СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса, составленная на основе Программы по литературе,  разработанной В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевым, В.И.Коровиным, И.С.Збарским, В.П.Полухиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»



Программа принята на педагогическом совете

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол №__ от «___» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская

средняя общеобразовательная школа »

_________________ С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» августа 2015 г.











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС








Автор-составитель:

Шумилова Алина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа»






с. Новая Сидоровка

2015 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе для 7 – 8 классов и на основе Программы по литературе, разработанной В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевым, В.И.Коровиным, И.С.Збарским, В.П.Полухиной.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературное образование – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в 7 – 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

7 – 8 классы – второй этап литературного образования на ступени основного общего образования. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Рабочая программа в 7 – 8 классах конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем в разделах курса. Содержание программы разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития литературного процесса. Авторская программа В.Я.Коровиной и др. в 8 классе в основном соответствует Федеральному компоненту ГОС основного общего образования, кроме того, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные ГОС:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

На изучение предмета “Литература” в 7 – 8 классах отводится по 68 часов.

В 7 – 8 классах обучающиеся должны написать за учебный год не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных).



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС)

ТЕМА

Количество

часов

В том числе

Р.Р.

Сочи

нения

Уроки контроля

ВН.

ЧТ.

1

ВВЕДЕНИЕ

1





2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2





3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3





4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

3

1

1(д)




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

32

4

4

2

6

5

И. А. Крылов

2




1

6

К. Ф. Р ы л е е в

1





7

А. С. Пушкин

10

1

1(д)

1

1

8

М.Ю. Лермонтов

4

1

1(к)



9

Н. В. Гоголь

6

1

1(д)


1

10

М. Е. Салтыков-Щедрин

3

1

1(к)

1


11

Н.С.Лесков

1





12

Л. Н. Толстой

3


1

13

Поэзия родной природы в творчестве

А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

1




1

14

А. П. Чехов

1




1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

20

5

3

1

4

15

И. А. Бунин

1





16

А. И. Куприн

2

1

1(д)



17

А. А. Б л о к

1





18

С. А. Есенин

3

2

1(д)



19

И. С. Шмелев

1





20

Журнал «Сатирикон».

1




1

21

М. А. О с о р г и н

2



1


22

А. Т. Твардовский

3





23

А. П. Платонов

1




1

24

Стихи и песни о Великой Отечественной

1

1




25

В. П. Астафьев

2

1

1(к)



26

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

2




2


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6




2

27

У. Ш е к с п и р

2





28

Ж.-Б. М о л ь е р

2





29

Дж. Свифт

1




1

30

В. Скотт

1




1

31

ОБОБЩЕНИЕ

1






ИТОГО:

68

10

8

3

12






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС)

Введение – 1 час

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество – 2 часа


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы – 3 часа


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века – 3 часа


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века – 32 часа


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы: А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века – 20 часов


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье, самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»;

Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»;

Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;

И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы – 6 часов


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.


































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА


Обучающиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия:

-народная песня, частушка, предание (развитие представлений);

-житие как жанр литературы (начальное представление);

-мораль, аллегория, дума (начальное представление);

-понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление);

-поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);

-прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений);

-конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);

-герой-повествователь (развитие представлений).

Обучающиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.













КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 КЛАССА


  1. Не является жанром УНТ

А) календарно-обрядовые песни

Б) поговорки

В) летописи

Г) былины

  1. Укажите жанр древнерусской литературы

А) сказание

Б) роман

В) поэма

Г) комедия

  1. Назовите сатирическое произведение русской литературы XVΙΙ века.

А) «Повесть о Петре и Февронии

Муромских»

Б) «Повесть о Горе-Злосчастии»

В) «Повесть о Шемякином суде»

Г) «Поучение Владимира Мономаха»

  1. Какое произведение XVIII века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?

А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Б) «Бригадир» Д.И.Фонвизина

В) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

Г) «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина

  1. Конфликт художественного произведения – это …

А) ссора двух героев

Б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета

В) наивысшая точка развития действия

Г) неприятие произведения критиками или читателями.

  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено

А) М.Н.Раевской

Б) А.П.Керн

В) Е.Н.Карамзиной

Г) Е.П.Бакуниной

  1. В каком веке происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) в конце XVII

Б) во второй половине XVIII

В) в первой половине XVIII

Г) в начале XIX

  1. В какой форме ведется повествование в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?


А) исторические хроники

Б) повествование автора

В) семейных записок

Г) дневниковых записей

  1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

А) автора

Б) Маши Мироновой

В) Пугачева

Г) Петра Гринева

  1. Реальные исторические лица действуют в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) Николай I и Емельян Пугачев

Б) Степан Разин и Александр I

В) Екатерина ІІ и Степан Разин

Г) Емельян Пугачев и Екатерина II

  1. Отметьте верное суждение:

А) литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.

Б) литературный характер – это художественное изображение человека.

В) литературный характер – это персональные черты, присущие герою.

  1. «Мцыри» М.Ю.Лермонтова - это поэма

А) реалистическая

Б) символистская

В) историческая

Г) романтическая



  1. Какова судьба Мцыри в финале одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова?

А) герой, будучи ребёнком, попадает в плен

Б) совершает побег из монастыря

В) закончив свою исповедь, умирает

Г) вступает в бой с барсом

  1. Вспомните название цикла повестей Н.В.Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Б) «Арабески»

В) «Петербургские повести»

Г) «Миргород»

15. Хлестаковщина — это:

а) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого

героя действия

б) стремление следовать моде во всем

в) карьеризм, мошенничество.

16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н.Толстого

«После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) антитеза

Г) ретроспектива


17. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их

именами.

1) М.Ю.Лермонтов

2) Л.Н.Толстой

3) И.С. Тургенев

4) Н.В. Гоголь

а) Сорочинцы

б) Ясная Поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Тарханы, Пензенская область

А) 1а, 2б, 3г, 4в

Б) 2б, 2а, 3в, 4г

В) 1а, 2б, 3в, 4г

Г) 1г, 2б, 3в, 4а

18. Повесть отличается от рассказа:

А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни

группы людей.

19. Эпос – это род литературы:

А) отражающий внутренние переживания героя;

Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.


20. Укажите автора поэмы «Василий Тёркин»:

А) А.Твардовский

Б) В. Маяковский

В) Д.Мережковский

Г) М.Исаковский

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС)


урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и обучающихся

Тема урока

Количество часов

Дата проведения



ВВЕДЕНИЕ

1


1

Беседа. Тестирование

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

1




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2


2

Рассказ учителя. Беседа

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений

1


3

Беседа

Предания как исторический жанр народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий

1




ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3


4

5

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

2


6

Урок внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

3


7

Рассказ учителя. Беседа

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

1


8

Практикум

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

1


9

Урок развития речи.

Домашнее сочинение

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе18 века»(на примере 1-2 произведений)

1




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

32


10

Рассказ учителя. Беседа

И.А.Крылов. Басни “Лягушки, просящие царя” и “Обоз”, их историческая основа. Мораль басен.Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1


11

Урок внеклассного чтения

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа

1


12

Рассказ учителя. Практикум

К.Ф.Рылеев. Думы К.Ф.Рылеева. Дума “Смерть Ермака”и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание “О покорении Сибири Ермаком”: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева

1


13

Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения “Туча”, “К***”, “19 октября”. Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

1


14

Семинар

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

1


15

Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин. “История Пугачева”(отрывок). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян, автора

1


16

Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”. История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1


17

Беседа. Обучение устному рассказу

Гринев – жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1


18

Беседа

Семья капитана Миронова. Маша Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1


19

Беседа. Практикум

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1


20

Урок развития речи.

Домашнее сочинение

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе “Капитанская дочка”. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина “Капитанская точка”

1


21

Урок внеклассного чтения. Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин. “Пиковая дама”. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

1


22

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1


23

Рассказ учителя. Семинар

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 5-7 классах)

1


24

Беседа

М.Ю.Лермонтов. “Мцыри”. Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

1


25

Практикум

Особенности композиции поэмы “Мцыри”. Роль описаний природы в поэме.Анализ эпизода из поэмы “Мцыри”. Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1


26

Урок развития речи.

Классное сочинение

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”

1


27

Рассказ учителя. Семинар

Н.В.Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах)

1


28

Рассказ учителя. Беседа

Н.В.Гоголь. “Ревизор” как социальная комедия “со злостью и солью”. История создания комедии и ее первой постановки. “Ревизор” в оценке современников

1


29

Беседа. Практикум

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1


30

Практикум

Хлестаков. Понятие о “миражной интриге”. Хлестаковщина как нравственное явление

1


31

Урок развития речи.

Домашнее сочинение

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению

1


32

Урок внеклассного чтения. Рассказ учителя. Беседа

Н.В.Гоголь. “Шинель”. Образ “маленького человека” в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

1


33

Рассказ учителя. Беседа

М.Е.Салтыков-Щедрин. “История одного города” (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык

1


34

Урок развития речи.

Классное сочинение

Обучение анализу эпизода из романа “История одного города”

1


35

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1


36

Рассказ учителя. Беседа

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа “Старый гений”. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

1


37

Рассказ учителя. Беседа

Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе “После бала”. Образ рассказчика. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

1


38

Практикум

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе “После бала”. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1


39

Урок внеклассного чтения

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого “Отрочество”

1


40

Урок внеклассного чтения

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1


41

Рассказ учителя. Беседа

А.П.Чехов. Рассказ “О любви” (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

20


42

Рассказ учителя. Беседа

И.А.Бунин. Проблема рассказа “Кавказ”. Мастерство И.А.Бунина-прозаика

1


43

Рассказ учителя. Беседа

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”. Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

1


44

Урок развития речи.

Домашнее сочинение

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1


45

Рассказ учителя. Беседа

А.А.Блок. Историческая тема в его творчестве. “Россия”. Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению

1


46

Рассказ учителя. Беседа

С.А.Есенин. “Пугачев” - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1


47-48

Уроки развития речи.

Домашнее сочинение

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

2


49

Рассказ учителя. Беседа

И.С.Шмелев. “Как я стал писателем” - воспоминание о пути к творчеству

1


50

Урок внеклассного чтения

Журнал “Сатрикон”. “Всеобщая история, обработанная “Сатириконом” (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Теффи. “Жизнь и воротник”. М.М.Зощенко. “История болезни”

1


51

Рассказ учителя. Беседа

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе “Пенсне”

1


52

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1


53

Рассказ учителя. Беседа

А.Т.Твардовский. Поэма “Василий Тёркин”. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятия поэмы современниками

1


54

Обучение устному рассказу

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского

1


55

Практикум

Композиции и язык поэмы “Василий Тёркин”. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

1


56

Урок внеклассного чтения

А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе “Возвращение”. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1


57

Урок развития речи

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского (“Катюша”, “Враги сожгли родную хату...”), Б.Окуджавы (“Песенка о пехоте”, “Здесь птицы не поют”), А.Фатьянова (“Соловьи”), Л. Ошанина (“Дороги”)

1


58

Рассказ учителя. Беседа

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа “Фотография, на которой меня нет”. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

1


59

Урок развития речи.

Классное сочинение


Сочинение “Великая Отечественная война в литературе 20 века” (произведения по выбору учащихся)

1


60-61

Уроки внеклассного чтения

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

2




ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6


62

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

У.Шекспир. “Ромео и Джульетта”. Поединок семейной вражды и любви. “Вечные проблемы” в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения

1


63

Практикум

Сонеты У.Шекспира. “Кто хвалится родством своим и знатью...”, “Увы, мой стих не блещет новизной...” Воспевание поэтом дружбы и любви. Сонет как форма лирической поэзии

1


64-65

Рассказ учителя. Беседа

Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

2


66

Урок внеклассного чтения

Дж.Свифт. “Путешествия Гулливера” как сатира на государственное устройство общества

1


67

Урок внеклассного чтения

В.Скотт. “Айвенго” как исторический роман

1




ОБОБЩЕНИЕ

1


68

Урок-зачет

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1







































ЛИТЕРАТУРА


Для обучающихся:


1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия. Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.


Для учителя:


1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!