы/под ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2009г.
2.Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11классах [Текст]/авт.-сост. А.Г.Волков, В.Н.Касьянов.- Киров: КИПК и ПРО, 2009. -111с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под ред. Ю.Л.Воробьева. - М.: Астрель,2012.
4. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно - наглядное пособие для учащихся 5-9 классов/ А.Л.Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов под общей ред. А.Т.Смирнова. - М., Просвещение, 2008.
5. Интернет ресурсы.
Содержание курса (16 ч)
№ п/п | Название темы, раздела | Колличествочасов | Содержание изучаемого материала | Новые понятия, термины | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1. | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 4 | Безопасное поведение человека в природных условиях. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Опасные ситуации на дороге. Опасные ситуации на воде. Опасные ситуации на транспорте. | Акклиматизация | Знать: правила безопасного поведения в природной среде. Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности; |
2. | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 3 | Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия | | Знать: способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооруженью временного укрытия.Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности; |
3. | Опасные ситуации в природных условиях | 3 | Безопасное поведение человека в природных условиях | Клещевой энцефалит | Знать: правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера и правила поведения на воде.Уметь: использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
4. | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 | Безопасное поведение человека в природных условиях. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях | | Уметь: оказывать медицинскую помощь при ожогах, ушибах и кровотечениях |
5. | Здоровье | 3 | Здоровый образ жизни. Основные | Экология | Знать: вредные привычки и их Профилактику. |
| человека и | | правила пользования компьютерами. | |
| факторы, на | | Меры безопасности при пребывании | | |
| него влияющие | | человека на территории с | | |
| | | неблагоприятными экологическими | | |
| | | факторами. Вредные привычки и их | | |
| | | профилактика | | |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Элементы | Тип урока | Форма | Дата | Д/з |
содержания урока | урока | план | факт |
1 | Основные факторы, | Опасные ситуации и | Урок изучения и | Комбинирован | | | У. п.3.1 |
| оказывающие влияние на | меры | первичного | ный урок | | | вопросы |
| безопасность человека в | предосторожности в | закрепления знаний | | | | с.68 |
| дальнем (внутреннем) и | местах большого | | | | | |
| выездном туризме. | скопления людей | | | | | |
2 | Акклиматизация человека в | Безопасное поведение | Урок изучения и | Комбинирован | | | У. п.3.2 |
| различных климатических | человека в природных | первичного | ный урок | | | вопросы |
| условиях. | условиях | закрепления знаний | | | | с.72, |
| Акклиматизация человека в | | | | | | Письменно: |
| горной местности. | | | | | | 1в. в. |
| | | | | | | №5 |
| | | | | | | 2в. в. № 6. |
| | | | | | | У. п.3.3 |
| | | | | | | вопросы |
| | | | | | | с. 76 |
3 | Обеспечение личной | Опасные ситуации на | Урок изучения и | Комбинирован | | | У. п.3.4 |
| безопасности при следовании | дороге | первичного | ный урок | | | вопросы |
| е местам отдыха наземными | | закрепления знаний | | | | с. 81, |
| видами транспорта. | | | | | | написать и оформить |
| | | | | | | инструкцию |
| | | | | | | безопаснос- |
| | | | | | | ти на ж/д |
4 | Обеспечение личной | Опасные ситуации на | Урок изучения и | Комбинирован | | | У. п.3.5 |
| безопасности на водном | воде. | первичного | ный урок | | вопросы |
| транспорте. | Опасные ситуации на | закрепления знаний | | | | с. 85 |
| Обеспечение личной | транспорте. | | | | | У. п.3.5 |
| безопасности на воздушном | | | | | | вопросы |
| транспорте. | | | | | | с. 89 |
5 | Автономное существование человека в природе. | Безопасное поведение человека в природных условиях. | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.4.1 вопросы с. 92, дополните льно в.№4 |
6 | Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. | Безопасное поведение человека в природных условиях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У.п.4.2 вопросы с. 95. Приложение с. 175 -179. |
7 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.4.4 вопросы с. 105 |
8 | Опасные погодные условия. | Безопасное поведение человека в природных условиях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.5.1 вопросы с. 112 |
9 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | Безопасное поведение человека в природных условиях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.5.2 вопросы с. 119 |
10 | Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | Безопасное поведение человека в природных условиях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.5.3 вопросы с. 122, повторить гл.5 У. п.5.4 вопросы с.126. |
11 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. | Безопасное поведение человека в природных условиях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.6.1 вопросы с. 133 |
12 | Оказание первой медицинской помощи при травмах. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.6.2 вопросы с. 137 У. п.6.3 вопросы с. 142 |
13 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. | | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.6.3 вопросы с. 144 |
14 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. | Здоровый образ жизни. Основные правила пользования компьютерами | Урок комплексного применения знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.7.1 вопросы с. 149, записать свой режим дня в течение недели и проанализировать его У. п.7.2 вопросы с. 152 |
15 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Комбинирован ный урок | | | У. п.7.3 вопросы с. 156 |
16 | Повторение | | Обобщающий урок | Повторения и систематизации знаний | | | |