СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

     Основным предназначением образовательной области «Литература» в системе общего образования является формирование представления о литературе как виде искусства, постижение ее специфических внутренних законов, учащийся учится понимать связь литературного процесса с процессом историческим. Образование на уроках литературы неразрывно связано с воспитанием, так как очень сильно воздействие эмоциональной силы художественного слова.

    Образовательная область «Литература» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможности применить знания  основ наук. В основной школе «Литература» изучается с 5 по 9 класс.

     Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

     Рабочая программа по литературе  в 5 классе составлена на основе программы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендована Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», Москва, 2013 год. Она рассчитана на 70 часов при 2-х часовой учебной нагрузке в неделю. Программа обеспечена учебниками «Литература» 5 класс в двух частях, автор-составитель Т.Ф.Курдюмова, издательство «Дрофа», Москва, 2013 г. 

            Цель литературного образования определяется характером следующих задач:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать литературу для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

выстаивается цепочка базовых понятий сюжет – герой – жанр – автор в их взаимных связях.

            По окончании 5-го класса ученик должен знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. Основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, основное развитие действия и др.)

 

Ученик должен уметь:

  1. Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов.
  2. Пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и т.д.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений.
  3. Использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их.
  4. Отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и т.д.).
  5. Использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения.
  6. работать с доступным справочным материалом.
  7. видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (иллюстрации и др.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 5 классе»

МКУ «УО» МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

МБОУ «Мукучинская гимназия»





Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО зам.директора по УР директор гимназии

протокол № ________ /Иванов А.А./ ________ /Саввинова М.И./

от «__» ___2015г «__»________2015г. «__»____2015г.







Рабочая программа

по литературе в 5 классе на 2015-2016 уч.год



Разработала: Саввинова М.И.,

учитель русского языка и литературы











с.Сайылык 2015

Пояснительная записка

Основным предназначением образовательной области «Литература» в системе общего образования является формирование представления о литературе как виде искусства, постижение ее специфических внутренних законов, учащийся учится понимать связь литературного процесса с процессом историческим. Образование на уроках литературы неразрывно связано с воспитанием, так как очень сильно воздействие эмоциональной силы художественного слова.

Образовательная область «Литература» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможности применить знания основ наук. В основной школе «Литература» изучается с 5 по 9 класс.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендована Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», Москва, 2013 год. Она рассчитана на 70 часов при 2-х часовой учебной нагрузке в неделю. Программа обеспечена учебниками «Литература» 5 класс в двух частях, автор-составитель Т.Ф.Курдюмова, издательство «Дрофа», Москва, 2013 г.

Цель литературного образования определяется характером следующих задач:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать литературу для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

выстаивается цепочка базовых понятий сюжет – герой – жанр – автор в их взаимных связях.

По окончании 5-го класса ученик должен знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  2. Основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, основное развитие действия и др.)


Ученик должен уметь:

  1. Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов.

  2. Пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и т.д.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений.

  3. Использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их.

  4. Отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и т.д.).

  5. Использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения.

  6. работать с доступным справочным материалом.

  7. видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (иллюстрации и др.)




Планирование прохождения программы


Содержание

Кол-во часов

Теория литературы

Введение

2

1

Мифы народов мира

5


Устное народное творчество

8


Из литературы XIX века

22

3

Литературная сказка (зарубежные и российские авторы)

8


Из литературы XX века

18


Путешествия и приключения

6

1

Итого:

70




Содержание тем основного курса


Ведение – 2 часа

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Литература как искусство слова. Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др.

Теория. Общее понятие о тропах и фигурах.

Мифы народов мира - 5 часов

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.

Устное народное творчество (фольклор) – 8 часов

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Теория. Сказка. Виды сказок.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Василиса Премудрая – главная героиня сказки. Василиса Премудрая, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. Столкновение и поединок Добра со Злом. Ошибка героя, преодоление препятствий и победа героев.

Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка.

Арабские сказки. Богатство и отражения жизни в сказках народов мира.«Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок.«Путешествия Синбада-морехода» как одна из сказок о путешествиях.

Теория. Путешествие как жанр.

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Пословица, поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Анекдот. Песня. Частушка.


Русская литература ХIХ века - 22 часа

Русская классическая ХIХ века. Славные имена русских писателей ХIХ века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Иван Андреевич Крылов. «Свинья под дубом». «Осел и мужик». Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Крылов. «Свинья под дубом».Обличение воинствующего невежества. Невежда и невежа. Злободневность морали басни «Свинья под дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Мораль басни.

Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». «Руслан и Людмила». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина. Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение сказок, изученных в начальной школе). Поэма «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказкам. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Людмила – героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость красок сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Двусложные стихотворные размеры русского стиха. Стопа. Ямб.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Листок». «Парус». «Из Гете». Детство поэта. Родное гнездо – тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения «Парус». «Из Гете», в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов популярных повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в рассказе о пропавшей грамоте. Язык повести.

Теория. Поверье. Быличка. Типы пересказов.

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Теория. Портрет в литературном произведении.

Поэтический образ Родины.

М.Ю.Лермонтов. «Кто видел Кремль в час утра золотой» (из поэмы «Сашка»). И.А.Некрасов. «Соловьи». И.С.Никитин. «Русь». Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Листья». «Есть в осени первоначальной». А.А.Фет. «Весенний дождь». «Летний вечер тих и ясен…». «Я пришел к тебе с приветом». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Теория. Стихотворные размеры. Ямб и хорей.

Героическое прошлое России.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года «Бородино». Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого о знаменитой битве.

Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Лев Николаевич Толстой «Петя Ростов» (фрагменты из романа-эпопеи «Война и мир»). Детство Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и его герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель Пети.

Теория. Роман-эпопея. Эпизод. Фрагмент.

Михаил Афанасьевич Булгаков. («Петя Ростов») (фрагмент из инсценировки романа «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке.

Теория. Прозаический текст и его инсценировка.


Литература ХХ века – 18 часов

Богатство литературы ХХ века. Авторы произведении и герои нашего столетия. Неразрывная связь русской литературы ХIХ и ХХ веков. Сохранение традиций в литературе ХХ века. А.С.Пушкин в литературе ХХ века: И.А.Бунин, «26-е мая», А.А.Ахматова. «В Царском Селе», В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину», а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору). Любовь к Пушкину в стихах поэтов ХХ века.


Сказки писателей ХХ века – 8 часов

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке. Сказки писателей-ученых.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки».. О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Филька по прозвищу «Да ну тебя!» - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке Паустовского.

Теория. Пейзаж в сказке писателя.

Два «волшебных кольца» в сказках писателей ХХ века

Андрей Платонович Платонов. «Волшебное кольцо».

Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Герои сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора.

Теория. Фольклорная и литературная сказка.

Борис Викторович Шергин. «Волшебное кольцо». Жизнь потомственного морехода и его творчество. «Океан – море русское» и другие книги. Народные сказки в переработке Шергина. Герой сказки «Волшебное кольцо» Иван, его друзья и помощники. Общность нравственных оценок и художественное отличие от героев сказки Платонова и народной сказки. Активное использование художественных средств фольклора в сказке.

Теория. Разные варианты творческой переработки народных сказок.

Джералд Даррелл. «Говорящий сверток». Джеральд Даррелл – естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книга даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий сверток» - книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повести и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.

Теория. Роль и место словарей в жизни человека.

Джанни Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари – любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм». «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек». Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты. Их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства.

Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес», Владимир Владимирович Набоков. «Аня в стране чудес». Алиса и Аня – героини сказок.

Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В.В.Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.


Лирика и проза двадцатого столетия – 8 часов

Русская литература ХХ века. Писатели и их судьбы. Герои литературы ХХ века.

Иван Алексеевич Бунин. «Детство». «сказка». «Первый соловей». «Канарейка». Бунин – поэт. Впечатления детства в его стихах: роль памяти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Мир воспоминаний в мире творчества.

Теория. Двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей).

Константин Дмитриевич Бальмонт. «снежинка». «Золотая рыбка». «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень», «Как я пишу стихи»). Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам.

Теория. Стихотворение и его воплощение в музыке.

Александр Иванович Куприн. «Мой полет». Куприн – один из самых популярных писателей начала ХХ века. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заикин и Куприн. Сюжет и поступок героев.

Теория. Очерк

Михаил Михайлович Зощенко. «Великие путешественники». «Золотые слова». Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Новый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Минька и Леля – герои цикла рассказов. Фантазия и находчивость юных путешественников. «Золотые слова» этих героев и их важность.

Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмористических рассказах.


Поэтический образ Родины 4 часа

А.А.Блок. «На лугу», «Ворона». С.А.Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга…», «Черемуха». М.М.Пришвин. «Времена года». Н.А.Заболоцкий. «оттепель». Д.Б.Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…». Н.М.Рубцов. «Звезда полей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов ХХ века.

Теория. Лирическая проза.

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А.И.Фатьянов. «соловьи», А.Т.Твардовский. «Я убит под Ржевом», А.А.Ахматова. «Мужество». Г.Газматов «Журавли». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература 4 часа

Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». «Игра».

Автобиографическое произведение писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Теория. Автобиографический рассказ.

Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Великой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия.

Теория. Название произведения.

Туве Янсон «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон . Мумии-троли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг.

Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения - 6 часов

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя.

Теория. «Робинзнада».

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Теория. Гротеск. Литота.

Марк Твен. «Приключения тома Сойера». Марк Твен – мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия.

Теория. Прототип


Повторение -1 час


Результаты обучения в 5 классе

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления плана;

— овладение различными типами пересказа;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

— умение формулировать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);

— формирование читательского мастерства:

умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

овладение навыками литературных игр;

формирование собственного круга чтения.


Литература для учителя:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений.

5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – Москва, Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2013.

3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – Москва, Русское слово, 2001.

4.Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – Москва, Русское слово, 2002.

5.Мещерякова М.И.Литература в таблицах. – Москва, 2000.

6.Я иду на урок литературы: 5 класс. Книга для учителя. – Москва, Издательство «Первое сентября», 2001.


Литература для учащихся

  1. . Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2013.






Календарно-тематическое планирование

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

№ урока

Тип урока


Система уроков



Содержание курса

Лексика. Теория. Задания




Результаты обучения



Самостоятельное чтение


Контроль


Литература.

Наглядность

предметные

личностные



метапредметные

1 четверть ( 18 часов)

03.09

Акт.день

10.09

1.

Урок-беседа

Введение. Художественная литература как искусство слова


Знать о целях и задачах нового учебного предмета «Литература

Формирование читательского мастерства

Уметь пересказывать текст

Правила для чтения


04.09

Акт.день

11.09

2.

Вводный урок

Художественные приемы искусства слова

Тропы: эпитет, метафора, сравнение

Знать о понятии троп, различать эпитеты, сравнения, метафоры

Определять виды тропов, использовать тропы в собственной речи


Самостоят работа


Мифы (5 часов)

10.09

17.09

3.

Урок усвоения новых знаний

Мифы народов мира

миф

Знать понятия «миф», «мифология», классификацию мифов

Понимать значение мифов в жизни народа

Познакомить с различными сборниками по мифологии;




11.09

18.09

4.

Урок чтения и изучения произведения. Беседа

Календарные мифы. Масленица

Масленица

Иметь представление о календарных мифах, знать историю праздника Масленицы

распознавать особенности славянской мифологии

Уметь пересказывать мифы

пересказ


17.09

24.09

5.

Урок усвоения новых знаний

Древнегреческие мифы. Мифы о Геракле

герой

Знать о богах и героях древнегреческих мифов

Формулирование собственного круга чтения

Вызвать интерес к греческим мифам

тест


18.09

25.09

6.

Урок чтения

Золотые яблоки Гесперид


Знать о подвигах Геракла, умение анализировать

Умение дать доказательное суждение о прочитанном

Навык выразительного чтения и пересказа.

пересказ


24.09

01.10

7.

Урок-повторения

Повторение темы «Мифы»


Систематизация знаний



Самостоят работа



Фольклор (8 часов)

25.09

02.10

8.

Урок усвоения новых знаний

Фольклор – УНТ. Русские народные сказки

фольклор

Знать термины «фольклор», «фольклористика», «былина». Знать жанры фольклора





01.10

08.10

9.

Урок чтения и изучения произведения. Беседа

«Царевна-лягушка»

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам

Знать отличит ельные особенности жанра сказки; виды сказок.


Понимать значение сказок в жизни народа

выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам


Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь»

«Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода»


02.10

09.10

10.

комбинированный

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Виды малых жанров фольклора

Знать: виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.


Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи


Распределение пословиц по тематике


08.10

15.10

11.

комбинированнвый

Загадки

Творческая работа ( придумать свои загадки)


09.10


12.

Урок усвоения новых знаний

Анекдоты

Жанр анекдота. Жанровые особенности песен и частушек

Знать о происхождении жанра анекдота, жанровые особенности песен и частушек.

Умение работать в коллективе

Уметь сочинять частушку по заданному началу



15.10

16.10

13.

Комбинированный урок

Песни. Частушки

Знать народные песни



16.10

22.10

14.

Урок усвоения новых знаний

Народная драма

Особенности драматических произведений. Народная драма

Знать понятия «драма», «пьеса», «диалог», «монолог», «афиша», «реплика», «ремарка», «декорация».

Навык выразительного чтения

Чтение по ролям

Выступление по группам


22.10

23.10

15.

Урок повторения

Повторение темы «Фольклор»

Обобщение знаний по тема




Самостоят работа

тест


Литература 19 века (22 часа)

23.10

29.10

16.

Урок усвоения новых знаний

И.А.Крылов. Что такое басня?

Басня, мораль, эзопов язык

Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение.

Понимать: аллегорический смысл басен


Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором


Прослушивание басен в актерском исполнении

29.10


17.

Урок чтения и обсуждения

Басня «Свинья под Дубом»

«Осёл и Мужик»


30.10

30.10

18.

Урок усвоения новых знаний

А.С.Пушкин. юный Пушкин в Царском Селе

Биография юного Пушкина

Знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина

Формирование собственного отношения к личности Пушкина

Умение пересказывать, извлекать самое главное и важное

пересказ


Примечание: Из запланированных 18 уроков проведено 16. Причина: актированные дни в начале учебного года. Пропущенные уроки уплотнены.

2 четверть (14 часов)

12.11

13.11

19.11

20.11

12.11

13.11

19.11

20.11

1-4.

Урок усвоения новых знаний

«Руслан и Людмила»

Пролог. Мир пушкинской сказки. Сюжет и герои поэмы. Роль автора-рассказчика. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок

Уметь находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства о определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении

Понимать нравственную проблематику литературных произведений

Навык выразительного чтения, пересказа и анализа текста, характеристики героев



26.11

26.11

5.

Урок-практикум

Теория литературы. Повествование, описание, рассуждение

Повествование, описание, портрет, интерьер, пейзаж

Знать типы речи

Различать типы речи в литературных произведениях

Уметь составлять тексты с различными типами

задания


27.11

27.11

6.

Уроки усвоения новых знаний

Лирика Пушкина. «Няне», «Зимний вечер»

Пейзажная лирика, её своеобразие. Мастерство Пушкина в создании картин зимнего пейзажа

Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста

Знание наизусть лирики Пушкина

выразительное чтение поэтического текста

наизусть


03.12

03.12

7.

«Зимнее утро»

Наизусть


04.12

04.12

8.

Урок-практикум

Теория литературы. Стихи и проза

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

Знать

теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.

Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью.


Уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам

Самостоят работа


10.12

10.12

9.

Урок усвоения новых знаний

М.Ю.Лермонтов. Лирика.

Детство Лермонтова. Своеобразие лирики. Рифма

Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста. Знать понятие «рифма».

Знание наизусть

Выразительное чтение

наизусть


11.12

17.12

11.12

Акт.день

10-11.

Уроки усвоения новых знаний

Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота»

Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Пропавшая грамота». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа

Знать сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Понимать лексику повести «Пропавшая грамота»


Уметь

выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Составление плана повести

Пересказ по плану


18.12


Акт.день

24.12

12.

Урок изучения нового материала

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

Слово об И.С. Тургеневе История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа.

Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму».

Понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя

Уметь

выступать с сообщениями на литературную тему

вопросы


24.12


13

Урок-беседа

Герасим и его окружение. Появление Муму

Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Обсуждение крепостничества в рассказе Словарная работа

Знать сюжет и содержание рассказа.


Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения


Уметь

характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

Сравнительная характеристика героев


25.12

25.12

14

Урок-беседа

Смысл финала рассказа

Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. интерьер как средство характеристики героев. изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа

Знать

теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.

.


Понимать роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения

Уметь

прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выборочный пересказ

Вопросы и задания


Примечание: проведено 12 уроков вместо 14. 2 урока – актированные дни. Во время актированных дней учащиеся дома читали рассказ «Муму» Тургенева, поэтому прошли тему блочным методом.

3 четверть (20 часов)

14.01

15.01

14.01

15.01

1-2.

Урок-концерт (выступление)

Поэтический образ Родины

Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста.

Знать: содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.


Понимать: значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.


Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи

Наизусть

рисунок


21.01

21.01

3.

Урок-практикум

Теория. Стихотворные размеры

Двусложные размеры. Ямб, хорей

Определениестихотворного размера

Знание наизусть поэтических текстов

Составление собственного стихотворного текста

задания


22.01

28.01

22.01

28.01

29.01


03.02


4-5.

Уроки усвоения новых знаний

Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

Знать

сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино»


Понимать патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям.


Уметь

выразительно читать стихотворение наизусть

Л.Н.Толстой «Петя Ростов», М.А.Булгаков «Петя Ростов»


Литература 20 века (18 часов)

29.01

05.02

6.

комбинированный

Связь веков. Образ Пушкина в поэзии поэтов 20 века

Лирика. Связь веков в поэзии 20 века

Иметь представление о том, что самые яркие имена предшествующих веков живут в памяти поколений.

Навык выразительного чтения

Умение подбирать агрументы

И.Бунин «26-е мая»

А.Ахматова «В Царском Селе»

В.Рождественский «Памятник юноше Пушкину»





Литературные сказки 19-20 веков (8 часов)

04.02

11.02

7.

Урок усвоения новых знаний

К.Г.Паустовский «Рождение сказки»

Литературная сказка. Психологические причины постоянного рождения сказок

Знать понятия «литературная сказка», «народная сказка». Навык выразительного чтения

Формирование читательского мастерства

Навыки художественного пересказа

пересказ


05.02


12.02


8.


Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа

Знать

сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева».

Понимать

отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям.


Уметь

выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки



11.02

18.02

9.

Урок-беседа

Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. выборочный аналитический пересказ

Знать сюжет и содержание сказки.


Понимать в чем заключается истинная красота и сила; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям.


Уметь

выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним

Выборочный пересказ

Характеристика героев


12.02

19.02

10.

Урок усвоения новых знаний

А.П.Платонов «Волшебное кольцо»

Народная и литературная сказка. Сопоставление сюжетов. Идея

Навык аналитического чтения, приёмов сопоставления

Умение работать в парах

составлять план произведения

Выборочный пересказ


18.02

25.02

11.

Урок усвоения новых знаний

Дж.Родари «Сказки по телефону»

Жизнь и творчество Дж. Родари. Философский смысл сказок. Стремительные сюжеты. Активные герои. Лаконизм и афористичность повествования

Умение и навык выразительного и аналитического чтения

Умение работать в группе

Овладение различными типами пересказа

пересказ


19.02

26.02

12.

Урок усвоения новых знаний

В.В.Набоков «Аня в Стране чудес»

История создания перевода. Любознательность героини.

Аналитическое чтение

Уметь находить фантастическое и реальное

Характеристика героини

Составление плана


25.02


04.03

13

Урок усвоения новых знаний

Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

Трилогия. Сказочная повесть, её содержание. Характеристика героя.






26.02

05.03

14

Урок-беседа

«Огонь» и «полымя» в жизни героев повести

Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».


Словарная работа


Навыки пересказа

Вопросы и задания


Проза русских писателей 20 столетия (3 часа)

04.03

11.03

15.

Урок усвоения новых знаний

И.С.Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Биография И. С. Шмелёва. Образ Чехова в рассказе. Стиль писателя

Знать о времени, когда жили герои. Характеристика героя через его речь

Новый взгляд на личность Чехова

Умение находить в произведении отношение автора к описываемому

Сжатый пересказ


05.03

12.03

16.

Урок усвоения новых знаний

Е.И.Замятин «Огненное «А»

Творчество

Е. Замятина. Несобственно-прямая речь. Юмор

Знать содержание рассказа. Навык комментированного чтения.

Умение работать в группе

Умение определять характер героев по поступкам

Свободный пересказ


11.03

18.03

17.

Урок усвоения новых знаний

А.И.Куприн «Мой полет»

Очерк. Жанр.

Знать содержание очерка. Знать термины»очерк», «жанр». Навык аналитического пересказа

Умение работать в группе

Исторические комментарии по рассказу

Свободный пересказ


Образ Родины в лирике и прозе 20 века (3 часа)

12.03

18.03

20.03

18-19.

Уроки-практикумы

Образ Родины в лирике и прозе 20 века

Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы

Знать

содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть.

использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять поэтические тексты друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи

Понимать

лирический пафос стихотворений

знание наизусть лирических текстов

Уметь

выразительно читать стихотворение;

Наизусть

рисунок


19.03

03.02

20.

Урок-контроль

Повторение

Систематизация пройденного




задания


Примечание: проведено 20 уроков из 20 запланированных.


4 четверть (18 часов)

01.04

02.04


1-2.

Уроки усвоения нового материала

Мир наших братьев меньших.

Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим в «Песни о собаке» С. А. Есенина.

Гуманное отношение человека к животным в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Знать жизнь и творчество

В. Маяковского, С. Есенина. Сюжетыстихотворений. Монолог.

Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения

Формирование читательского мастерства. Чтение наизусть

Умение формулировать доказательственные выводы

С.А.Есенин «Песнь о собаке»

В.В..Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»


08.04

09.04


3-4.

Уроки-практикумы (выступления)

Героическое прошлое России. Общий обзор

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа.

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.


Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям.

е

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтени

А.И.Фатьянов «Соловьи», А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом», А.Ахматова «Мужество», Р.Г.Гамзатов «Журавли»


15.04



5.

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Современная литература. В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Слово о В.П. Астафьеве. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование

Знать

сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».

Понимать

как формировался характер героя.


Уметь

пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины



16.04


6.

Урок-беседа

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу

Знать

сюжет и содержание рассказа.


Понимать необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.


Уметь

прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации

Вопросы и задания


22.04


7.

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги.

3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя

Знать

содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.



Понимать

оптимистический, гуманистический пафос произведения.

Уметь

составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике


23.04

29.04


8-9.

Уроки усвоения новых знаний

Т.Янссон «Последний в мире дракон»

подтекст

Навык аналитического и углубленного чтения, выразительного чтения. Знать понятие «подтекст».





Путешествия и приключения (6 часов)

30.04

06.05


10-11

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы

Знать сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо».


Понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении.


Уметь

выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя

Вопросы

Выборочный пересказ


07.05


12

Урок усвоения новых знаний

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя.

История создания книги. Ирония. Видеофильм. Двойственный характер главного героя. Гротеск. Гипербола. Литота

Знать понятие «ирония». Навык выразительного чтения

Понимать

позицию автора и него отношение к герою

Уметь

выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя



13.05


13

Урок усвоения новых знаний

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору).

Жизнь и творчество М. Твена (краткое знакомство). Работа с текстом. Прототип

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».


Понимать: позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки

Выразительное чтение, инсценирование эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания


14.05


14

Урок усвоения новых знаний

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя.

Краткое знакомство с жизнью и творчеством писательницы. Стилевые особенности произведения. Трилогия. Детективный сюжет

Знать

сведения о жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); сюжет и содержание «Приключений Калле Блюмквиста»


Понимать

позицию автора и него отношение к герою

Уметь

выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа



20.05


15.

Урок-практикум

Теория. Сюжет и композиция художественного произведения

Сюжет и композиция.

Завязка. Кульминация. Развязка


Уметь анализировать художественное произведение

Умение определять собственное отношение к прочитанному

Умение формулировать даказательственные выводы

задания


21.05


16

Урок усвоения новых знаний

Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века

Рассказ о поэте

Н. Гумилёве. Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.

Навык выразительного чтения, устного словесного рисования, пересказа.

Умение работать в коллективе и индивидуально




27.05


17

Урок усвоения новых знаний

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении.

Синдбад 20 века в сказке польского классика. Что принёс новый век в облик героя и события его жизни

Навык выразительного чтения, устного словесного рисования, пересказа.

Умение работать в коллективе и индивидуально




28.05


18.

Урок повторения и обобщения изученного

Заключительный урок

Беседа по вопросам. Представление учащихся книг, прочитанных за год, рисунков н ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина

Знать

содержание и героев прочитанных произведений


Умение работать в коллективе и индивидуально

Уметь

пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Итоговые вопросы, выразительный пересказ, описание иллюстраций





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!