СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


     Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.

     Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

   В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.    

    Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

        Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

       Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.

     Кроме того, на уроках литературы в 8 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Курского края.

    Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Моя рабочая программа в 2016-2017 учебном году рассчитана на 102 часа часов, 3 часа в неделю.

      Распределение часов рабочей программы по разделам:

п/п

Раздел программы

Количество часов

Способы отслеживания результатов обучения

1

Введение.

4 ч


2

Фольклор.

4 ч


3

Литература эпохи Возрождения

2 ч


3

Древнерусская литература.

8 ч

Тест №1 – 12.10.11г

4

Литература эпохи Просвещения

2 ч


5

Литература XVIII века.

3 ч


6

Литература XIX века.

55 ч

Сочинение №1 – 21, 22.12.11г

Тест №2 – 06.02.12г

Тест №3 – 15.03.12г

7

Литература XX века.

24 ч

Тест №4 – 30.05.12г


Итого

102ч

Тестов – 4, сочинений -1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Введение(4ч)

Литературный процесс как часть исторического процесса.

 Жанры художественной литературы.

Х.К.Андерсен:  Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

 Фольклор (6ч)

Художественные особенности исторической песни «Правеж». 

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

 Древнерусская литература (8ч)

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

 «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

Литература XVIII века (3ч)

  События истории в произведениях 18 века. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Литература XIX века (52ч)

 Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

А.К.Толстой: Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

Г.Лонгфелло: Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

А.С.Серафимович: Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.

В.Скотт: Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

И.А.Крылов: Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

В.А.Закруткин:  Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».

А.С.Пушкин:  Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов: Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

К.Д.Бальмонт: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».

Н.В.Гоголь:  Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

 Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

А.А.Блок:  Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».

А.Дюма: Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

А.К.Толстой:  Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.

И.А.Бунин: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

Л.Н.Толстой:  Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.

Время и пространство в художественном тексте.

Литература XX века (29ч)

 Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.

Ю.Н.Тынянов: Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».

История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».

М.Алданов: Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.

С.Цвейг: Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».

Б.Васильев: Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

И.М.Бондаренко: Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

 Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.

Л.М.Леонов: Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».

В.Конецкий: Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ.

3 часа в неделю                                                                                                                                                                                                                                 102  часа в год

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

ПЛАН


ФАКТ

1

Литературный процесс как часть исторического процесса.

1

03.09.16г


2

Жанры художественной литературы.

1

03.09.16г


3

Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

1

07.09.16г


4

Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья». Герой сказки и его путешествие в исторические века.

1

10.09.16г


ФОЛЬКЛОР ( 4 ч)

5

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Художественные особенности исторической песни «Правеж».

1

10.09.16г


6

«Петра 1 узнают в шведском городе».

1

14.09.16г


7

Народный театр. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

1

17.09.16г


8

Внеклассное чтение. Русские народные песни.

1

17.09.16г




ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч)

9

М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

1

21.09.16г


10

М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

12

24.09.2016 г.



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8ч)


11

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

1

24.09.16г


12

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

1

1.10.16г


13

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем».

1

1.10.16г


14

Жанр жития в литературе.

1

05.10.16г


15

Жития святых как исторические повествования.

1

08.10.16г


16

«Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

1

08.10.16г


17

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

1

12.10.16г


18

Тестовый контроль №1 по теме «Фольклор. Древнерусская литература».

1

15.10.16г


ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 ч)


19

Жан Батист Мольер. Драматург-новатор. «Мещанин во дворянстве» (обзор).

1

15.10.16г


20

Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве», Художественные особенности произведения.

1

19.10.16г


ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА( 3 ч)

1



21

Литература 18 века, События истории в произведениях 18 века. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

1

22.10.2016


22

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

1

22.10.2016


23

Роль пословиц и поговорок в пьесе. Урок развития речи.

1

26.10.2016




ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (52ч)


24

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

1

29.10.2016


25

Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

1

29.10.2016


26

Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

1

09.11.16г


27

Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

1

12.11.16г


28

Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго»( обзор).

1

12.11.16г


29

Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

1

16.11.16г


30

Великий русский баснописец И.А.Крылов. О писателе.

1

19.11.16г


31

Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

1

19.11.16г


32

Внеклассное чтение. Басни Крылова.

1

23.11.16г


33

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему.

1

26.11.16г


34

Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода.

1

26.11.16г


35

Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы.

1

30.11.16г


36

Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

1

03.12.16г


37

Урок развития речи. Исполнение лирических, драматических произведений А.С.Пушкина.

1

03.12.16г


38

Творческая история «Капитанской дочки».

1

07. 12.16г


39

«Капитанская дочка». Знакомство с текстом.

1

10.12.16 г.


40

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».(разбор 1-2 глав).

1

10.12.16г


41

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.( разбор 3-5 глав)

1

14.12.16


42

Падение Белогорской крепости. (разбор 6-7 глав).

1

17.12.16


43

Образ Маши Мироновой.

1

17.12.16


44

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

21.12.16г


45

Смысл названия повести «Капитанская дочка».

1

24.12.16г


46

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.


24.12.16г


47-48

Р.р.Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка».

2

28.12.16г

28.12.16г


49

Внеклассное чтение. Мое любимое литературное произведение.

1

14.01.17


50

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе.

1

14.01.17


51

Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

1

18.01.17


52

Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич.

1

21.01.17


53

Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

1

21.01.17


54

Н.В.Гоголь. Слово о творчестве писателя.

1

25.01.17


55

Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

28.01.17


56

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе».

1

28.01.17


57-58

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

2

01.02.17

04.02.17


59-60

Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

2

08.02.17

11.02.17


61

 Тестовый контроль №2 по теме «Литература XIX века».

1

11.02.17


62

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

1

15.02.17


63-64

Изображение исторических событий в стихотворениях В.Жуковского, А.Пушкина, Д.Давыдова, И.Козлова, Ф.Глинки, а. Апухтина.

1

18.02.17


65

Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма «Три мушкетёра».

1

18.02.17


66

Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

1

22.02.17


67

Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого.

1

25.02.17


68

Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

1

25.02.17


69

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

01.03.17


70

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого.

1

04.03.17


71

Вымысел и реальность в художественном произведении.

1

04.03.17


72

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

1

11.03.17г


73

Л.Н.Толстой. «После бала». Сюжет и герои.

1

11.03.17


74

Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

1

15.03.17


75

Роль случая в жизни и судьбе человека.

1

18.03.17


76

Контраст как композиционный приём.

1

18.03.17


77

Время и пространство в художественном тексте.

1

22.03.17


78

Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX  века».

1

05.04.17


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (29ч)

79

Автор и время на страницах произведений 20 века.

1

08.04.17


80

Былины и их герои в поэзии 20 века.( И.Бунин, К. Бальмонт, Е.Винокуров).

1

08.04.17


81

Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

1

12.04.17


82

Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

1

15.04.17


83

Язык и стиль повести «Восковая персона».

1

15.04.17


84

Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост».

1

19.04.17г


85

Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

1

22.04.17г


86

Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…»

1

22.04.17г


87

Исторические лица, изображенные в романе.

1

26.04.17


88

Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

1

29.04.17


89

Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

1

29.04.17


90

Великая Отечественная война в лирике 20 века.

1

03.05.17г


91

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского.

1

06.05.17г


92

Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

1

06.05.17г


93

Лирика о войне в творчестве А.Твардовского.

1

10.05.17г


94

Урок развития речи. Чтение стихотворений о войне наизусть.

1

13.05.17г


95

Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета».

1

13.05.17г


96

Смысл названия пьесы «Золотая карета».

1

17.05.17


97

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус.

1

20.05.17


98

Мотивы былого в лирике Н.Гумилева, М.Цветаевой.

1

20.05.17


99

Мотивы былого в лирике М.Кузмина.

1

24.05.17


100

Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого.

1

27.05.17


101

Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века».

1

27.05.17


102

Повторение изученного за курс 8 класса.

1

31.05.17


Всего часов -  102

Тестов – 4         внеклассное чтение – 2       развитие речи – 2       литература Дона - 25






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!