Гунькина Ю.В.
Рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 8 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089); примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 2004 года с учетом «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5-9классы.» под ред. И.Л. Бим, М., изд-во «Просвещение», 2008 г.
Данный курс изучения немецкого языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира. Курс ориентирован не только на получение знаний, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра, дискотеки, кафе);. молодежная мода; покупки, карманные деньги. 2. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностранного языка. 3. Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) .
4. Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.
Говорение Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации: Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера: начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ. Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-расспроса: Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию: обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не принять его; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие; сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину. Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога –обмена мнениями: выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание); выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов. Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося. При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений. Монологическая речь. Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями: кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным текстом. выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному. Объем монологического высказывания – до 12 фраз. Аудирование Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений: прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста – 1,5-2 минуты. Чтение Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Умения чтения, подлежащие формированию: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте. Объем текста – 400- 500 слов. Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа , выборочного перевода, использование страноведческого комментария); оценивать полученную информацию, выразить свое мнение; прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Объем текста - до 250слов. Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации (поисковое чтение) предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста - до 350слов. Письменная речь Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: - писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; Объем 30-40 слов, включая написание адреса заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета Объем личного письма 100 слов, включая адрес Успешное овладение немецким языком на допороговом уровне (соответствующем международному стандарту) предполагает развитие учебных и компенсаторных умений при обучении говорению, письму аудированию и чтению. На средней ступени обучения у учащиеся развиваются такие специальные учебные умения как: осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму; пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации. В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста. |
№ п/п | Раздел программы, содержание (тема, цель урока) | Дата проведения | Примечание |
| §1. Как хорошо было летом – 24 ч. | | | |
-
| Мои друзья и я. Досуг и увлечения. Каникулы. Новая лексика по теме «Каникулы». Презентация. | | | |
-
| Хорошо было летом! Активизация новой лексики. | | | |
-
| Досуг и увлечения. Здоровый образ жизни. Воспоминания о летних каникулах. Тренировка лексики по теме. | | | |
-
| Мои летние каникулы. Развитие навыков монологической речи по опорам. | | | |
-
| Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Места отдыха Германии. Молодежные турбазы, кемпинглагерь. Развитие навыков чтения и устной речи. | | | |
-
| Досуг и увлечения. Выбор места отдыха. Развитие навыков просмотрового чтения. | | | |
-
| Природа. Переписка. Письма из лета. Развитие навыков чтения и письма. Письмо немецкому другу/подруге о каникулах. | | | |
-
| Страны изучаемого языка, их культура, знаменитые люди. Немецкие сказочники. Выдуманные истории. Развитие лексических навыков и навыков ознакомительного чтения. | | | |
-
| Переписка. Досуг. Покупки. Мои летние каникулы. Развитие навыков аудирования с извлечением частичной информации | | | |
-
| Природа и проблемы экологии. Прогноз погоды. Каникулы в Сибири. Развитие навыков аудирования с извлечением частичной информации | | | |
-
| Контроль навыков аудирования. (к\р №1) | | | |
-
| Досуг и увлечения. Каникулы. Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt. Развитие грамматических навыков и умений. | | | |
-
| Путешествие по России. Придаточные предложения времени с союзами als и wenn и nachdem. Развитие грамматических навыков и умений. | | | |
-
| Досуг и увлечения. Каникулы. Временные формы глагола: Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt. Придаточные предложения времени. Совершенствование грамматических навыков и умений. | | | |
-
| Систематизация грамматического и лексического материала по теме «Как хорошо было летом». | | | |
-
| Систематизация грамматического и лексического материала по теме «Как хорошо было летом». | | | |
-
| Контроль лексико-грамматических навыков по теме «Как хорошо было летом». | | | |
-
| Контроль домашнего чтения. Текст “Die versunkene Glocke”. | | | |
-
| Межличностные отношения со сверстниками в школе. Встреча после каникул. Что нового в школе: новые одноклассники, новые предметы. Развитие навыков диалогической речи. | | | |
-
| Каникулы. Досуг и увлечения. Любимые места отдыха у немецких детей. Развитие навыков чтения и диалогической речи. | | | |
-
| Выбор места отдыха. Развитие навыков чтения и монологической речи. Места отдыха в нашем регионе. | | | |
-
| Развитие навыков устной речи по теме «Наши летние впечатления». | | | |
-
| Страна изучаемого языка. Традиции. Летние каникулы. Развитие языковых и речевых навыков. | | | |
-
| Где и как немцы предпочитают проводить отпуск? Классики немецкой литературы. Развитие навыков чтения художественного текста. | | | |
§2 «А сейчас – снова школа!» - 25ч. | | |
-
| Школьное образование. Из истории школ. Новая лексика по теме. | | | |
-
| Система школьного образования Германии. Изучающее чтение. Образование в нашем регионе. Презентация. | | | |
-
| Разные типы школ в Германии. Интегрированная школа. Вальдорфская школа. Изучающее чтение, обмен информацией. | | | |
-
| Разные типы школ в Германии. Школа Монтессори. Изучающее чтение, обмен информацией. | | | |
-
| Школьная жизнь. Школьный учитель. Каким хотят его видеть дети? Изучающее чтение и монологической речи. | | | |
-
| Межличностные отношения в школе. Успехи и неудачи. Развитие навыков ознакомительного чтения, обмен информацией. | | | |
-
| Изучающее чтение, обмен информацией. | | | |
-
| Школьной образование в Германии и России. Школьный табель. Оценки в немецкой школе. Формирование лексических навыков. | | | |
-
| Изучаемые предметы, отношение к ним. Что даётся легко? Что даётся трудно? Развитие лексических навыков. | | | |
-
| Международные школьные обмены. Развитие лексических навыков чтения. Выписывание ключевых слов. | | | |
-
| Роль иностранного языка в нашей жизни. Важно ли изучать иностранные языки? Развитие навыков монологической речи по опорам. | | | |
-
| Школьная жизнь. Развитие навыков аудирования. | | | |
-
| Межличностные отношения в школе. Летающая классная комната. Э. Кестнер. Школа будущего. Развитие навыков аудирования и говорения. | | | |
-
| Образование Futurum . Местоименные наречия. Формирование грамматических навыков. | | | |
-
| Технический прогресс. Придаточные определительные предложения. Совершенствование грамматических навыков. | | | |
-
| Межличностные отношения в школе. Начало нового учебного года. Формирование навыков устной речи и поискового чтения. Новости из нашей школы. | | | |
-
| На перемене. Расписание уроков. Развитие лексических навыков и навыков устной речи. Рассказ о своем расписании уроков. | | | |
-
| Что даётся легко? Что даётся трудно? Учитель. Каким он должен быть? Развитие навыков чтения и устной речи. | | | |
-
| Контроль навыков чтения по теме «А сейчас – снова школа!» (к/р №2). | | | |
-
| Систематизация грамматического и лексического материала по теме «А сейчас – снова школа!». Словарный диктант. | | | |
-
| Контроль лексико-грамматических навыков по теме «А сейчас – снова школа!». | | | |
-
| Проблемы с оценками. Развитие навыков чтения. Высказывание мнений. | | | |
-
| Роль иностранного языка в нашей жизни. Школьная форма. Развитие навыков чтения. | | | |
-
| Страна изучаемого языка. Национальный фольклор. Текст „Der Rattenfänger von Hammeln“. Развитие навыков аудирования и чтения. | | | |
-
| Контроль домашнего чтения. | | | |
§3-Мы готовимся к путешествию по Германии - 25ч. | | | |
-
| Переписка. Готовимся к поездке в Германию. Совершенствование умений в чтении открыток. Введение новой лексики по теме «Путешествие». | | | |
-
| Страна изучаемого языка: географическое положение Германии, климат, население, города и села Развитие лексических навыков и монологической речи. Презентация. | | | |
-
| Молодежная мода. Покупки. Одежда. Отделы универмага. Развитие лексических навыков и умений. | | | |
-
| Подготовка к поездке. Развитие навыков монологической речи и письма. Туристические маршруты нашего региона. | | | |
-
| Города Германии. Берлин для молодых людей. Молодежная мода. Обучение ознакомительному чтению Презентация. | | | |
-
| Города Германии: Кельн. Обучение ознакомительному чтению Обмен информацией. Презентация. | | | |
-
| Подготовка к поездке. Изучающее чтение, деление текст на смысловые части. | | | |
-
| Путешествие по стране изучаемого языка. Природа. Искусство путешествовать. Развитие навыков поискового чтения. Высказывание мнений. | | | |
-
| Молодежная мода. Посещение кафе. Развитие навыков аудирования | | | |
-
| Подготовка к путешествию по Германии. Развитие навыков аудирования | | | |
-
| Неопределённо-личное местоимение man. Развитие грамматических навыков и умений. | | | |
-
| Природа и проблемы экологии. Склонение относительных местоимений. Формирование грамматических навыков и умений. | | | |
-
| Достопримечательности немецких городов. Склонение относительных местоимений. Придаточные определительные предложения. Развитие грамматических навыков. | | | |
-
| Мои друзья и я. Гости могут приезжать. Программа пребывания русских гостей в Германии. Развитие навыков диалогической речи. | | | |
-
| Программа пребывания русских гостей в Германии. Посещение кафе. Покупки. Диалогическая речь(диалог-обмен мнениями). | | | |
-
| Контроль навыков говорения (к/р №3) | | | |
-
| Молодежная мода. Систематизация грамматического и лексического материала по теме «Мы готовимся к путешествию по Германии». Словарный диктант. | | | |
-
| Контроль лексико-грамматических навыков по теме «Мы готовимся к путешествию по Германии». | | | |
-
| Покупки. Устная речь по теме «Мы готовимся к путешествию по Германии». | | | |
-
| Внешность и характеристика человека. Как правильно заполнять формуляр для выезда за границу. Развитие навыков письма. | | | |
-
| Страна изучаемого языка. Евро- единая европейская валюта. | | | |
-
| Контроль домашнего чтения. Текст “Wandervogel”. | | | |
-
| Страна изучаемого языка. Обычаи, традиции. Немецкая кухня. Забота о здоровье. Развитие навыков чтения. | | | |
-
| Защита проекта по теме «Готовимся к поезде в Германию. Составление собственного разговорника » | | | |
-
| Страна изучаемого языка. Развитие навыков письма. | | | |
| §4 - Путешествие по Федеративной Республике Германии - 22ч. | | | |
-
| Путешествие по Германии. Формирование лексических навыков и навыков чтения. Повторение грамматики (сложноподчиненные предложения). | | | |
-
| Что мы знаем о Германии. Развитие навыков чтения. | | | |
-
| Города Германии. Столица Баварии – Мюнхен. Обучение ознакомительному чтению | | | |
-
| Достопримечательности Германии. Мюнхен. Обучение ознакомительному чтению | | | |
-
| Берлин. Развитие умений в поисковом чтении и обмене полученной информацией. | | | |
-
| Города Германии. Совершенствование речевых умений и навыков по теме. | | | |
-
| Природа и проблемы экологии. Вдоль Рейна. Совершенствование умений и навыков чтения и говорения на основе текста. Экскурсия на Красивую Мечу. (беседа). | | | |
-
| Путешествие по Германии и России. Путешествие начинается с вокзала. Объявления на вокзале. Введение новой лексики. Путешествие по родному краю. | | | |
-
| На вокзале. Тренировка в употреблении новой лексики. Составление объявлений на вокзале по аналогии (письмо) | | | |
-
| Систематизация лексики по теме “На вокзале ”. | | | |
-
| Мы путешествуем. Развитие навыков монологической речи. | | | |
-
| Обычаи. Национальные праздники Германии. Экскурсия по Берлину. Oktoberfest. Развитие навыков аудирования. | | | |
-
| Традиции и обычаи. В закусочной. Развитие навыков аудирования. | | | |
-
| Придаточные определительные предложения. Относительные местоимения с предлогами. Совершенствование грамматических навыков. | | | |
-
| Города Германии. Passiv. Формирование грамматических навыков. | | | |
-
| Придаточные определительные предложения. Passiv. Тренировка в употреблении грамматического материала. | | | |
-
| Систематизация грамматического и лексического материала по теме «Путешествие по Федеративной Республике Германии». Словарный диктант. | | | |
-
| Контроль лексико-грамматических навыков по теме «Путешествие по Федеративной Республике Германии» | | | |
-
| Города Германии. Кельн. Развитие навыков аудирования и диалогической речи. | | | |
-
| Обычаи и традиции немцев. Диалогическая речь «В кафе», «В магазине». | | | |
-
| Праздники и традиции Германии и России. Карнавал, Троица. Праздники и традиции в нашем регионе. Развитие навыков чтения. | | | |
-
| Контроль домашнего чтения | | | |
-
| Обобщающее повторение. Итоговый контроль - 6ч. | | | |
-
| Итоговый контроль (чтение, аудирование, говорение, письмо) | | | |
-
| Обобщающее повторение лексико-грамматического материала за курс 8 класса. | | | |
-
| Обобщающее повторение лексико-грамматического материала за курс 8 класса. | | | |
-
| Итоговый контроль лексико-грамматических навыков за курс 8 класса. | | | |
-
| Анализ контрольных работ. Подведение итогов. | | | |