ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089
от 5 марта 2004 года), Федеральному базисному учебному плану (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программе по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009 ) и учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2010).
Рабочая программа составлена на основе нормативно – правовых документов:
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования (Приказ Минобрнауки России № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009);
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт, ФГОС НОО, ФГОС ООО (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Федеральный перечень учебников 2014-2015 учебный год;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС НОО и ФГОС ООО.
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Актуальность настоящей рабочей программы заключается в сохранности преемственности с Примерной программой для основной школы, опирающуюся на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание тем учебного курса ( 5 кл.)
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки
Учащихся за курс литературы
класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Использованная литература
Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2003.
Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
Количество контрольных работ
Сочинения | 2 |
Уроки внеклассного чтения | 2 |
тесты | 5 |
Содержание программы
Распределение часов по разделам
Раздел | Кол-во часов | В том числе развитие речи | В том числе тесты |
Введение | 1 | | |
УНТ | 2 | | |
Русские народные сказки | 8 | 1 | 1 |
Из древнерусской литературы | 1 | | |
Из литературы 18 века | 3 | | |
Из литературы 19 | 25 | 1 | 2 |
Из литературы 20 | 20 | | 1 |
Из зарубежной литературы | 7 | | 1 |
Повторение | 1 | | |
Итого | 68 | 2 | 5 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по литературе 5 класс (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Дата проведения урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 7 |
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (1час) |
1 | Введение.Книга в жизни человека. | | Урок усвоения новых знаний | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление: создатели книги — автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. | Знать специфику нового учебного предмета и соответствующего учебника, дать представление о том, как устроена книга. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часов) |
2 3 | УНТ. Малые жанры Фольклора .Детский фольклор Загадки, частушки, приговорки скороговорки, Обучение сочинению загадки | | Урок усвоения новых знаний | Повторение знакомых жанров русского народного творчества. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). | Знать термины «фольклор» и «фольклористика»; вспомнить жанры детского фольклора. | |
| | | | Русские народные сказки (8 ч ) | | |
4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Сказки как вид народной прозы. Скажи о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. | Знать сказку как фольклорный жанр, познакомиться со сказителями, с тем, как пересказывается народная сказка. | Карточки |
5 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | Продолжить знакомство с волшебной сказкой, особенностями её художественного мира, обучиться устному пересказу. | Карточки |
6 | Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка».Поэтика волшебной сказки. Фантастика. | | Урок закреп- ления изучен- ного | «Величественная простота», полное неиссякаемой любви сердце, готовность жертвовать собой — духовные данные Василисы Премудрой. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывает. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки | Познакомиться с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов; развивать воображение и речь, умения мотивировать ответ. | Тестирование |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического характера. | | Урок усвоения новых знаний | Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, младшего среди своих братьев и кажущеюся им не готовым к борьбе о врагом родной земли. | Познакомиться с волшебной и героической сказкой; развивать умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать её фрагменты. | |
8 | Система образов сказки, Образ главного героя. Особенности сюжета сказки | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Герои скачки в оценке автора-парода. Особенности сюжета, | Осмысливать содержание сказки, развивать навыки художественного пересказа. | Карточки |
9 | Сказки о животных «Журавль и Цапля».Народное представление о справедливости. | | Урок усвоения новых знаний | Народная мораль в характере и поступках героев. | Познакомиться со сказкой о животных; развивать умения видеть жанровые признаки сказки | |
10 | «Солдатская шинель»Народное представление о добре и зле в бытовых сказках | | Урок усвоения новых знаний | Нравоучительный характер сказок | Познакомиться с бытовой сказкой ; развивать умения видеть жанровые признаки сказки | |
11 | Р.Р.Обучение дом.сочинению. «Мой любимый герой русской народно сказки» | | Развитие речи | | | сочинение |
ДРЕВНЕРУССКЯ ЛИТЕРАТУРА (1час). |
12 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».Литературный памятник». | | Урок усвоения новых знаний | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги но имя мира па родной земле. | Знать жанр летописи, познакомиться с отрывком из Познакомиться с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями «Повести временных лет». | |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 часа). |
13 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру» | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов -ученый, поэт, художник, гражданин, «Случились вместе дай астронома ч пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | Познакомиться с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова. Юмористическим стихотворением. | |
14 | Роды и жанры литературы | | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с родами и жанрами | Знать роды и жанры литературы | |
15 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | | Урок усвоения новых знаний | Нравоучительный характер басни | Знать истоки басенного жанра | |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ( 25 ч ) |
16 | Басни Крылова. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях. «Волк на псарне» | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. | Познакомиться с баснями Крылова; уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. | Карточки |
17 | Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».Понятие об аллегории и морали. | | Урок закреп- ления изучен- ного | Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). | Развитие умения читать выразительно | Тестирование |
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» | | Урок закреп- ления изучен- ного | «Вояк на псарне» — отражение исторических событий. | уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | |
19 | Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».Сюжет и герои. Черты литературной и народно сказки | | Урок усвоения новых знаний | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Конкурс па лучшую обработку народной сказки. | Познакомиться с историей сказки «спящая царевна»; чертами народной сказки в произведении Жуковского. | |
20 | В.А.Жуковский. «Кубок».Понятие о балладе..Герои баллады | | Урок усвоения новых знаний | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | | |
21 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Пролог к «Руслану и Людмиле» «У лукоморья дуб зеленый...»). | Познакомиться с детством, юностью Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки; развивать речь и воображение. | |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Система образов сказки | | Урок усвоения новых знаний | Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Герои литературной сказки, особенности сюжета | Познакомиться с историей рождения пушкинской сказки и Выполнить сопоставительную характеристику центральных героев сказки. ее содержанием. | Карточки |
23 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | | Урок усвоения новых знаний | Герои литературной сказки, особенности сюжета | | |
24 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители. Нравоучительное содержание и причудливое содержание сказки | | Урок закреп- ления изучен- ного | Нравоучительное содержание и причудливое содержание сказки | | |
25 | В.М.Гаршин. «Аttalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке | | Урок закреп- ления изучен- ного | | | |
26 | М.Ю. Лермонтов Слово о поэте «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотврения | | Урок усвоения новых знаний | Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик па 25-лстлюю годовщину Бородинского сражения (1837), Историческая основа стихотворения. Впервые историческое событие передается устами рядового участника сражения. Восприятие героического сражения молодым солдатом и современными читателями. Патриотический пафос стихотворения | Воспитывать уважение к великому прошлому России, познакомиться с композицией стихотворения и особенностями повествования. Осмыслить содержание, проанализировать художественный текст, пронаблюдать за развитием сюжета и поведением героев | Карточки |
27 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».Понятие о фантастике. юмор | | Урок усвоения новых знаний | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирическою, реального и фантастического | Познакомиться с героями повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического, с мастерством Гоголя в освоении народных сюжетов. | |
28 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге».Раздумье поэта о судьбе народа | | Урок усвоения новых знаний | Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности), «Па Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. | Познакомиться с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге». | |
29 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».Речевая характеристика персонажей. | | Урок закреп- ления изучен- ного | ». Картины природы и жизнь народа. | Речевая характеристика персонажей | |
30 | Поэтический образ русской женщины в отрывке поэмы «Есть женщины в русских селеньях». | | Урок усвоения новых знаний | «Мороз, Красный нос»: отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. | Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос», познакомиться с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым. | |
31 | Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство ч начало литературной деятельности). | Познакомиться с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева – повествователя. | |
32 | Урок – беседа «Высоты прозрения». | | Урок усвоения новых знаний | «Муму» — рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. | | |
33 | Герасим и его окружение. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | Сопоставить Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. | Карточки |
34 | Герасим и Муму. Счастливый год. | | Урок закреп- ления изучен- ного | Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян. | Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. | Тестирование |
35 | А.А.Фет.Слово о поэте. «Весенний дождь».Природа и человек в стихотворении | | Урок усвоения новых знаний | | Уметь анализировать лирическое произведение, продолжить работу с литературными терминами | |
36 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности), «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | Уметь анализировать эпическое произведение, продолжить работу с литературными терминами. | |
37 | Жилин и Костылин. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость люден из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | Уметь отбирать материал из текста для работы над темой; развивать навыки сопоставительной характеристики героев. | Карточки |
38 | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | | Урок контроля | | Развивать речь, работать над типом речи рассуждение, обучиться работе над композицией сочинения. | Сочинение |
40 | Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия». | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. | Познакомиться с биографией А.П. Чехова, развивать читательские умения, развивать навыки групповой работы. | |
41 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение наизусть стихотворений | | |
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА(20ч) |
42 | И.А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собою какими-то невидимыми и тайными силами. | Уметь словесно рисовать, выразительному чтению, развивать аналитические навыки. | |
43 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности), «В дурном обществе». | Познакомиться с жизнью и личностью В.Г. Короленко, развивать навыки выразительного чтения и аналитического пересказа. | |
44 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеркой и Марусей. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | Развивать навыки комментированного чтения. | Карточки |
45 | Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | | Урок закреп- ления изучен- ного | Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений е семье. | Развивать речь и навыки работы над сочинением. | Тестирование |
46 | А.И. Куприн «Тапер». Талант и труд в рассказе. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного (музыка). Одаренность и труд. | Развивать навыки комментированного чтения; обучиться работе с художественной деталью. | |
47 | А.И. Куприн «Скворцы». Жизнь природы в рассказе. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу. | Обучиться аналитическому чтению; развивать навыки словесного рисования, групповой работе. | Карточки |
48 | П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка», Реальность и фантастика и сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка, Тайны мастерства. | Познакомиться с жанром сказа, обучиться навыкам аналитического чтения, пересказу сказа. | |
49 | Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | | Познакомиться с произведениями П.П. Бажова, развивать навыки групповой работы и творческие способности. | |
50 | С.Я. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. | Расширить знакомство с жизнью и творчеством Маршака, обучиться анализу и чтению драматического произведения. | |
51 | Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев». | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. | Уметь работать с драматическим текстом; развивать навыки выразительного чтения пьесы. | Карточки |
52 | А.Платонов «Никита». Комментированное чтение. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности), «Никита». Быль и фантастика. | Познакомиться с рассказом А.Платонова, развивать навыки комментированного чтения. | |
53 | «Никита». Обучение комментированному чтению. Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти. страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Уметь выборочно комментировать, развивать речь. | Карточки |
54 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). | Познакомиться с творчеством В.П. Астафьева; обучиться пересказу художественного текста, комментированному чтению текста. | |
55 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | «Васюткино озеро» — бесстрашие, терпение, любовь к природе и се понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. | Уметь анализировать прозаический текст, развивать навыки устного словесного рисования и комментированного чтения. | Карточки |
56 | Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов. | | Урок усвоения новых знаний | | Познакомиться с творчеством Саши Черного; обучиться сжатому пересказу, инсценированию, устному словесному рисованию. | |
57 | Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. | | Урок усвоения новых знаний | | Уметь анализировать стихотворение; работа над выразительным чтением. | |
58 | Стихотворения Д.Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка». | | Урок усвоения новых знаний | | Развивать навыки сопоставительного анализа двух стихотворений. | |
59 | Дети и война. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». | | Урок усвоения новых знаний | Стихотворные произведения о войне. | Познакомиться с жизнью К.Симонова ; работать над выразительным чтением. | |
60 | Дети и война. А. Твардовский «Рассказ танкиста». | | Урок усвоения новых знаний | Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Познакомиться с творчеством А.Т. Твардовского (обзорно); с жанровыми особенностями баллады; работать над выразительным чтением; развивать навыки анализа; | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(7часов) |
61 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Какие черты характера прославляются в балладах? | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | Познакомиться с творчеством Стивенсона 9кратко); работать над выразительным чтением, теорией литературы. | |
62 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ а писателе, «Робинзон Крузо», Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Развивать навыки самостоятельной работы с учебником; познакомиться с темой путешествия в литературе; развивать речь. | |
63 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу. | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ писателе. «Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое к сказке Андерсена. | Познакомиться с жизнью, судьбой и творчеством писателя; развивать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения. | |
64 | «В какой длинный путь она отправилась ради него..». | | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Кай и Герда, Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). | Развивать творческие и аналитические способности; обучиться аналитическому чтению текста; работать с понятием подтекст. | Карточки |
65 | «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!» | | Урок закреп- ления изучен- ного | Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. победа добра, любви и дружбы. | Развивать навыки анализа текста; работать с понятием «подтекст»; развивать речь и навыки выразительного чтения. | Викторина или тест |
66 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Изобретательность и играх — умение сделать окружающий мир интересным. | Познакомиться с жизнью и творчеством М.Твена (кратко); обучиться самостоятельной работе с учебником; развивать творческие способности и навыки выразительного чтения. | |
67 | Джек Лондон «Сказание о Кише». | | Урок усвоения новых знаний | Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Ките» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добивать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | Познакомиться с жизнью и творчеством Д. Лондона; уметь анализировать тему и идеи произведения; развивать навыки чтения. | |
| | | | Повторение (1 час) | | |
68 | Повторение-обобщение. Задания для летнего чтения | | итоги | | | |