СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Г.С. Меркина по ФГОС ООО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа написана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, состоит из 3-х разделов и КТП. Предназначена для работы по учебнику Г.С. Меркина, рассчитана на 105 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«КТП»

урока

Тема урока

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Планируемая

Фактическая

Планируемая

Фактическая

Введение (1 час)


1.

Книга в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.







Из греческой мифологии (3 часа)


2.

Мифы о героях. Миф «Пять веков».








3.

Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.







4.

Миф «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла. Значение древнегреческих мифов.







Из устного народного творчества (3 часа)


5.

Нравственный идеал русского фольклора. Легенда «Солдат и смерть».








6.

Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана».







7.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Добро и зло.








Из древнерусской литературы (4 часа) из них 1 урок р/р


8.

Особенности и жанры древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».







9.

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».







10.

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.







11.

Р/Р Нравственная проблематика и поучительный характер древнерусской литературы.







Из русской литературы XVIII века (3 часа)

М.В. Ломоносов


12.

М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.







13.

«Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». Тема и основные мотивы стихотворения.







14.

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий.







Из русской литературы XIX века (50 часов)


В.А. Жуковский (3 часа)


15.

В.А. Жуковский. Личность и судьба. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр элегии.







16.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского. «Светлана». Творческая история

баллады.







17.

Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык, образы, тема, идея.







А.С. Пушкин (12 часов) из них 5 уроков р/р (1 урок – домашнее сочинение)


18.

Лицей в жизни и творческой биографии

А.С. Пушкина.







19.

Тема «барства дикого» в стихотворении

А.С. Пушкина «Деревня».







20.

Р/Р А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Анализ стихотворений.







21.

Р/Р Конкурс выразительного

чтения стихотворений А.С. Пушкина.







22.

Стихотворные размеры, ритм. Двусложные размеры стихосложения.







23.

Историческая эпоха в романе А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Прототипы.







24.

Р/Р. Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова. Причины ссоры героев.







25.

Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств. Отец и сын Дубровские.







26.

Владимир Дубровский — доблестный

офицер, учитель и благородный разбойник.







27.

Владимир Дубровский и Маша

Троекурова.







28.

Р/Р (домашнее сочинение). Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».







29.

Р/Р Анализ письменных работ.

А.С. Пушкин и современность.







М.Ю. Лермонтов (6 часов) из них 1 урок р/р, 1 урок - контрольное тестирование


30.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.








31.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».







32.

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».







33.

Трагическое одиночество человека. Анализ стихотворений «На севере диком стоит одиноко…», «Листок».







34.

Р/Р Конкурс творческих работ. Чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.








35.

Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.







Н.В. Гоголь (7 часов) из них 3 урока р/р (1 урок – классное сочинение)


36.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: история создания и историческая основа повести.







37.

«Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Н.В. Гоголя.







38.

Р/Р Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (портрет, характеры, типы, речь).







39.

Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев.







40.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. Смысл финала.







41.

Р/Р Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника (обучение сочинению)







42.

Р/Р (классное сочинение). Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»







И.С. Тургенев (4 часа)


43.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.







44.

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.







45.

Трагическое одиночество героя в рассказе «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя.







46.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева. Анализ стихотворения «В дороге».







Н.А. Некрасов (2 часа)


47.

Н.А. Некрасов. Образ русской женщины в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…».







48.

Женщина-мать в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…». Трёхсложные размеры стиха.







Л.Н. Толстой (6 часов) из них 3 урока р/р (1 урок - домашнее сочинение)


49.

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».







50.

Взаимоотношения в семье в повести «Детство». Анализ глав «Maman», «Детство».







51.

Главные качества родителей в понимании Л.Н. Толстого. Анализ глав «Что за человек был мой отец?», «Папа».







52.

Р/Р Анализ самостоятельно выбранных глав повести Л.Н. Толстого «Детство».







53.

Р/Р Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».







54.

Р/Р (домашнее сочинение). Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Л.Н. Толстого.







В.Г. Короленко (5 часов) из них 2 урока р/р (1 урок – домашнее сочинение-рассуждение)


55.

В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе».







56.

Проблемы взаимопонимания, доброты и справедливости в повести «В дурном обществе».







57.

Р/Р Роль дружбы в жизни героев повести. Художественный пересказ главы VII.







58.

Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».







59.

Р/Р (домашнее сочинение). Диспут «Как я поступил бы на месте героя…». Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.







А.П. Чехов (5 часов) из них 1 урок р/р, 1 урок в/ч


60.

А.П. Чехов – мастер детали. Рассказ «Шуточка». Отношение автора к героям.







61.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Тема, приемы создания комического эффекта. 







62.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Налим».







63.

Р/Р Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».







64.

В/Ч Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».







Из русской литературы XX века (27 часов)


И.А. Бунин (3 часа)


65.

И.А. Бунин. Жизнь и судьба. Мир природы и человека в произведениях писателя.







66.

Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».







67.

И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.







А.И. Куприн (4 часа) из них 1 урок р/р


68.

А.И. Куприн. Личность писателя. Рассказ «Белый пудель». Основные темы, характеристика образов.







69.

Внутренний мир человека и его художественное раскрытие в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель».







70.

«Тапёр» - рождественский рассказ А.И. Куприна.







71.

Р/Р Письменный отзыв об эпизоде произведения А.И. Куприна.







Ф.М. Достоевский (1 час) – урок в/ч


72.

В/Ч Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».







С.А. Есенин (3 часа) из них 1 урок р/р


73.

С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке»: творческая история, автор и его герои.







74.

Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...».







75.

Р/Р В мире художественного слова С.А. Есенина. Чтение и анализ стихотворений.







М.М. Пришвин (4 часа) из них 1 урок р/р (домашнее сочинение)


76.

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.







77.

Настя и Митраша. Выявление свойств характера героя.







78.

Смысл названия сказки-были. Правда Антипыча. Идея произведения.







79.

Р/Р (домашнее сочинение). Обучение написанию сочинения-отзыва по сказке-были «Кладовая солнца».







Ю.П. Казаков, В.П. Астафьев (1 час) – урок в/ч

80.

В/Ч Образы животных в литературе. Рассказы Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», В.П. Астафьева «Жизнь


Трезора».







А.А. Ахматова (2 часа)


81.

А.А. Ахматова. Темы и образы поэзии. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество».







82.

А.А. Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля». Любовь к Родине.







Из поэзии о Великой Отечественной войне (2 часа) из них 1 урок р/р

83.

Изображение войны в поэзии М.В. Исаковского, С.С. Орлова, К.С. Симонова, Д.С. Самойлова, Р. Гамзатова.







84.

Р/Р Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной».







В.П. Катаев (1 час) – урок в/ч


85.

В/Ч Образы детей в произведениях о войне. Повесть В.П. Катаева «Сын полка».







В.П. Астафьев (4 часа) из них 2 урока р/р (1 урок – -сочинение-рассказ)


86.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Быт и жизнь деревни в послевоенные годы.







87.

Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой».







88.

Р/Р Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки. Выявление мотивов поступка.







89.

Р/Р Творческая работа (сочинение-рассказ) по рассказу В.П. Астафьева


«Конь с розовой гривой».







Н.М. Рубцов (2 часа)


90.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворение «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении.







91.

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». Тема Родины, образный строй стихотворения. 







Из зарубежной литературы (7 часов)


92.

Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».







93.

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.







Я. и В. Гримм (2 часа) из них 1 урок р/р


94.

Литературная сказка. Братья Я. и В. Гримм. Краткие сведения о писателях. Тематика, проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка».







95.

Р/Р Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.







О. Генри (2 часа)


96.

Краткие сведения об О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Жанровые


признаки, тема детства.







97.

О. Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.








Дж. Лондон (1 час)

98.

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Гимн мужеству и отваге. «Любовь к жизни»: сюжет и основные образы, воспитательный смысл.







ИТОГИ ГОДА (2 часа) из них 1 урок - контрольная работа, 1 урок – р/р


99.

Контрольная работа за курс литературы 6 класса.







100.

Р/Р Итоговый урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения.







101.


РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ







102.







103.







104.







105.









Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литература 6 класс»


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»


Личностными результатами освоения предмета «Литература» являются:


  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • Формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

  • Значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи).

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

  • Использование различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.

  • Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

  • Потребность в самовыражении через слово.

  • Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.


Метапредметными результатами освоения предмета «Литература» являются:


  • Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  • Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • Смысловое чтение.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  • Опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.

  • Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами освоения предмета «Литература» являются:



  • Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

  • Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

  • Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры.

  • Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

  • Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

  • Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:


1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Наиболее важные предметные умения, формируемые у учащихся в результате освоения программы по литературе в 6 классе:


  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


При оценке предметных результатов обучения литературе учитываются несколько основных уровней сформированности читательской культуры. Они представлены ниже:


Уровень

Характеристика

Основные виды деятельности

I уровень - наивно-реалистическое восприятие литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни

(5-6 классы).

Способность читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

Акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

II уровень - понимание обусловленности особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции отсутствуют (7-8 классы).

Формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Аргументированно отвечает на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

Устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа.

III уровень - умение воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел (9 класс).

Умеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

Устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.


По окончании 6 класса учащиеся должны знать и применять на практике

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.



В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

  • давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.



В результате освоения программы 6 класса учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:

Познавательная деятельность

  • Умение разделять тексты на абзацы; выделение главного содержания прочитанного в виде тезисов.

  • Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

  • Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.



Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Рефлексивная деятельность

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

















  1. Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе



ВВЕДЕНИЕ

Книга в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.

Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Универсальные учебные действия: работа с учебником; выразительное чтение; устное рассуждение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература и другие виды искусства.

Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о роли чтения, книги и искусства в жизни человека и общества.



ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ


Мифы о героях. Миф «Пять веков».

Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.

Миф «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла. Значение древнегреческих мифов.

Отражение в древнегреческих мифах представлений о древней человеческой истории, героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»; Г. Моро «Гесиод и Муза»); изобразительное искусство (отражение мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве; репродукции картин Г.Ф. Фюгера «Прометей несет людям огонь», П.П. Рубенса «Прометей прикованный и др.); произведения декоративно-прикладного искусства; скульптура; кино по мотивам древнегреческих мифов.

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике художественной идеи мифа.


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА


Нравственный идеал русского фольклора. Легенда «Солдат и смерть».

Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Добро и зло.

Легенды, предания, сказки.

Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Универсальные учебные действия: художественный пересказ; сказывание сказки, запись фольклорных произведений.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В. и Я. Гримм «Смерть кума»; миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»); изобразительное искусство (иллюстрации И.Я. Билибина, В.М. Васнецова); музыка, кино, мультипликация.

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике отношения народа к смерти.

Творческая работа: сочинение сказки; творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников».


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Особенности и жанры древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.

Развитие речи. Нравственная проблематика и поучительный характер древнерусской литературы.

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к Родине, мужество и др.).

Теория литературы: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.М. Языков «Евпатий»; музыка (М.П. Мусоргский. Ария Пимена из оперы «Борис Годунов»); ИЗО (иллюстрации В.А. Фаворского к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра, Б.А. Чориков и др.)

Метапредметные ценности: формирование интереса к истории Древней Руси.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


М.В. ЛОМОНОСОВ


М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

«Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». Тема и основные мотивы стихотворения.

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Выявление сущности взаимодействия поэта и государственного деятеля. Идеал личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству.

Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Ломоносов и Анакреон; Н.М. Олейников «Из жизни насекомых»); ИЗО (Л. С. Миропольский. Портрет Ломоносова М.В.; Ф.И. Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова).

Метапредметные ценности: формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, человеке определённой эпохи, системы взглядов; воспитание идеала бескорыстного служения на благо Отечества.

Творческая работа: устный портрет М.В. Ломоносова.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


В.А. ЖУКОВСКИЙ


В.А. Жуковский. Личность и судьба. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Жанр элегии.

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.

Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык, образы, тема, идея.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. Своеобразие сюжета баллады. Народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.

Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященные В.А. Жуковскому; баллада В.А. Жуковского «Людмила»); изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского художников О.А. Кипренского, Е.И. Эстеррейха, К.П. Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.); музыка (романсы на стихи Жуковского, А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др.).

Метапредметные ценности: формирование исследовательских навыков и логического мышления.


А.С. ПУШКИН


Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

Развитие речи. А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Анализ стихотворений.

Развитие речи. Конкурс выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина.

Стихотворные размеры, ритм. Двусложные размеры стихосложения.

Историческая эпоха в романе А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Прототипы.

Развитие речи. Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова. Причины ссоры героев.

Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств. Отец и сын Дубровские.

Владимир Дубровский — доблестный офицер, учитель и благородный разбойник.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Развитие речи. Анализ письменных работ. А.С. Пушкин и современность.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы. Интерес к истории России: роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба 19 века»; подбор цитат для ответа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ благородного разбойника в фольклоре и литературе); изобразительное искусство (портреты А.С. Пушкина, портреты лицеистов; гравюры с изображением Лицея; иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульникова; репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.; рисунки учащихся); музыка (прослушивание музыкальных записей: Н.А. Римский – Корсаков «Редеет облаков летучая гряда…»; ария Дубровского «Итак, всё кончено…» из оперы Э.Ф. Направника «Дубровский»).

Метапредметные ценности: воссоздание особой лицейской атмосферы; примеры нравственного поведения, порядочности, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ


М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

Трагическое одиночество человека. Анализ стихотворений «На севере диком стоит одиноко…», «Листок».

Развитие речи. Конкурс творческих работ. Чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.А. Жуковский «Листок»; В.А. Луговской «Кленовый лист»); изобразительное искусство (портреты М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.И. Шишкина, К.А. Айвазовского; иллюстрации А.М. Васнецова, В.А. Замирайло и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е. Варламов «Белеет парус одинокий…).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся на основе работы с поэтическими произведениями.

Творческая работа: составление ассоциативных рядов со словами парус и море.


Н.В. ГОГОЛЬ


Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: история создания и историческая основа повести.

«Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Н.В. Гоголя.

Развитие речи. Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (портрет, характеры, типы, речь).

Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. Смысл финала.

Развитие речи. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника.

Развитие речи. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Метапредметные ценности: развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс знатоков; подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».


И.С. ТУРГЕНЕВ


И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

Трагическое одиночество героя в рассказе «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева. Анализ стихотворения «В дороге».

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (конкурс рисунков; устное рисование); музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).

Творческая работа: составление ассоциативных рядов; конкурс рисунков.


Н.А. НЕКРАСОВ


Н.А. Некрасов. Образ русской женщины в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…».

Женщина-мать в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…». Трёхсложные размеры стиха.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (живопись художников-передвижников; репродукции картин: И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова; А.Г. Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).

Метапредметные ценности: формирование представлений о гражданской позиции.

Творческая работа: микросочинение с предложенным финалом либо заданным эпиграфом, виртуальная экскурсия по некрасовским местам, литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».


Л.Н. ТОЛСТОЙ


Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

Взаимоотношения в семье в повести «Детство». Анализ глав «Maman», «Детство».

Главные качества родителей в понимании Л.Н. Толстого. Анализ глав «Что за человек был мой отец?», «Папа».

Развитие речи. Анализ самостоятельно выбранных глав повести Л.Н. Толстого «Детство».

Развитие речи. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Л.Н. Толстого.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»); ИЗО (репродукции картин Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой «Семейный вечер», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален); формирование первоначальных представлений о философском учении Л.Н. Толстого.

Творческая работа: сочинение – зарисовка; составление комментария к афоризмам Л.Н. Толстого.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Спешите делать добрые дела…»


В.Г. КОРОЛЕНКО


В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе».

Проблемы взаимопонимания, доброты и справедливости в повести «В дурном обществе».

Развитие речи. Роль дружбы в жизни героев повести. Художественный пересказ главы VII.

Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Развитие речи. Диспут «Как я поступил бы на месте героя…». Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Г. Короленко «История моего современника»); ИЗО (репродукция картин Ф.С. Журавлева «Дети-нищие», П.Н. Чистякова «Нищие дети», В.Г. Перова «Тройка», «Спящие дети», А.Г. Венецианова «Захарка», В. А. Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», В.М. Васнецова «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование);

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о сострадании, добре и доброте.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Возможные виды внеурочной деятельности: диспут «Как я поступил бы на месте героя…»


А.П. ЧЕХОВ


А.П. Чехов – мастер детали. Рассказ «Шуточка». Отношение автора к героям.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Тема, приемы создания комического эффекта.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Налим».

Развитие речи. Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Внеклассное чтение. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим», «Лошадиная фамилия»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; работа с терминами; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В. Шишмарёвой, Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.

Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему или создание компьютерной презентации.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


И.А. БУНИН


И.А. Бунин. Жизнь и судьба. Мир природы и человека в произведениях писателя.

Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».

И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: составление словаря языка персонажа; лексическая работа; выразительное чтение, в том числе наизусть; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; работа с учебником; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.А. Бунин «Мать», «Сверчок»; К.Г. Паустовский. Отрывок из очерка «Исаак Левитан»); ИЗО (И.И. Левитан «Октябрь); музыка (П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»).

Метапредметные ценности: формирование чувства единства с миром природы, гуманистического мировоззрения.




А.И. КУПРИН


А.И. Куприн. Личность писателя. Рассказ «Белый пудель». Основные темы, характеристика образов.

Внутренний мир человека и его художественное раскрытие в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель».

«Тапёр» - рождественский рассказ А.И. Куприна.

Развитие речи. Письменный отзыв об эпизоде произведения А.И. Куприна.

Детские годы писателя. Рассказ «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; работа с учебником; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; экскурсия по выставке репродукций русских художников; прослушивание музыкальной композиции.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (репродукции картин, посвященных изображению Крыма: И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский и др.); музыка (Ф. Лист «Венгерская рапсодия», А.Г. Рубинштейн»).

Метапредметные ценности: воспитание чувства собственного достоинства.

Творческая работа: конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ


Внеклассное чтение. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».


С.А. ЕСЕНИН


С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке»: творческая история, автор и его герои.

Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...».

Развитие речи. В мире художественного слова С.А. Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами, работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Г.И. Анфилов «Собака»); ИЗО (К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня»); фотографии С.А. Есенина.

Творческая работа: составление словаря тропов и фигур, встречающихся в изученных стихотворениях С.А. Есенина.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).


М.М. ПРИШВИН


М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

Настя и Митраша. Выявление свойств характера героя.

Смысл названия сказки-были. Правда Антипыча. Идея произведения.

Развитие речи. Обучение написанию сочинения-отзыва по сказке-были «Кладовая солнца».

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами, работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (иллюстрации Е.М. Рачева «Митрашка в болоте», «Рогатый великан», «Настя возле черного пня», «Митрашка и Травка», «Заяц»; устное рисование).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений о природе и человеке.

Творческая работа: сочинение-отзыв, конкурс рисунков.

Краеведение: места, описанные в сказке-были.


Ю.П. КАЗАКОВ, В.П. АСТАФЬЕВ


Внеклассное чтение. Образы животных в литературе. Рассказы Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», В.П. Астафьева «Жизнь Трезора».


А.А. АХМАТОВА


А.А. Ахматова. Темы и образы поэзии. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество».

А.А. Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля». Любовь к Родине.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; беседа; обсуждение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (война в лирике поэтов 40-ых годов XX века); фотография А.А. Ахматовой; ИЗО (военный плакат).

Метапредметные ценности: воспитание патриотизма.


Из ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Изображение войны в поэзии М.В. Исаковского, С.С. Орлова, К.С. Симонова, Д.С. Самойлова, Р. Гамзатова.

Развитие речи. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной».

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

Теория литературы: мотив, художественные средства.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; чтение наизусть; литературно – музыкальная композиция.

Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (композитор М. Блантер, стихи М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом», Д.Д, Шостакович. Седьмая симфония, музыка Я. Френкеля, стихи Р.Г. Гамзатова «Журавли» в исполнении М. Бернеса); ИЗО (плакат «Родина - мать зовёт», репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа»).

Краеведение: поты-земляки о Великой Отечественной войне.

Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.


В.П. КАТАЕВ


Внеклассное чтение. Образы детей в произведениях о войне. Повесть В.П. Катаева «Сын полка».


В.П. АСТАФЬЕВ


В.П. Астафьев. Слово о писателе. Быт и жизнь деревни в послевоенные годы.

Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой».

Развитие речи. Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки. Выявление мотивов поступка.

Развитие речи. Творческая работа (сочинение-рассказ) по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.

Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беда; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.

Внутрипредметные и межпредметные связи: фотография В.П. Астафьева; ИЗО (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»; В.М. Сидоров «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы», «Гаснет день», «Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»).

Метапредметные ценности: воспитание интереса к истории России.


Н.М. РУБЦОВ


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворение «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении.

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». Тема Родины, образный строй стихотворения.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»; ИЗО (иллюстрации в учебнике; репродукция картины И.И. Левитана «Тихая обитель»; устное рисование).

Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических и мировоззренческих представлений.

Творческая работа: устное сочинение – миниатюра «Тихая моя родина», выпуск литературной газеты «Родина моя…»


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

Теория литературы: сказка (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература («Второе путешествие Синдбаде»); ИЗО (создание иллюстрации к произведению; персидский пейзаж)

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.


Я. и В. ГРИММ


Литературная сказка. Братья Я. и В. Гримм. Краткие сведения о писателях.

Тематика, проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка».

Развитие речи. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет

Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ разных типов; выразительное чтение; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление русской сказки ос сказкой братьев Гримм); ИЗО (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).

Метапредметные ценности: формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.


О. ГЕНРИ


Краткие сведения об О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Жанровые признаки, тема детства.

О. Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; рассказ от другого лица; выразительное чтение; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).

Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщения о библейских сюжетах.

Творческая работа: устное рисование.


ДЖ. ЛОНДОН


Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Гимн мужеству и отваге.

Дж. Лондон «Любовь к жизни»: сюжет и основные образы, воспитательный смысл.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р. Кента.

Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (репродукции картин Р. Кента «Вид Лисьего острова зимой», «лето», «Аляска. Зима», «Медвежий ледник», «Замерзший водопад. Аляска»); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).

Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.


Контрольная работа за курс литературы 6 класса.

Развитие речи. Итоговый урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения.

Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций, реализация полученных знаний.


Произведения для заучивания наизусть в 6 классе


М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).



Произведения для домашнего чтения в 6 классе


Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из героического эпоса

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Кубок».

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три — по выбору).

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег...»

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»

И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте,

на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя».

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

Из зарубежной литературы

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского).




















  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Название разделов, тем программы

Количество часов

Из них контрольных работ, уроков развития речи, уроков внеклассного чтения

Введение

1


Из греческой мифологии

3


Из устного народного творчества

3


Из древнерусской литературы


4

1

р/р

Из русской литературы XVIII века.

М.В. Ломоносов

3


Из русской литературы XIX века

50

15 р/р (из них 4 сочинения)

1 к/р

1 в/ч


В.А. Жуковский

3


А.С. Пушкин

12

5 р/р

(из них

1 сочинение)

М.Ю. Лермонтов

6


1 р/р, 1 к/р

Н.В. Гоголь

7

3 р/р

(из них

1 сочинение

И.С. Тургенев

4


Н.А. Некрасов

2


Л.Н. Толстой

6

3 р/р

(из них

1 сочинение

В.Г. Короленко

5

2 р/р

(из них

1 сочинение

А.П. Чехов

5

1 р/р,

1 в/ч

Из русской литературы XX века


27


6 р/р (из них 2 сочинения)

3 в/ч


И.А. Бунин

3


А.И. Куприн

4

1 р/р

Ф.М. Достоевский

1

1 в/ч

С.А. Есенин

3

1 р/р

М.М. Пришвин

4

1 р/р (сочинение)

Ю.П. Казаков, В.П. Астафьев

1

1 в/ч

А.А. Ахматова

2


Из поэзии о Великой Отечественной войне

2

1 р/р

В.П. Катаев

1

1 в/ч

В.П. Астафьев

4

2 р/р (из них 1 сочинение)

Н.М. Рубцов

2


Из зарубежной литературы

7

1 р/р

«Сказка о Синдбаде-мореходе».

2


Я. и В. Гримм

2

1 р/р

О. Генри

2


Дж. Лондон

1


Контрольная работа за курс литературы 6 класса.

1

1 к/р

Итоговый урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения.

1

1 р/р

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ

5


ИТОГО:

105

24 р/р (из них 6 сочинений)

2 к/р

4 в/ч

резервных уроков - 5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!