СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. История Средних веков» и И.Л. Андреева, 0.8. Волобуева, Л. М. Ляшенко «История России», учебников для 6 класса М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. История Средних веков» и И.Л. Андреева, И.Н. Федорова «История России с древнейших времен до XVIв.» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 6 класс»

МБОУ "ИСАДСКАЯ СОШ"


« Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол №1 от

«31» августа 2017г.


«Проверено»

3аместитель директора по УВР Ларкина Л. В.

« 31» августа 2017г.


____________________


«Утверждаю»

И. о. директора -

Ларкина Л. В.

« З1» августа 2017г


______________________



Рабочая программа

по истории

для 6 класса

Срок реализации с 01.09.2017 по 31.0S.2018r.

2 часа в неделю - всего 70 часов

Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, СВ. Тырина «Всеобщая история. История Средних веков» и И.Л. Андреева, 0.8. Волобуева, Л. М. Ляшенко «История России», учебников для 6 класса М.В.Пономарёва, СВ. Тырина «Всеобщая история. История Средних веков» и И.Л. Андреева, И.Н. Федорова «История России с древнейших времен до XV/ в.»

Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Устименко Т. Н.

с. Исады

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА (история 6 класс)

Рабочая про грамма создана на основе:

        • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. N2 1897);

        • Примерной программы по истории для 5-9 классов;

        • авторской программы по истории для 6 классов ( «История Средних веков»: под редакцией М.В.Пономарёв, С.В.Тырин; издательство «Дрофа»);

        • Историко-культурного стандарта.

Общая характеристика учебного курса.

Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по ХУ в.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустроЙство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца ХУI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

Место учебного предмета в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Курс состоит из 2 модулей - «всеобщая история» (31 чаа) и «история России»(39 часов).

Актуальность.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Изучение Истории Средних веков на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1) освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической

последовательности;

2) овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической

информации;

3) формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,

этнонациональными традициями;

4) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;

В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:

- создание условий для развития личности подростка в период его социального

взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции; - воспитание у подростков патриотизма - уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;

- овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической

преемственности;

- освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Учебно-тематический план


N2

Раздел

Количество часов


Модуль 1. Всеобщая история. История Средних веков.


1.

Введение.


1

2.

Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья

5

3.

Тема 2. Восточнохристианский мир и мир ислама.

5

4.

Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV вв.

4

5.

Тема 4. Международные отношения в средние века

5

6.

Тема 6. Страны и народы Азии и Америки

4


Модуль 2. История России с древнейших времен до конца 16 века.


7.

Тема 1. Народы и государства Восточной Европы в древности

5

8.

Тема 2. Русь в IX - первой половине

ХIIв.

10

9.

Тема 3. Русь в ХII - начале ХIII в.

6

10.

Глава 4. Русские земли в середине ХIII - начале XIV в.

4

11.

Глава 6. Формирование единого Русского государства в ХV

7


Итого

68



Содержание курса.

Модуль1. Всеобщая история. История Средних веков.

Введение (1 ч)

Периоды всемирной истории и их хронологические рамки. Средние века как часть всемирной истории. Хронологические рамки Средних веков. Происхождение термина «Средние века». «Светлый» и «темный» образ Средневековья. Почему история Средних веков изучена лучше, чем история Древнего мира.

Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)

Упадок античного мира. Романизация народов и племен Римской империи. Причины и проявление кризиса античного мира. Упадок рабовладельческого хозяйства. Раскол Римской империи на Западную и Восточную. Мир варваров. Образ жизни, занятия и общечеловеческие ценности германских и славянских племен. Варварские народы Европы - кельты, германцы, славяне. Двуполье. Соседская община. Вождь и дружина. Великое переселение народов.

Падение Западной Римской империи и начало эпохи Средневековья. Последствия гибели Западной Римской империи для римлян и варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Завоевание Британии германскими племенами англов и саксов. Легенды о короле Артуре. Англосаксы. Образование англосаксонских королевств в Британии. Англия. Распространение христианства среди англосаксов.

Римский папа. Королевство остготов в Италии. Теодорих Великий. Неудачная попытка «короля готов и италиков» примирить варваров и римлян. Завоевание Италии Восточной Римской империей. Образование в Северной и Центральной Италии Лангобардского королевства. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Королевская дружина. Принятие франками христианства. Система управления Франкским королевством. Салическая правда. Королевский двор. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов. Карл Мартелл и реформа армии. Основание династии Каролингов. Создание Папской области. Карл Великий. Войны Карла Великого против лангобардов в Италии и арабов в Испании. «Песнь о Роланде» - знаменитое произведение средневековой литературы. Расширение границ Франкского государства. Покорение саксов. Возникновение империи Карла Великого. Принятие Карлом Великим императорского титула, его значение. Управление империей при первом императоре. Герцоги, графы и маркграфы. «Королевские посланцы». Верденский раздел, его причины и значение.

Северная Европа в раннее Средневековье. Норманны-викинги - воины и мореплаватели. Берсерки. Драккары. «Ледовая страна», «Зеленая страна». Норманны в Северной Америке. походы викингов и их последствия для Западной Европы. Герцогство Нормандия. Сицилийское королевство. Альфред Великий. Подчинение Англии Вильгельмом Завоевателем. Битва при Гастингсе. Государства викингов в Европе. Борьба германских королей с племенами венгров. Образование Венгерского королевства.

Упадок античной культуры. Традиции варварских народов и наследие Античности в культуре европейского Средневековья. Латынь ­основа итальянского, испанского и французского языков. Христианская церковь - единственная организованная сила в Западной Европе. Христианство и язычество в раннее Средневековье. Языческие обычаи как часть европейской культуры. Христианские святые. Образование в эпоху Средневековья. «Семь свободных искусств». Тривиум. Квадривиум. Монастырские школы. Рукописные книги и книжное дело. Пергамент. Миниатюра. «Каролингское возрождение» - возникновение интереса к Античности при Карле Великом. Придворная Академия. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Тема 2. Восточнохристианский мир и мир ислама. (5 ч)

Византия: территория, население, хозяйство. «Страна городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь - «Второй Рим». Преемственность с античной цивилизацией. Государство и церковь в Византии. Императорская власть. Патриарх. Эпоха Юстиниана 1: реформы и укрепление империи. Восстание «Ника». «Кодекс Юстиниана». Попытки императора Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах. Борьба Византии с врагами на западе и востоке. Складывание православного мира. Жизнь славянских племен. Византия и славяне. Славянские просветители святые Кирилл и Мефодий. Кириллица. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Славянская азбука. Распространение христианства среди южных славян. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Второе Болгарское царство. Византия и античное культурное наследие.

Христианское наследие в культуре византийцев. Образование и книжное дело в Византии. Византийские школы. Любимые книги византийцев. Византийская наука. «Тайная история» Прокопия Кесарийского. Изобретения Льва Математика. Тайное оружие византийцев - «греческий огонь». Византийская храмовая архитектура. Собор Святой Софии в Константинополе. Канон. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Культура южнославянских народов.

Природа и население Аравии. Быт и хозяйство арабов. Города Аравии. Священный город Мекка. Кааба. Паломничество. Курейшиты. Жизнь Мухаммеда. Духовные искания и проповеди «печати пророков». Бегство Мухаммеда и его последователей из Мекки в Ясриб (Медину). Победа Мухаммеда в борьбе за Мекку и утверждение ислама в Аравии. Возникновение единого исламского государства. Основы исламского вероучения. Коран. Мечеть. Хадж. Шариат.

Начало завоевательных походов арабов. Причины военных успехов мусульман. Создание Арабского халифата. Первые халифы и раскол в исламе. Сунниты и шииты. Принципы ислама и изменения в :жизни народов, территории которых вошли в состав халифата. Отношение арабов к завоеванным народам. Политический и экономический строй халифата. Причины распада Арабского халифата. Распространение ислама за пределами Аравии.

Возникновение мусульманской культуры. Образование в халифате. Медресе. Наука арабов-мусульман. «Дома мудрости». Географические познания арабов. Медицина. Авиценна. Литература мусульманских стран. Поэзия. «Тысяча и одна ночь». Каллиграфия. Багдад - столица халифата. Архитектура мусульманских городов.

Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV вв. (4 ч)

Средневековый человек: между Богом и дьяволом. Представления людей об окружающем мире и месте в нем человека. Христианская религия - основа мировоззрения в Средние века. Добро и зло в представлении средневекового человека. Ангел хранитель и бес­искуситель. Грехи. Ад, рай, чистилище. Мощи. Страшный суд. Адские муки. Представления средневекового человека о времени. Хроники. Начало времен - сотворение Богом Земли. Рождество Христово - начало современного летоисчисления. Средневековые представления о пространстве, Земле и Вселенной: переплетение научных знаний с вымыслом и фантастикой. «Седьмое небо». «Лестница Спасения».

Феодалы и феодализм. Феод. Зависимые крестьяне. Феодальные повинности: барщина и оброк. Феодальное поместье. Чересполосица. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Причины феодальной раздробленности в Западной Европе. Политические права феодалов. Устройство феодального общества. Сословия. «Три сословия»: «молящиеся» (священники), «воюющие» (феодалы) и «работающие» (крестьяне и горожане).

Христианская церковь в жизни средневекового общества. «Божий мир». Вселенские соборы. Символ веры. Разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Раскол христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную) - возникновение двух христианских миров. Отношения между духовными и светскими властями в Византии и Западной Европе.

Духовенство - первое сословие средневекового общества. Церковная десятина. Священники и миряне. Обет. Черное и белое духовенство. Организация католической церкви. Иерархия. Папа римский, кардиналы, епископы, диаконы. Монашеские ордена. Аскетический образ жизни. Аббат. Индульгенция. Нищенствующие ордена. Францисканцы. Доминиканцы.

Конные воины - рьщари. Обязанности рыцаря. Паж. Оруженосец. «Семь рыцарских добродетелей». Посвящение в рыцари. Вооружение рыцаря. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Военное и политическое значение феодальной лестницы. Права и обязанности сеньора и вассала. Образ жизни рьщаря. Кодекс чести. Рьщарский турнир. Гербы. Рыцарский замок. Донжон.

Крестьянское сословие в феодальном обществе. Образ жизни средневековых крестьян. Отношение к труду. Крестьянская община. Мировоззрение средневекового крестьянина. Новые черты в сельском хозяйстве. Трехполье. Мельницы.

Рост старых и возникновение новых городов в раннее Средневековье. Право на самоуправление. Магистраты. Мэр, бургомистр. «Городской воздух делает свободным». Облик средневекового города: рыночная площадь, ратуша, собор, дома горожан.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековые ремесленники. Ремесленный цех. У став цеха. Мастер, подмастерье, ученик. Шедевр. «Вечные подмастерья». Купцы, ростовщики, банкиры. Купеческая гильдия. Особенности внутренней и внешней торговли в Средние века. Ярмарки.

Ересь. Причины возникновения еретических движений. Движение альбигойцев. Альбигойские войны. Апостольские братья. Борьба церкви с еретиками. Отлучение от церкви. Инквизиция.

Тема 4. Международные отношения в средние века (5ч.)

Причины и цели движения крестоносцев. Роль папства в организации Крестовых походов. Причины участия представителей различных сословий в Крестовых походах. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Создание духовнорьщарских орденов: госпитальеры, тамплиеры, тевтонцы. Второй и третий Крестовые походыI. Ричард 1 Львиное Сердце. Четвертый Крестовый поход и захват Константинополя. Последние Крестовые походыI. Итоги Крестовых походов. Значение Крестовых походов для стран Запада и Востока. Арабское завоевание Испании и его последствия. Пиренейский полуостров под властью арабов. Кордовский халифат. Мавры. Культурное влияние арабов на народы Европы. Начало Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена и их роль в Реконкисте. Возникновение христианских государств - королевств Леон, Кастилия, Наварра, Арагон. Образование Португальского королевства. Образование в Испании централизованного государства. Сословно-представительная монархия в Испании. Кортесы. Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильекая. Падение Гранадекого эмирата и завершение Реконкисты. Испанская инквизиция. Мориски и мораны. «Чистота веры». Аутодафе.

Возрождение Византийской империи. Страны Балканского полуострова. Превращение Болгарии в сильнейшее государство на Балканах и причины ее упадка. Сербия. Возникновение Османского государства. Турки-османы и Византия. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Битва на Косовом поле. Крестовый поход против османов. Поражение крестоносцев. Успехи и неудачи турок-османов. Тимур. Флорентийская уния. Объединение христианских церквей под верховной властью римского папы. Причины гибели Византийской империи. Падение Константинополя. Мехмед П Завоеватель. Система управления Османским государством. Армия в Османской империи. Янычары. Положение христианских народов в Османской империи.

Тема 5. Западная Европа в 11-15 в.в.: от расцвета к закату Средневековья. (8 ч.)

Последствия нормандского завоевания Англии. Королевская власть в Англии. Изменения в управлении страной. Шерифы. «Книга Страшного суда». Реформы Генриха Плантагенета. «Щитовые деньги». Присяжные. Война баронов против короля Иоанна Безземельного и подписание «Великой хартии вольностей» - грамоты о правах свободных граждан Англии. Создание английского парламента. Функции и структура парламента. Сословно- представительная монархия.

Франция при первых Капетингах. Причины политической централизации Франции. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Начало становления сословно-представительной монархии при Филиппе IV Красивом. Генеральные штаты.

Причины и повод к Столетней войне. Начало войны. Поражения французских рьщарей при Креси иьПуатье. Жакерия. Ход военных действий во второй половине XIV в. Восстание У ота Тайлера в Англии. Возобновление войны в начале xv в. Успехи англичан в битве при Азенкуре. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны.

Торжество королевской власти в Англии и Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Людовик ХI и Карл Смелый. Завершение создания единых государств в Англии и во Франции.

Рождение Священной Римской империи. Император Оттон 1. Причины непрочности Священной Римской империи. Борьба между римскими папами и императорами. Папа Григорий VП. Император Генрих IV. «Пойти в Каноссу». Вормское соглашение. Попытки императоров Священной Римской империи подчинить Северную Италию. Фридрих 1 Барбаросса и итальянские города. Ломбардская лига. Фридрих П - один из самых могущественных государей Европы. «Натиск на востою. Причины и особенности завоеваний германскими феодалами славянских и прибалтийских народов. Ослабление центральной власти в Священной Римской империи. «Золотая булла». Славянские народы в раннее Средневековье. Великая Моравия. Чешское государство. Вацлав 1 и его роль в объединении чешских земель. Чехия в составе Священной Римской империи. Карл IV - король Чехии и император Священной Римской империи. Учение Яна Гуса. Гуситы. Причины гуситских войн и их итоги. ян Жижка. Табориты. Образование Польского государства. Мешко 1. Болеслав Храбрый. Феодальная раздробленность Польши. Польская шляхта. Сейм. Борьба Польши с внешней агрессией. Грюнвальдская битва.

Особенности экономического и политического развития итальянских государств. Города-государства Северной Италии: управление, внешнеполитические и торговые связи, внутриполитическая борьба. Венеция - «царица Адриатики». Дож. Олигархия. Флорентийская республика. Городской совет. «Чомпи». Лоренцо Медичи Великолепный. Папское государство. «Авиньонское пленение пап». «Великий раскол» католической церкви. Южная Италия. Сицилийское королевство при Фридрихе П.

Архитектура и скульптура романского стиля. Влияние христианской религии на развитие искусства Западной Европы. Храм - центр культурной жизни людей Средневековья. Характерные черты романского стиля. «Библия для неграмотных». Готическая архитектура. Витраж. Артели каменщиков. Собор Парижской Богоматери и соборы в Реймсе, Шартре, Кельне. Средневековая литература.

Прекрасная Дама. Трубадуры. Героический эпос: «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола». Романы в стихах. Робин Гуд. Праздники и театральные представления. Менестрели. «Праздник дураков». Средневековый карнавал. Значение праздников для людей Средневековья. Обучение в средневековых школах. Учебные предметы. «Семь свободных искусств». Пьер Абеляр. Школяр. Появление средневековых университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Ректор. Бакалавр. Магистр. Обучение в средневековом университете. Лекции, диспуты. Студенческая жизнь. Колледжи. Ваганты - бродяги-студенты. Средневековая наука. Схоластика. Фома АквинскиЙ. Возрастание значения научного опыта в трудах Роджера Бэкона. Богословие. Алхимия. «Философский камень».

Сущность понятия «Возрождение». Возникновение культуры Возрождения. Зарождение идей гуманизма. Данте - предвестник Возрождения. «Божественная комедия». Литература раннего Возрождения. «Книга песен» Франческо Петрарки. «Декамерон» Джованни Боккаччо. Искусство раннего Возрождения. Творчество художников Джотто, Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло.

Тема 6. Страны и народы Азии и Америки (4 ч)

Хозяйство и быт монголов-кочевников. Хан. Темучин. Создание единого Монгольского государства Чингисхана. Курултай. Шаман. «Яса» - законы Чингисхана. Монгольское войско: построение, вооружение, дисциплина. Тумен. Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. «Последнее море». Завоевания монголов в Средней Азии и на Кавказе. Битва на реке Калке между монголами и объединенным русско-половецким войском. Походы монголов после смерти Чингисхан а. Монгольская держава. Последствия нашествия монголов для стран Азии и Европы. Причины распада Монгольской державы.

Китай - «Срединное государство». «Поднебесная империя» в Средние века. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Династии Тан и Сун. Монгольское завоевание Китая. Восстание тайной организации «Белый лотос» и начало правления династии Мин. Учения китайских мудрецов. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Государство в Китае. Император - «Сын Неба». Китайские чиновники и их

роль в управлении государством. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. «Книга трех иероглифов». «Книга тысячи иероглифов». Поэзия и живопись средневекового Китая.

Природа Японии и занятия ее жителей. Влияние природы на хозяйство и культуру Японии. Возникновение Японского государства. Ямато. Происхождение императорской власти. Время Великих перемен. Самураи, их моральный кодекс. «Бусидо» - «путь воина». Сэппуку (харакири). Сёгун. Захват власти сёгунами. Власть сёгуна и власть императора. Отражение монгольского нашествия. Влияние религии на культуру Японии. Взаимовлияние буддизма и синтоизма. Природа в японской культуре.

Природа Индии и занятия ее жителей. Варны и касты. Неприкасаемые. Влияние кастового строя на жизнь индийцев. Раджи и махараджи. Войско в средневековой Индии. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Особенности индийской общины. Гунны в Северной и Центральной Индии. Мусульманское завоевание Индии. Делийский султанат. Религиозная политика мусульманских правителей. Индуизм - языческая религия Индии. Влияние индуизма на индийскую культуру.

Заселение Американского континента. Индейцы. Подсечно-огневое земледелие. Государство индейцев. Значение понятия «доколумбова Америка». Города-государства майя. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Держава ацтеков. «Владыка всех людей». Империя сьтов Солнца - инков. «Единственный инка». Культурные и научные достижения инков.


Модуль 2. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к про изводящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, про живавшие на этой территории до середины 1 тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине 1 тыс. н.з.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи ­балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце 1 тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце Х - начале ХН века

Территория и население государства Руссская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами,

половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт.

Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность.

Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства:

Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине ХН - начале XlII века

Формирование системы земель - самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XlII-XIV веке

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое Ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в Ордынский период русской истории. Сергий Радонежский.

Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XlII-XV веках

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда.

Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти ХУ в. Василий Темный. Новгород и Псков в ХУ в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в право славном мире. Теория «Москва - третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви.

Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и Средневековье.


КОМПЕТЕНЦИИ


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного ,

воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять

структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную

информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных

достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результатыI, определять причины

возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО- ОРИЕНТИРОВАН- НЫЕ

Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

Умения составлять характеристику историческим

личностям, объяснять собственные оценки их действий по

защите своей родины, установлению тех или иных порядков;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать apгyмeнты, давать отзыв на

ответы других учащихся;

Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени пер во бытности на

ступень цивилизации в эпоху Средних веков;

Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и

событий эпохи Средних веков;

Умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение

историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

Относить разные средневековые народы и государства к различным цивилизациям Средневековья.

Различать в общемировой культуре крупные цивилизации, сложившиеся в Средневековье: христианский мир

(католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация,

дальневосточная цивилизация.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История» Личностные результаты:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному

поведению в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и

развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и Др.;

-активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

-способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную

принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной дея­тельности школьников и ведущих про­цедур исторического познания позво­ляет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объект­ных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:

  1. объяснительно-иллюстративный

  2. проблемный

  3. частично-поисковый

  4. наглядный

  5. беседа

  6. эвристический

  7. практический

В 6 классе учащиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до 16 века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хроно­логией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавли­вать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, рабо­та с фактами:

  • характеризовать место, обстоятель­ства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источни­ками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, опреде­лять местоположение историко-географических объектов;

  • проводить поиск необходимой ин­формации в одном или нескольких ис­точниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участни­ках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исто­рических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • соотносить единичные историче­ские факты и общие явления;

  • называть характерные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важ­нейших исторических понятий;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических со­бытий и личностей, изложенные в учеб­ной литературе;

  • определять и объяснять (аргументи­ровать) свое отношение и оценку наибо­лее значительных событий и личностей в истории.

7. Применение знаний и умений в обще­нии, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в обще­нии с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликуль­турной среде;

  • способствовать сохранению памят­ников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по по­иску и хранению памятников истории и культуры).


Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.


Примерные темы исследовательских и проектных работ для учащихся 6 класса

1) «Один день рыцаря»

2) «Путешествие в средневековый город»

3) «Как я участвовал в крестовом походе»

4) «Как я участвовал в Столетней войне».


Используемые УМК:

История России. 6 класс. Учебник. И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, Линия учебно-методических комплексов «История России» для 6­10 классов И. Л. Андреева, о. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.)

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Учебник. М. В. Пономарев, А. В. Абрамов, С. В. Тырин. Линия учебно-методических комплексов «Всеобщая история» для 5-9 классов С. В. Колпакова, М. В. Пономарева, В. А. Ведюшкина, А. В. Шубина и др.

Календарно - тематическое планирование



Тема урока

Элементы содержания

Вид деятельности ученика

д/з

Дата

план

факт

1

Введение

Исторические источники.

Понятие Средневековья

Характеризовать исторические источники. Называть временные

рамки Средневековья

Введ.




Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)

2.

Начало эпохи

Средних веков

Понятие «средние века».

хронологические рамки

средневековья.

Исторические источники.

Упадок античного мира.

Мир варваров. Гибель Западной Римской империи. Начало Средневековья

Называть периоды всемирной истории, хронологические

границы Средневековья; Объяснять происхождение термина

«Средние века»;причины и проявление кризиса античного мира;

Показывать на карте направления переселений варварских

племен и их вторжений на территорmo Римской империи;

рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье; раскрывать значение понятий «двуполье», «соседская община», «вождь», «дружина»; характеризовать последствия гибели Западной Римской империи для римлян и варваров

§1

1н с



3.

Варварские

королевства в

5-8 вв.

Франки: расселение,

занятия, хозяйственное и

общественное устройство.

Появление государства.

Король Хлодвиг.

Христианская церковь.

Монастыри.

Показывать на карте территории варварских королевств;

рассказывать об образовании варварских королевств на

территории Западной Римской империи, используя текст и

историческую карту учебника; объяснять причины усиления

Франкского государства, используя названия «Салическая

правда», «ленивые короли», «майордом», «римский папа»,

«династия Каролингов»

§2

12-

16.09


4.

Империя

Карла

Великого и его

распад

Карл Великий. Войны в

Италии и Испании.

Франкская империя и её

распад. Междоусобные

войны.

Составлять исторический портрет (характеристику) Карла Великого, используя информацmo учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения, за какие заслуги короля Карла называли Великим; показывать на карте направления походов Карла Великого и территорию Франкской империи; определять сходство и различие в управлении Франкским государством при Хлодвиге и Карле

§3

12-

16.09


5.

Новая волна

завоеваний

Норманны - варяги -

викинги. Под полосатым

парусом. «Ярость норманнов». Завоевание Англии. Нашествие венгров

Характеризовать занятия, общественный строй народов Северной Европы в раннее Средневековье; показывать на карте направления набегов и завоеваний норманнов в VIII-XI вв.;

§4

19-

23.09


6.


Культура средневековья в5-10вв.


Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.


раскрывать изменения, которые произошли в жизни норманнов и венгров в результате завоеваний

Раскрывать традиции варварских народов и наследие Античности в культуре европейского Средневековья;

объяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье; представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать суждения о них; рассказывать об образовании в средневековой Европе, опираясь на текст учебника; раскрывать значение понятий и терминов «святой», «монах», «пергамент», «миниатюра», «академия»; объяснять, какое влияние оказала христианская церковь на развитие культуры средневековья

§5

19-­23.09



Тема 2. Восточнохристианский мир (5 ч.)

7.

Византийская империя: между Европой и Азией


Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана; объяснять систему управления Византийской империи, используя информацию учебника; характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями; рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников, используя иллюстрации учебника; раскрывать значение понятий «василевс», «кодекс», «канон», «мозаика», «фреска»

§6


26­-30.09



8.


Южнославянские гос- ва в 6­11 вв.


Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Характеризовать занятия, образ жизни и религию славянских племен, опираясь на текст и иллюстрации учебника;

объяснять, как складывались отношения славян и Византийской империи


§7


26-­30.09



9.

Возникновение и культура ислама


Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен; раскрывать значение понятий «ислам», «мусульманин», «Коран», «шариат», «халиф»

§8


3 - 7.10



10.

Завоевания

арабов и

создание

Арабского

халифата

Завоевания арабов в Азии,

Северной Африке, Европе.

Распространение ислама.

Культура арабов. Культура

стран халифата

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний;

показывать на карте направления походов и завоеваний арабов;

характеризовать положение жизни народов, входивших в

Арабский халифат; называть причины распада Арабского

халифата; объяснять влияние ислама на культуру Арабского

халифата; характеризовать достижения арабской культуры и ее

вклад в развитие мировой культуры

§9

3 - 7.10


11

Обобщающий урок по теме «Складывание западноевропейского, восточнохристианского и исламского миров

Средневековья: характерные черты и особенности»


10-

14.10


Тема 3. Западноевропейское общество в XI-XV вв. (4 ч)

12

Феодальное

общество

Феодализм. Феодальная

лестница. Франция в IX - ХI

вв. Потеря королевской

властью значения

центрального

государственного органа.

Характеризовать основные черты феодализма, используя

понятия «феод», «феодал», «феодализм», «барщина», «оброю,

«натуральное хозяйство», «сословие»; объяснять, как происходил процесс превращения свободных крестьян в зависимых; рассказывать о сословном устройстве средневекового общества, используя текст учебника; называть причины, которые привели к феодальной раздробленности в Западной Европе

§10

10-14.10


13

Средневековая

церковь и

духовенство.

Христианизация Европы и

образование двух ветвей

христианства. Власть

духовная и светская. Католическая церковь.

Ереси. Кризис европейского

средневекового общества в XIV - ХУ вв.

Характеризовать роль христианской церкви в жизни средневекового общества; раскрывать причины и последствия раскола христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную); составлять и объяснять схему устройства католической церкви, опираясь на термины и понятия «духовенство», «иерархия», «папа римский», «кардинал», «епископ», «диакон», «аббат», «индульгенция»; рассказывать о еретических движениях и учениях, опираясь на термины и понятия «ересь», «еретик», «инквизиция»

§11

17-21.]0


14.

Рыцарство.

Замок феодала. Снаряжение

рьщаря. Развлечения

рыцарей. Правила

поведения рьщарей.

Рассказывать об образе жизни рыцарей, используя текст и иллюстрации учебника; характеризовать отношения между феодалами, используя понятия «феодальная лестница», «сеньор», «вассал»

§12

17-21.10


15

Третье сословие: крестьяне и горожане.

Крестьянское хозяйство.

Феодальная зависимость и

повинности. Крестьянская

община Возникновение

городов. Города - центры

ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии Городские сословия. Городское управление. Средневековые города- республики.

Объяснять положение, которое занимало крестьянское сословие

в феодальном обществе; рассказывать об образе жизни средневекового крестьянина, используя текст учебника и изобразительные материалы; характеризовать роль, которую играла крестьянская община в жизни средневековых крестьян; называть изменения, которые произошли в сельском хозяйстве после ХI В.; объяснять причины роста старых и возникновение новых городов в раннее Средневековье; составлять описание облика средневекового города, используя иллюстрации учебника и термины «ратуша», «бургомистр», «рыночная площадь», «собор»; характеризовать ремесленные цеха и купеческие гильдии, используя термины и понятия «устав», «мастер», «подмастерье», «учению, «шедевр», «ярмарка», «купец», «меняла», «ростовщик»

§13

24-

28.10


Тема 4. Международные отношения в средние века (5 ч.)

16.

Крестовые

походы

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены.

Борьба народов Востока

против крестоносцев.

Объяснять причины участия различных сословий в Крестовых

походах; показывать на карте направления Крестовых походов

и территории, захваченные крестоносцами; раскрывать особенности Четвертого крестового похода; высказывать оценочные суждения о последствиях Крестовых походов

§14

24-

28.10


17.

Реконкиста.

Государства

Пиренейского

полуострова

Мусульманская Испания.

Реконкиста. Образование

Испанского королевства.

Введение инквизиции в

Испании.

Рассказывать об освобождении христианами земель Пиренейского полуострова, используя карту и содержание учебника; определять сходство и различия кортесов с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии;

объяснять значение понятий «Реконкиста», «кортесы», «инквизиция», «аутодафе»

§15

8-13.11


18.

Балканы и Малая

Азия в 13-14 в.в.

завоевания турок

-османов. Гибель Византии и создание Османской

империи.

Балканские страны перед

завоеванием. Завоевания

турок-османов. Битва на

Косовом поле. Гибель

Византии. Османская

империя

Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи;

показывать на карте направления завоевательных походов турок-османов на Балканах; рассказывать об организации управления и армии Османского государства, опираясь на текст учебника

§16

8-3.11


19.

§17

15-

20.11


Тема 5. Западная Европа в XI-XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8 ч)

20.

Англия и Франция в 11­13 в.в.


Усиление королевской власти.Сословно-представи­тельная монархия; Генераль­ные Штаты. Первые успехи объединения. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Объяснять последствия нормандского завоевания Англии, опираясь на текст учебника; определять сходство и различие реформ Генриха II Плантагенета в Англии и Людовика IX Святого во Франции; раскрывать основные положения Великой хартии вольностей, используя материал источника; характеризовать значение созыва парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции, опираясь на информацию учебника; объяснять значение понятий и терминов «парламент», «хартия», «сословно-представительная монархия»

§18

15-20.11



21

Столетняя война


Причины войны и повод к ней. Положение крестьян во Франции и Англии.

Жакерия. Итоги и последствия Столетней войны.


Раскрывать причины и повод к войне между Англией и Францией, получившей название Столетней; характеризовать причины и итоги социальных выступлений во Франции (Жакерия) и в Англии (восстание Уота Тайлера), опираясь на текст учебника; давать характеристику Жанне д'Арк, объяснять, почему ее имя сохранилось в памяти поколений; рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после Столетней войны

§19

22­27.11



22

Германия и Священная Римская империя в 5-15 вв.

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов.


Раскрывать процесс образования Священной Римской империи, опираясь на информацию учебника; объяснять значение выражения «пойти в Каноссу» и указывать, с каким эпизодом борьбы германских правителей и римских пап оно связано

§20


22­27.11



23

Государство западных славян


Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.


Давать характеристику Яну Гусу, объяснять, почему его имя сохранилось в памяти поколений; характеризовать причины и последствия социального выступления в средневековой Чехии, используя термины «гуситы», «табориты»; раскрывать значение победы Польши и Великого княжества Литовского над крестоносцами в битве при Грюнвальде

§21


29.11­4.12



24

Итальянские государства


Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Образование централизо­ванных государств

Составлять развернутый план параграфа;

определять общее и различие в хозяйственном и политическом развитии итальянских государств в период Средневековья


§22


29.11­4.12



25

Искусство и литература в 11 - 13 в. в

Духовный мир европейского средневекового человека Культурное наследие Средневековья.

Раскрывать влияние христианской религии на искусство Средневековья; сравнивать романские и готические соборы, используя илтострации учебника; представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности; объяснять значение понятий и терминов «романский стиль», «готика», «трубадур», «витраж»; представлять описание произведений периода раннего Возрождения, используя текст и илтострации учебника, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения; объяснять особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода; высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества

§23

6-11.12



26

Образование и наука в 11 - 13 в. в.

Наука и образование. Техни- ческие открытия и изобрете- ния. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, ЖИВОПИСЬ. Предста вители Раннего Возрождения . Новое учение о человеке.

Раскрывать причины развития образования в средневековой Европе; рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах, используя текст учебника; выявлять отличия науки Средневековья от современной; объяснять значение понятий и терминов «университет», «бакалавр», «магистр», «диспуты», «схоластика», «алхимия»

§24

6-11.12


27

Обобщающий урок по теме «Западная Европа в XI-XV ВВ.: от расцвета к I закату Средневековья»


13­-18.12


Тема 6. Страны и народы Азии и Америки (4 ч.)

28

Монголы и их завоевания

Создание единого государства у монголов. Монгольское войско. территории Завоевания монголов в созданных ими государств; Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии и на Кавказе

Рассказывать о завоевательных походах монголов, показывать на карте направления завоеваний монголов и раскрывать причины военных успехов монгольского войска; объяснять значение понятий «хан», «курултай», «тумен»




13­18.12



29

Китай, Япония, Индия в средние века

Китай - «Срединное государство». завоевание Китая. Учение китайских мудрецов. Государство в

Китае. Китайские чиновники.

Поэзия и живопись Китая. Японское государство. Самураи. Захват власти сёгунами. Религия средневековой Японии

Характеризовать общественное устройство Китайского Монгольское государства в период Средневековья; объяснять систему управления, отношения власти и подданных в средневековом Китае; рассказывать о достижениях китайской

культуры в Средние века, используя текст и иллюстрации учебника; объяснять влияние природы на хозяйство и культуру Японии; характеризовать общественное устройство и положение

различных групп населения в средневековой Японии, используя

понятия «самурай», «сёгун»

§26

20­25.12



30

Государства -

доколумбовой

Америки

Заселение Американского

континента. Города- государства майя. Держава

ацтеков. Империя сьпюв Солнца

Называть и показывать на карте страны доколумбовой Америки; характеризовать общественное устройство и

управление государства ацтеков и империи инков; рассказывать о достижениях культуры народов доколумбовой Америки, используя текст и илтострации учебника

§27

11.01.-

15.01


31

Контрольная

работа




11.01.-15.01


Модуль 2. ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 1. Народы и государства Восточной Европы в древности.

32

Человек и

история

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России - история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником.

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и

Средних веков о видах исторических источников Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учителя для формирования

первичных представлений об основных этапах истории России

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности

на уроках истории

введе

ние

17-

22.01


33

Древнейшие

люди на

территории

Восточно-

Европейской

равнины.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны Народы на территории России до середины 1 т. до н.э. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Выделять особенности периодов древнейшей истории;

описывать орудия труда, жилища первобытного человека, его

занятия; характеризовать особенности родовой общины;

показывать на исторической карте древнейшие поселения на

территории России; рассказывать о верованиях древних тодей

§1

17-

22.01



34.

История

народов

Восточной

Европы в 1 тыс.

до н.э.- середи-

не 6 в. н.э.

Города-государства

северного Причерноморья.

Скифское царство. Тюркский

каганат. Хазарский каганат.

Волжская Булгария. Кочевые

народы степи

Сравнивать родовую и соседскую общины;

характеризовать центры античной цивилизации;

показывать на исторической карте центры античной

цивилизации, торговые пути

§2

24-

29.01


35.

Первые

государства на

территории

Восточной

Европы.

Прародина славян.

Образование племенных

союзов у восточных

славян. Финно-угорские

племена

Характеризовать жизнь и быт племен;

показывать на карте расселение племен

§3

24-

29.01


36.

Повторение

и контроль


Систематизировать исторический материал о народах и

государствах нашей страны в древности

Выполнять контрольные тестовые задания по истории (по

образцу ОГ3, в упрощенном варианте)


31.01-

5.02


Тема 2. Русь в 9 - пе(] вой половине 12 в.

37.


Образование

Древнерус- ского государства.

Рюриковичи. Новгород и

Киев - центры древнерус-

ской государственности.

Образование Древнерусского

государства.

Раскрывать предпосылки образования Древнерусского

государства; объяснять смысл понятий «Древнерусское

государство», «князь», «полюдье»; характеризовать

государственное устройство Древнерусского государства;

оценивать внешнеполитическую деятельность первых князей

§4


31.01-

5.02


§5

7-12.02


38.

39.


Русь в конце 10 -

первой половине

11 в. Становле-

ние государства.

Киевский князь Владимир

Укрепление государственных

границ. Введение христиан- ства на Руси. Церковь на Руси

Давать характеристику личности князя Владимира 1;

характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира l, давать оценку значения крещения Руси

§6


7-12.02

14-


19.02


40.

§7

41.


Русь в

середине 11 -

начале 12 в.

Княжеские усобицы.

«Самовластец Русской

землю). Русская Правда.

Международная торговля и

денежное обращение

Характеризовать личность князя Ярослава Мудрого;

оценивать роль церкви в жизни государства;

характеризовать положение сословий русского общества на

основе Русской Правды

§8


14-

19.02


42.

§9

21-

26.02


43.

Общественный строй Древней Руси.

Вечевое устройство.

Княжеская власть.

Свободное и зависимое население: люди, смерды,

холопы, рядовичи, закупы

Выделять особенности общественного устройства Древней

Руси; характеризовать положение разных групп населения

Древней Руси; раскрывать содержание терминов «тиун», «люди», «смерды», «холопы», «рядовичи», «закупы»

§10

21-

26.02




44.

Культура

Древней Руси

Становление древнерусской

культуры: фольклор, письменность, живопись

зодчество. Религиозно -

культурное влиянии Византии.

Формирование культуры Российского государства. Летописание.

Определять особенности культуры Древней Руси;

привлекать знания из курса истории Средних веков о развитии

культуры Византии и других стран;

описывать облик древнерусских городов

§11


28.02-

5.03



45.

§12

28.02-

5.03


46.

Контрольная

работа I



7-12.03


Тема 3.

Русь в середине 12 - начале 13 в.

47.

Начало удельно-

го периода.

Княжества

Южной Руси.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Политическая раздроблен-

ность Руси. Галицко-

волынское княжество

Объяснять смысл понятия «удельная раздробленность»;

обосновывать причины и последствия раздробленности;

показывать на исторической карте центры раздробленности;

сопоставлять оценки современников на причины и итоги

удельной раздробленности;

§13

7-12.03


48.

Княжества

Северо -

Восточной Руси.

Владимиро-Суздальское

княжество.

Давать характеристику личности Юрия Долгорукого

Оценивать деятельность князей в период расцвета Владимиро-

Суздальской Руси

§14

14-

19.03


49.

Боярские

республики

Северо -

Западной Руси.

Новгородская боярская

республика

Определять отличие управления Новгородской республикой от

других центров удельной раздробленности;

рассказывать о функциях вече, посадника, тысяцкого,

архиепископа, КНЯЗЯ

§15

14-

19.03


50.


Культура

русских

земель в 12-13

вв.

Своеобразие художественных традиций в русских землях и

княжествах в период культурного подъема в ХII -

начале ХIII вв. Монгольское

завоевание и русская культура.

Давать общую характеристику состояния русской культуры

в указанный период Выявлять особенности и характеризовать

достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе

с использованием регионального материала) Характеризовать

право славный храм как образ мира древнерусского человека

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации

об иконах и храмах ХН - начала ХН! в

§16

§17

28.03-

2.04


28.03-

2.04


51.

52.

Повторение и

контроль


Систематизировать исторический материал о развитии русских

земель в домонгольский период Характеризовать общие черты

и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять

контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном

варианте) Подводить итоги проектной деятельности


4-9.04-


Тема 4. Русские земли в середине 13 -14 в.



53.

Походы Батыя

на Русь.

Первый поход Батыя.

Второй поход Батыя

Давать характеристику Батыя; показывать на исторической

карте походы Батыя; анализировать и выводить суждения о

причинах поражения русских дружин в столкновениях с

монгольскими войсками; оценивать последствия монгольского

нашествия.

§18

4-9.04-



54.

Борьба Северо -

Западной Руси

против экспан-

сии с Запада.

Вторжение шведов и немцев

в Прибалтику. Невская

битва. Ледовое побоище.

Определять причины вторжения шведов и немцев в Прибалтику

и Новгородскую землю; рассказывать о Невской битве и

Ледовом побоище с помощью текста учебника, исторической

карты, дополнительной литературы; давать характеристику личности Александра Невского

§19

4-9.04-



55.


Русские земли

под властью

Орды

Образование Золотой Орды:

ее территория и население.

Государственное

устройство. Города,

культура и быт

Раскрывать особенности устройства Золотой Орды;

описывать культуру и быт Золотой Орды

Анализировать взаимоотношения Руси и Орды;

характеризовать повинности населения;

оценивать последствия ордынского владычества

§20


11-

16.04




56.

§21

11- 16.04



57.

Москва и

Тверь: борьба

за лидерство.

Русские княжества в XIV

в.Москва, Тверь. Восстание

в Твери. Иван Калита.

Показывать на исторической карте процесс объединения

русских земель; рассказывать о противостоянии Твери и

Москвы; характеризовать личность и деятельность Ивана

Калиты;

§22

18-

24.04



58.

Контрольная

работа


Систематизировать исторический материал о монгольском и

других нашествиях и их последствиях Характеризовать общие

черты и особенности развития Руси и Западной Европы

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной

деятельности


18-

24.04



Тема 5. Русские земли в 13 - первой половине 15 в.



59.

Начало объединения

русских

земель вокруг

Москвы.

Начало объединения русских земель. Москва - центр объединения Русской земли

раскрывать причины возвышения Москвы; определять роль церкви в процессе объединения русских земель Показывать на

исторической карте процесс объединения русских земель;

рассказывать о противостоянии Твери и Москвы;

характеризовать личность и деятельность Ивана Калиты;

раскрывать причины возвышения Москвы;

определять роль церкви в процессе объединения русских земель

§23

25- 30.04


60.

Московское

княжество в

конце 14-

середине 15 в.

Русь накануне Куликовской

битвы. Куликовская битва.

Нашествие Тохтамыша

Оценивать значение сражений русских войск и Орды на реках

Пьяне и Воже; рассказывать на основе текста учебника,

дополнительных исторических источников, исторической карты

о ходе Куликовской битвы; раскрывать значение Куликовской

битвы; давать характеристику личности и деятельности

Дмитрия Донского

§24

25-

30.04


61.

Соперники

Москвы.

Образование Великого

княжества Литовского.

Великое княжество

Литовское после Кревской

унии. Грюнвальдская битва

Определять особенности развития Великого княжества

Литовского в XHI - начале ХУ В.; выявлять особенности

взаимоотношений Русского государства и Литовского княжества;

рассказывать на основе текста учебника и исторической карты

о Грюнвальдской битве

§25

2-7.05


62.

Повторение и

контроль


Систематизировать исторический материал об изученном

периоде Характеризовать общие черты и особенности развития

Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГ3, в упрощенном варианте) Подводить

итоги проектной деятельности


2-7.05


Тема 6. Формирование единого Русского государства в 15 в.




63.

Объединение

русских

земель вокруг

Москвы.

Иван HI. Свержение

золото орд. ига. Завершение

объединения русских

земель вокруг Москвы.

Давать оценку личности и деятельности Ивана HI;

показывать на исторической карте рост территорий Московской

Руси; характеризовать государственное управление при Иване

HI; проанализировать положение крестьян по Судебнику 1497

г. проследить изменения в русском законодательстве с Русской

Правды до Судебника 1497 г.

§26

9-14.05


64.

Русское

гocyдарство во

второй половине

15 - начале 16 в.

Становление органов власти

Российского государства.

Судебник 1497 г.

Местничество.

§27

16-

21.05


65.

Русская культура в 14

- начале 16 в.

Особенности развития русской культуры. Развитие

ремесел. Просвещение и

литература. Общественная

мысль на Руси. Архитекту-

ра. Московский Кремль.

Живопись

Раскрывать особенности культуры русского народа в XIV-XV вв.; сравнивать позиции нестяжателей и иосифлян; рассказывать об архитектурных памятниках, используя их изображения, дополнительную литературу, ресурсы Интернета; составлять систематическую таблицу о развитии русской культуры XIV-XV вв

§28

16- 21.05


66.

§29



67.

Повторение


Систематизировать исторический материал об изученном

периоде Характеризовать общие черты и особенности

процесса образования единых государств на Руси и в Западной

Европе Высказывать суждения о значении наследия периода

объединения русских земель вокруг Москвы для современного

общества Выполнять контрольные тестовые задания (по

образцу ОГ3, в упрощенном варианте) Подводить итоги

проектной деятельности





68.

Контрольная

работа


Систематизировать исторический материал по истории Руси с

древнейших времен до начала XVI в.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с

древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГ3, в

упрощенном варианте)





69.

Работа над

ошибками




23-28/05



70.

Резерв




23-28/05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!