Рассмотрено на заседании МО Протокол №__ от «__» ____________2016 | Утверждаю Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ №__ от «__» _____________ 2016 |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории в 5 классе
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель первой квалификационной категории
Бондарева Наталья Ивановна
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов в 5 классе – 2 часа
Количество часов в год в 5 классе – 68 часов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015.
2. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015.
3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015.
Планируемые результаты
изучения учебного предмета
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основное содержание предмета
Что изучает история:
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.
Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.
Историческая карта.
Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика.
Россия - многонациональное государство.
Всеобщая история. История Древнего мира
Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.
Первобытное общество:
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения:
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток:
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные! познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммура- пи. Ассирийская держава.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.
Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир:
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим:
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Учебно – тематический план:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Что изучает история. | 3 |
2 | Жизнь первобытных людей | 5 |
3 | Древний Египет | 7 |
4 | Древний Восток | 12 |
5 | Древняя Греция | 21 |
6 | Древний Рим | 18 |
7 | Историческое и культурное наследие «Древнего мира» | 2 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока (тип урока) | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | Приме-чание |
план | факт |
1 | Введение. Что изучает история. | 1 | Мини-сочинение «Для чего нужно знать историю?» | 01.09. – 10.09 | | |
2 | Науки – помощницы истории | 1 | Записи в тетради | 01.09. – 10.09 | | |
3 | Древнейшие люди | 1 | § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины | 12.09. – 17.09 | | |
4 | родовые общины охотников и собирателей | 1 | § 2, вопросы, термины | 12.09. – 17.09 | | |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | | Задание в тетради | 15.09. – 24.09. | | |
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | | § 4, рассказ «Как первобытные земледельцы вырастили зерно» | 15.09. – 24.09. | | |
7 | Появление неравенства и знати | 1 | Задания в тетради | 26.09. – 01.10. | | |
8 | Счет лет в истории | 1 | Задания в тетради | 26.09. – 01.10. | | |
9 | Г осударство на берегах Нила (изучение нового материала) | 1 | § 6. Р. т., задания 22, 23, 25 | 03.10. – 08.10. | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте (комбинированный) | 1 | § 7. Р. т., задание 24 | 03.10. – 08.10. | | |
11 | Жизнь египетского вельможи (комбинированный) | 1 | Творческое задание: составить рас сказ от имени вельможи о том, как прошел его день. Р. т., задания 40—42 | 10.10. – 15.10. | | |
12 | Военные походы фараонов (изучение нового материала) | 1 | P. т., задания 27-30 | 10.10. – 15.10. | | |
13 | Религия древних египтян (комбинированный) | 1 | P. т., задания 31-33,43 | 17.10. – 22.10. | | |
14 | Искусство Древнего Египта (комбинированный) | 1 | P. т., задания 34-36 | 17.10. – 22.10. | | |
15 | Письменность и знания древних египтян (комбиниро ванный) | 1 | Творческое задание: составить рассказ об одном д не из жизни мальчика - ученика египетской школы; повторить §6-12 | 24.10. – 29.10. | | |
16 | Древнее Двуречье (изучение нового материала) | 1 | § 13. Р.т., Задания 46-48 | 24.10. – 29.10. | | |
17 | Вавилонский царь Хаммура- пи и его законы (комбинированный) | 1 | § 14. P. т., Задания 52-55 | 07.11. – 12.11. | | |
18 | Финикийские мореплаватели (комбинированный) | 1 | §15. P. т., задания 61-63. Творческое задание: записать слова финикийскими буквами | 07.11. – 12.11. | | |
19 | Библейские сказания (комбинированный) | 1 | § 16. P.T., задания 64, 65 | 14.11. – 19.11. | | |
20 | Древнееврейское царство (комбинированный) | 1 | § 17. Р.т., Задания 70-73 | 14.11. – 19.11. | | |
21 | Ассирийская держава (комбинированный) | 1 | § 18. Р. т., задания 76-78. Составить рассказ от имени одного из персонажей картины (с. 85) | 21.11. – 26.11. | | |
22 | Персидская держава «царя царей» (комбинированный) | 1 | § 19. Р.т., задания 79, 80 | 21.11. – 26.11. | | |
23 | Природа и люди Древней Индии (изучение нового материала) | 1 | § 20. Р.т., задания 83, 84 | 28.11. – 03.12. | | |
24 | Индийские касты (комбинированный) | 1 | § 21. Р.т., задание 85 | 28.11. – 03.12. | | |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций (урок изучения и первичного закрепления нового материала) | 1 | § 22. Р.т., задания 87, 88. Групповая работа: подготовить рассказ или «Встречу гостей в китайской семье» | 05.12. – 10.12. | | |
26 | Объединение Китая (комбинированный) | 1 | § 23. Р.т., задания 89, 90. Творческое задание: нарисо- вать эмблему одного из древневосточных государств | 05.12. – 10.12. | | |
27 | Контроль знаний по теме «Древний Восток» (применение знаний и умений) | 1 | Повторение пройденного, составление кроссворда | 12.12. – 17.12. | | |
28 | Г реки и критяне (изучение нового материала) | 1 | § 24. Р.т., задания 1-3 | 12.12. – 17.12. | | |
29 | Микены и Троя (урок изучения и первичного закрепления нового материала) | 1 | § 25. Р.т., задания 7,8 | 19.12. – 24.12. | | |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» (комбинированный) | 1 | §26. Р. т., задание 9 | 19.12. – 24.12. | | |
31 | Поэмы Гомера «Одиссея» (комбинированный) | | | 26.12. – 30.12. | | |
32 | Религия древних греков (применение знаний и умений) | 1 | §28. Р. т., задания 14, 15. Творческая работа: аппликации «Древнегреческие боги» или конкурс рисунков «Древнегреческие боги» | 26.12. – 30.12. | | |
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (изучение нового материала) | 1 | § 29. Р. т., задания 17, 18 | 16.01. – 21.01. | | |
34 | Зарождение демократии в Афинах (комбинированный) | 1 | §30. Р. т., задания 20,21 | 16.01. – 21.01. | | |
35 | Древняя Спарта (комбинированный) | 1 | §31. Р. т., задания 23,24 | 23.01. – 28.01. | | |
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей (комбинированный) | 1 | § 32. Р. т., задания 25-27. Опережающее задание: приготовиться к интеллектуальной игре | 23.01. – 28.01. | | |
37 | Олимпийские игры в древности (комбинированный) | 1 | § 33. Р.т., задания 29-31 | 30.01. – 04.02. | | |
38 | Греко-персидские войны(комбинированный) | 1 | §34. P. т., задание 33; сообщение о Фемистокле | 30.01. – 04.02. | | |
39 | Нашествие персидских войск на Элладу | | задание в тетради | 06.02. – 11.02. | | |
40 | В гаванях афинского порта Пирей (изучение нового материала) | 1 | §36. Р. т., задание 36 | 06.02. – 11.02. | | |
41 | В городе богини Афины (комбинированный) | 1 | §37. P. т., задания 35, 37, 43 | 13.02. – 18.02. | | |
42 | В афинских школах и гимнасиях (комбинированный) | 1 | §38. P. т., задание 38 | 13.02. – 18.02. | | |
43 | В театре Диониса (применение знаний и умений) | 1 | § 39. Р. т., задания38-40 | 20.02. – 25.02. | | |
44 | Афинская демократия при Перикле (комбинированный) | 1 | § 40. Р. т., задания41-43 | 20.02. – 25.02. | | |
45 | Города Эллады подчиняются Македонии (изучение нового материала) | 1 | §41. P. т., задание 46 | 27.02. – 04.03. | | |
46 | Поход Александра Македонского на Восток (изучение нового материала) | 1 | § 42. P. т., задания 47, 48. Творческое задание: историческое сочинение «Воспоминание участника походов А. Македонского | 27.02. – 04.03. | | |
47 | В Александрии Египетской (комбинированный) | 1 | §43. P. т., задание 49 | 06.03. – 11.03. | | |
48 | Контроль знаний по теме «Древняя Греция» (применение знаний и умений) | 1 | P. т. (2), задания 52-54 | 06.03. – 11.03. | | |
49 | Древнейший Рим (изучение нового материала) | 1 | §44. Р. т., задание 56 | 13.03. – 18.03. | | |
50 | Завоевание Римом Италии (комбинированный) | 1 | §45. Р. т., задание 57 | 13.03. – 18.03. | | |
51 | Устройство Римской республики (комбинированный) | 1 | §46. Р. т., задание 59. Творческое задание: сообщение о Ганнибале | 20.03. – 23.03. | | |
52 | Пунические войны (комбинированный) | 1 | §47. Р. т., задание 64 | 20.03. – 23.03. | | |
53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье (комбинированный) | 1 | §48. P. т., задание 63 | 03.04. – 08.04. | | |
54 | Рабство в Древнем Риме (комбинированный) | 1 | §49. P. т.,задания64-66 | 03.04. – 08.04. | | |
55 | Земельный закон братьев Гракхов (изучение нового материала) | 1 | §50. P. т., задания 67, 68 | 10.04. – 15.04. | | |
56 | Восстание Спартака (комбинированный) | 1 | §51. P. т., задание 70 | 10.04. – 15.04. | | |
57 | Единовластие Цезаря (комбинированный) | 1 | §52. P. т., задание 71 | 17.04. – 22.04. | | |
58 | Установление империи (комбинированный) | 1 | §53. Р. т., задание 85. Подготовить сообщения о римских императорах | 17.04. – 22.04. | | |
59 | Соседи Римской империи | 1 | Индивидуальные задания | 01.05. – 06.05. | | |
60 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | § 54, 55 | 01.05. – 06.05. | | |
61 | Первые христиане и их учение (комбинированный) | 1 | § 56. Р. т., задания 75, 76 | 08.05. – 13.05. | | |
62 | Расцвет Римской империи во II в. (комбинированный) | 1 | §57. Р. т., задание 77 | 08.05. – 13.05. | | |
63 | «Вечный город» и его жители (комбинированный) | 1 | §58. Р. т., задания 78, 82 | 15.05. – 20.05. | | |
64 | Римская империя при Константине. | 1 | § 59. Р. т., задания 81, 83 | 15.05. – 20.05. | | |
65 | Взятие Рима варварами (комбинированный) | 1 | §60. Р. т., задание 80 | 22.05. – 27.05. | | |
66 | Контроль знаний по теме «Древний Рим» (применение знаний и умений) | 1 | Р. т., задания 85, 86 | 22.05. – 27.05. | | |
67 | Историческое и культурное наследие Древнего Рима | 2 | | 29.05. – 31.05. | | |