СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 7 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 9 класс.»



МБОУ “ИСАДСКАЯ СОШ”


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З1» августа 2017г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

« З1» августа 2017г.


____________________


«Утверждаю»

И. о. директора -

Ларкина Л. В.

« З1» августа 2017г


__________________


Рабочая программа

по обществознанию

для 9 класса

Срок реализации с 01.09.2017 по 31.05.2018г.

1 час в неделю - всего 35 часа

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 7 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»

Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Устименко Т. Н.



с. Исады

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 класс


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Формы контроля:

– тестирование;

– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

– моделирование жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

– знания и представления о нормах российского законодательства;

– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов(1 час в неделю).

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Человек и экономика (11 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Что такое экономика. Роль экономики в жизни общества. Общественные потребности. Экономические ресурсы, воспроизводимые и невоспроизводимые, их ограниченность. Основные факторы производства. Спрос и предложение. Товар. Цена товара. Услуги. Прибыль. Экономика семьи. Семейный бюджет. Семейные доходы и расходы. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Типы экономических систем. Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Натуральное хозяйство. Командная экономическая система. Советская командная экономика. Дефицит. Что такое рыночная экономическая система? Понятие рынка. Рыночные отношения, их участники. Особенности рыночной экономики. Конкуренция. Экономические циклы. Виды рынков. Смешанный тип экономической системы.

Роль государства в управлении экономикой. Экономические законы. Особенности экономического развития России в условиях рыночной экономики. «Средний класс» собственников. Собственность и ее формы. Понятие собственности. Формы собственности: частная, государственная, муниципальная, иные виды собственности. Общая собственность. Предпринимательство. Понятие предпринимательской деятельности. Предприниматель. Российское законодательство и предпринимательская деятельность. Регистрация предпринимательства. Этика предпринимательства. Формы предприятий. Понятие предприятия. Организационно-правовые формы предприятия. Хозяйственное товарищество. Хозяйственное общество. Акционерное общество. Производственный кооператив. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Деньги и банки. Что такое деньги? История появления денег. Функции денег. Денежная масса. Инфляция. Банки. Государственный бюджет. Государственный долг. Финансовый кризис, его причины и последствия. Налоги. Виды налогов. Налоговый кодекс РФ. Налогоплательщики. Налог на доходы физических лиц. Порядок его уплаты. Налоговая декларация. Налоговые льготы. Роль налогов в условиях рыночной экономики. Ответственность в налоговом праве. Административная и уголовная ответственность. Штраф (пеня). Дисциплинарная ответственность. Труд. Отношение к труду. Понятие труда. Рынок рабочей силы. Трудовой договор. Занятость. Экономически активное население. Безработица, ее виды. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Государственная служба занятости. Заработная плата, ее формы. Индексация доходов. МРОТ. Труд в современной экономике. Профессионализм. Изменения на современном рынке труда, их причины. Глобализация, ее характеристика. Транснациональные. корпорации (ТНК). Международный валютный фонд (МВФ). Всемирный банк (ВБ). Всемирная торговая организация (ВТО). Глобальная экономика. Международная интеграция. Что нужно, чтобы войти в глобальную экономику? Россия в глобализирующемся мире.

Тема II. Человек. Политика. Власть (10 ч)

Власть в обществе. Сущность власти. Виды власти. Властные отношения. Авторитет. Политическая власть, ее структура. Власть и право (власть закона). Что такое политика? Происхождение политики. Нравственность и безнравственность политики. Макиавеллизм. Связь политики с другими сферами жизни общества. Функции политики. Политическая система общества, ее признаки, профессиональные и непрофессиональные субъект политики.

Формы государственного правления. Государства по форме правления. Что такое монархия? Виды монархии. Абсолютная монархия и самодержавие. Ограниченная (парламентарная) монархия. Что такое республика? Признаки республики. Республики в составе СССР. Достоинства и недостатки избирательной системы формирования власти. Формы республики. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Российская Федерация как республика.

Политические режимы: демократия. Понятие демократического режима. Виды демократических режимов. Ценности демократии. Основные признаки демократии. Либерализм как общественнократия. Особенности современной российской демократии. Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм. Антидемократические режимы, их виды. Что такое тоталитаризм? Тотальный контроль над обществом и человеком. Авторитарный режим, его отличия от тоталитаризма.

Политические партии. Их признаки. История политических партий. Многопартийность. Политический плюрализм. Типы политических партий: кадровые (парламентские) и массовые. Политическая направленность партий. Левые и правые партии. Партии политического центра.

Федеральный закон «О политических партиях».права граждан. Правовой статус избирателя. Избиратель. Гражданская ответственность избирателей. Избирательные системы. Процедура выборов. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их характеристика. Избирательный процесс. Подготовка к выборам. Избирательные участки. Избирательные комиссии, их система. Референдум. День голосования.

Человек и политика. Необходимость политических знаний. Способность самостоятельно принимать политические решения. Гражданская активность. «Средний избиратель». Электорат. Политическая культура общества и человека. Зачем человеку участвовать в политике?

Тема III. Человек и право (11 ч)

Гражданское право. Гражданские правоотношения и их участники. Что регулирует гражданское право? Гражданский кодекс РФ. Имущественные и личные неимущественные отношения. Понятие имущества. Субъекты гражданских отношений. Юридические лица. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Ответственность по гражданскому праву. Право собственности. Понятие «собственность». Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Виды собственности. Юридические гарантии прав собственности. Виндикационный иск. Национализация. Приватизация, порядок ее осуществления. Обязательственное право. Понятия сделки и договора. Виды договоров. Стороны договора. Что регулирует обязательственное право? Обязательство. Гражданско-правовые споры. Гражданское процессуальное право. Судебное разбирательство. Гражданский иск. Жилище и закон. Квартирный вопрос. Наем жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения. Приобретение жилья в собственность. Приватизация жилья. Налог на недвижимость. Права потребителей. Потребитель. Изготовитель и продавец. Какие права потребителя и как защищает закон?

Трудовое право. Трудовые правоотношения, их участники. Трудовой кодекс РФ. Трудовое право. Трудовой договор. Дисциплина труда. Дисциплинарный проступок. Ответственность по трудовому праву. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья и брак. Понятие брака. Условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Расторжение брака. Права и обязанности родителей. Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей. Алименты. Права и обязанности детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Приемная семья.

Административное право. Что оно регулирует? Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения, их виды и признаки. Административные наказания, их виды.

Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Что такое преступление? Признаки преступления. Виды преступлений, их характеристика. Ответственность по уголовному праву. Уголовное наказание. Виды наказаний. Амнистия. Помилование. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. Правовая ответственность несовершеннолетних. Наказания

несовершеннолетних.

Резервное время— 1 ч.

























Календарно-тематическ5ое планирование

Тема урока

Основное содержание урока, понятия

Планируемые результаты , универсальные учебные действия

д/з

Дата

План

факт

Тема I. Человек и экономика (12 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества.

Потребности, предложение, прибыль, спрос, товар, экономические ресурсы, услуги, факторы производства, цена

Предметные результаты Формулировать понятие «экономика». Характеризовать роль экономики в жизни общества. Определять потребности общества. Формулировать понятие «экономические ресурсы». Объяснять ограниченность ресурсов. Классифицировать экономические ресурсы на воспроизводимые и невоспроизводимые. Перечислять и характеризовать основные факторы производства. Определять спрос и предложение. Понимать механизм расчета цены товара, услуги и прибыли. Метапредметные результаты Приводить примеры потребностей общества. Показывать на конкретных примерах воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. Работать с информацией в виде схем: «Ограниченность экономических ресурсов», «Основные факторы производства». Приводить собственные примеры расчета цены товара (услуг) и прибыли. Обосновывать собственное мнение, почему экономика должна быть экономной

§1

с


Экономика семьи.

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, потребительская корзина, прожиточный минимум, семейное потребление

Предметные результаты Характеризовать экономику семьи. Определять, что такое семейные доходы и расходы. Формулировать понятие «потребительская корзина», что в нее входит. Характеризовать бюджет семьи, из чего он складывается. Уметь рассчитывать прожиточный минимум, знать, что он означает. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах доходы и расходы своей семьи. Рассказывать о бюджете конкретной семьи. Рассчитывать потребительскую корзину, в том числе своей семьи. Сравнивать семейное потребление в нашей стране и за рубежом, используя информацию из дополнительных источников, в том числе Интернета. Работать с информацией в табличной форме, сравнивая показатели норм потребительской корзины и фактического семейного потребления. Рассчитывать на конкретных данных прожиточный минимум

§2

с


Типы экономических

систем.


Экономическая система. Традиционная и командная системы. Командная экономика. Дефицит

Предметные результаты Формулировать понятие «экономическая система». Характеризовать и сравнивать присваивающее и производящее хозяйства. Определять традиционную систему и ее признаки. Характеризовать командную систему и ее особенности. Описывать командную экономику в советское время. Объяснять причины возникновения дефицита. Метапредметные результаты

Приводить конкретные примеры, характеризующие традиционную и командную экономические системы. Рассказывать на конкретных примерах о командной экономике в советское время, используя информацию из разных источников, в том числе Интернета. Сравнивать на примерах из истории производящее и присваивающее хозяйства. Приводить конкретные примеры из истории проявления дефицита. Формулировать собственные выводы и аргументировать свое мнение, почему командно-распределительная экономика была неэффективной и какие у нее были

§3

с


Что такое рыночная экономическая система?


Рынок, рыночная система,

рыночное регулирование

экономики, конкуренция,

смешанная экономика.

Экономические циклы,

экономический рост


Предметные результаты Характеризовать понятие «рынок» и условия его существования. Характеризовать рыночные отношения, их участников и роль в экономической жизни.

Называть основные особенности рыночной экономики.

Объяснять, что такое конкуренция. Описывать экономические циклы. Классифицировать и характеризовать рынки по видам.

Характеризовать смешанный тип экономической системы.

Формулировать экономические законы спроса и предложе-

ния, конкуренции. Рассказывать, что такое экономические циклы, как они проявляются. Характеризовать роль государства в управлении экономикой. Выделять экономические функции государства. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры рыночных отношений современной российской экономике. Иллюстрировать конкретными примерами проявление законов спроса и предложения. Анализировать ситуации, в которых вы выступаете одним из участников рыночных отношений. Приводить конкретные примеры различных видов рынков. Находить информацию в различных источниках для сравнения ВВП в разных странах за один период. Аргументировать собственное мнение и делать прогнозы по поводу развития рыночной экономики в России.

Оценивать свои будущие возможности на рынке труда в ус-ловиях конкуренции

§4

с


Собственность и ее формы.

Собственность и ее формы: государственная, муниципальная, частная,

иные формы. Общая собственность


Предметные результаты Объяснять понятие «собственность» с экономической и юридической точек зрения. Классифицировать формы собственности. Характеризовать частную собственность физических и юридических лиц. Описывать, что может принадлежать гражданину на праве частной собственности. Характеризовать государственную и муниципальную собственность. Рассказывать, что относится к иным формам собственности.

Объяснять понятие «общая собственность». Метапредметные результаты Сравнивать и иллюстрировать примерами понятие «собственность» в экономическом и юридическом смыслах. Приводить конкретные примеры частной собственности. Иллюстрировать примерами объекты государственной собственности. Рассказывать об объектах муниципальной собственности в вашем районе, городе.

Анализировать ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и обосновывать

собственное мнение, с чем было связано появление этого

положения в Основном Законе страны. Использовать информацию из разных источников и рассказывать об объектах интеллектуальной собственности

§5

о


Предпринима-тельство и предпринима-тельская деятельность

Предприниматель, этика предпринимательства


Предметные результаты Формулировать определение понятия «предпринимательство». Описывать, как российское законодательство регулирует предпринимательство.

Перечислять преступления в сфере хозяйственной деятель-

ности, предусмотренные в УК РФ. Рассказывать об этике предпринимательства, что это такое, в чем она проявляется.

Характеризовать качества, которыми должен обладать пред-

приниматель. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности в современной России Использовать информацию из различных источников, в том числе Интернета, и рассказывать о российских меценатах. Обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем.

Оценивать себя, есть ли у вас возможности и качества, при-

сущие бизнесменам, чтобы вести предпринимательскую деятельность. Приводить конкретные примеры преступлений в сфере хозяйственной деятельности. Иллюстрировать конкретными примерами проявления предпринимательской этики. Формулировать собственное определение понятия «риск», приводить примеры экономических рисков

§6

о


Формы предприятий.


акционерное общество,

производственный коопе-

ратив, унитарное пред-

приятие, хозяйственное

общество, хозяйственное

товарищество


Предметные результаты Формулировать определение понятия «предприятие», приводить его признаки.

Перечислять формы предприятий, выделенные в ГК РФ.

Характеризовать хозяйственное товарищество. Объяснять, что такое хозяйственное общество. Определять понятие «акция».

Характеризовать производственный кооператив. Рассказывать об унитарном предприятии и его видах. Метапредметные результаты Работать с информацией, представленной в виде схемы «Формы предприятий». Приводить конкретные примеры хозяйственного товарищества. Сравнивать деятельность хозяйственного товарищества и хозяйственного общества, в чем их различия и сходства. Приводить конкретные примеры производственных кооперативов.

Иллюстрировать на конкретных примерах унитарные пред-

приятия, есть ли у них перспективы развития в условиях

рыночной экономики. Систематизировать информацию о формах предприятий и их характеристики в виде таблицы.

Обосновывать собственное мнение, все ли эти формы пред-

приятий являются коммерческими или нет и почему

§7

о


Деньги и банки.

Понятие «деньги», функции денег. Денежная масса и инфляция. Банки. Государственный бюджет и государственный долг. Финансовый кризис


Предметные результаты Формулировать определение понятия «деньги». Перечислять и характеризовать функции денег. Объяснять, что такое денежная масса, каков ее состав.

Характеризовать инфляцию. Описывать, в чем состоят функции банков в экономике. Объяснять, что такое государственный бюджет, как он формируется и на что расходуется. Рассказывать, что такое государственный долг, почему он возникает. Характеризовать финансовый кризис, его причины и последствия. Метапредметные результаты

Используя свои знания по истории, рассказывать о возникновении денег. Показывать на конкретных примерах, в чем состоит роль денег как средства обращения. Иллюстрировать конкретными примерами, каким образом

деньги выполняют функцию меры стоимости. Рассказывать, как деньги выполняют функцию платежа в современной жизни. Использовать информацию из различных источников, в том числе Интернета, и составить график, отражающий инфляцию за последние 20 лет в нашей стране. Систематизировать информацию в виде схемы, показываю-

щей, как формируется государственный бюджет и на что он

расходуется. Рассказывать о причинах возникновения и последствиях мирового финансового кризиса 2008 г.

§8

о


Налоги.

Виды налогов.

Налогоплательщики. На-

лог на доходы физических

лиц, единая ставка налога,

налоговые декларации, на-

логовые льготы. Виды от-

ветственности за неуплату

налогов: административ-

ная, уголовная, дисципли-

нарная


Предметные результаты Объяснять, что такое налоги, и показывать, зачем они нужны государству. Приводить классификацию видов налогов. Характеризовать налог на доходы физических лиц, а также законные источники доходов. Объяснять, что такое налоговая декларация.

Описывать льготы, предусмотренные для отдельных катего-

рий физических лиц. Классифицировать и характеризовать виды правовой ответственности за неуплату налогов.

Метапредметные результаты Систематизировать информацию о налогах в таблице «Виды налогов».

Приводить конкретные примеры прямых и косвенных налогов. Иллюстрировать конкретными примерами налоги федеральные, субъектов РФ и местные. Анализировать конкретную ситуацию уплаты налога на доходы физических лиц; объяснить, доходы от каких источников будут облагаться налогом. Рассказывать, какие налоговые льготы могут иметь члены вашей семьи. Обосновывать собственное мнение, почему уплата налогов относится к конституционным обязанностям граждан. Систематизировать в табличной форме информацию по видам ответственности за неуплату налогов

§9

н


Труд.

Отношение к труду. Рынок рабочей силы, занятость и безработица, экономически активное население. Роль государства в обеспечении занятости. Заработная плата, МРОТ. Профессионализм


Предметные результаты Формулировать определение понятия «труд», в чем состоит его ценность. Характеризовать рынок рабочей силы. Объяснять, что такое занятость населения, экономически активное население.

Характеризовать безработицу, ее виды и причины

возникновения. Рассказывать, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда и почему. Характеризовать понятие «заработная плата», ее виды. Метапредметные результаты

Приводить конкретные примеры из жизни , кинофильмов

отношения людей к своему и чужому труду. Рассказывать о вашем личном отношении (ваших одноклассников и близких) к труду. Формулировать собственное определение понятия «рынок рабочей силы». Систематизировать в схематичной форме информацию по видам безработицы. Рассказывать на конкретных примерах о роли государства в обеспечении занятости. Приводить конкретные примеры офессионализма.

Обосновывать собственное мнение, какими причинами обус-

ловлены изменения на рынке труда. Рассказывать, какую профессию и почему вы бы хотели из- брать, что вы планируете сделать, чтобы стать профессионалом в этой области

§10

н


  1. н

Глобализация

Транснациональные корпорации, глобальная экономика, экономическая интеграция. Россия в глобализи-

рующемся мире


Предметные результаты Характеризовать процесс глобализации и ее признаки. Объяснять, в чем заключается необходимость экономической интеграции. Рассказывать, каким странам и почему выгодна экономическая глобализация. Формулировать определение понятия «транснациональные корпорации». Описывать роль международных организаций в процессеглобализации.

Характеризовать положение и перспективы России в рам-

ках глобализации. Метапредметные результаты

Формулировать собственное определение понятия «глобали-

зация». Приводить конкретные примеры экономической интеграции. Использовать информацию из разных источников, в том числе Интернета, и рассказывать, какие мировые процессы подготовили наступление глобализации.

Обосновывать собственное мнение, насколько «выгодна»

глобализация странам, не принадлежащим к «золотому

миллиарду». Приводить конкретные примеры конкурентоспособности (или неконкурентоспособности) российских товаров и в целом отраслей отечественной экономики на глобальном рынке. Обосновывать собственное мнение по вопросу вступления России в ВТО, что это ейпринесет

§11

н


Контрольная работа




д


Человек. Политика. Власть (11 ч)

Власть в обществе.


Виды власти, понятие

власти, властные отноше-

ния, авторитет, политиче-

ская власть, власть закона


Предметные результаты Объяснять, зачем нужна власть.

Формулировать определение понятия «власть». Классифицировать виды власти. Определять понятие «авторитет».Характеризовать политическую власть и ее виды.

Объяснять, что такое власть закона, в чем она проявляется.

Метапредметные результаты Приводить примеры проявления власти в жизни. Работать с информацией, систематизированной в схеме «Виды власти». Иллюстрировать конкретными примерами из жизни вашей

школы, семьи проявление авторитета, на чем он основы-

вается. Показывать на конкретных примерах и сравнивать виды политической власти. Рассказывать о политической власти в нашей стране и за рубежом, используя Интернет и новостную информацию. Обосновывать собственное мнение: что труднее — власть над собой или власть над людьми.

Рассказывать, в чем вы видите проявления в жизни власти закона


д


Что такое политика?


Понятие политики,

функции политики. Поли-

тическая система общест-

ва, профессиональные и не-

профессиональные субъек-

ты политики


Предметные результаты Формулировать определение понятия «политика». Показывать, с какими сферами жизни связана политика и почему. Характеризовать основные функции политики. Характеризовать политическую систему общества и ее элементы. Объяснять, что относится к внутренней и внешней политике. Метапредметные результаты Рассказывать о зарождении политики.

Приводить конкретные примеры, показывающие связь по-

литики с другими областями жизни общества. Систематизировать информацию о функциях политики

в форме схемы, давать характеристику каждой функции.

Сравнивать на конкретных примерах деятельность про-

фессиональных и непрофессиональных субъектов политики.

Обосновывать собственное мнение, что влиятельнее в совре-

менной России — политика или право. Почему? Влияет ли

политика на право? Иллюстрировать примерами, что означает, по-вашему, выражение: «Политика— искусство управления обществом»


д


Формы правления:

монархия. Государства по

форме правления. Поня-

тие монархии. Виды мо-

нархии: абсолютная, огра-

ниченная (парламентар-

ная), дуалистическая


Предметные результаты Объяснять, что такое форма правления. Классифицировать государства по форме правления. Формулировать определение понятия «монархия».

Характеризовать и сравнивать виды монархии. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры современных монархий и республик. Приводить примеры стран с парламентской формой правления.

Приводить примеры стран со смешанной формой правления.

Обосновывать собственное мнение по вопросу, какая форма

правления сложилась в современной России


д


Политические режимы

демократия. Понятие по-

литического режима. Виды

политических режимов.

Понятие демократии.

Ценности демократии. Ос-

новные признаки демокра-

тии. Либерализм. Демо-

кратия в России


Предметные результаты Формулировать определение понятия «политический режим». Классифицировать политические режимы. Характеризовать демократию и ее основные признаки. Объяснять, в чем состоят ценности демократии. Характеризовать либерализм. Работать с информацией, приведенной в виде схемы «Основные признаки демократии». Иллюстрировать конкретными примерами проявление основных признаков демократии в современной политической жизни России.

Обосновывать собственное мнение, почему люди хотят жить

в демократической стране. Использовать информацию из разных источников и формулировать собственный вывод: каковы особенности современного политического режима в России. Рассказывать, что лично для вас означают ценности демократии, какие возможности


я


Политические режимы:


авторитаризм, тоталита-

ризм. Антидемократиче-

ские режимы, их виды. То-

талитарный режим, авто-

ритарный режим


Предметные результаты Характеризовать понятие «антидемократические режимы».Классифицировать виды антидемократических режимов. Объяснять, что такое тоталитаризм, почему он возникает, что является его опорой.

Характеризовать авторитаризм, сравнивать его с тоталита-

ризмом. Сравнивать авторитарный режим с демократическим.

Метапредметные результаты Приводить из истории Древнего мира и Средних веков при- меры деспотии и тирании. Использовать информацию из разных источников и сравнивать особенности деспотического и тиранического режимов, что в них общего и чем отличаются. Приводить примеры тоталитарных режимов. Обосновывать собственное мнение, почему демократические режимы в чрезвычайных обстоятельствах могут приобретать черты тоталитаризма.

Приводить конкретные примеры из истории, когда автори-

тарные режимы перерастали в демократические, объяснять,

почему это происходит


я



Политические партии.


Понятие политической

партии. Многопартий-

ность. Типы партий.

Кадровые партии, массо-

вые партии. Политиче-

ский плюрализм

Классифицировать типы политических партий.

Сравнивать кадровые и массовые парти

Предметные результаты Объяснять, что такое политическая партия. Характеризовать признаки политической партии.

Объяснять, что такое многопартийность и. Метапредметные результаты Использовать информацию из разных источников и рассказывать об истории возникновения политических партий. Обосновывать собственное мнение, зачем нужны политические партии и почему так важна многопартийность в стране. Приводить примеры кадровых партий. Приводить примеры массовых партий.

Иллюстрировать на конкретных примерах отличие левых,

правых и центристских партий. Анализировать документ и делать собственные выводы: какова цель принятия Федерального закона «О политических партиях» и что он регулирует


я


Выборы в демократиче-

ском обществе.

Избирательное право. Избирательные права граждан. Избиратель. Правовой статус избирателя. Гражданская

ответственность избирате-

лей


Предметные результаты Объяснять, какую роль играют выборы при демократическом режиме. Характеризовать избирательное право и его нормы. Рассказывать об избирательных правах граждан. Формулировать определение понятия «правовой статус избирателя». Объяснять, в чем состоит гражданская ответственность избирателей. Метапредметные результаты Обосновывать собственное мнение, почему так важно для граждан участвовать в выборах. Приводить конкретные примеры норм избирательного права. Сравнивать и иллюстрировать конкретными примерами активное и пассивное избирательное право


ф


Избирательные системы.

Процедура выборов.

Виды избирательных сис-

тем: мажоритарная, про-

порциональная, смешан-

ная. Подготовка к выбо-

рам. Избирательные

участки, участковая изби-

рательная комиссия. День

голосования. Референдум


Предметные результаты Рассказывать, что такое процедура выборов, в чем состоит ее значение. Характеризовать избирательные системы, объяснять их плюсы и минусы.

Рассказывать об основных этапах избирательной кампании

в России. Приводить классификацию избирательных комиссий. Перечислять стадии избирательного процесса.

Формулировать определение понятия «референдум», объяснять, по каким вопросам он проводится. Описывать день голосования. Метапредметные результаты Систематизировать в табличной форме информацию об из-

бирательных системах, их отличительных особенностях,

достоинствах и недостатках. Анализировать и сравнивать конкретные ситуации выборов в Государственную Думу РФ до 2007 г. и после. Составить схему этапов избирательного процесса Обосновывать собственное мнение, какова роль процедуры в проведении выборов. Рассматривать конкретную ситуацию дня проведения выборов, рассказывать, как проходил день голосования на вашем избирательном участке


ф


Человек и политика.


Гражданский долг. Сред-

ний избиратель, электорат.

Политическая культура че-

ловека и общества


Предметные результаты Объяснять, как простые люди могут влиять на политику государства. Рассказывать, в какой форме гражданин может участвовать в политике. Формулировать определение понятия «избиратель». Объяснять, что такое гражданская активность. Характеризовать политическую культуру общества и человека. Метапредметные результаты Иллюстрировать конкретными примерами участие простых граждан в политике страны. Обосновывать собственное мнение: почему участие в выборах — это гражданский долг человека.

Рассказывать, что вы считаете необходимым сделать, чтобы

стать политически культурным человеком. Обосновывать собственное мнение, хотели бы вы стать профессиональным политиком и что для этого надо сделать. Используя информацию из различных источников, в том числе Интернета, приводить конкретные примеры биографий политических деятелей. Рассказывать, что их привело в политику, каковы их цели


ф


Контрольная работа




ф


Человек и право (12 ч.)

Гражданское право.


Гражданские правоотно-

шения и их участники.

Гражданский кодекс РФ.

Имущество. Понятие граж-

данского права. Субъекты

гражданских отношений:

юридические и физиче-

ские лица. Правоспособ-

ность. Ответственность

по гражданскому праву


Предметные результаты Объяснять, какие отношения регулирует гражданское право. Формулировать определение понятия «имущество». Характеризовать имущественные и неимущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Называть и характеризовать основных участников гражданско-правовых отношений. Рассказывать о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности граждан. Характеризовать ответственность по гражданскому праву. Метапредметные результаты Проанализировать свой день на предмет совершения действий, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Приводить конкретные примеры имущественных отношений (можно в вашей семье), регулируемых гражданским правом. Рассказывать о своей правоспособности, дееспособности и деликтоспособности до достижения вами 18 лет. Обосновывать собственное мнение: справедливо ли ограничение человека в дееспособности?

Приводить конкретные примеры несения ответственности

по гражданскому праву




Право собственности.


Юридический смысл поня-

тия «собственность».

Правомочия собственни-

ка: право владения, право

пользования, право распо-

ряжения. Защита своих

прав. Виндикационный

иск. Национализация,

приватизация


Предметные результаты Объяснять содержание понятия «собственность» в юридическом смысле Определять понятие «право собственности». Характеризовать правомочия собственника. Приводить основания приобретения и прекращения собственности. Характеризовать национализацию и приватизацию. Метапредметные результаты Сравнивать понятие «собственность» в социально-экономическом и юридическом смыслах. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни

правомочия собственника имущества (можно на примере

вашей семьи). Рассказывать на конкретных примерах, как можно стать собственником. Анализировать конкретную ситуацию правовой защиты собственником своего имущества, при этом использовать статьи 11—14 ГК РФ. Иллюстрировать конкретными примерами из истории национализацию.

Обосновывать собственное мнение по вопросу об итогах при-

ватизации в России.




Обязательственное право.

Судебное разбирательство. Договор и сделка. Виды договоров. Понятия

обязательственного права.

Гражданско-правовые спо-

ры. Гражданское процессу-

альное право. Судебное разбирательство. Этапы судебной процедуры

Предметные результаты Формулировать определения понятий «договор» и «сделка», чем они отличаются друг от друга. Классифицировать виды договоров. Характеризовать обязательственное право. Объяснять, почему возникают гражданско-правовые споры. Иллюстрировать конкретными примерами неисполнение обязательств, договоров и последствия этого. Работать с информацией, приведенной в схеме «Виды гражданско-правовых договоров». Описывать судебную процедуру и этапы судебного разбирательства.

Объяснять, кто может выступать гражданским истцом. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры договоров всех видов. Оценивать и корректировать собственное поведение с точки зрения выполнения обязательств, взятых вами. Систематизировать информацию о судебной процедуре в табличной форме «Этапы судебного разбирательства». Анализировать конкретную ситуацию возникновения и разрешения гражданско-правового спора.

Обосновывать собственное мнение по вопросу, как можно

укрепить договорную дисциплину в нашей стране




Жилище и закон

Наем жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения. Приобретение жилья у собственника. Приватизация жилья.

Недвижимость. Налог

на собственность


.Предметные результаты Знать, что записано в Конституции РФ о праве граждан на жилище. Объяснять, как осуществляется наем жилого помещения; чем отличается социальный наем жилого помещения от коммерческого найма. Характеризовать способы приобретения жилья в собственность. Формулировать определение понятия «недвижимость». Объяснять, что такое налог на недвижимость (жилье). Метапредметные результаты

Рассказывать, проживает ли ваша семья в квартире по дого-

вору социального найма жилого помещения или является

собственником жилья. Проанализировать конкретную ситуацию приобретения гражданами жилья в собственность, каким способом это происходило. Приводить примеры договоров, по которым осуществляется приобретение квартиры. Приводить конкретные примеры из жизни своих близких приватизации жилья. Обосновывать собственное мнение, нужно ли приватизировать муниципальное жилье.

Рассказывать о правах детей (в том числе и своем праве)

на жилье, как оно реализуется в нашей




Права потребителей.


Понятия «изготовитель»,

«продавец», «потреби-

тель». Виды прав потреби-

телей


Предметные результаты Формулировать определение понятия «потребитель». Объяснять цель принятия и значение Закона РФ «О защите прав потребителей». Характеризовать права потребителей, предусмотренные этим Законом.

Описывать, как реализуется на практике право потребителя

на информацию, на просвещение, на качество, на безопас-

ность, на возмещение ущерба. Объяснять, какие государственные органы защищают права потребителей. Метапредметные результаты Оценивать, как вы лично реализуете свое право на просвещение, на качество образования в школе. Приводить конкретные примеры, как реализуется в жизни право потребителей на информацию.

Иллюстрировать конкретными примерами право потребите-

лей на качество товаров и услуг. Анализировать конкретную ситуацию, когда потребитель может требовать возмещения причиненного ему ущерба. Формулировать собственное определение понятия «стандарт», например в образовании.

Обосновывать собственное мнение, должен ли покупатель

отстаивать свои нарушенные права или лучше не тратить

время и нервы на это




Трудовое право.

Трудовые правоотношения, их участники: работники и

работодатели. Трудовой

кодекс РФ. Понятие

трудового права. Трудовой

договор. Ответственность

работника и работодателя.

Материальная ответствен-

ность. Дисциплина труда.

Трудовые права и льготы

несовершеннолетних


Предметные результаты Характеризовать трудовые отношения. Называть участников трудовых правоотношений.

Описывать права и обязанности работника и работодателя.

Называть источники трудового права. Формулировать определение понятия «трудовое право». Характеризовать трудовой договор. Объяснять значение трудовой дисциплины.

Рассказывать о материальной ответственности работника

и работодателя. Характеризовать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Метапредметные результаты Систематизировать информацию в табличной форме о правах и обязанностях участников трудовых правоотношений. Приводить и анализировать конкретные нормы Трудового кодекса РФ.

Обосновывать собственное мнение, почему работнику выгод-

но заключать трудовой договор и на какие пункты он дол-

жен обратить особое внимание. Приводить конкретные примеры нарушений трудовой дисциплины и назначаемые за них дисциплинарные взыскания. Анализировать конкретную ситуацию причинения по вине работника (работодателя) материального ущерба и приводить порядок его возмещения.

Рассказывать на конкретных примерах о трудовых правах,

льготах и гарантиях, установленных законодательно для не-

совершеннолетних (в том числе и для вас




Семейное право.

Семейный кодекс РФ. Брак. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Расторжение брака. Права ребенка в семье. Права родителей. Защита прав и интересов детей, ставшихся без родителей. Усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья


Предметные результаты Объяснять, что такое семейные правоотношения. Называть основной источник семейного права. Формулировать определение понятия «брак».

Перечислять обязательные условия вступления в брак.

Характеризовать права и обязанности супругов. Характеризовать права и обязанности родителей и детей.

Рассказывать, как осуществляется защита прав и интересов

детей, оставшихся без родителей. Метапредметные результаты Формулировать собственное определение понятия «семейное право», для чего оно нужно. Обосновывать собственное мнение, почему закон требует,

чтобы были соблюдены обязательные условия и порядок за-

ключения брака. Приводить конкретные примеры прав и обязанностей супругов (можно на примере вашей семьи).

Составлять образец брачного договора. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни причины расторжения брака. Рассказывать, какие права в соответствии с Семейным кодексом РФ имеете вы в своей семье. Показывать на примере вашей семьи, какие права (а также обязанности) по семейному законодательству имеют ваши родители. Обосновывать собственное мнение, почему государство считает важным делом защиту прав и интересов детей, оставшихся без родителей, как это происходит




Административ-ное право.

Административные

правоотношения.

Кодекс РФ об администра-

тивных правонарушениях.

Административные право-

нарушения и их признаки.

Административные право-

наказания


Предметные результаты Формулировать определение понятия «административное право». Объяснять, какие правоотношения относятся к административным. Называть основной источник административного права. Характеризовать административное правонарушение, приводить его признаки. Классифицировать виды административных правонарушений. Характеризовать административное наказание. Перечислить все виды административных наказаний. Метапредметные результаты

Приводить и анализировать конкретные нормы КоАП РФ.

Показывать на конкретных примерах из жизни администра-

тивные правонарушения. Анализировать конкретную ситуацию совершения административного правонарушения и выделять его признаки. Систематизировать информацию о видах административных наказаний в форме схемы.

Рассматривать на конкретном примере такое администра-

тивное наказание, как штраф, в чем он выражается, за что

назначается. Обосновывать собственное мнение, существуют ли административные правонарушения, неопасные для общества. Формулировать собственное определение понятия «административная ответственность», с какого возраста она наступает, ее отличие от уголовной




Уголовное право.

Преступление. Виды пре-

ступлений по УК РФ


Предметные результаты Характеризовать уголовное право, чем оно занимается. Называть основной источник уголовного права, его задачи. Формулировать определение понятия «преступление». Перечислять признаки преступления.

Классифицировать преступления по объектам и характери-

зовать их. Классифицировать преступления по характеру и степени опасности Метапредметные результаты

Систематизировать информацию о признаках преступления

в виде схемы. Систематизировать информацию в таблице «Виды преступлений и их характеристика». Приводить конкретные примеры преступлений против личности.

Иллюстрировать примерами новые виды преступлений

в экономике. Анализировать конкретную ситуацию совершения преступления против мира и безопасности человечества. Используя статьи УК РФ, составить схему категорий преступлений в зависимости от характера и степени опасности. Обосновывать собственное мнение, почему закон не снижает ответственность за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения




Ответственность по уголовному праву.

Уголовное наказание, виды

наказаний по УК РФ.

Амнистия. Помилование.

Условное осуждение


Предметные результаты Формулировать определение понятия «уголовное наказание». Классифицировать виды наказаний за уголовные преступления, характеризовать их.

Объяснять, какие цели преследует вынесение уголовных

наказаний. Называть смягчающие обстоятельства при вынесении приговора. Объяснять, что такое назначение наказания по совокупности приговоров. Формулировать определение понятий «амнистия» и «помилование».

Метапредметные результаты Обосновывать собственное мнение, почему назначение уголовного наказания предупреждает совершение новых преступлений.

Систематизировать информацию и составить схему «Виды

наказаний по УК РФ». Приводить конкретные примеры того, как суд учитывает особенности личности осужденного при вынесении приговора. Иллюстрировать конкретными примерами такие виды уголовных наказаний, как штраф, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, арест. Анализировать конкретную ситуацию совершения преступления, за которое назначается пожизненное лишение

свободы. Обосновывать собственное мнение по вопросу моратория на смертную казнь, нужно ли вернуть эту меру наказания. Приводить конкретные примеры амнистии и помилования




Уголовная ответственность несовершен-нолетних.

Вовлечение несовер-

шеннолетних в преступную

деятельность. Правовая ответственность несовер-

шеннолетних. Виды нака-

зания несовершеннолетних



Предметные результаты Объяснять, что означает вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Формулировать, кого уголовный закон считает несовершен-

нолетним. Объяснять, с какого возраста наступает уголовная ответственность и за какие виды преступлений. Характеризовать уголовную ответственность несовершенно-

летних. Описывать принудительные меры воспитательного характера, установленные УК РФ. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах наказания, которые могут быть назначены несовершеннолетним (штраф, арест, лишение свободы на определенный срок).

Иллюстрировать конкретными примерами принудительные

меры воспитательного характера, такие как предупрежде-

ние, ограничение досуга и установление особых требований

к поведению несовершеннолетнего. Анализировать конкретную ситуацию, когда несовершеннолетний должен возместить причиненный вред, объяснять, каким образом он будет это делать. Обосновывать собственное мнение, почему уголовный закон относится к несовершеннолетнему преступнику мягче, чем к взрослому




Контрольная работа






резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!