Краснодарский край муниципальное образование
Северский район станица Северская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 станицы Северской муниципального образования Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2016 года
Председатель педсовета
____________ А.А. Соболев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов __1 час в 2 недели_ Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Мушта Светлана Ивановна
Программа разработана на основе программы « История Отечества» для 9 класса: авторы И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, М. ,«Просвещение»,2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 9 класса по истории разработана на основе программы «История Отечества» для 9 класса; авторы авторы И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, М. ,«Просвещение»,2013г.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.
Цели обучения: в предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Данная программа подготовлена в связи с тем, что количество часов по программе (67 ч.) не соответствует количеству учебных часов по учебной сетке ( 0,5 Х 34 = 17ч.) индивидуального обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ:
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Раздел I. Начало советского периода в России (20—30-е гг.) | 14 | 4 |
| Октябрьская революция, приход к власти партии большевиков. | 3 | 1 |
| Гражданская война и иностранная интервенция. | 3 | 1 |
| Советская Россия в годы нэпа (1921—1929) | 3 | 1 |
| Культура Советской России в годы Гражданской войны и нэпа. | 1 | 1 |
| Сталинская модель государственного социализма в СССР. | 3 | - |
2 | Раздел II. Вторая мировая война. | 27 | 7 |
| Накануне Второй мировой войны. | 2 | 1 |
| Начало Второй мировой войны. | 3 | 1 |
| Начало Великой Отечественной войны | 3 | 1 |
| Основные военные действия на территории СССР. | 5 | 1 |
| Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны, сопротивление в тылу. | 3 | - |
| Фашизм и его проявление. | 2 | 1 |
| Наука и культура во время войны | 3 | - |
| Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.). | 3 | 1 |
| Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. | 3 | 1 |
3 | Раздел III. Послевоенное развитие СССР. | 27 | 6 |
| Послевоенное десятилетие (1945—1955). | 3 | 1 |
| Советский Союз в середине 50-х — начале 60-х гг. | 3 | 1 |
| Наука и культура в послевоенные годы (1945—1965) | 2 | 1 |
| Советский Союз в 1965—1984 гг. | 4 | 1 |
| Культура, образование в эпоху «развитого социализма» | 2 | 1 |
| Государственно-политический кризис в СССР (1985—1991). | 4 | - |
| Развитие политической системы в обновленной России (1991—2000) | 5 | 1 |
| Политика России на рубеже веков и в начале нового тысячелетия | 4 | - |
| Итого | 67 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Начало советского периода в России (20—30-е гг.) - 4 ч. |
Октябрьская революция, приход к власти партии большевиков. |
Гражданская война и иностранная интервенция. |
Советская Россия в годы нэпа (1921—1929) |
Культура Советской России в годы Гражданской войны и нэпа. |
Раздел II. Вторая мировая война. – 7 ч. |
Накануне Второй мировой войны. |
Начало Второй мировой войны. |
Начало Великой Отечественной войны |
Основные военные действия на территории СССР. |
Фашизм и его проявление. |
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.). |
Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. |
Раздел III. Послевоенное развитие СССР. – 6 ч. |
Послевоенное десятилетие (1945—1955). |
Советский Союз в середине 50-х — начале 60-х гг. |
Наука и культура в послевоенные годы (1945—1965) |
Советский Союз в 1965—1984 гг. |
Культура, образование в эпоху «развитого социализма» |
Развитие политической системы в обновленной России (1991—2000) |
Основные требования к знаниям и умениям
(раздел I, темы 1—5)
- й уровень
Учащиеся должны уметь:
начала Октябрьской революции;
падения самодержавия и отказа Николая II от престола; слабости экономики России в начале века (внедрение иностранного капитала и его вывоз, сочетание частных капиталистических предприятий с кустарным производством, полунатуральным укладом крестьянского хозяйства);
образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, Первой мировой войны, натиска индустриального общества;
противостояния самодержавия и общества (конфликт между трудом, нищенским положением населения и капиталом; господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян); кризиса между центром и национальными окраинами; подавления революционных выступлений с помощью войск; начала Гражданской войны и интервенции; введения нэпа;
описывать в речи наиболее яркие события, исторических персонажей, опираться на примеры из жизни, быта представителей общества (можно использовать литературные и изобразительные средства);
работать с картой.
2 - й уровень предполагает снижение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем, конкретизацию ответов учащихся с помощью выбора для них тем и опорных вопросов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
Учащиеся должны уметь:
объяснять новые слова и понятия в контексте ответов, специальных словарных диктантов;
описывать события по датам и др.;
работать с картой под руководством учителя.
(раздел II, темы 1—9).
1 - й уровень
Учащиеся должны уметь:
предпосылки и причины начала Великой Отечественной войны (1941 — 1945);
причины неудач Красной армии в начальный период войны; меры советского правительства против военной агрессии Германии;
знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;
самостоятельно объяснять слова и понятия: союзники, второй фронт, оккупация, окружение, рейды, партизанское сопротивление, диверсии, капитуляция и др.;
показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги, их последствия для мирового общества после Великой Отечественной войны.
- й уровень предполагает аналогичные требования с учетом индивидуальных учебных возможностей учащихся, использование учителем системы помощи для более качественной реализации знаний.
(раздел III, темы 1—8)
й уровень
Учащиеся должны уметь:
основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;
причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и партии на все сферы жизни человека;
причинах противостояния двух систем, гонке вооружений, положении СССР на международной арене;
по вопросам учителя объяснять причины развенчивания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущева (без череды имен);
по вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты;
Учащиеся должны знать:
имена первых героев космоса, главных исторических персонажей политической жизни СССР, имена первых президентов, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний).
- й уровень (см. раздел II).
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, М. . Программа. М., Просвещение, 2013г.
2. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, М. . Учебник. 9 класс. «История Отечества» М., Просвещение, 2012г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
руководитель МО Заместитель директора по УВР
протокол № 1 _____________ Проничева О.А.
________________Л.В.Маненко подпись Ф.И.О.
29 августа 2016 года _____________________________
дата