МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Посудичская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. Директора по УВР
______(Буртолик Н.А.) ______ (Дудина И.А)
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
« ___» ______ 2017г. « ___» _______ 2017 г. « ___» ________ 2017 г.
Рабочая программа
по музыке
для 3 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Буртолик Наталья Александровна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; • наличие эмоционального отношения к искусству эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками прирешении различных творческих задач, в том числе музыкальных; развитие духовно – нравственных и этических чувстс, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности,понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – макросоциума (группы, класса, школы, города и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действия: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспещности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; •умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном многообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкальной творческой деятельности;
• развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основании освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: « Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор; песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр. лад т др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель –слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития(повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песен и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Основные виды учебной деятельности.
Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средств музыкальной выразительности. Обогащение музыкально – слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём её многообразии её видов, жанров и форм.
Пение.
Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.
Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально – пластическое движение.
Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций.
Драматизация музыкальных произведений.
Театрализованные формы музыкально – творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений различных искусств
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
ПО ПЛАНУ | ПО ФАКТУ |
1 четверть 9ч. Россия – Родина моя (5ч) |
1 | Мелодия – душа музыки. Рассвет на Москве –реке. Вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргский. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии №4 П.Чайковский. Жаворонок. М.Глинка, сл.Кукольника | Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражают своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передают в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знают песни о героических событиях истории Отечества и исполнять на уроках и школьных праздниках. | | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. Благославлю вас, леса. П.Чайковский, сл.А.Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н.Римский-Корсаков, сл.А.Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов. | | |
3 | Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Радуйся, Росско земле; Орле Россиский. Виватные канты. Неизвестные авторы ХVІІІв. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. | | |
4 | Кантата «Александр Невский» Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев. | | |
5 | Опера « Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля…Да будет во веки веков сильна… Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка. | | |
День, полный событий (4 ч) |
6 | Утро. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. Заход солнца. Э.Григ, сл.А.Мунка, пер. С.Свириденко. Вечерняя песня. М.Мусоргский, сл. А.Плещеева. | Распознают и оценивают выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимают художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передают интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находят (обнаруживают) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывают сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывают их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявляют ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений. Участвуют в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполняют творческие задания из рабочей тетради. | | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Болтунья. С.Прокофьев, сл.Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев. | | |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. С няней; С куклой. Из цикла «Детская».Слова и музыка М.Мусоргского. Прогулка; М.Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский. | | |
9 | Вечер. Обобщающий урок I четверти Прогулка; Тюимльрийский сад. Из сюиты « Картинки с выставки». М.Мусоргский.
| | |
О России петь - что стремиться в храм (4ч) |
10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С.Рахманинов; Аве, Мария. Ф.Шуберт, сл. В.Скотта, пер. А.Плещеева; Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «ХТК». И.-С.Бах; | Обнаруживают сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определяют образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. Знакомят с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. Выполняют творческие задания из рабочей тетради. | | | | | | | | | | | |
11 | Древнейшая песнь материнства . «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. | | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, сл. В.Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Э.-Л.Уэббер. Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока; Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока. | | |
13 | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Сл. А.Толстого. | | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. (Былины). Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н.Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н.Римский-Корсаков. | Выявляют общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждают о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывают народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполняют творческие задания из рабочей тетради. Принимают участие в традиционных праздниках народов России. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. | | |
15 | Былина о Садко и Морском царе.. Лель, мой Лель…Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка. | | |
16 | Звучащие картины. Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н.Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни. | | |
17 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок II четверти. Музыкальный и поэтический фольклор России; обряды. Народная музыка. | | |
В музыкальном театре (6ч) |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Фарлаф. Увертюра. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка. | Рассуждают о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждают о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивают образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощают в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. Исполняют интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика». Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В.Глюк. | | |
20 | Опера « Снегурочка». Волшебное дитя природы. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н.Римский-Корсаков. | | |
21 | Полна чудес могучая природа… « Океан – море синее».В заповедном лесу. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н.Римский-Корсаков. | | |
22 | Балет « Спящая красавица». Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский. | | |
23 | В современных ритмах (мюзикл).Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М.Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина. | | |
В концертном зале (6 ч) |
24 | Музыкальное состязание (концерт) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П.Чайковский. «Веснянка» укр. народная песня. | Наблюдают за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавают стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделируют в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определяют виды музыки, сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различают на слух старинную и современную музыку. Узнают тембры музыкальных инструментов. Называют исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | | | |
25 | Музыкальные инструменты ( флейта и скрипка). П.Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С.Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В.Глюк; Скрипка. Р.Бойко, сл.И.Михайлова. «Волшебный смычок»-норвежская народная песня.Мелодия. П.Чайковский. Каприс № 24. Н.Паганини. | | |
26 | Звучащие картины. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов. Исполнение песен. |
27 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э.Григ. | | |
28 | Симфония «Героическая» Л. Бетховена. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л.Бетховен. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л.Бетховен. Сурок. Л.Бетховен, русский текст Н.Райского. | | |
29 | Мир Л. Бетховена Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л.Бетховен. Котрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л.Бетховен. | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5ч) |
30 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Мелодия. П.Чайковский. Острый ритм. Дж.Гершвин, сл.А.Гершвина, русский текст В.Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвин. | Выявляют изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираются в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определяют особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различают характерные черты языка современной музыки. Определяют принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценируют (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвуют в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. Выполняют творческие задания из рабочей тетради. | | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. С. Прокофьева. Шествие солнца. С.Прокофьев. Мелодия. П.Чайковский. Г. Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идёт». | | |
32 | Певцы родной природы. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», Г.Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г.Свиридов, ст. Б.Пастернака; Запевка. Г.Свиридов, ст. И.Северянина. | | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А.Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А.Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л.Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й.Гайдн, русский текст П.Синявского. | | |
34 | Обобщающий урок. Чудо-музыка. Д.Кабалевский, сл. З.Александровой. | | |
5