СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс (под ред. А.Г. Кутузова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе и авторской программы под руководством А. Г. Кутузова. Программа по литературе (5-11) классы. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичев и другие. Под редакцией Кутузова. – М.: Дрофа, 2000.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс (под ред. А.Г. Кутузова)»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФАТЕЖСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено на заседании МО

Протокол от «___»________2013г.

№___________


Принято на методическом совете школы

Протокол от «___»________2013г.

№___________


«Утверждаю»

Директор школы __________/И.А.Пилюгина/

Протокол от «___»________2013г.

№___________


Рабочая программа

по литературе

для 8 класса

2013-2014 учебный год

Составила: Ефремова Т.М.,

учитель русского языка и литературы



Структура рабочей программы





  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

  4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Календарно-тематическое планирование.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе и авторской программы под руководством А. Г. Кутузова. Программа по литературе (5-11) классы. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичев и другие. Под редакцией Кутузова. – М.: Дрофа, 2000.

Стр.159.УМК под редакцией А.Г. Кутузова 

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение литературы в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Цель программы:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Задачи обучения:

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.





3. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Ученик должен знать:




  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;



Ученик должен понимать:


  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;


    Ученик должен уметь:


  • владеть умениями выразительного чтения;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять элементарные исследовательские работы.


4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;

«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия тема;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

разнообразие словарного и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;



- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;



- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;



- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;



- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)


5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

        Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.


5. Учебно-методическое обеспечение программы



  1. Учебник: В мире литературы. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2011 год.

  2. Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для 8 класса под редакцией Л.М. Серёгина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008 год.

  3. Учебные диски, средства ИКТ.




Программа по литературе (5-11) классы. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичев и другие. Под редакцией Кутузова. – М.: Дрофа, 2000.



6. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Элементы содержания

ЗУН

Форма контроля

Дата

план

факт

1



Введение. Литература и традиция. Традиции и новаторство в литературе.


Понятие о развитии литературы

Знать определения традиции и новаторства. Уметь самостоятельно работать с книгой

опрос



2

Жанр притчи. Некрасов и Толстой. Традиции жанра

Традиции и новаторство в жанре притчи

Знать определение жанра притчи.

Письменная работа



3-4

Фольклорные традиции в литературе.

«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».


Содержание и форма в литературном произведении

Общее и различное в сказках. Фольклорные традиции

таблица



5

Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление героев литературных сказок с фольклорными

Проблема выбора в стихотворении

Уметь анализировать поэтический текст

сказка



6-7

Жанр городского романса. Народные корни

Традиции и новаторство в развитии жанра

Знать особенности романса как жанра

С.р.



8

Древнерусская литература. Её традиции. «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…»


ДРЛ. Летопись. Специфика ДРЛ. Жанры

Знать жанровые особенности ДРЛ

конспект



9

«Повесть временных лет». Церковь и просвещение.

Выявление устно- легендарной, фольклорно- языческой традиции

Знать героев летописной повести. Взаимосвязь церкви и просвещения

опрос



10

«Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова…». Патриотический пафос поэмы. Тема и идея.

Жанр повести в ДРЛ. Пафос. Лиризм. Фольклорные приемы.


Знать историю создания « Слова..». Авторская позиция и способы ее выражения. Определение системы образов

опрос



11-13









14

Композиция «Слова…». Образная система и художественные особенности языка. Авторская позиция и средства её выражения. Образ Русской земли.







Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…».


Выявление фольклорных мотивов


Композиционный план







Сопоставление








15-16

РР Сочинение по «Слову..»

Тезисный план сочинения. Композиция сочинения.

Уметь письменно излагать свои мысли на одну из предложенных тем

сочинение



17

Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…».


Жанр поучения

Знать особенности жанра поучения

сочинение



18

Творческая мастерская. Историческая реальность и литературная традиция в духовных жанрах. Сравнительный анализ.







19

Традиции зарубежной литературы

сонет

Знать особенности развития зарубежной литературы, определении жанра сонета




20

Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета

Познакомить с творчеством зарубежных авторов. Дать начальное представление о культурных эпохах

Общечеловеческое в литературе

Тезисы

доклады



21

Библиотечный урок. Сопоставление сонетов разных авторов.




Учить сопоставительному анализу

уметь сопоставлять произведения разных авторов

С.р.



22

Русская литература XVIII века и её традиции








Новая русская литература, ее отличие от древнерусской

Классицизм и просвещение

Самостоятельные сообщения



23

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ I действия. Чтение и комментарий




Просветительские идеи и русская литература

Жанр комедии. Традиции классицизма в комедии

Составление речевой характеристики



24

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий. Анализ действий 2, 3.





Драматургический конфликт




25

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий 4, 5 д.




Чтение по ролям



26

Итоговый урок по комедии. Традиции и новаторство. Особенности жанра.




Новаторство Фонвизина- драматурга


опрос



27-28

Р/р. Классное контрольное сочинение по комедии «Недоросль


Подготовить к написанию сочинения

Уметь отбирать цитатный материал

сочинение



29

Г. Ф. Державин – представитель классицизма, родоначальник русской философской лирики. «Осень во время осады Очакова», «Снегирь».




Философская лирика. Высокое и низкое в языке и предметах изображения

Уметь анализировать стихотворение

Анализ стихотворения



30

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме, его основные черты.




Познакомить с творчеством писателя

Знать понятие сентиментализма

Конспект

таблица



31-32

Повесть «Бедная Лиза», положившая начало новой традиции в русской литературе. Анализ повести

Традиции повести

Уметь анализировать прозаическое произведение




33

Русская литература XVIII века. Литературный монтаж. Советы библиотеки

Дать представление о творчестве писателей 18 века

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой

сообщения



34

Русская литература XIX века. Романтизм как литературное направление, его основные черты.


Особенности русской литературы 19 века.

Романтизм. Романтический герой. Романтический конфликт

Тезисный план



35-36

А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья разбойники


Романтический период русской литературы

Романтическая поэма. романтические мотивы

Анализ поэмы



37-38

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе


Реализм как литературное направление

Образ маленького человека в русской литературе

Сообщения

С.р.



39-40

Р/р. Проба пера. Эссе «Печальная участь «сущих мучеников четырнадцатого класса» в России».


Познакомить с особенностями сочинения в жанре эссе

Жанр эссе

эссе



41-42

Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется




« Пушкинская плеяда»

Знать романтические мотивы в лирике, уметь интерпретировать поэтический текст

Выразительное чтение



43-44

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха. Монолог – исповедь

Послепушкинское поколение. Романтическая поэма.

Средства создания образа романтического героя . Мотив

таблица



45

Образный строй языка. Художественные особенности, черты романтизма.


Черты романтизма в языке произведения

Знать языковые особенности поэмы, особенности романтического конфликта

Чтение наизусть



46

Творческий практикум. Эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?»

Учить писать сочинение -размышление

Уметь строить текст в письменной форме

эссе



47

Вн.чт. Демон и Мцыри


Дополнить представление о романтическом герое

Уметь давать сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика



48

Библиотечный урок. Д. Г. Байрон «Корсар». Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова

«Байронические мотивы» в русской поэзии

Сопоставление романтических поэм

доклад



49

Н. В. Гоголь «Портрет». Страшная судьба художника Чарткова.


Гоголь и развитие русской прозы. Традиции духовной литературы в повести. Тема призвания художника

Вклад Гоголя в развитие литературы.

опрос



50

Сочетание фантастики и реальности в романтической повести. Вопрос о назначении искусства




Фантастика и реальность в произведении

Уметь аргументированно отвечать на вопрос

опрос



51

Советы библиотеки. «Призвание и судьба человека искусства». Урок-семинар


Романтическое понятие искусства

Уметь интерпретировать произведение

Самостоятельная работа



52

Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…»

Романтические традиции в русской лирике

Философская лирика. Параллелизм.




53

Анализ лирического произведения. Урок – практикум

Мир природы и мир души

Уметь анализировать стихотворение

анализ стихотворения



54

И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк

Русский реализм.

Знать особенности реализма

конспект



55

Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика

Характеристика героя. Нравственный выбор как средство создания характера




Уметь анализировать текст

таблица



56






Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя».


Развитие творческих способностей




Уметь писать сочинение






сочинение





57

Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».

Взаимовлияние литератур

Уметь сопоставлять произведения




58

Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении.


Русский реализм. Внутренний конфликт

Понятие гротеска, внутреннего конфликта. Слово- символ

конспект



59

Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести

Традиции в произведении Н.С.Лескова

Понятия долга, чести в литературе




60-61

Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях


Учить сопоставлять произведения

Уметь писать рассуждение

Сочинение- рассуждение



62

Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения

Русская литература 20 века.

Романтические традиции в рассказе

опрос



63

Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.

Представление о стиле произведения

Новое в образе героя, конфликте, стиле

Тезисы

Анализ стиля



64

Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды).

Учить сопоставлять героев

Уметь давать сопоставительную характеристику

сообщения



62

А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.

Развивать навыки анализа текста

Знать средства характеристики героя

Цитатная характеристика



65-66

Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».

Показать сюжет как средство характеристики героя

Анализ сюжета




67

Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно

Обучение сочинению в жанре эссе

Уметь выполнять творческие работы

эссе



68

Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».


Развивать представление о неоромантическом герое

Неоромантический герой. Традиции баллады

Сочинение



69

Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».

Судьба романтизма в 20 веке

Идеал и реальность.

сообщения



70-71

Вечные философские вопросы в повести-сказке «Маленький принц».

Философская основа повести

Притча и феерия. символ

С.р



72-73

А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье

Романтические традиции в произведении

Уметь сопоставлять эпизоды

инсценировка



74-75

РР сочинение по произведениям Грина и Сент- Экзюпери


Уметь выполнять творческие работы

сочинение



76-77

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева

Познакомить с биографией писателя. Показать развитие романтических и реалистических традиций

Уметь определять роль художественных приемов

Цитатная характеристика



78

Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя. «Неизвестный цветок»

Развивать навыки сопоставительного анализа

Уметь сопоставлять произведения

опрос



79-80

А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе. «Василий Теркин». Избранные главы.

Реалистические традиции в литературе 20 века

Понятие обобщенного образа

конспект



81

Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа.

Национальный характер в литературе

Свободный сюжет. Жанр

Характеристика героя



82-83

Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны

Учить выполнению письменных работ в жанре очерка

Уметь выполнять творческие работы

очерк



84-86

Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике. Анализ стихотворений

« Есенинская линия» русской лирики 20 века

Знать мотивы и сквозные образы лирики поэта

Чтение наизусть. Анализ стихотворения



87-88

Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер.


Развивать творческие способности учащихся

Уметь публично выступать

выступление



89-90

В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека


« Печальная проза» 60-70 годов.

Герой - правдоискатель. Народное понимание правды

Ответ на вопрос





91-92

Советы библиотеки. Рассказы



Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе

Расширить читательский кругозор учащихся

Образ «маленького человека» у Шукшина

отзыв



93

Анализ рассказа В.Шукшина «Волки»


Развивать навыки анализа прозаического текста

Уметь работать с текстом

С.р.



94-95

Р/р. Сочинение «Тема маленького человека в русской литературе

Развивать творческие способности учащихся

Уметь излагать свои мысли в письменной форме

сочинение



96-97

Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке».

Литературная традиция и ее роль в развитии литературы

Уметь излагать свои мысли в устной форме

сообщения



98-99

Обобщающее сочинение « Сквозь пространство и время»


Развивать творческие способности учащихся

Уметь излагать свои мысли в письменной форме

сочинение



100-102

резерв






Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс по программе Кутузова

Цель: проверить уровень усвоения материала за курс литературы 8 класса

 

1. Дать толкование следующим понятиям:

Традиция, новаторство, литературное направление, трагедия

 

2. О каком писателе или поэте идет речь:

А) Великий итальянский поэт-лирик. Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“) на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры».

Б) Рассказывают, что в одной из московских гимназий проходил конкурс, победитель которого получал место в только что открытом на тот момент Московском Университете. Вопрос был таков: "В какое море впадает Волга?". Один из учеников ответил, что в Средиземное. Второй, что в Чёрное, в результате, он и был принят в Университет как давший более близкий к правильному ответ. Ирония судьбы заключалась в том, что этим учеником был будущий классицист…(Назовите его имя) 

В) О его героях говорят люди «с солнцем в крови», настолько они непохожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.

3. Назовите конкретное место, описанное Карамзиным в «Бедной Лизе». 

4. Кто автор строк? Укажите название произведения.

...Рок низлагать молитвой и богом,

Спиктры давая, зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?

5. Кому из литературных героев принадлежит реплика: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Укажите автора и название произведения. 

 

6. Из какого текста взято описание. Назовите автора и название произведения:

«Громадный порт, один из самых больших портов мира, всегда бывал переполнен судами. В него заходили темно-ржавые гигантские броненосцы. В нем грузились, идя на Дальний Восток, желтые, толстотрубные пароходы Добровольного флота…»

 

7. Раскройте понятие романтизм в литературе. Назовите представителей данного направления.

 

8. Продолжите предложение: «У. Шекспир в произведении «Ромео и Джульетта показал…»

 

9. Напишите отзыв на понравившееся произведение, изученное в 8 классе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!