СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуре народов России» (ОДНКНР) для 5- 7 классов.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена с учетом связей между различными предметными областями, с учетом существующих программ по учебным предметам.  При разработке программы учтены возрастные особенности школьников, учебный опыт для создания целостной картины мира при изучении курсов литературы, обществознания и других предметов основной школы, т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуре народов России» (ОДНКНР) для 5- 7 классов.»


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Староникольская ООШ»

_________________ Адова Т.Н.

«___» _________ 2016


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староникольская основная общеобразовательная школа»








Программа

«Основы духовно – нравственной

Культуры народов России»


5-7 классы


Разработана

учителем русского языка и литературы

Колпаковой Е.С.

















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы духовно – нравственной культуре народов России» (далее ОДНКНР) для 5- 7 классов составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, информационных писем ‒ письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


    1. Цели и задачи


Основной целью изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобщение школьников:

  • к культурному, традиционному наследию народов нашей страны и их религии,

  • к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и готового вести конструктивный диалог с представителями других культур и народов для общественного блага.

Общая цель определяет задачи:

  • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;

  • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества, мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

  • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

  • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

  • формирование гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;

  • воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.



Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении Российской государственности.


    1. Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа направлена на приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Концептуальные основы программы. Новая предметная область не должна рассматриваться в учебном процессе обособленно, в отрыве от других школьных предметов и создания единой научной картины мира. Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена с учетом выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями, с учетом существующих программ по учебным предметам. Благодаря введению новой предметной области обучающиеся получат системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии народов России, общерелигиозных ценностях. При разработке программы учтены возрастные особенности школьников, учебный опыт для создания целостной картины мира при изучении курсов литературы, обществознания и других предметов основной школы, т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. То есть новая предметная область способна выполнять просветительскую функцию, быть развивающей. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России предполагает становление и развитие личности, принимающей традиции, ценности, особые формы культурно-исторической социальной и духовной жизни своего региона и страны. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре народов России, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. При этом следует понимать, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это не отдельная дисциплина – это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения. В процессе изучения данной предметной области у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития взаимодействия традиционной культуры каждого народа и религиозных ценностей. Важно сформировать понимание того, что духовность человека можно трактовать как включающее в себя традиционные ценности, религиозные представления, культурно- исторические, этнические особенности и современные гуманистические идеалы

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах:

Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толератность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления. Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.

Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.

Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.

1.3 Ценностные ориентиры предмета

При знакомстве с основными ценностями культуры и религии народов России происходит осознание школьником себя как самоценной личности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Восприятие существующего поликультурного мира; понимание личной и национальной свободы; формирования доверия к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям, традициям, семейным и коллективным ценностям; уважение достоинства человека, равноправия, ответственность и чувство долга, свободы совести и вероисповедания.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

При изучении предметной области ОДНКНР достигаются следующие результаы:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.



  1. Содержание по учебному предмету

Содержание духовно-нравственного развития учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Раздел «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России.

Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России. Народные умельцы.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство,

нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов

России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения:

любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Красота родной земли. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).


Реализация целевых установок средствами учебных предметов

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Русский язык» «Обществознания», «История», «Литературы», «География» «Немецкий язык», «Изобразительное искусство», «Музыка». В содержании программ основного общего образования заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки Программы.


Русский язык

Русский (родной) язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.


Литература

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.


Немецкий язык

Изучение иностранного языка – это:

- приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах;

- формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- воспитание качеств гражданина, патриота;

- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

- лучшее осознание своей собственной культуры.


Обществознание

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;

- для решения типичных задач в области социальных отношений;

- для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;

- для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

- для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


История

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.


География

География — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Изучение предмета направлено на формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Биология

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.


Изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что, наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира.


Музыка

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.



  1. Тематическое планирование



Достижению выше указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий.

5 класс


Раздел «Народы России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Россия – многонациональная страна.

Обществознание

Мы – многонациональный народ

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России. Традиции и обычаи, художественные промыслы.

Немецкий язык

О чем рассказывает календарь? Праздники.

ИЗО

Все темы раздела « Народное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты»

Народные умельцы

Литература

П.П.Бажов «Каменный цветок»


Раздел «Религии народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др.

Музыка

1.«Всю жизнь мою несу роди­ну в душе…»

2.Небесное и земное в звуках и красках

3.Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном искусстве


Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Человек – член общества.

Обществознание

1.Загадка человека

2.Человек – социальное и биологическое существо

Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др

Литература

Пословицы и поговорки

Семейные традиции в истории народов России.

Литература

Семья А.П.Чехова.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка.

Обществознание

1.Семья и семейные отношения

2.Семейное хозяйство

Взаимоотношение человека с другими людьми.


Литература

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Обществознание

Отрочество – особая пора жизни

Семейные взаимоотношения

Литература

А.С.Пушкин «Няне»

Немецкий язык

Расскажем о себе, своей семье

Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Русский язык

Сочинение «Что было бы, если бы…»

Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях

Музыка

Фольклор в му­зыке русских композиторов



Раздел «Наш дом – Россия»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Наша Родина – Российская Федерация (Россия)

Обществознание

Наша Родина - Россия

География

Путешествие по Евразии

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.

Русский язык

Русский язык- национальный язык русского народа.

Любовь к Родине. Красота родной земли.

Русский язык

1. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро».

2.Сочинение по картине А.Н. Семенова «Как прекрасен этот мир».

3.Эпитеты.

4.Сочинение по картине И.И.Шишкина «Перед грозой».

5.Составление плана, создание устных высказываний по картине А.А. Пластова «Первый снег».

6.Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Литература

1. С.А.Есенин «Поёт зима-аукает»,

2.Поэзия 19 века о родной природе

Любовь к Родине


Немецкий язык

1.Мой собственный город

2.Что и кого можно увидеть на улицах города?

3.Какие дома есть в городе Габи?

4. Мой дом.

География

Русские путешественники

География

Вокруг света под русским флагом

Великая русская культура – один из источников объединения народов России.


Русский язык

Сочинение – описание памятника архитектуры.

Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).


Обществознание

Государственные символы России

ИЗО

Связь времен в народном искусстве

Понятие «россиянин».


Обществознание

Гражданин России


6 класс

Раздел «Народы России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Художественные промыслы

Русский язык

Сочинение «Знаменитый сувенир»

Традиции и обычаи, народные праздники.


Немецкий язык

Начало учебного года в разных странах

«Еда», «Традиции приёма еды в Герма­нии и в России»

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Литература

В.А.Жуковский «Светлана». Связь с фольклором, традициями и обычаями народа.

Обществознание

1.Межличностные отношения

2.Конфликты в межличностных отношениях

Музыка

1.Народное искус­ство Древней Руси

2.Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

ИЗО

1.Коллективная работа «Проходите в избу».

2. Художественный образ

3. Линия. Пятно. (эскиз вышивки, оберега)


Раздел «Религии народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Знакомство с традиционными для народов России религиями

История

1.Христианство и славянская письменность

2. Империя и церковь. ( Разделение христианства на католицизм и православие)

3. Возникновение и распространение ислама


Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми.

Русский язык

1. Создание устного высказывания на тему «Будь человеком»

2.Сочинение на тему «Будь человеком»

Обществознание

Человек – личность


Взаимоотношение человека с другими людьми.

Немецкий язык

Инсценировка диало­гов

Обществознание

1.Межличностные отношения

2.Человек в группе

Общечеловеческие ценности

Литература

«Поучение Владимира Мономаха»


Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др.

Русский язык

Отражение во фразеологии духовной культуры русского народа

Литература

1. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.

2.Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»

3.Сочинение «Спешите делать добро»

4. Проблема доброты, справедливости, милосердия. ( В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

ИЗО

1.Тема ВОВ в монументальном искусстве и в живописи.

2.Мемориальные ансамбли 3.Вечные темы и великие исторические события в искусстве. (беседа)

Музыка

1.Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин»

2.Опера А. П. Бо­родина «Князь Игорь»

3.Балет Тищенко «Ярославна»

4.Героическая тема в русской музыке

Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Обществознание

1.Человек познает мир

2.На пути к жизненному успеху

Семейные взаимоотношения

Литература

1.Характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе А.И.Куприна «Тапер»

2.Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Немецкий язык

Аудирование «Разговор с ма­мой по телефону».

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях

Музыка

1.Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композиторов

2.Мир старинной песни


Раздел «Наш дом – Россия»


Тема раздела

Предмет

Тема урока




Любовь к Родине

Русский язык

Употребление имен прилагательных для описания природы.

Литература

А.А.Ахматова. Клятва поэта в верности и любви к родине

Биология

Охрана растений. Красная книга

ИЗО

Коллективная работа «Вот моя деревня».


Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.

Русский язык

Русский язык в жизни России.

Литература

М.В. Ломоносов о значении русского языка.


Красота родной земли.

Литература

1 А.С.Пушкин «Зимнее утро».

2.«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

3. «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

Н. Рубцов «Тихая моя родина»

4. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя.

5. Воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе


7 класс


Раздел «Народы России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Россия – многонациональная страна

Немецкий язык

Где говорят по-немецки?

ИЗО

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюлов)

Коренные народы России: художественные промыслы.

Немецкий язык

Хохлома, Гжель – знаменитые русские деревни

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Немецкий язык

«Сказание и легенды»

Народные умельцы

Литература

«Левша». Судьба талантливого человека в России.


Раздел «Религии народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

ИЗО

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Паленов)


Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Главное богатство страны – люди.

Русский язык

Комплексный анализ текста «Кем быть?»

Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др

ИЗО

Вечные темы и великие исторические события в искусстве.

Расширение представлений о семье

Литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Особенности жанра.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Литература

Образы комедии «Недоросль». Основной конфликт. Проблематика.




Раздел «Наш дом – Россия»


Тема раздела

Предмет

Тема урока

Наша Родина – Российская Федерация (Россия).


Русский язык

Творческая работа «Наша северная столица – Петербург».

Немецкий язык

Москва – столица нашей Родины


Литература

«Полтава». Образ Петра и тема России.


Немецкий язык

Что называем мы нашей Родиной?


Немецкий язык

Наша Родина – Россия


Любовь к Родине. Красота родной земли.


Русский язык

Создание устного высказывания по репродукции картины Н.В. Глебовича «Первая зелень».

Сочинение по репродукции картины Н.В. Глебовича «Первая зелень».

Литература

1.Поэзия 19 века о России.

2. К. Г. Паустовский. Главы повести «Мещерская сторона». Малая родина в произведении.

3. Русские поэты 20 века о России

Немецкий язык


1.Моя Родина-это…

2.«Где мы чувствуем себя дома?»

3.Проект «Мое любимое место»

4.Жизнь в селе имеет свои прелести

5.Жизнь в селе и в городе. Преимущества и недостатки.

6.Проект «Экологические проблемы моего села»

Понятие «россиянин».

Обществознание

1.Человек и закон

2.Права и обязанности гражданина

3.Защита Отечества

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения.

Русский язык

Русский язык в современном мире.

Великая русская культура – один из источников объединения народов России.

Немецкий язык

Санкт- Петербург – музей под открытым небом

Немецкий язык

Города Золотого кольца России


Общероссийские законы и символы.

Русский язык

1.Составление плана к творческой работе «О чем может поведать герб нашего района».

2.Сочинение «О чем может поведать герб нашего района».




  1. Условия реализации программы



Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

В школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформленный творческими работами учащихся, уголок с символикой Российской Федерации, Оренбургской области, Красногвардейского района, спортивный зал для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов позволяющие учащимся:

- изучать символы российской государственности и символы родного края; школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!