СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Содержание. Планирование, название тем, характеристика учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Посудичская основная общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО


Руководитель МО Зам. Директора по УВР

______(Буртолик Н.А.) ______ (Дудина И.А)

Протокол № ___ от Приказ № ____ от

« ___» ______ 2017г. « ___» _______ 2017 г. « ___» ________ 2017 г.









Рабочая программа


по музыке


для 3 класса


на 2017 – 2018 учебный год












Учитель: Буртолик Наталья Александровна

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; • наличие эмоционального отношения к искусству эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками прирешении различных творческих задач, в том числе музыкальных; развитие духовно – нравственных и этических чувстс, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.



Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности,понимание их специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – макросоциума (группы, класса, школы, города и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

• применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действия: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспещности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; •умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном многообразии.



Предметные результаты:

• развитие художественного вкуса устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкальной творческой деятельности;

• развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• представление о художественной картине мира на основании освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности;

• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: « Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.



Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор; песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.



Основные закономерности музыкального искусства.



Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр. лад т др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель –слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития(повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо и др.



Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песен и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.



Основные виды учебной деятельности.

Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средств музыкальной выразительности. Обогащение музыкально – слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём её многообразии её видов, жанров и форм.

Пение.

Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование.

Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально – пластическое движение.

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций.

Драматизация музыкальных произведений.

Театрализованные формы музыкально – творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений различных искусств

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ

1 четверть 9ч.

Россия – Родина моя (5ч)

1

Мелодия – душа музыки.

Рассвет на Москве –реке. Вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргский. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии №4 П.Чайковский. Жаворонок. М.Глинка, сл.Кукольника

Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражают своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передают в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знают песни о героических событиях истории Отечества и исполнять на уроках и школьных праздниках.




2

Природа и музыка. Звучащие картины.

Благославлю вас, леса. П.Чайковский, сл.А.Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н.Римский-Корсаков, сл.А.Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.



3

Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

Радуйся, Росско земле; Орле Россиский. Виватные канты. Неизвестные авторы ХVІІІв. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.



4

Кантата «Александр Невский»

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев.



5

Опера « Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля…Да будет во веки веков сильна… Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.



День, полный событий (4 ч)

6

Утро. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. Заход солнца. Э.Григ, сл.А.Мунка, пер. С.Свириденко. Вечерняя песня. М.Мусоргский, сл. А.Плещеева.

Распознают и оценивают выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимают художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передают интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находят (обнаруживают) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывают сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывают их и исполнять во время досуга.

Выразительно, интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.


Выявляют ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.

Участвуют в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполняют творческие задания из рабочей тетради.



7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Болтунья. С.Прокофьев, сл.Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев.



8

В детской. Игры и игрушки. На прогулке. С няней; С куклой. Из цикла «Детская».Слова и музыка М.Мусоргского. Прогулка; М.Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский.



9

Вечер. Обобщающий урок I четверти Прогулка; Тюимльрийский сад. Из сюиты « Картинки с выставки». М.Мусоргский.






О России петь - что стремиться в храм (4ч)

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С.Рахманинов; Аве, Мария. Ф.Шуберт, сл. В.Скотта, пер. А.Плещеева; Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «ХТК». И.-С.Бах;

Обнаруживают сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определяют образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей.

Знакомят с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей.

Выполняют творческие задания из рабочей тетради.












11

Древнейшая песнь материнства . «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.



12

Вербное воскресенье. Вербочки. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, сл. В.Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Э.-Л.Уэббер. Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока; Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока.



13

Святые земли Русской.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Сл. А.Толстого.



Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч)

14

Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. (Былины). Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н.Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н.Римский-Корсаков.

Выявляют общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждают о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывают народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполняют творческие задания из рабочей тетради.

Принимают участие в традиционных праздниках народов России.

Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно - осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей.





15

Былина о Садко и Морском царе.. Лель, мой Лель…Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.



16

Звучащие картины. Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н.Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.



17

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок II четверти.

Музыкальный и поэтический фольклор России; обряды. Народная музыка.





В музыкальном театре (6ч)

18

Опера «Руслан и Людмила». Фарлаф. Увертюра. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка.

Рассуждают о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).

Рассуждают о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивают образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощают в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.

Исполняют интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.




19

Опера «Орфей и Эвридика». Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В.Глюк.



20

Опера

« Снегурочка». Волшебное дитя природы. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н.Римский-Корсаков.



21

Полна чудес могучая природа… « Океан – море синее».В заповедном лесу. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н.Римский-Корсаков.



22

Балет « Спящая красавица». Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский.



23

В современных ритмах (мюзикл).Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М.Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина.





В концертном зале (6 ч)

24

Музыкальное состязание (концерт) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П.Чайковский. «Веснянка» укр. народная песня.

Наблюдают за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавают стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделируют в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определяют виды музыки, сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различают на слух старинную и современную музыку.

Узнают тембры музыкальных инструментов.

Называют исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.





25

Музыкальные инструменты ( флейта и скрипка).

П.Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С.Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В.Глюк; Скрипка. Р.Бойко, сл.И.Михайлова. «Волшебный смычок»-норвежская народная песня.Мелодия. П.Чайковский. Каприс № 24. Н.Паганини.



26

Звучащие картины.

Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов. Исполнение песен.


27

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».

Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная.

Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э.Григ.




28

Симфония «Героическая» Л. Бетховена. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л.Бетховен. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л.Бетховен. Сурок. Л.Бетховен, русский текст Н.Райского.



29

Мир Л. Бетховена

Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л.Бетховен. Котрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л.Бетховен.



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5ч)

30

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Мелодия. П.Чайковский. Острый ритм. Дж.Гершвин, сл.А.Гершвина, русский текст В.Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвин.

Выявляют изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираются в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определяют особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различают характерные черты языка современной музыки.

Определяют принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценируют (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвуют в подготовке заключительного урока – концерта.

Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей.

Выполняют творческие задания из рабочей тетради.






31


Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. С. Прокофьева.

Шествие солнца. С.Прокофьев. Мелодия. П.Чайковский. Г. Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идёт».



32


Певцы родной природы.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», Г.Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г.Свиридов, ст. Б.Пастернака; Запевка. Г.Свиридов, ст. И.Северянина.




33


Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А.Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А.Моцарт.

Симфония № 9. Финал. Л.Бетховен.

Мы дружим с музыкой. Й.Гайдн, русский текст П.Синявского.



34


Обобщающий урок.

Чудо-музыка. Д.Кабалевский, сл. З.Александровой.







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!