ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.
Кроме того, на уроках литературы в 8 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Курского края.
Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Моя рабочая программа в 2016-2017 учебном году рассчитана на 102 часа часов, 3 часа в неделю.
Распределение часов рабочей программы по разделам:
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Способы отслеживания результатов обучения |
1 | Введение. | 4 ч | |
2 | Фольклор. | 4 ч | |
3 | Литература эпохи Возрождения | 2 ч | |
3 | Древнерусская литература. | 8 ч | Тест №1 – 12.10.11г |
4 | Литература эпохи Просвещения | 2 ч | |
5 | Литература XVIII века. | 3 ч | |
6 | Литература XIX века. | 55 ч | Сочинение №1 – 21, 22.12.11г Тест №2 – 06.02.12г Тест №3 – 15.03.12г |
7 | Литература XX века. | 24 ч | Тест №4 – 30.05.12г |
| Итого | 102ч | Тестов – 4, сочинений -1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(4ч)
Литературный процесс как часть исторического процесса.
Жанры художественной литературы.
Х.К.Андерсен: Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.
Фольклор (6ч)
Художественные особенности исторической песни «Правеж».
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».
Древнерусская литература (8ч)
Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.
События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.
Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.
Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».
Литература XVIII века (3ч)
События истории в произведениях 18 века. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
Литература XIX века (52ч)
Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.
А.К.Толстой: Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.
Г.Лонгфелло: Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.
А.С.Серафимович: Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.
В.Скотт: Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.
И.А.Крылов: Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».
В.А.Закруткин: Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».
А.С.Пушкин: Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».
М.Ю.Лермонтов: Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.
Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.
К.Д.Бальмонт: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».
Н.В.Гоголь: Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).
Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.
А.А.Блок: Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».
А.Дюма: Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».
А.К.Толстой: Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.
И.А.Бунин: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».
Л.Н.Толстой: Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.
Время и пространство в художественном тексте.
Литература XX века (29ч)
Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.
Ю.Н.Тынянов: Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».
История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».
М.Алданов: Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».
Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.
С.Цвейг: Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».
Б.Васильев: Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».
И.М.Бондаренко: Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».
Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.
Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.
Л.М.Леонов: Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».
В.Конецкий: Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».
Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ.
3 часа в неделю 102 часа в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки ПЛАН | ФАКТ |
1 | Литературный процесс как часть исторического процесса. | 1 | 03.09.16г | |
2 | Жанры художественной литературы. | 1 | 03.09.16г | |
3 | Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики. | 1 | 07.09.16г | |
4 | Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья». Герой сказки и его путешествие в исторические века. | 1 | 10.09.16г | |
ФОЛЬКЛОР ( 4 ч) |
5 | Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Художественные особенности исторической песни «Правеж». | 1 | 10.09.16г | |
6 | «Петра 1 узнают в шведском городе». | 1 | 14.09.16г | |
7 | Народный театр. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал». | 1 | 17.09.16г | |
8 | Внеклассное чтение. Русские народные песни. | 1 | 17.09.16г | |
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч) |
9 | М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | 1 | 21.09.16г | |
10 | М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | 12 | 24.09.2016 г. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8ч) |
11 | Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков. | 1 | 24.09.16г | |
12 | «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. | 1 | 1.10.16г | |
13 | События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». | 1 | 1.10.16г | |
14 | Жанр жития в литературе. | 1 | 05.10.16г | |
15 | Жития святых как исторические повествования. | 1 | 08.10.16г | |
16 | «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. | 1 | 08.10.16г | |
17 | Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский». | 1 | 12.10.16г | |
18 | Тестовый контроль №1 по теме «Фольклор. Древнерусская литература». | 1 | 15.10.16г | |
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 ч) | |
19 | Жан Батист Мольер. Драматург-новатор. «Мещанин во дворянстве» (обзор). | 1 | 15.10.16г | |
20 | Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве», Художественные особенности произведения. | 1 | 19.10.16г | |
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА( 3 ч) | 1 | | |
21 | Литература 18 века, События истории в произведениях 18 века. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | 1 | 22.10.2016 | |
22 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | 1 | 22.10.2016 | |
23 | Роль пословиц и поговорок в пьесе. Урок развития речи. | 1 | 26.10.2016 | |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (52ч) |
|
24 | Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. | 1 | 29.10.2016 | |
25 | Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого. | 1 | 29.10.2016 | |
26 | Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло. | 1 | 09.11.16г | |
27 | Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки. | 1 | 12.11.16г | |
28 | Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго»( обзор). | 1 | 12.11.16г | |
29 | Концепция истории и человека в романе В.Скотта. | 1 | 16.11.16г | |
30 | Великий русский баснописец И.А.Крылов. О писателе. | 1 | 19.11.16г | |
31 | Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». | 1 | 19.11.16г | |
32 | Внеклассное чтение. Басни Крылова. | 1 | 23.11.16г | |
33 | А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему. | 1 | 26.11.16г | |
34 | Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. | 1 | 26.11.16г | |
35 | Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы. | 1 | 30.11.16г | |
36 | Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». | 1 | 03.12.16г | |
37 | Урок развития речи. Исполнение лирических, драматических произведений А.С.Пушкина. | 1 | 03.12.16г | |
38 | Творческая история «Капитанской дочки». | 1 | 07. 12.16г | |
39 | «Капитанская дочка». Знакомство с текстом. | 1 | 10.12.16 г. | |
40 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».(разбор 1-2 глав). | 1 | 10.12.16г | |
41 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.( разбор 3-5 глав) | 1 | 14.12.16 | |
42 | Падение Белогорской крепости. (разбор 6-7 глав). | 1 | 17.12.16 | |
43 | Образ Маши Мироновой. | 1 | 17.12.16 | |
44 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | 21.12.16г | |
45 | Смысл названия повести «Капитанская дочка». | 1 | 24.12.16г | |
46 | Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. | | 24.12.16г | |
47-48 | Р.р.Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка». | 2 | 28.12.16г 28.12.16г | |
49 | Внеклассное чтение. Мое любимое литературное произведение. | 1 | 14.01.17 | |
50 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе. | 1 | 14.01.17 | |
51 | Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». | 1 | 18.01.17 | |
52 | Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. | 1 | 21.01.17 | |
53 | Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы. | 1 | 21.01.17 | |
54 | Н.В.Гоголь. Слово о творчестве писателя. | 1 | 25.01.17 | |
55 | Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 28.01.17 | |
56 | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». | 1 | 28.01.17 | |
57-58 | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. | 2 | 01.02.17 04.02.17 | |
59-60 | Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер). | 2 | 08.02.17 11.02.17 | |
61 | Тестовый контроль №2 по теме «Литература XIX века». | 1 | 11.02.17 | |
62 | Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. | 1 | 15.02.17 | |
63-64 | Изображение исторических событий в стихотворениях В.Жуковского, А.Пушкина, Д.Давыдова, И.Козлова, Ф.Глинки, а. Апухтина. | 1 | 18.02.17 | |
65 | Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма «Три мушкетёра». | 1 | 18.02.17 | |
66 | Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера». | 1 | 22.02.17 | |
67 | Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. | 1 | 25.02.17 | |
68 | Василий Шибанов как нравственный идеал автора. | 1 | 25.02.17 | |
69 | Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». | 1 | 01.03.17 | |
70 | Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. | 1 | 04.03.17 | |
71 | Вымысел и реальность в художественном произведении. | 1 | 04.03.17 | |
72 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль». | 1 | 11.03.17г | |
73 | Л.Н.Толстой. «После бала». Сюжет и герои. | 1 | 11.03.17 | |
74 | Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». | 1 | 15.03.17 | |
75 | Роль случая в жизни и судьбе человека. | 1 | 18.03.17 | |
76 | Контраст как композиционный приём. | 1 | 18.03.17 | |
77 | Время и пространство в художественном тексте. | 1 | 22.03.17 | |
78 | Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX века». | 1 | 05.04.17 | |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (29ч) |
79 | Автор и время на страницах произведений 20 века. | 1 | 08.04.17 | |
80 | Былины и их герои в поэзии 20 века.( И.Бунин, К. Бальмонт, Е.Винокуров). | 1 | 08.04.17 | |
81 | Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». | 1 | 12.04.17 | |
82 | Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». | 1 | 15.04.17 | |
83 | Язык и стиль повести «Восковая персона». | 1 | 15.04.17 | |
84 | Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». | 1 | 19.04.17г | |
85 | Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». | 1 | 22.04.17г | |
86 | Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» | 1 | 22.04.17г | |
87 | Исторические лица, изображенные в романе. | 1 | 26.04.17 | |
88 | Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…». | 1 | 29.04.17 | |
89 | Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» | 1 | 29.04.17 | |
90 | Великая Отечественная война в лирике 20 века. | 1 | 03.05.17г | |
91 | Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. | 1 | 06.05.17г | |
92 | Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого. | 1 | 06.05.17г | |
93 | Лирика о войне в творчестве А.Твардовского. | 1 | 10.05.17г | |
94 | Урок развития речи. Чтение стихотворений о войне наизусть. | 1 | 13.05.17г | |
95 | Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». | 1 | 13.05.17г | |
96 | Смысл названия пьесы «Золотая карета». | 1 | 17.05.17 | |
97 | Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус. | 1 | 20.05.17 | |
98 | Мотивы былого в лирике Н.Гумилева, М.Цветаевой. | 1 | 20.05.17 | |
99 | Мотивы былого в лирике М.Кузмина. | 1 | 24.05.17 | |
100 | Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого. | 1 | 27.05.17 | |
101 | Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века». | 1 | 27.05.17 | |
102 | Повторение изученного за курс 8 класса. | 1 | 31.05.17 | |
Всего часов - 102
Тестов – 4 внеклассное чтение – 2 развитие речи – 2 литература Дона - 25