МКУ «УО» МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)
МБОУ «Мукучинская гимназия»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО зам.директора по УР директор гимназии
протокол № ________ /Иванов А.А./ ________ /Саввинова М.И./
от «__» ___2015г «__»________2015г. «__»____2015г.
Рабочая программа
по литературе в 5 классе на 2015-2016 уч.год
Разработала: Саввинова М.И.,
учитель русского языка и литературы
с.Сайылык 2015
Пояснительная записка
Основным предназначением образовательной области «Литература» в системе общего образования является формирование представления о литературе как виде искусства, постижение ее специфических внутренних законов, учащийся учится понимать связь литературного процесса с процессом историческим. Образование на уроках литературы неразрывно связано с воспитанием, так как очень сильно воздействие эмоциональной силы художественного слова.
Образовательная область «Литература» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможности применить знания основ наук. В основной школе «Литература» изучается с 5 по 9 класс.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендована Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», Москва, 2013 год. Она рассчитана на 70 часов при 2-х часовой учебной нагрузке в неделю. Программа обеспечена учебниками «Литература» 5 класс в двух частях, автор-составитель Т.Ф.Курдюмова, издательство «Дрофа», Москва, 2013 г.
Цель литературного образования определяется характером следующих задач:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать литературу для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
выстаивается цепочка базовых понятий сюжет – герой – жанр – автор в их взаимных связях.
По окончании 5-го класса ученик должен знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, основное развитие действия и др.)
Ученик должен уметь:
Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов.
Пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и т.д.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений.
Использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их.
Отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и т.д.).
Использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения.
работать с доступным справочным материалом.
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (иллюстрации и др.)
Планирование прохождения программы
Содержание | Кол-во часов | Теория литературы |
Введение | 2 | 1 |
Мифы народов мира | 5 | |
Устное народное творчество | 8 | |
Из литературы XIX века | 22 | 3 |
Литературная сказка (зарубежные и российские авторы) | 8 | |
Из литературы XX века | 18 | |
Путешествия и приключения | 6 | 1 |
Итого: | 70 | |
Содержание тем основного курса
Ведение – 2 часа
Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Литература как искусство слова. Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др.
Теория. Общее понятие о тропах и фигурах.
Мифы народов мира - 5 часов
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».
Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.
Устное народное творчество (фольклор) – 8 часов
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.
Теория. Сказка. Виды сказок.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Василиса Премудрая – главная героиня сказки. Василиса Премудрая, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. Столкновение и поединок Добра со Злом. Ошибка героя, преодоление препятствий и победа героев.
Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка.
Арабские сказки. Богатство и отражения жизни в сказках народов мира.«Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок.«Путешествия Синбада-морехода» как одна из сказок о путешествиях.
Теория. Путешествие как жанр.
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Теория. Пословица, поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Анекдот. Песня. Частушка.
Русская литература ХIХ века - 22 часа
Русская классическая ХIХ века. Славные имена русских писателей ХIХ века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.
Иван Андреевич Крылов. «Свинья под дубом». «Осел и мужик». Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Крылов. «Свинья под дубом».Обличение воинствующего невежества. Невежда и невежа. Злободневность морали басни «Свинья под дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели.
Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Мораль басни.
Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». «Руслан и Людмила». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина. Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение сказок, изученных в начальной школе). Поэма «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказкам. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Людмила – героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость красок сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.
Теория. Поэма. Двусложные стихотворные размеры русского стиха. Стопа. Ямб.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Листок». «Парус». «Из Гете». Детство поэта. Родное гнездо – тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения «Парус». «Из Гете», в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.
Теория. Рифма.
Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов популярных повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в рассказе о пропавшей грамоте. Язык повести.
Теория. Поверье. Быличка. Типы пересказов.
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).
Теория. Портрет в литературном произведении.
Поэтический образ Родины.
М.Ю.Лермонтов. «Кто видел Кремль в час утра золотой» (из поэмы «Сашка»). И.А.Некрасов. «Соловьи». И.С.Никитин. «Русь». Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Листья». «Есть в осени первоначальной». А.А.Фет. «Весенний дождь». «Летний вечер тих и ясен…». «Я пришел к тебе с приветом». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
Теория. Стихотворные размеры. Ямб и хорей.
Героическое прошлое России.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года «Бородино». Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого о знаменитой битве.
Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.
Лев Николаевич Толстой «Петя Ростов» (фрагменты из романа-эпопеи «Война и мир»). Детство Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и его герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель Пети.
Теория. Роман-эпопея. Эпизод. Фрагмент.
Михаил Афанасьевич Булгаков. («Петя Ростов») (фрагмент из инсценировки романа «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке.
Теория. Прозаический текст и его инсценировка.
Литература ХХ века – 18 часов
Богатство литературы ХХ века. Авторы произведении и герои нашего столетия. Неразрывная связь русской литературы ХIХ и ХХ веков. Сохранение традиций в литературе ХХ века. А.С.Пушкин в литературе ХХ века: И.А.Бунин, «26-е мая», А.А.Ахматова. «В Царском Селе», В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину», а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору). Любовь к Пушкину в стихах поэтов ХХ века.
Сказки писателей ХХ века – 8 часов
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке. Сказки писателей-ученых.
Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки».. О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Филька по прозвищу «Да ну тебя!» - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке Паустовского.
Теория. Пейзаж в сказке писателя.
Два «волшебных кольца» в сказках писателей ХХ века
Андрей Платонович Платонов. «Волшебное кольцо».
Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Герои сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора.
Теория. Фольклорная и литературная сказка.
Борис Викторович Шергин. «Волшебное кольцо». Жизнь потомственного морехода и его творчество. «Океан – море русское» и другие книги. Народные сказки в переработке Шергина. Герой сказки «Волшебное кольцо» Иван, его друзья и помощники. Общность нравственных оценок и художественное отличие от героев сказки Платонова и народной сказки. Активное использование художественных средств фольклора в сказке.
Теория. Разные варианты творческой переработки народных сказок.
Джералд Даррелл. «Говорящий сверток». Джеральд Даррелл – естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книга даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий сверток» - книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повести и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фантастической страны.
Теория. Роль и место словарей в жизни человека.
Джанни Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари – любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм». «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек». Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты. Их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».
Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенности и достоинства.
Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес», Владимир Владимирович Набоков. «Аня в стране чудес». Алиса и Аня – героини сказок.
Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В.В.Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Сказка ученого для детей и для взрослых.
Теория. Парадокс.
Лирика и проза двадцатого столетия – 8 часов
Русская литература ХХ века. Писатели и их судьбы. Герои литературы ХХ века.
Иван Алексеевич Бунин. «Детство». «сказка». «Первый соловей». «Канарейка». Бунин – поэт. Впечатления детства в его стихах: роль памяти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Мир воспоминаний в мире творчества.
Теория. Двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей).
Константин Дмитриевич Бальмонт. «снежинка». «Золотая рыбка». «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень», «Как я пишу стихи»). Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам.
Теория. Стихотворение и его воплощение в музыке.
Александр Иванович Куприн. «Мой полет». Куприн – один из самых популярных писателей начала ХХ века. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заикин и Куприн. Сюжет и поступок героев.
Теория. Очерк
Михаил Михайлович Зощенко. «Великие путешественники». «Золотые слова». Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Новый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Минька и Леля – герои цикла рассказов. Фантазия и находчивость юных путешественников. «Золотые слова» этих героев и их важность.
Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмористических рассказах.
Поэтический образ Родины 4 часа
А.А.Блок. «На лугу», «Ворона». С.А.Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга…», «Черемуха». М.М.Пришвин. «Времена года». Н.А.Заболоцкий. «оттепель». Д.Б.Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…». Н.М.Рубцов. «Звезда полей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов ХХ века.
Теория. Лирическая проза.
Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А.И.Фатьянов. «соловьи», А.Т.Твардовский. «Я убит под Ржевом», А.А.Ахматова. «Мужество». Г.Газматов «Журавли». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.
Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.
Современная литература 4 часа
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». «Игра».
Автобиографическое произведение писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.
Теория. Автобиографический рассказ.
Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Великой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия.
Теория. Название произведения.
Туве Янсон «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон . Мумии-троли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг.
Теория. Литературная сказка и иллюстрация.
Путешествия и приключения - 6 часов
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя.
Теория. «Робинзнада».
Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».
Теория. Гротеск. Литота.
Марк Твен. «Приключения тома Сойера». Марк Твен – мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия.
Теория. Прототип
Повторение -1 час
Результаты обучения в 5 классе
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
— умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).
Метапредметные результаты:
— овладение техникой составления плана;
— овладение различными типами пересказа;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
— умение формулировать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);
— формирование читательского мастерства:
умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного круга чтения.
Литература для учителя:
1. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений.
5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – Москва, Дрофа, 2009.
2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.
Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2013.
3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – Москва, Русское слово, 2001.
4.Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – Москва, Русское слово, 2002.
5.Мещерякова М.И.Литература в таблицах. – Москва, 2000.
6.Я иду на урок литературы: 5 класс. Книга для учителя. – Москва, Издательство «Первое сентября», 2001.
Литература для учащихся
. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.
Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2013.
Календарно-тематическое планирование
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | № урока | Тип урока | Система уроков | Содержание курса Лексика. Теория. Задания | Результаты обучения | Самостоятельное чтение Контроль | Литература. Наглядность |
предметные | личностные | метапредметные |
1 четверть ( 18 часов) |
03.09 | Акт.день 10.09 | 1. | Урок-беседа | Введение. Художественная литература как искусство слова | | Знать о целях и задачах нового учебного предмета «Литература | Формирование читательского мастерства | Уметь пересказывать текст | Правила для чтения | |
04.09 | Акт.день 11.09 | 2. | Вводный урок | Художественные приемы искусства слова | Тропы: эпитет, метафора, сравнение | Знать о понятии троп, различать эпитеты, сравнения, метафоры | Определять виды тропов, использовать тропы в собственной речи | | Самостоят работа | |
Мифы (5 часов) |
10.09 | 17.09 | 3. | Урок усвоения новых знаний | Мифы народов мира | миф | Знать понятия «миф», «мифология», классификацию мифов | Понимать значение мифов в жизни народа | Познакомить с различными сборниками по мифологии; | | |
11.09 | 18.09 | 4. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | Календарные мифы. Масленица | Масленица | Иметь представление о календарных мифах, знать историю праздника Масленицы | распознавать особенности славянской мифологии | Уметь пересказывать мифы | пересказ | |
17.09 | 24.09 | 5. | Урок усвоения новых знаний | Древнегреческие мифы. Мифы о Геракле | герой | Знать о богах и героях древнегреческих мифов | Формулирование собственного круга чтения | Вызвать интерес к греческим мифам | тест | |
18.09 | 25.09 | 6. | Урок чтения | Золотые яблоки Гесперид | | Знать о подвигах Геракла, умение анализировать | Умение дать доказательное суждение о прочитанном | Навык выразительного чтения и пересказа. | пересказ | |
24.09 | 01.10 | 7. | Урок-повторения | Повторение темы «Мифы» | | Систематизация знаний | | | Самостоят работа | |
| Фольклор (8 часов) |
25.09 | 02.10 | 8. | Урок усвоения новых знаний | Фольклор – УНТ. Русские народные сказки | фольклор | Знать термины «фольклор», «фольклористика», «былина». Знать жанры фольклора | | | | |
01.10 | 08.10 | 9. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | «Царевна-лягушка» | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам | Знать отличит ельные особенности жанра сказки; виды сказок. | Понимать значение сказок в жизни народа | выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода» | |
02.10 | 09.10 | 10. | комбинированный | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | Виды малых жанров фольклора | Знать: виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки. | Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора. | Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи | Распределение пословиц по тематике | |
08.10 | 15.10 | 11. | комбинированнвый | Загадки | Творческая работа ( придумать свои загадки) | |
09.10 | | 12. | Урок усвоения новых знаний | Анекдоты | Жанр анекдота. Жанровые особенности песен и частушек | Знать о происхождении жанра анекдота, жанровые особенности песен и частушек. | Умение работать в коллективе | Уметь сочинять частушку по заданному началу | | |
15.10 | 16.10 | 13. | Комбинированный урок | Песни. Частушки | Знать народные песни | | |
16.10 | 22.10 | 14. | Урок усвоения новых знаний | Народная драма | Особенности драматических произведений. Народная драма | Знать понятия «драма», «пьеса», «диалог», «монолог», «афиша», «реплика», «ремарка», «декорация». | Навык выразительного чтения | Чтение по ролям | Выступление по группам | |
22.10 | 23.10 | 15. | Урок повторения | Повторение темы «Фольклор» | Обобщение знаний по тема | | | | Самостоят работа тест | |
Литература 19 века (22 часа) |
23.10 | 29.10 | 16. | Урок усвоения новых знаний | И.А.Крылов. Что такое басня? | Басня, мораль, эзопов язык Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова | Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение. | Понимать: аллегорический смысл басен | Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором | | Прослушивание басен в актерском исполнении |
29.10 | | 17. | Урок чтения и обсуждения | Басня «Свинья под Дубом» | «Осёл и Мужик» | |
30.10 | 30.10 | 18. | Урок усвоения новых знаний | А.С.Пушкин. юный Пушкин в Царском Селе | Биография юного Пушкина | Знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина | Формирование собственного отношения к личности Пушкина | Умение пересказывать, извлекать самое главное и важное | пересказ | |
Примечание: Из запланированных 18 уроков проведено 16. Причина: актированные дни в начале учебного года. Пропущенные уроки уплотнены. |
2 четверть (14 часов) |
12.11 13.11 19.11 20.11 | 12.11 13.11 19.11 20.11 | 1-4. | Урок усвоения новых знаний | «Руслан и Людмила» | Пролог. Мир пушкинской сказки. Сюжет и герои поэмы. Роль автора-рассказчика. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок | Уметь находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства о определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении | Понимать нравственную проблематику литературных произведений | Навык выразительного чтения, пересказа и анализа текста, характеристики героев | | |
26.11 | 26.11 | 5. | Урок-практикум | Теория литературы. Повествование, описание, рассуждение | Повествование, описание, портрет, интерьер, пейзаж | Знать типы речи | Различать типы речи в литературных произведениях | Уметь составлять тексты с различными типами | задания | |
27.11 | 27.11 | 6. | Уроки усвоения новых знаний | Лирика Пушкина. «Няне», «Зимний вечер» | Пейзажная лирика, её своеобразие. Мастерство Пушкина в создании картин зимнего пейзажа | Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста | Знание наизусть лирики Пушкина | выразительное чтение поэтического текста | наизусть | |
03.12 | 03.12 | 7. | «Зимнее утро» | Наизусть | |
04.12 | 04.12 | 8. | Урок-практикум | Теория литературы. Стихи и проза | Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь | Знать теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. | Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью. | Уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам | Самостоят работа | |
10.12 | 10.12 | 9. | Урок усвоения новых знаний | М.Ю.Лермонтов. Лирика. | Детство Лермонтова. Своеобразие лирики. Рифма | Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста. Знать понятие «рифма». | Знание наизусть | Выразительное чтение | наизусть | |
11.12 17.12 | 11.12 Акт.день | 10-11. | Уроки усвоения новых знаний | Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота» | Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Пропавшая грамота». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа | Знать сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Понимать лексику повести «Пропавшая грамота» | Уметь выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению | Составление плана повести Пересказ по плану | |
18.12 | Акт.день 24.12 | 12. | Урок изучения нового материала | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | Слово об И.С. Тургеневе История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. | Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму». | Понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя | Уметь выступать с сообщениями на литературную тему | вопросы | |
24.12 | | 13 | Урок-беседа | Герасим и его окружение. Появление Муму | Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Обсуждение крепостничества в рассказе Словарная работа | Знать сюжет и содержание рассказа. | Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения | Уметь характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов | Сравнительная характеристика героев | |
25.12 | 25.12 | 14 | Урок-беседа | Смысл финала рассказа | Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. интерьер как средство характеристики героев. изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа | Знать теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола. . | Понимать роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения | Уметь прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выборочный пересказ Вопросы и задания | |
Примечание: проведено 12 уроков вместо 14. 2 урока – актированные дни. Во время актированных дней учащиеся дома читали рассказ «Муму» Тургенева, поэтому прошли тему блочным методом. |
3 четверть (20 часов) |
14.01 15.01 | 14.01 15.01 | 1-2. | Урок-концерт (выступление) | Поэтический образ Родины | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. | Знать: содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. | Понимать: значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. | Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи | Наизусть рисунок | |
21.01 | 21.01 | 3. | Урок-практикум | Теория. Стихотворные размеры | Двусложные размеры. Ямб, хорей | Определениестихотворного размера | Знание наизусть поэтических текстов | Составление собственного стихотворного текста | задания | |
22.01 28.01 | 22.01 28.01 29.01 03.02 | 4-5. | Уроки усвоения новых знаний | Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов «Бородино» | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино» | Понимать патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям. | Уметь выразительно читать стихотворение наизусть | Л.Н.Толстой «Петя Ростов», М.А.Булгаков «Петя Ростов» | |
Литература 20 века (18 часов) |
29.01 | 05.02 | 6. | комбинированный | Связь веков. Образ Пушкина в поэзии поэтов 20 века | Лирика. Связь веков в поэзии 20 века | Иметь представление о том, что самые яркие имена предшествующих веков живут в памяти поколений. | Навык выразительного чтения | Умение подбирать агрументы | И.Бунин «26-е мая» А.Ахматова «В Царском Селе» В.Рождественский «Памятник юноше Пушкину» | |
Литературные сказки 19-20 веков (8 часов) |
04.02 | 11.02 | 7. | Урок усвоения новых знаний | К.Г.Паустовский «Рождение сказки» | Литературная сказка. Психологические причины постоянного рождения сказок | Знать понятия «литературная сказка», «народная сказка». Навык выразительного чтения | Формирование читательского мастерства | Навыки художественного пересказа | пересказ | |
05.02 | 12.02 | 8. | | Х.К.Андерсен «Снежная королева» | Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа | Знать сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева». | Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям. | Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки | | |
11.02 | 18.02 | 9. | Урок-беседа | Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. выборочный аналитический пересказ | Знать сюжет и содержание сказки. | Понимать в чем заключается истинная красота и сила; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. | Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним | Выборочный пересказ Характеристика героев | |
12.02 | 19.02 | 10. | Урок усвоения новых знаний | А.П.Платонов «Волшебное кольцо» | Народная и литературная сказка. Сопоставление сюжетов. Идея | Навык аналитического чтения, приёмов сопоставления | Умение работать в парах | составлять план произведения | Выборочный пересказ | |
18.02 | 25.02 | 11. | Урок усвоения новых знаний | Дж.Родари «Сказки по телефону» | Жизнь и творчество Дж. Родари. Философский смысл сказок. Стремительные сюжеты. Активные герои. Лаконизм и афористичность повествования | Умение и навык выразительного и аналитического чтения | Умение работать в группе | Овладение различными типами пересказа | пересказ | |
19.02 | 26.02 | 12. | Урок усвоения новых знаний | В.В.Набоков «Аня в Стране чудес» | История создания перевода. Любознательность героини. | Аналитическое чтение | Уметь находить фантастическое и реальное | Характеристика героини | Составление плана | |
25.02 | 04.03 | 13 | Урок усвоения новых знаний | Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно» | Трилогия. Сказочная повесть, её содержание. Характеристика героя. | | | | | |
26.02 | 05.03 | 14 | Урок-беседа | «Огонь» и «полымя» в жизни героев повести Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». | | Словарная работа | | Навыки пересказа | Вопросы и задания | |
Проза русских писателей 20 столетия (3 часа) |
04.03 | 11.03 | 15. | Урок усвоения новых знаний | И.С.Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Биография И. С. Шмелёва. Образ Чехова в рассказе. Стиль писателя | Знать о времени, когда жили герои. Характеристика героя через его речь | Новый взгляд на личность Чехова | Умение находить в произведении отношение автора к описываемому | Сжатый пересказ | |
05.03 | 12.03 | 16. | Урок усвоения новых знаний | Е.И.Замятин «Огненное «А» | Творчество Е. Замятина. Несобственно-прямая речь. Юмор | Знать содержание рассказа. Навык комментированного чтения. | Умение работать в группе | Умение определять характер героев по поступкам | Свободный пересказ | |
11.03 | 18.03 | 17. | Урок усвоения новых знаний | А.И.Куприн «Мой полет» | Очерк. Жанр. | Знать содержание очерка. Знать термины»очерк», «жанр». Навык аналитического пересказа | Умение работать в группе | Исторические комментарии по рассказу | Свободный пересказ | |
Образ Родины в лирике и прозе 20 века (3 часа) |
12.03 18.03 | 20.03 | 18-19. | Уроки-практикумы | Образ Родины в лирике и прозе 20 века | Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы | Знать содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть. использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять поэтические тексты друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи | Понимать лирический пафос стихотворений знание наизусть лирических текстов | Уметь выразительно читать стихотворение; | Наизусть рисунок | |
19.03 | 03.02 | 20. | Урок-контроль | Повторение | Систематизация пройденного | | | | задания | |
Примечание: проведено 20 уроков из 20 запланированных. |
4 четверть (18 часов) |
01.04 02.04 | | 1-2. | Уроки усвоения нового материала | Мир наших братьев меньших. | Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим в «Песни о собаке» С. А. Есенина. Гуманное отношение человека к животным в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | Знать жизнь и творчество В. Маяковского, С. Есенина. Сюжетыстихотворений. Монолог. Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения | Формирование читательского мастерства. Чтение наизусть | Умение формулировать доказательственные выводы | С.А.Есенин «Песнь о собаке» В.В..Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | |
08.04 09.04 | | 3-4. | Уроки-практикумы (выступления) | Героическое прошлое России. Общий обзор | Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. | Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям. е | Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтени | А.И.Фатьянов «Соловьи», А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом», А.Ахматова «Мужество», Р.Г.Гамзатов «Журавли» | |
15.04 | | 5. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Современная литература. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» | Слово о В.П. Астафьеве. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование | Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». | Понимать как формировался характер героя. | Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины | | |
16.04 | | 6. | Урок-беседа | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу | Знать сюжет и содержание рассказа. | Понимать необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил. | Уметь прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации | Вопросы и задания | |
22.04 | | 7. | Урок развития речи | Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Обсуждение тем сочинения: 1.Что помогло Васютке выжить в тайге? 2.Законы тайги. 3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя | Знать содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. | Понимать оптимистический, гуманистический пафос произведения. | Уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике | |
23.04 29.04 | | 8-9. | Уроки усвоения новых знаний | Т.Янссон «Последний в мире дракон» | подтекст | Навык аналитического и углубленного чтения, выразительного чтения. Знать понятие «подтекст». | | | | |
Путешествия и приключения (6 часов) |
30.04 06.05 | | 10-11 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы | Знать сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо». | Понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении. | Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя | Вопросы Выборочный пересказ | |
07.05 | | 12 | Урок усвоения новых знаний | Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя. | История создания книги. Ирония. Видеофильм. Двойственный характер главного героя. Гротеск. Гипербола. Литота | Знать понятие «ирония». Навык выразительного чтения | Понимать позицию автора и него отношение к герою | Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя | | |
13.05 | | 13 | Урок усвоения новых знаний | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору). | Жизнь и творчество М. Твена (краткое знакомство). Работа с текстом. Прототип | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». | Понимать: позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения | Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания | |
14.05 | | 14 | Урок усвоения новых знаний | А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. | Краткое знакомство с жизнью и творчеством писательницы. Стилевые особенности произведения. Трилогия. Детективный сюжет | Знать сведения о жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); сюжет и содержание «Приключений Калле Блюмквиста» | Понимать позицию автора и него отношение к герою | Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа | | |
20.05 | | 15. | Урок-практикум | Теория. Сюжет и композиция художественного произведения | Сюжет и композиция. Завязка. Кульминация. Развязка | Уметь анализировать художественное произведение | Умение определять собственное отношение к прочитанному | Умение формулировать даказательственные выводы | задания | |
21.05 | | 16 | Урок усвоения новых знаний | Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века | Рассказ о поэте Н. Гумилёве. Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века. | Навык выразительного чтения, устного словесного рисования, пересказа. | Умение работать в коллективе и индивидуально | | | |
27.05 | | 17 | Урок усвоения новых знаний | Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении. | Синдбад 20 века в сказке польского классика. Что принёс новый век в облик героя и события его жизни | Навык выразительного чтения, устного словесного рисования, пересказа. | Умение работать в коллективе и индивидуально | | | |
28.05 | | 18. | Урок повторения и обобщения изученного | Заключительный урок | Беседа по вопросам. Представление учащихся книг, прочитанных за год, рисунков н ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина | Знать содержание и героев прочитанных произведений | Умение работать в коллективе и индивидуально | Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Итоговые вопросы, выразительный пересказ, описание иллюстраций | |