Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Мирного Архангельской области, ул. Ломоносова 18 « а»; e-mail:MirnySchool 3@yandex.ru факс: 8(81834) 54114 Рассмотрено Согласовано на МС Утверждаю на МО протокол № ___ от ___ директор МКОУ СОШ № 3 протокол № ___ от_____ ________ Л.П. Левченко
|
рабочая программа
по обществознанию
5-9 классы
ФГОС ООО
уровень образования – основное общее образование
Срок обучения – 1 год обучения
1 час в неделю (34 часа в год)
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Примерной программы МО РФ для основной школы по «Обществознанию» 5-9 классы (М: Просвещение, 2011), авторской рабочей программы под редакцией Л. Н. Боголюбова, программы основного общего образования МКОУ СОШ №3, соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897).
г. Мирный
2016-2017 учебный год
Новая рабочая программа по обществознанию.
Планируемые результаты.
5 класс
Человек в социальном измерении.
Школьник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Школьник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение.
Школьник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Изучение предмета обществознания в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися 5 класса основной школы являются:
1)умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
1)умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
3)овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
4)умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-использование элементов причинно-следственного анализа;
-исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
Познавательной:
1) относительно целостное представление о человеке и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой:
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2)понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной:
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4)понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5)умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
6 класс.
Человек в социальном измерении.
Школьник научится:
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Школьник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение.
Школьник научится:
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Изучение предмета обществознания в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1)мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
3)ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися 6 класса основной школы являются:
1)умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2)умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций;
3)способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
4)овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5) умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-использование элементов причинно-следственного анализа;
-исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
Познавательной:
1) относительно целостное представление о человеке и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой:
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2)понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Коммуникативной:
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2)знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4)понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5)умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
7 класс.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики.
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Изучение предмета обществознания в 7 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1)мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
3)ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися 7 класса основной школы являются:
1) умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций;
3) способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
4) овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5) умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-использование элементов причинно-следственного анализа;
-исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
Познавательной:
1) относительно целостное представление о человеке и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой:
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Коммуникативной:
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4)понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5)умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
8 класс.
Человек в социальном измерении.
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Общество — большой «дом» человечества.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём.
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе.
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства.
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики.
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений.
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Культурно-информационная среда общественной жизни.
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе.
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Изучение предмета обществознания в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися 8 класса основной школы являются:
1) умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций;
3) способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
4) овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5) умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-использование элементов причинно-следственного анализа;
-исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной:
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, культурологии, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной деятельности человека:
1) знание основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической:
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
3) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
4) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
5)понимание значения коммуникации в межличностном общении;
6)умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
7) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
9 класс.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
•понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Содержание учебного предмета.
| 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Количество в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество в год | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Р/с | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ОДНК НР | 6 | - | - | - | - |
Контроль (к/р) | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
5 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Количество часов | Примечание |
1 | Введение в курс обществознания 5 класса. | | 1 | |
| Глава I. Человек. | | 6 | |
2-3 | Тема 1. Загадка человека | | 2 | |
4-5 | Тема 2. Возраст и его влияние на социальное положение человека. Отрочество | | 2 | |
6 | Тема 3. Игра-практикум. Учимся общаться. | | 1 | |
7 | Повторение. Контрольная работа по главе 1. | | 1 | |
| Глава II. Семья. | | 8 | |
8-9 | Тема 4. Семья и семейные отношения. Создание проекта «Идеальная семья». | | 2 | |
10 | Тема 5. Как государство заботится о семье. | | 1 | |
11 | Тема 6. Семейное хозяйство. | | 1 | |
12 | Тема 7. Практикум. Учимся помогать вести семейное хозяйство. | | 1 | |
13 | Тема 8. Свободное время. Проект «Моё свободное время». | | 1 | |
14 | Тема 9. Практикум. Учимся распределять своё время. | | 1 | |
15 | Повторение по главе 2. К/р. | | 1 | |
| Глава III. Школа. | | 6 | |
16 | Тема 10. Образование в жизни человека. ОДНК НР. Традиции воспитания. | | 1 | |
17-18 | Тема 11. Образование и самообразование. Проект «Роль образования в моей будущей жизни». Учебные заведения Архангельской области. Р/с. | | 2 | |
19 | Тема 12. Одноклассники, сверстники, друзья. ОДНК НР. Самовоспитание. | | 1 | |
20 | Тема 13. Игра-практикум. Учимся дружно жить в классе. | | 1 | |
21 | Повторение. Тема 3.К/р | | 1 | |
| Глава IV. Труд. | | 5 | |
22 | Тема 14. Труд – основа жизни. | | 1 | |
23 | Тема 15.Практикум. Учимся трудиться и уважать труд. | | 1 | |
24 | Тема 16.Труд и творчество. Северное народное творчество. Р/с. | | 1 | |
25 | Тема 17. Игра-практикум. Учимся творчеству. | | 1 | |
26 | Повторение. Игра по теме 4. | | 1 | |
| Глава V. Родина. | | 7 | |
27 | Тема 18. Наша Родина – Россия. Субъект РФ – Архангельская область. Р/с. | | 1 | |
28 | Тема 19. Викторина. Государственные символы России. Символы г. Архангельска и г. Мирный. Р/с. | | 1 | |
29 | Тема 20. Гражданин России. ОДНК НР. ОДНК НР. Честь и достоинство. | | 1 | |
30 | Тема 20. Гражданин России. ОДНК НР. Мои права и обязанности. | | 1 | |
31 | Тема 21. Учимся быть достойными гражданами. Проект «Моя малая Родина». | | 1 | |
32 | Тема 22. Мы – многонациональный народ. ОДНК НР. Терпимость и терпение. | | 1 | |
33 | Повторение. Тема 5. К/р. Практикум. Учимся уважать людей любой национальности. | | 1 | |
34 | Итоговое повторение. Игра «Турнир любознательных» | | 1 | |
Контрольные работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
| 1 | 0 | 1 | 2 | 4 |
6 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Количество часов | Примечание |
1 | Повторение. Введение в курс обществознания 6 класса. | | 1 | |
| Глава I. Человек в социальном измерении | | 13 | |
2-3 | Тема 1. Человек – личность. | | 2 | |
4-5 | Тема 2. Человек познаёт мир. | | 2 | |
6 | Тема 3. Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя | | 1 | |
7-8 | Тема 4. Человек и его деятельность. Деятельность человека на Севере. Р/с. | | 2 | |
9 | Тема 5. Практикум. Учимся правильно организовывать свою деятельность. | | 1 | |
10-11 | Тема 6. Потребности человека. Практикум. Учимся размышлять. | | 2 | |
12 | Тема 7. На пути к жизненному успеху. Деятельность М. В. Ломоносова. Р/с. | | 2 | |
13 | Повторение. Контрольная работа по главе I. | | 1 | |
| Глава II. Человек среди людей. | | 12 | |
14-15 | Тема 8 Межличностные отношения. | | 2 | |
16 | Тема 9. Практикум. Учимся взаимодействовать с окружающими. | | 1 | |
17-18 | Тема 10. Человек в группе. | | 2 | |
19 | Тема 11. Практикум. Учимся совместно всей группой делать полезные дела. | | 1 | |
20-21 | Тема 12. Общение. Практикум. Учимся общаться. | | 2 | |
22-23 | Тема 13. Конфликты в межличностных отношениях. | | 2 | |
24 | Тема 14. Игра - практикум. Учимся вести себя в ситуации конфликта. | | 1 | |
25 | Повторение. Контрольная работа по главе II | | 1 | |
| Глава III. Нравственные основы жизни. | | 9 | |
26-27 | Человек славен добрыми делами. Р/с. | | 2 | |
28 | Практикум. Учимся делать добро. | | 1 | |
29-30 | Будь смелым. Игра - практикум. Учимся побеждать страх. Герои космодрома «Плесецк». Р/с. | | 2 | |
31-32 | Человек и человечность. Практикум. | | 2 | |
33 | Повторение. Игра по теме III. | | 1 | |
34 | Итоговое повторение. Контрольная работа. | | 1 | |
Контрольные работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
| 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Количество часов | Примечание |
1 | Повторение. Введение в курс обществознания 7 класса. | | 1 | |
| Глава I. Человек и закон | | 15 | |
2-3 | Тема 1. Что значит жить по правилам. Практикум. Учимся общаться в Интернете. | | 2 | |
4-5 | Тема 2. Права и обязанности граждан. Практикум. Учимся пользоваться своими правами. | | 2 | |
6-7 | Тема 3. Почему важно соблюдать законы Практикум. Учимся читать и уважать закон. | | 2 | |
8-9 | Тема 4. Защита Отечества Практикум. Учимся быть мужественными. Служба на космодроме «Плесецк». Р/с. | | 2 | |
10-11 | Тема 5. Для чего нужна дисциплина Практикум. Учимся быть дисциплинированными. | | 2 | |
12-13 | Тема 6. Виновен – отвечай Практикум. Учимся уважать закон. | | 2 | |
14-15 | Тема 7. Кто стоит на страже закона Практикум. Учимся защищать свои права. Правоохранительные органы на Севере. Р/с. | | 2 | |
16 | Обобщающий урок по теме «Человек и закон». Контрольная работа. | | 1 | |
| Глава II. Человек в экономических отношениях. | | 14 | |
17-18 | Тема 8. Экономика и её основные участники Практикум. Учимся принимать рациональное решение. | | 3 | |
19-20 | Тема 9. Мастерство работника Практикум. Учимся секретам профессионального успеха. | | 2 | |
21-22 | Тема 10. Производство: затраты, выручка, прибыль. Практикум. Учимся прогнозировать успешность. | | 2 | |
23-24 | Тема 11. Виды и формы бизнеса Практикум. Учимся создавать свой бизнес. Формы бизнеса на Севере. Р/с. | | 2 | |
25-26 | Тема 12. Обмен, торговля, реклама Практикум. Учимся быть думающим покупателем | | 2 | |
27 | Тема 13. Деньги, их функции | | 1 | |
28 | Тема 14. Экономика семьи | | 1 | |
29 | Обобщающий урок по теме «Человек и экономика». Контрольная работа. | | 1 | |
| Глава III. Человек и природа. | | 5 | |
30 | Тема 15. Человек – часть природы Воздействие человека на природу Севера. Р/с. | | 1 | |
31 | Тема 16. Охранять природу – значит охранять жизнь | | 1 | |
32 | Тема 17. Закон на страже природы Практикум. Учимся беречь природу. | | 1 | |
33 | Обобщающий урок по теме «Человек и природа». Контрольная работа. | | 1 | |
34 | Итоговое повторение за курс обществознания 7 класс. Игра. | | 1 | |
Контрольные работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
| 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
8 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Количество часов | Примечание |
1 | Повторение. Введение в курс обществознания 8 класса. | | 1 | |
| Глава I. Личность и общество. | | 6 | |
2 | Тема 1. Что делает человека человеком? | | 1 | |
3 | Тема 2. Человек, общество, природа. | | 1 | |
4 | Тема 3. Общество как форма жизнедеятельности людей. Современное общество на Севере. Р/с. | | 1 | |
5 | Тема 4. Развитие общества. Практикум. | | 1 | |
6 | Тема 5. Как стать личностью. Практикум. Личность и общество. | | 1 | |
7 | Обобщающий урок по теме «Личность и общество». Контрольная работа. | | 1 | |
| Глава II. Сфера духовной культуры. | | 8 | |
8 | Тема 7. Сфера духовной жизни. | | 1 | |
9 | Тема 8. Мораль. | | 1 | |
10 | Тема 9. Долг и совесть. | | 1 | |
11 | Тема 10. Моральный выбор – это ответственность. Практикум. Учимся поступать морально. | | 1 | |
12 | Тема 11. Образование. Проект. Роль образования в обществе. | | 1 | |
13 | Тема 12. Наука в современном обществе. Наука и образование на Севере. Р/с. | | 1 | |
14 | Тема 13. Религия как одна из форм культуры. Практикум. | | 1 | |
15 | Обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры». К/ работа | | 1 | |
| Глава III. Социальная сфера. | | 5 | |
16 | Тема 14. Социальная структура общества. Практикум. | | 1 | |
17 | Тема 15. Социальные статусы и роли. Практикум. | | 1 | |
18-19 | Тема 16. Нации и межнациональные отношения. Практикум. Учимся жить в многонациональном обществе. | | 1 | |
20 | Тема 17. Отклоняющееся поведение. Практикум. | | 1 | |
21 | Обобщающий урок по теме «Социальная сфера». Контрольная работа. | | 1 | |
| Глава IV. Экономика | | 12 | |
22 | Тема 18. Экономика и её роль в жизни общества. Экономика Архангельской области. Р/с. | | 1 | |
23 | Тема 19. Главные вопросы экономики. | | 1 | |
24 | Тема 20. Собственность. Практикум. | | 1 | |
25 | Тема 21. Рыночная экономика. | | 1 | |
26 | Тема 22. Производство – основа экономики. | | 1 | |
27 | Тема 23. Предпринимательская деятельность. Рынок и предпринимательство на Севере. Р/с. | | 1 | |
28 | Тема 24. Роль государства в экономике. Практикум. | | 1 | |
29 | Тема 25. Распределение доходов. | | 1 | |
30 | Тема 26. Потребление. | | 1 | |
31 | Тема 27. Инфляция и семейная экономика. Практикум по теме «Экономика». | | 1 | |
32 | Тема 28. Безработица, её причины и последствия. Проект. Деловой портрет работника современного производства. | | 1 | |
33 | Тема 29. Мировое хозяйство и международная торговля. Обобщающий урок по теме экономика. Контрольная работа. | | 1 | |
34 | Итоговое повторение за курс обществознания 8 класс в форме ОГЭ. | | 1 | |
34 | Итоговое повторение за курс обществознания 8 класс. Игра. | | 1 | |
Контрольные работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
| 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
9 класс
№ | Раздел, тема, основное содержание по темам | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Повторение. Введение в курс обществознания 9 класса. | 1 | | |
| Глава I. Политика. | 14 | | |
2 | Политика и власть. Проект по теме. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. | 1 | | |
3 | Государство. | 1 | | |
4 | Государство. Практикум. | 1 | | |
5 | Политические режимы. | 1 | | |
6 | Политические режимы. Практикум. | 1 | | |
7 | Правовое государство. | 1 | | |
8 | Правовое государство. Проверочная работа. | 1 | | |
9 | Гражданское общество и государство. | 1 | | |
10 | Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Р/с. | 1 | | |
11 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | | |
12 | Участие граждан в политической жизни. Проект по теме. Участие в выборах. Р/с. Выборы в Государственную думу РФ 2016. | 1 | | |
13 | Политические партии и движения. Политические партии и движения в Архангельской области. Р/с. Выборы | 1 | | |
14 | Практикум по теме «Политика» в форме ОГЭ. | 1 | | |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика». Контрольная работа | 1 | | |
| Глава II. Право | 19 | | |
16 | Роль права в жизни общества и государства. | 1 | | |
17 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | | |
18 | Правонарушения и юридическая ответственность. Практикум. | 1 | | |
19 | Правоохранительные органы. | 1 | | |
20 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | 1 | | |
21 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Практикум. Работа с Конституцией РФ. | 1 | | |
22 | Права и свободы человека и гражданина. Контрольная работа. | 1 | | |
23 | Права и свободы человека и гражданина. Практикум. Работа с Конституцией РФ. | 1 | | |
24 | Гражданские правоотношения. Практикум. Работа с ГК РФ. | 1 | | |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. Практикум. Работа с ТК РФ. | 1 | | |
26 | Семейные правоотношения. Практикум. Работа с СК РФ. | 1 | | |
27 | Административные правоотношения. Практикум. Работа с КоАП РФ. | 1 | | |
28 | Уголовно-правовые отношения. Практикум. Работа с УК РФ. | 1 | | |
29 | Социальные права. Практикум в форме ОГЭ. | 1 | | |
30 | Международно-правовая защита вооруженных конфликтов. Практикум. | 1 | | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Образование на Севере. Р/с. | 1 | | |
32 | Практикум по теме «Право» в форме ОГЭ. | 1 | | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право». К/р. | 1 | | |
34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание» 9 класс в форме ОГЭ. | 1 | | |
Контрольные работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |