Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, УМК Г.И. Даниловой «Искусство. МХК для 5-11 классов, М. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
1. Точность воспроизведения
2. Владение терминами и понятиями
3. Уверенность в себе
4. Инициативность
1. Точность выполнения
2. Оформление
3. Умение пользоваться ИКТ
4. Самостоятельность
5. Стремление к качественной работе
1. Точность выполнения
2. Оформление
3. Самостоятельность
1. Точность выполнения
2. Самостоятельность
1. Уровень использования мыслительных операций
2. Оформление
3. Способность к системному мышлению
4. Самостоятельность и эффективность в решении проблем
№ | Тема урока | Количество часов | Требования стандарта Базовый уровень Знания и умения | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | ОУУН | Контроль ЗУН | Д/З | Дата |
I. Художественная культура древнейших цивилизаций 6 часов |
1 | Первые художники Земли | 1 | Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры. Уметь узнавать изученные произведения | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями человека | Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.1, ответить мини-сочинение «Было ли у первобытного человека чувство прекрасного» | |
2 | Архитектура страны фараонов. | 2 | Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта; Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе, скальные гробницы и храмы Среднего и нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре | Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.2, ответить на вопросы Стр. 25-27, подготовиться к тестированию | |
3 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | 1 | Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта. Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта | Гигантизм и неизменность аннона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески) | Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Тест по теме: «Архитектура страны фараонов» | Гл.3 (стр. 28-40), выписать особенности портретов Нифертити и маски Тутанхомона | |
4 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения | Особенности культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона | Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.4, написать сценарий телепередачи или видеофильма о художественной культуре Междуречья | |
5 | Искусство доколумбовской Америки | 1 | Знать шедевры искусства ацтеков и майя. Уметь узнавать изученные произведения | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение миологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. | Знать шедевры искусства доколумбовской Америки Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.5 (стр. 54-58), описать по алгоритму одно из произведений архитектуры или скульптуры | |
II. Художественная культура античности 3 часа |
6 | Золотой век Афин | 1 | Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин. Уметь узнавать изученные произведения | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Афинского акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации | Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.7 (стр. 69-77), подготовиться к тестированию | |
7 | Архитектура древнего Рима | 1 | Знать архитектурные сооружения Древнего Рима Уметь узнавать изученные произведения | Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного» города Пантенон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима | Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Тест по теме « Золотой век Афин» | Гл.9 (стр. 86-93) | |
8 | Театральное и музыкальное искусство античности | 1 | Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра. | Театральное и музыкальное искусство античности | Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра. | | Гл.11, найти значения музыкальных понятий: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония | |
| | 9 | | | | | | |
2 четверть |
III. Художественная культура средневековья 10 часов |
9 | Мир византийской культуры | 1 | Знать достижения византийской архитектуры; Уметь узнавать изученные произведения | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи | Знать особенности языка византийской архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.12, подготовиться к тестированию | |
10 | Архитектурный облик Древней Руси | 1 | Знать архитектурные памятники древнерусского государства Уметь узнавать изученные произведения | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских» | Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Тест по теме: «Мир византийской культуры» | Стр. 123-126 описать по алгоритму любой из храмов Киева или Новгорода | |
11 | Особенности новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры | 1 | Знать архитектурные памятники Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского Уметь узнавать изученные произведения | Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура Владимро-Суздальского княжества. | Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Стр. 127-130 | |
12 | Архитектура Московского княжества | 1 | Знать архитектурные памятники Московского княжества. Уметь узнавать изученные произведения | Ансамбли Московского Кремля | Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Стр. 130-134, | |
13 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Особенности новгородской школы живописи | 1 | Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения | Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи | Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.14 (п. 1-3) подготовиться к тестированию | |
14 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Шедевры Андрея Рублева | 1 | Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения | Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества | Тестирование по теме «Архитектура Древней Руси» | Гл.14 (п. 4) подготовиться к тестированию | |
15 | Архитектура западноевропейского средневековья. Романский стиль архитектуры | 1 | Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи | Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Тестирование по теме «Изобразительное искусство и музыка Древней Руси»» | Стр. 152-154 | |
| | 7 | | | | | | |
3 четверть |
16 | Архитектура западноевропейского средневековья. Готический стиль архитектуры | 1 | Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения | Готический собор как образ мира | Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Стр. 156-159, знать особенности французской и немецкой готики | |
17 | Изобразительное искусство средних веков | 1 | Знать особенности скульптуры романского и готического стиля Уметь узнавать изученные произведения | Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража | Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.16, вопрос 1 | |
18 | Театральное искусство и музыка средних веков | 1 | Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры Уметь узнавать изученные произведения | Монодический склад средневековой музыкальной культуры | Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | Гл.15-17, подготовиться к тестированию | |
IV. Средневековая культура Востока 7 часов |
19 | Индия — «страна чудес». Шедевры индийского зодчества | 1 | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества. | Тестирование по теме «Искусство западноевропейского средневековья»» | Гл.18 | |
20 | Индия — «страна чудес». Музыкальное и театральное искусство Индии | 1 | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии | Музыкальное и театаральное искусство Индии | | Стр. 189-193 | |
21 | Художественная культура Китая. Шедевры архитектуры | 1 | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой. | | Гл.19 (п. 1-2), мини-сочинение «Мое путешествие по Китаю» | |
22 | Художественная культура Китая. Жанры китайской живописи | 1 | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры живописи. | Значение уникальной культуры. Жанры китайской живописи | | Гл.19 (п. 3), | |
23 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. | | Стр. 206-212, подготовиться к тестированию | |
24 | Художественная культура ислама | 1 | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры | Тестирование по теме «Индия, Китай, Япония»» | Гл.21 (п.1-2) | |
25 | Обобщающий урок по теме «Культура Востока» | 1 | Исторические корни и значение культуры Востока | Урок-игра «Культура Востока» | Исторические корни и значение культуры Востока | | Подготовиться к терминологическому диктанту по теме «Художественная культура ислама» | | |
| | 10 | | | | | | | |
4 четверть |
V. Художественная культура Возрождения 8 часов |
26 | Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения | 1 | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции | Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. | | Стр. 229-235, вопросы 1-2 на стр.245 | |
27 | «Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи | 1 | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника | Художественный мир Леонардо да Винчи | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника | | Стр. 264-267 | |
28 | «Золотой век» Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. | 1 | Судьба художника, основные этапы его творчества. | Бунтующий гений Микеланджело | Судьба художника, основные этапы его творчества. | | Стр. 267-272 | |
29 | «Золотой век» Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных» | 1 | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | Рафаэль – «первый среди равных» | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | | Стр. 272-277, повторить материал о художниках Возрождения | |
30 | Возрождение в Венеции. Художественный мир Тициана | 1 | Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика | Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. | Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Основные вехи творческой биографии Тициана. | Практическая работа: соотнесите имя автора и название картины | Гл.26 | |
31 | Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров | 1 | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества | Живопись нидерландских и немецких мастеров | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества | | Стр. 297-300 | |
32 | Северное Возрождение. Дюрер – «художник, достойный бессмертия» | 1 | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Творчество Альбрехта Дюрера | Живопись нидерландских и немецких мастеров | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Творчество Альбрехта Дюрера | | Стр. 307-310 | |
33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. | Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | | | |
| | 8 | | | | | | |
| | 34 | | | | | | |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Требования стандарта . Базовый уровень Знания и умения | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | ОУУН | Контроль ЗУН | Домашнее задание | Дата |
1 четверть |
I. Художественная культура XVII- XVIII в.в (13ч) |
1 | Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в.в Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. | 1 | Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма | Стили и художественное направление в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве | Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже | | Стр. 8-15 закончить таблицу | |
2 | Искусство маньеризма | 1 | Знать характерные черты архитектуры маньеризма. Шедевры итальянского маньеризма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей | Знать особенности живописи и скульптуры маньеризма, основную тематику. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр. 16-26 | |
3 | Архитектура барокко | 1 | Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные творения Ф.Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях | Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр.27-30, 32-36, записать особенности архитектуры итальянского барокко барокко в архитектуре Санкт-Петербурга | |
4 | Изобразительное искусство барокко | 1 | Знать особенности живописи барокко, основную тематику Уметь узнавать изученные произведения | Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи» | Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Уметь узнавать изученные произведения | | Стр. 37-46 | |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1 | Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Идея величества и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр. 47-52 | |
6 | Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы | 1 | Знать шедевры классицизма в архитектуре России Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков | Архитектурный театр Москвы: В.И.Баженов и М.Ф. Казаков | Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр. 55-58 | |
7 | Шедевры классицизма в архитектуре России. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие | 1 | Знать шедевры классицизма в архитектуре России Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | «Строгий, стройный вид»Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга | | Стр. 59-64, подготовиться к тестированию | |
8 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | 1 | Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь узнавать изученные произведения | От классецизма к академизму в живописи. Н.Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений | Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Тестирование по теме: «Архитектура эпохи классицизма» | Стр. 65-74 | |
9 | Реалистиче- ская живопись Голландии | 1 | Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения | Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений | Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев | | Стр. 75-89, подготовиться к тестированию | |
| | 9 | | | | | | |
2 четверть |
10 | Русский портрет XVIII в. | 1 | Знать шедевры русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения | Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л.Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И.Шубин, и др. | Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | Тестирование по теме: «Многообразие жанров голландской живописи» | Стр. 94-102, проанализировать произведение по алгоритму | |
11 | Музыкальная культура барокко | 1 | Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения | Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора | Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | | Стр. 105-108 | |
12 | Композиторы Венской классической школы | 1 | Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь узнавать изученные произведения | Музыка венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир Моцарта. Л.Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму | Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена | | Стр. 116-121, подготовиться к тестированию | |
13 | Театральное искусство XVII – XVIII вв. | 1 | Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения | Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии. | Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Тестирование по теме: «Художественная культура 17-18 вв.» | Стр. 122-134 | |
Художественная культура XIX века (9ч) |
14 | Романтизм | 1 | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – XIXвв. Эстетика романтизма | Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр. 138-144 | |
15 | Изобразитель-ное искусство романтизма | 1 | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь узнавать изученные произведения | Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского и К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников. Уметь узнавать изученные произведения | | Стр. 145-157, повторить материал по теме «Романтизм» | |
16 | Реализм – художественный стиль эпохи | 1 | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Художественные принципы реалистического искусства | Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | | Стр. 160-165 | |
| | 7 | | | | | | |
3четверть |
17 | «Живописцы счастья» (художники импрессионизма) | 1 | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и человек в произведениях Э.Дега, О.Делакруа. Постимпрессионизм В.Ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена | Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности | | Стр. 185-200, знать художников импрессионистов и их работы | |
18 | Русская музыкальная культура | 1 | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. | Русская музыка XIX в. - яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле. | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики | | Стр. 215-227 | |
19 | Многообразие стилей зарубежной музыки | 1 | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. | Тестирование по теме: «Художественная культура 19в» | Стр.203-212 | |
20 | Пути развития западноевропейского театра | 1 | «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре | «Торжество правды и истины» в реалистическом театре | «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре | | Стр.233-237 | |
21 | Русский драматичес- кий театр | 1 | Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ | Русский театр романтизма и его знаменитые актеры. Русский реалистический театр и его драматурги. Особенности театра А.П.Чехова | Театр романтизма. Разрушение канонов классицизма. Переводные мелодрамы основа репертуара русского романтического театра. Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности. | | Стр. 238-248 | |
Художественная культура XX века (11ч) |
22 | Искусство символизма | 1 | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова | Художественные принципы символизма и его истинные мастера. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А.Врубеля | Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. | | Стр.252-265 | |
23 | Триумф модернизма | 1 | Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. | Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. | Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. | Проверочная работа по теме: «Художественная культура 19 начала 20 вв» | Стр. 267-281 | |
24 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 1 | Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма | Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О.Шехтеля | Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. | | Стр. 282-297, подготовиться к тестированию | |
25 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства | 1 | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали | | Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Особенности живописной манеры, задачи творчества Противопоставление живительных сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. «Солнечные полотна» в жанре портрета, интерьера, натюрморта и пейзажа. | Тестирование по теме: «Искусство импрессионистов и постимпрессионистов» | Стр. 298-312, заполнить таблицу | |
| | 10 | | | | | | |
4 четверть |
26 | Мастера русского авангарда | 1 | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | | Стр. 314-328, повторить материал «Художественная культура 19-20 вв» | |
27 | Зарубежная музыка XX в. | 1 | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера. | Музыкальный мир XX в, разновидность его стилей и направлений. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок музыка | Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. | Тестирование по теме : «Художественная культура 19-20 вв.» | Стр.333-339 | |
28 | Русская музыка XX столетия | 1 | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке | Традиции символизма и романтизм в творчестве А.Н.Скрябина. Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича | Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыкальное творчество С. В. Рахманинова - органичное соединение русских и европейских традиций | | Стр.341-352 | |
29 | Зарубежный театр XX в. | 1 | Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. | Основные пути развития зарубежного театра. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет | Творческие новации, сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда и эпический театр Брехта. Зарубежный театр современности, выдающиеся режиссёры современности. | | Стр.357-365 | |
30 | Русский театр XX в. | 1 | К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. | К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Мастера современного отечественного театра | История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность. | | Стр.367-377 | |
31 | Становление и расцвет зарубежного кинематографа | 1 | Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа. | Рождение и первые шаги кинематографа. Рождение звукового кино | История развития мирового кино, творчество Ч.Чаплина, выдающиеся режиссёры кино, жанры кинематографа. | | Стр.379-386 | |
32 | Шедевры отечественного кино | 1 | Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. | Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители | Экспрессионизм в творчестве немецких кинематографистов. Атмосфера жестокости, тревоги и мистики. Страх и растерянность человека, живущего в уродливом мире насилия и лжи. Картина Р. Вине «Кабинет доктора Кали-гари». Особенности развития действия, мастерская игра актеров. Неореализм итальянского кино. | | | |
33 | Обобщающий урок | 1 | | | | | | |